2. 100. Габриэль Гарсиа Маркес

Виорэль Ломов
2.100 Габриэль Гарсиа Маркес
(1927 или 1928 - 2014)


В рассказе Маркеса «Самый красивый утопленник в мире» на морской берег выносит не тронутый тленом труп мужчины, громадного, как Пантагрюэль. Женщины очищают его от ракушек и тины, дабы совершить похоронный обряд — сбросить с прибрежных скал в море, как это принято у них в селении. Очистив, они поражаются красотой и мужественностью утопленника.

«По его лицу видно, что его зовут Эстебан», — говорит самая старая женщина. Далее на двух страничках повествуется о жизни этих женщин, их мужей, убогой жизни вообще. Текст звучит как молитва Богом забытых людей перед прекрасным лицом-иконой утопленника. Души женщин светлеют, в них пробиваются ростки иной прекрасной жизни…

Этот рассказ, как и все прочие произведения Маркеса, создан двумя волшебными палочками: фантастической реальностью и реальной фантастикой, — жизнью и воображением колумбийского писателя.

Габриэль Хосе Гарсиа Маркес родился 6 марта 1928 г. (по словам отца — 1927 г.) в банановом порту Аракатака (департамент Магдалена). Чета Маркесов, телеграфист Габриэль Элихио Гарсиа и Луиса Сантьяго Игуаран в поисках лучшей доли переехали в другой город, где позже родили еще пятнадцать детей, а первенца оставили на воспитание родителям матери.

Дом стариков был переполнен суевериями и народными поверьями, историями о призраках и привидениях. Бабушка Транкилина рассказывала внуку народные сказки, мифы и легенды, а дед Николас, полковник в отставке, таскал его в цирк, кино и вспоминал битвы молодости, когда Колумбия была в пороховом угаре гражданских войн.

После смерти деда восьмилетнего Габито отдали в школу-интернат в Барранкилле. В 1940 г. Маркес выиграл стипендию на обучение в иезуитской школе для одарённых учеников в городке Сипакира, недалеко от Боготы. Там он основал журнал «Литература» и впервые попробовал писать.

В девятнадцать лет по настоянию родителей юноша поступил в Колумбийский университет на юридический факультет. Прочитав «Метаморфозы» Ф. Кафки, загорелся сам создать что-нибудь эдакое; написал несколько стихотворений и рассказов. В боготской газете «Наблюдатель» опубликовал свой первый рассказ «Третий отказ», а потом еще десять.

В один из приездов к родителям Маркес был представлен 13-летней девочке по имени Мерседес Барча Пардо. Вскоре он сделал ей предложение. Та дала согласие, но с отсрочкой до окончания школы. Однако поженились они только через 14 лет. У них родились два сына.

В 1948 г. из-за беспорядков в стране университет закрыли, и Маркес переехал в Картахену, где устроился репортером в «Геральд». Затем перебрался в Барранкиллу, вступил в литературный клуб, увлекся Хемингуэем, Джойсом, Вулф, Фолкнером, Софоклом.

Через шесть лет Габриэль вернулся в столичный «Наблюдатель». В своих статьях вскрыл факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями. Разразился скандал. Редакция командировала Маркеса от греха подальше в Рим и Париж. Но газету вскоре закрыли. Маркес остался в Европе без работы.

К этому времени Маркес стал известным писателем. В 1955 г. он опубликовал повесть «Палая листва», в которой впервые появился небольшой город Макондо, главный житель которого — одиночество. Затем свет увидели рассказы, киносценарии, повесть «Полковнику никто не пишет», написанная еще в Париже в 11 вариантах — ее отдали в печать друзья писателя.

В 1958 г. Маркес нелегально посетил Колумбию, женился на Мерседес и вывез ее в Каракас, а затем в Гавану. Габриэль освещал события на Кубе, помог создать филиал новостного агентства Ф. Кастро в Боготе, Пренса Латина.

В 1962 г. появился сборник рассказов «Похороны Мама-Гранде». Друзья убедили Маркеса принять участие в литературном конкурсе «Эссо» в Боготе. Писатель с романом «Недобрый час» выиграл его. Книгу о фатальной связи насилия и одиночества издали в Мадриде. Редакторы изуродовали роман до неузнаваемости, так что автор отказался от него. В авторской редакции он вышел только через пять лет.

Пять следующих лет всё шло не шатко не валко, пока писатель не опубликовал в 1967 г. роман-притчу «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом П. Нерудой «величайшим откровением на испанском языке со времен «Дон Кихота».

Первое издание разошлось за неделю и вызвало настоящее «литературное землетрясение» (так определил это событие перуанский писатель В. Льоса).

За три с половиной года было продано более полумиллиона экземпляров, что для Латинской Америки стало сенсацией, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма.

Увы, эта эпоха, похоже, на этом романе и закончилась.

Макондо в романе предстал вековой историей Латинской Америки, судьбой шести поколений рода вечно одиноких Буэндиа, забывающих своих предков и обреченных быть забытыми своими потомками.

Синтез реального и ирреального позволил критикам определить стиль прозы Маркеса, как новое барокко или магический реализм.

На написание 1300 страниц рукописи ушло 18 месяцев затворничества, 3000 пачек сигарет, а также все средства. Писатель продал машину, заложил все, что можно было заложить, и задолжал больше 10 000 долларов.

Роман перевели на 24 языка; он получил премию Чьянчяно в Италии, был назван лучшей зарубежной книгой во Франции; стал одной из 12 лучших книг года в США; получил награду Ромуло Галлегоса и Ньюштадтскую премию.

Переехав в Барселону, писатель опубликовал там «Невероятную и печальную историю о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке».

Всестороннее исследование проблемы власти блестяще воплотилось в романе «Осень патриарха», опубликованном в 1975 г. В нем автор предложил читателям самим сделать выбор между порядком диктатуры и анархией демократии. Роман был плохо принят критиками, однако с годами к нему пристало определение «шедевр».

Следующий роман «Хроника объявленной смерти», новаторский по форме, повествующий об убийстве, по-разному воспринятом различными очевидцами, справедливо считается одним из самых блестящих и самых «магических» детективов современности.

В 1981 г. Маркеса наградили орденом чести французского региона, а на родине обвинили в финансировании партизанской группировки М-19. Писателю дали политическое убежище в Мексике.

На следующий год новый президент Колумбии Бетанкур пригласил Маркеса в Боготу и лично проводил его в Стокгольм для получения Нобелевской премии в области литературы.

10 декабря 1982 г. король Швеции Карл-Густав вручил Маркесу эту премию «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

При награждении было отмечено, что «Гарсиа Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации».

После этого Маркес опубликовал два романа: «Любовь во время чумы» и «Генерал в лабиринте». В 1990-е гг. писатель перенес несколько операций по удалению раковых опухолей в легких и лимфомы. Это были годы литературного затишья, хотя в 1994 г. и был напечатан роман «Любовь и демоны».

В 2000 г. Маркес написал стихотворение «Марионетка» — свое творческое завещание. Через два года издал первую книгу из запланированной биографической трилогии — «Жить, чтобы рассказать о жизни», ставшую в испано-язычном мире бестселлером.

Из публикаций этого века стоит отметить роман Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх», вышедший в 2004 г. Миллионный тираж улетел вмиг.

Ныне Маркес работает над пятой редакцией очередного романа о любви. С годами он не растерял свой пыл: «Если бы я не стал писателем, я хотел бы быть тапером в баре. Так я помогал бы влюбленным еще сильней любить друг друга».

В 2006 г. мэр городка Аракатака предложил переименовать поселение в Макондо. Более 90 % проголосовавших высказались за переименование, но город переименован не был, поскольку не был собран кворум.

Последние годы писатель жил в Мехико, бывал в Картахене и на Кубе, где виделся со своим другом Фиделем Кастро.

В 2012 г. в России был отмечен год Маркеса.

17 апреля 2014 г. в интернете появилось сообщение пресс-агента семьи Маркеса Фернанды Фамийяр о смерти писателя.

«Тысяча лет одиночества и печали из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою солидарность и соболезнования семье», — написал в Twitter президент Колумбии Хуан-Мануэль Сантос. Глава страны отметил, что "великие не умирают".

Маркеса на русский язык переводили М. Былинкина, А. Борисова, С. Сальникова, Н. Бутырина, Р. Рыбкин, А. Шишков, Л. Синявская, В. Столбов и др.


P.S. Из последних новостей (07.09.2015):

«Федеральное бюро расследований (ФБР) в течение 24 лет вело наблюдение за колумбийским писателем, лауреатом Нобелевской премии Габриэлем Гарсиа Маркесом, пишет The Washington Post со ссылкой на архивы ФБР, рассекреченные по запросу издания.

Досье на Маркеса было открыто в 1961 году, причина, по которой ФБР начало следить за писателем, не известна. Как отмечает газета, в то время Маркес помогал кубинскому правительству открыть кубинское информационное агентство Prensa Latina в Нью-Йорке. В последствии писатель стал другом кубинского лидера Фиделя Кастро. В отчетах ФБР говорится о том, что взгляды Маркеса были «прокоммунистическими» .

Старший сын Маркеса Родриго Гарсия рассказал изданию, что его отец вспоминал единственный случай, когда он заметил, что за ним ведется наблюдение: двое мужчин шли за ним по улице до самого дома и «переговаривались» свистом. Писатель решил, что они работали на кубинские власти или на ЦРУ. По словам сына Маркеса, по иронии судьбы, его отец был уволен из информационного агентства Кубы спустя несколько месяцев из-за того, что его взгляды были недостаточно радикальными.

«Мой папа не был коммунистом. На самом деле, он опубликовал несколько статей о своих путешествиях в социалистических странах, и о каждой из них отзывы были противоречивыми. Поэтому его не считали честным коммунистом, и он потерял работу. (...) Он никогда не принадлежал ни к какой политической организации», — заявил Гарсия».

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/55ecebf69a794789711ddbb6