Старая учительница

Наталия Ерецкая
Старая учительница.
Рассказ.

Старая – это так говорят.  Дело не в возрасте.  А в том, что она учила когда-то, после неё было много других учителей.
Приехали, предварительно созвонившись, повидаться.  Прикоснуться к своему прошлому и к себе в нём.  И уехать.
Она встретила их, стряхивая затрепетавшими ресницами подкатившие к глазам воспоминания, обнялись.  Теперь уже можно.

Раньше она была молодая, обаятельная, симпатичная, с острым носиком и глубоким взглядом серых детских глаз.  Когда её удивляли ученики, она вскидывала вверх ресницы и могуче-беспомощная природа этих самых глаз оказывалась незащищенной.  И ученики радовались, что они чего-то стоят.

Когда она смеялась, по её лицу прыгали солнечные зайчики, оторвавшись от окна, ухохатывались вместе с нею.

Как ученики любили эту строгую учительницу, манящую своей молодостью и творческой энергией, и ещё чем-то непонятным.  Они были в неё немножко влюблены и терроризировали для проверки, иногда просто так, или не понимая, что делали.

И вот перед ними возникла хрупкая весёлая она, одуванчик, с ничуть не потускневшими глазами, с худенькими ресницами и красивыми немолодыми руками с длинными пальцами с ногтями лодочкой.  Нежные замысловатые серёжки с жемчужинками тщательно были подобраны для этой встречи.  Они не помнили, носила ли она раньше серёжки, а то запомнили бы.

Аккуратненькая, с лёгким шиком одетая...  Стол был накрыт уже к их приходу, всего на нём было много и разного – готовилась с любовью.  Они ей были благодарны за это.
Возраста её они не почувствовали уже через несколько минут, будто и не было этих 25 лет разлуки.  Они рассказывали о себе.  Пили потрясающе вкусное вино, не водку, не коньяк, к которым привыкли, не шампанское, как по особым случаям, не пиво, как в будни, а вино.  И были счастливы.

Она слушала всех, распахнув глаза, вскинув вверх ресницы.  Да, казалось, что все их жизни на сегодняшний день удались, многого достигли, добились, каждый был героем и вышел живым из всех баталий.  И вот теперь всем было ужасно от этого весело.

Они спрашивали, как сложилась её жизнь.  Она отвечала на вопросы так же легко, как и они.  Она ждала их вопросов.  Её дети выросли, у них уже свои семьи.  Внуки намечаются, один уже есть.  Очень подвижный мальчик.  Добрый.  Ему два года.  Все заняты.  Конечно, видятся, ездят друг к другу.  Все работают.

- И вы?
- И я.
- Зачем?  Вам же уже будто и не надо уже?..  – замялись.  Не хотели
напоминать ей о её возрасте, о возможной будто бы пенсии.
- Пока не почувствую, что устала, в общем, созрела, работу не
оставлю.
- Помните, Вы когда-то говорили, что для учителя самый трудный
период, когда его перестают понимать ученики, а он их?  Они, мол, учителя раздражают, а он им кажется скучным с его никому не нужным предметом.  Вы говорили, это старость наступает, учительский климакс.  Надо бежать из школы, чтобы не стало хуже.  Потом комплексов не оберёшься.  Надо уходить вовремя.  У нас тогда как раз конфликт был с этой, биологичкой, как её?..
- Болеро! Болото Валерьевной...
- Богемой Валерьевной.
- Блаженой...
- Бажена – болгарское имя, - подсказала их учительница.
- Спасибо.  Она у нас недолго была, но занудиила!  Мы завяли в её кабинете,как цветы в нём же в горшках.
- Помню.  Её помню, что вы завяли, не помню, и что такое говорила,не помню.  Хотя может быть.
- Ну, дак вас ещё понимают ученики, а вы их?
- Ученики теперь другие.  И я другая.  Мои дети росли, приводили в нашу квартиру своих друзей, не давали расслабиться и потерять квалификацию.  А выросли, уехали, слишком резко, вот тогда расслабилась и всё перестала понимать и всех, скучала по шуму в доме.
- Ну с этим делом у вас всегда было хорошо, вас ведь не забывали ваши бывшие ученики?
- От бывших учеников другой шум, не такой, как от нынешних, да и я
их растила, а новых – не я.
- А кто?!!
- Не было плавного перехода.  Берите огурчики, и вот помидоры солёненькие.  Сама делала, по привычке.  А вообще, перестала.  Зачем, если можно купить?  Перестала допускать нынешних учеников до квартиры.  Подкармливать.  Пусть сами, им виднее.  Они мне стали неинтересны.
- Вот видите, значит...
- Значит, мне их меркантильность претила.  Потом сдалась.  Общаться, так общаться, чего уж там.  Нужно искать в человеке лучшее.
- Находите?
- Нахожу, куда денешься.  Выслушаю – и нахожу.
- Мы от этого Вашего «нахожу» лучше становились.
- Откуда вы знаете, что лучше?  Они, наверное, тоже, не знаю.  А может, и нет, это моя иллюзия, маленькая ложь себе, чтобы то, что я делаю, имело смысл.  Как же иначе?
- Но не верите?
- Верю!  Верю!  Потому что хочется верить.  Просто мудрость мешает. 
Но что с ней поделать?  Она неотвратимо приходит с годами, как и представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо.  Всё труднее себе изменять, теша себя надеждой, как в молодости было.  Неприятно сознавать, что молодость уходит, а с нею пофигизм, как вы говорили, и лёгкость преодоления всякого.  Уступать, идти на компросмисс всё труднее.  Махнуть рукой.Один раз махнул рукой, второй – оборачиваться не хочется: намахал. 
А с другой стороны всё равно ничего не изменишь.  У учеников среда, родители.

- Вас раньше это не очень волновало...  Вы нас как Фрэзи Гранд, из
пучины лодочку за верёвочку, папашу-министра  - интеллигентно, чтоб работал, а не давил авторитетом оценку нужную поставить, с него только оплата репетитора для его ребёнка требуется, ребёнка – из бани через дорогу в чём стоял за белу ручку к себе в кабинет – и через гипноз, будто Вы умрёте, если он школу бросит, - по мозгам...
И заканчивали с хорошими оценками, и в институты поступали...

- Может, это и есть старость, а?  Сначала я так и думала, потом поняла,
что мудрость – не старость.  Вот вы, учёные, делаете эксперименты, годы идут, а результаты отрицательные.  Но они есть!  Значит, нужно идти другим путём.  Разве вы сдались?  Потеряли веру?  Вы работали!
- О, да!  Все стали программистами – науки нет.  Художник должен быть голодным – формула устаревшая, все готовы кушать и вкусно кушать.  Деньги-товар-деньги, это кормит, а наука никому не нужна.  Только наука добычи денег.  Всё.
- «Каждый слышит, как он дышит, каждый дышит, как и пишет, не
стараясь угодить» или «угадать», - прошептала учительница.
- О!  Вспомнили!  Это было в прошлом веке.
-           Несколько десятилетий назад. 
- Знаете, как вы нам были нужны?  Не знаете.  Наши успехи – это и
ваши успехи, несмотря на ваши теперешние взгляды на жизнь.  Теперь мы вам нужны!  Как вы когда-то нам.  Для поддержки.  Чтобы каждый шёл своим путём. 
- Каким?  Не подставляйте воспоминания как кочку.  Я и так на ней стою, видите?  Ждала вас.  Чтобы перескочить болото, недостаточно  кочек за спиной, нужно их видеть рядом, впереди.  Которые ближе, ещё вижу, а дальше не знаю, есть ли.  Буду прыгать до последней.  Удастся ли на ней пересидеть паводок?
- А что, зайцы дождались!  За ними дедушка Мазай приплыл на лодке. Во-даёте, вы что в бога не верите?!
- В дедушку Мазая?

Помолчали.

- А я , - сказал один из учеников, сильно раздавшийся в грудной клетке
и животе, только глаза остались узнаваемыми, весёло-грустными, - я стихи никогда не мог запомнить, эти, ваши, классические, ну, « я помню чудное мгновенье», там, или «я вас любил, любовь ещё быть может»...   Зато другие запоминал сам не знаю, как, например:

«Подробной дроби уподоблен,
Апломба камерный престиж,
Живёт курчавый Глеб Оглоблин,
Владелец смуглых пассатиж...»

- Ой! Дальше не надо! – взмолилась учительница.
- А может, именно надо?
- И ещё...  Я всегда садился в нужный автобус, а ехал в противоположную сторону, а вы меня не ругали, за то, что я на уроки опаздывал.
- Ты на мои не опаздывал, в вашем классе они обычно были последними.

И начали вспоминать!  Воспоминания  обостряли зрение, чтобы увидеть завтра следующую кочку.



Р.С.
Когда ребята уехали, а их старая учительница наконец заснула, как младенец, луна освободилась от тучи и осветила стол в  комнате.  На столе лежал тетрадные листок.


?  ?  ?

Стирки, уборки, проверки тетрадей.
Всё это надо.  Всё это не глядя.
Быстро, и чётко, и деловито,
Портя характер. С улыбкой сердитой...

Мойки посуды, уборки, готовки –
Всё-таки лучше, чем кушать в столовке.
Чистая кухня и всё по местам
Жить не мешают душе и глазам.

Но когда сделано всё и расставлено,
Можно б коснуться чего-нибудь главного...
Только нет сил и пора, вроде, спать,
Завтра ведь вовремя нужно вставать.

Но непонятно, зачем это «завтра»,
Что в нём, чего не встречалось вчера?
Главное?..  Что это?  Писк комара
Где-то над ухом?  Нет, песенкой барда?
Что-то разбудит в тебе – и ура!?

Значит, ещё есть какие-то мысли,
В бочке души ничего не прокисло –
Чистая в ней дождевая вода.
Но на работу пора...
Детвора!  В школу!  Портфель!  Поскорей!
Выметайтесь!
Завтрак возьмите!  И, слышишь, поешь!

Впрыгнет в автобус.  Толкаясь, не каясь,
Ищет в толпе благотворную брешь...

Вот кабинет, ещё тихий и чистый.
Всё на местах.  Мел скрипит по доске.
Ну, всё готово.  Окошко искрится
Снегом.  Синичка дрожит на виске.

Нет, это жилка стучит в ногу с жизнью.
Снег за окном.  А в мечтах май и вишня
В белом наряде.  Летят лепестки.
Главное что? 
Из окна видна крыша.
Времени нет. 
Губы шепчут стихи...

Дверь распахнулась.  В ней ученики...
Главное снова над классом зависло...
-Здравствуйте! -
Топанье, стук и кивки.



  26-02-07 Н.  Ерецкая