2. 092. Уильям Голдинг

Виорэль Ломов
2.092 Уильям Голдинг
(1911—1993)


Можно вальяжно рассуждать о добре, о том, что оно спасет мир, подразумевая, что «мир» — это человек. Вот только спасет ли?

Можно жестко говорить о зле, имманентном самому миру. Это тем более не спасет, хотя, быть может, откроет человеку глаза в его душу.

«На протяжении моей жизни я не раз был потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом... Вот почему я и пишу со всей страстностью, на какую только способен, и говорю людям: «Смотрите, смотрите, смотрите: вот какова она, как я ее вижу, природа самого опасного из всех животных — человека», — сказал английский писатель Голдинг, не обольщавший себя надеждой, что человек, увидев в себе зверя, испытает стыд и очистится, как некий фильтр.

Скорее всего, писатель был уверен, что человек от осознания в себе зверя лишь испытает неуемную гордость и эйфорию самопознания. Ибо человек уже давным-давно отрекся от Бога и из Божьего дитя стал пасынком сатаны.

Уильям Джеральд Голдинг родился в городке Сент-Колам-Майнер (графство Корнуолл), в семье школьного учителя. Сочинять разные истории мальчик начал с семи лет. После окончания грамматической школы поступил в Оксфорд, в колледж Брэйзноз. Проучившись два года по профилю естественных наук, перешел на филологию и завершил обучение со степенью бакалавра искусств.

Дилемма «физики и лирики» позднее будет разрешаться в его произведениях противопоставлением рациональных людей людям религиозным.

Свою трудовую деятельность в Лондонском приюте для бездомных Голдинг начал, будучи автором сборника стихов, которые он позже назовет «худосочными творениями», и успешно продолжал ее, создавая в свободное время пьесы и ставя их в небольшом столичном театре. В них он исполнял и ряд ролей.

В 1939 г. Уильям женился на Энн Брукфилд, специалистке по аналитической химии, и перебрался с ней в Солсбери, где устроился преподавателем английского языка и философии в школу епископа Водсворта.

Всю Вторую мировую войну Голдинг прослужил в Королевском флоте, начав с матроса, а закончив командиром торпедоносца. После увольнения из флота Голдинг вернулся к преподавательской деятельности в Солсбери, а в свободное время изучал древнегреческий язык и писал романы. Продолжалось это больше восьми лет.

Война не зарубцевалась в душе писателя до последних его дней, определив главную тему творчества — раскрытие природы зла в человеке.

Это требовало от него не юмора и иронии, не сатиры и публицистики, а совсем иного инструмента, которым стал роман в форме мифа и притчи.

Четыре таких романа были отвергнуты всеми издательствами, пока, наконец, «Фабер» (двадцать второе по счету), не взялось опубликовать один из них, «Повелитель мух».

Роман стал в Великобритании бестселлером и разошелся тиражом более 20 млн. экземпляров. Книга завоевала невероятную популярность в Англии и США, а затем и во всем мире; Голдинг был избран в Королевское общество литературы.

Коллективная «робинзонада» группы английских мальчишек, оказавшихся на необитаемом острове, и, чтобы выжить, ставших строить некий социум, основанный на звериных инстинктах, — явилась откровением для всего «прогрессивного» человечества, давно мучимого вопросом: почему «культурный» человек, оказавшись вне цивилизации, мгновенно превращается в зверя?

Сия притча вызвала многочисленные критические споры, но большинство критиков, в конце концов, вынуждено было согласиться с Голдингом, что «в человеке больше зла, чем можно объяснить только давлением социальных механизмов».

Вслед за «Повелителем мух» увидели свет романы «Наследники», «Воришка Мартин», «Свободное падение», повесть «Чрезвычайный посол», а также пьеса «Медная бабочка». Все эти произведения различны по тематике, что соответствовало творческому кредо писателя: не повторяться в своих сочинениях.

В них Голдинг изложил свои мысли о судьбах человеческой цивилизации, о суетности и грешности жизни, о неизбежности морального падения при забвении библейских заповедей, о конфликте между религией и рационализмом, мифом и историей.

В 1961 г. Голдинг посчитал свою преподавательскую миссию завершенной и целиком посвятил себя литературе. Поселился с Энн и двумя детьми, Дэвидом и Джудит, в крытом соломой коттедже недалеко от Солсбери, писал, занимался древнегреческим, читал литературу по археологии, а для отдыха глаз садился за фортепьяно.

1960-е гг. были насыщены разнообразной деятельностью. Писатель читал лекции в университетах США; принял участие во встрече Европейского сообщества писателей в Ленинграде, после чего еще несколько раз посещал нашу страну, встречался с писателями, литературоведами, студентами; опубликовал два романа — «Шпиль» и «Пирамида», сборник эссе «Горячие врата», подготовил к печати три повести.

«Шпиль» — одно из самых интересных произведений Голдинга, кульминация его творчества. Главный герой романа, настоятель Джослин, в непоколебимой решимости украсить собор 400-футовым шпилем, дабы «вознести молитву в камне», возносит ее, невзирая ни на какие потери — жертвы, обман, убийство, невзирая даже на потерю самой веры. «Ничто не совершается без греха. Лишь Богу ведомо, где Бог», — то ли утешает себя перед смертью герой, то ли порицает.

После этой книги творчество писателя, несколько затормозив в 1970-е гг. из-за семейных проблем, развивалось по двум независимым направлениям — метафизическому (роман «Зримая тьма», горячо встреченный в США) и социальному (роман «Ритуал на море» — за него писатель получил главную английскую литературную премию Букера-Макконнела). Не забывал Голдинг и эссе — в 1982 г. вышел сборник «Движущаяся мишень».

В 1983 г. Голдингу была неожиданно для литературного мира (видевшего лауреатом Грэма Грина) присуждена Нобелевская премия по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

«Романы и рассказы Голдинга — это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, — сказал в свой речи представитель Шведской академии Л. Июлленстен, — это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия».

На упреки в пессимизме писатель ответил: «Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом... Тем не менее я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь... Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы».

После публикации в 1980-е гг. «Бумажных людишек» — романа об академической среде, и морского романа «Лицом к лицу» Голдингу за заслуги перед Англией было пожаловано рыцарское звание.

Написав третий морской роман «Огонь внизу» и завершив, таким образом, «Морскую трилогию», Голдинг в 1993 г. начал работу над новой книгой «Двойной язык», но не успел закончить ее. 19 июня 1993 г. он скончался от обширного инфаркта в своем доме в Перранаруортоле. Писателя похоронили на церковном кладбище близ Солсбери.

На протяжении творческой жизни Голдинг оценивался критикой по-разному. Большинство критиков считали его «самым интересным современным английским писателем».

На русский язык Голдинга переводили Е. Суриц, Б. Любарцев, И. Гурова, Ю. Здоровов, А. Глебовская и др.