Курс Осознанное управление жизнью. Структура

Евгений Медем
II
Всякое познание восходит к обобщениям и суммарным (комплексным) представлениям, чтобы с накоплением фактов не утонуть в деталях. Так и всякая учебная дисциплина опирается на определенный формализм, устойчивую структуру взглядов и положений, формирующих целостное представление о рассматриваемом объекте или явлении. Говоря об осмысленном управлении жизнью, нам надобно определиться с базовыми представлениями о жизни как таковой, о жизни человека как субъекта биологического, о жизни человека как субъекта духовного и о жизни человека как субъекта социального.
Излагаемые здесь воззрения на суть жизненных процессов исходят из системных представлений, определяющих необходимость и достаточность Божьего присутствия.
Надстоящая над человечеством система, которую мы называем Господь, создала материальную основу жизни и снабдила ее необходимыми ресурсами, организовала социальное сообщество избранных ею представителей тварного мира, привив им и духовное начало. Являясь по отношению к нам руководящей системой, она определила цель функционирования и снабдила свободой воли.
Попробуем обратиться к началам.
Бог создал Вселенную – мир мертвой материи с единственным свойством: быть, отражать и выполнять физические законы (всякие там гравитации, слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия). Так сформировалась и по таким законам развивалась система, называемая Вселенная.
Как известно, цель каждой системы лежит за ее пределами и формируется вышестоящей системой. Создавая Вселенную, Господь имел целью создать условия для жизни.
Тогда и там, где и когда эти условия сложились, Он вдохнул жизнь – что-то, возможно, помораковал с аминокислотами и создал живое. Принципиально живое от неживого отличается только свойством репродуктивности, способностью воспроизводить самое себя. Т.е. жизнь есть система существования популяций (систем) различимых особей, стремящихся продлить свое существование в чреде поколений, овладевая при этом максимально возможным пространством.
Подчеркнем для любителей объяснения появления жизни случайностью: жизнь с есть система систем, реализующая замкнутый цикл использования материальных ресурсов. В жизни на Земле растения потребляют минеральные вещества, создавая простые органические, животные потребляют органические вещества, создавая сложные и разнося семена растений, дробянки расчленяют органику до минеральных. И все это многократно дублировано – Господь задолго до наших конструкторов знал пути построения надежных систем из ненадежных элементов. Круг замкнулся, и это не случайность, а взвешенный творческий акт. Без этого живое исчерпало бы изначальный ресурс и вымерло.
Какую же цель имел в виду Господь, создавая жизнь? Я вижу только одну: создание условий для человека. Когда эти условия сложились, Господь взял подходящий конструктив, наиболее гармонично вписывающийся в жизненные процессы – этим оказались приматы, подправил кое-что в хромосомах и сотворил человека по образу и подобию своему.
Подобие заключается в приданном человеку свойстве продуктивности, творения, создания того, чего не было и что неочевидно. А образ Свой он привил человеку вложением души: способности ощущать добро, справедливость, истину, милосердие и любовь.
Отсюда человек получил два вектора устремлений:
- как тварное существо – жить в тепле, сыте и не без особи противоположного пола;
- как духовное и творческое существо – быть услышанным и понятым («счастье это когда тебя понимают»).
А какова надсистемная цель создания человека?  Я вижу ее только в том, что с развитием энергетики, кинематики и информатики человечество настолько приблизится к всемогуществу, вездесущности и всеведению, что станет равновеликим Господу субъектом для общения и сотрудничества/соперничества. Вот так, не больше, не меньше!
По общим воззрениям каждая система содержит подсистемы:
- операционную;
- обеспечивающую;
- управляющую;
- обслуживающую.
Операционная подсистема тварной системы выполняет целевую функцию жизни – размножение, взращивание и воспитание потомства.
Обеспечивающая подсистема создает энергетические условия функционирования всех подсистем, поставляя им энергию в той форме, в какой они могут ее использовать. Эта подсистема вырабатывает энергию за счет преобразования материи или усваивает ее непосредственно из внешних источников.
Управляющая подсистема осуществляет информационное взаимодействие элементов системы между собой и с внешней средой, обеспечивает преемственность наследных признаков особей от поколения к поколению, обуславливает реакцию системы на внешнюю обстановку по широкому спектру параметров.
Обслуживающая подсистема осуществляет кинематическое взаимодействие подсистем с внешним миром и между собой, реализует перемещение особей в жизненном пространстве и освоение (захват) нового пространства.
Образно говоря, энергетика, информатика и кинематика и есть три кита, на которых зиждется жизнь как форма существования во времени и пространстве популяции различимых особей.
Миропознание как постижение Божьего промысла (ибо ничто не суть видимо или сокрыто, познано или ищется, что не было бы промыслено Господом) по содержанию есть освоение природы, свойств и возможностей энергетики, информатики и кинематики для использования на нужды человечества. Управление жизнью в этой сфере заключается в служении индивиду и обществу в потребительском смысле, развитии промышленных технологий и производстве материальных благ.
Управление жизнью возможно, ибо как мироздание, так и человеческое общество устроены Господом объективно, т.е. пронизаны присущими (вложенными Богом) внутренними законами строения и взаимосвязи, статики и динамики взаимодействия. Человек приближается к своей божественно сущности по мере постижения и освоения этих законов.
Путь реализации Божьего замысла (творить Волю Его в стяжании вездесущности, всемогущества и всеведения, любви и милосердия) заключается в служении людям в самом широком смысле этого слова, развитии общественных институтов и свобод.
«Существую, ибо мыслю» сказал философ. Человек живет, чтобы думать: как философ – о вечном, как прагматик – о насущном, как художник – о красоте, как поэт – о возлюбленной, как менеджер – о намеченном, как судья – о содеянном, как святой – о ближнем. И еще приличествует думать о той чреде событий и судеб, которая привела к твоему именно появлению в этой жизни, и о том, как продлить эту цепь, а не оборвать и не завести в тупик.
Божьи законы мироздания, которые мы называем законами природы, человеку дано постигать по мере необходимости и возможности. Их открывают и вводят в оборот ученые мужи, называя своими именами (законы Ньютона, Гука, Ома и др.). Это почитается научно-техническим прогрессом, который ускоряется от века в век, от года в год.
Социальные, общественные законы также постигаются вначале великими философами и моралистами, и с трудом вводятся в практику общественной жизни великими реформаторами и духовными лидерами. Однако общественный прогресс идет не столь поступательно и весьма отстает от научно-технического, что создавало (и создает) опасность самоуничтожения человечества в погоне за удовольствиями, богатством, властью в угоду эгоизму и гордыне.
Поэтому установления нравственные и общественные, в силу их исключительной важности для выживания и процветания человечества, Господь дал людям сразу в действенном виде, чтобы они не вымерли или не истребили друг друга, пока истины любви, милосердия, нестяжания, добронравия и честности проникнут в их умы. Господь вразумил человечество, ниспослав ему заповеди-предписания, заповеди-запреты и заповеди блаженства. Это не прямое изложение социальных законов, которые сложны и внутренне противоречивы, а система ограничений и предпочтений, соблюдение которых гарантирует устойчивое и позитивное развитие человеческого общества.
Наше жизненное служение восходит по ступеням: себе, семье, роду, стране, человечеству и, в конечном, высшем смысле – Творцу. Отсюда всякое принесение вреда тем же субъектам жизни есть преступление перед человечеством (если оно кодифицировано законодательством) или грех (если законодательство о том умалчивает, а заповеди Господни и людские понятие правды, честности, справедливости и свободы вопиют). Неустранимые результаты греха (которые мы называем Божьей карой) неизбежно наступят. И никто не считает наших грехов – они говорят сами за себя, проявляясь в объективной реальности материального и духовного мира. Только по милосердию Создателя латентный период  проявления последствий нашей греховности довольно велик, что дает возможность компенсировать их благими действиями других людей или прикрыть раскаянными поступками самого грешника.
В рамках управления жизнью плодотворно пользоваться центральным принципом системного подхода: каждая система структурируется на подсистемы и сама является частью вышестоящей системы. При этом цели функционирования и критерии эффективности подсистемы нижнего уровня устремлены на цели систем вышестоящего уровня, и так до самой верхней всеохватывающей системы, которую называем Богом.
Та же системная вложенность присуща процессам принятия решения, которые сопровождают нас всю жизнь. Поэтому во всех разделах нашего учебного курса, явно или не явно, в тексте или контексте, в строках или между строк должна просматриваться типовая цепочка процедур принятия решения:
- уяснение задачи, включая показатель достижения цели (целевую функцию) и его желаемое (заданное, достижимое) значение;
- анализ возможного противодействия или сопротивления (среды, соперника, противника) и последствий невыполнения задачи с оценкой рисков и предельных усилий;
- анализ собственных ресурсов (возможностей) и относительно потенциала противодействия (сопротивления), возможностей привлечения дополнительных (сторонних, внешних) ресурсов;
- выбор способа выполнения задачи (достижения цели) из анализа и оценки возможных вариантов (альтернатив) опять же с оценкой рисков;
- для принятого способа действий определение частных целей и задач (подцелей и подзадач) с распределением ресурсов (времени, технических средств, материалов, финансов, производительности др.) между этими целями и задачами;
- составление согласованного план-графика выполнения подзадач (достижения подцелей).
И по той же схеме идет принятие решений для выполнения выявленных здесь подзадач и подцелей вплоть до элементарных действий, ибо, повторяю, при системном подходе все есть система, содержащая подсистему и сама являющаяся частью вышестоящей системы. Эту методологическую схему желательно прописать во вводной части, чтобы не повторять в каждом разделе и каждом пункте.  Отметим, что для повседневных, типичных действий это метода реализуется автоматически (подсознательно) за счет многократной повторяемости.
Пример: задача «Дойти вовремя до автобусной остановки»: ресурс – время и личные усилия, критерий – успел/не успел, частные задачи – шаг за шагом, частные критерии – не попасть в лужу, не толкнуть женщину с ребенком, разойтись со встречными, безопасно пройти улицу, распределение – ровно идти, замедлиться или ускориться при встрече/обгоне, встать/пробежать при переходе.
Это частная цель в задаче «Успеть на работу», а та – в «Выполнить производственный функционал (со своей схемой действий), а та – в «Достичь карьерных целей», «Заработать зарплату и премию», а та – в «Обеспечить жизненные потребности», «прикопить на каприз», а та – в «Получить радости жизни», «продемонстрировать и продвинуть свой статус», а та – «Развить понимание о долгой и счастливой жизни», «прожить долгую и счастливую жизнь». Отмеченная цепочка решений и действий принадлежит слою трудовой деятельности. Параллельно-последовательно существуют и осуществляются аналогичные цепочки в других слоях жизни: быт, чувства, пристрастия, общественная и государственная деятельность и т.д., и т.п. Но путь: «цели – критерии – возможности – риски – альтернативы – подзадачи – ресурсы – координация» остается методически тем же.
 Отсюда также следует, что совершенные действия и пройденные пути определяют диапазон последующих направлений и возможностей. С юных лет не стоит обольщаться возможностью что-то коренным образом изменить и поправить. Во все времена приобщали слабых духом ко всякого рода «запретным плодам»: курению, пьянству, наркотикам осуществляется именно возможностью попробовать и, при желании, отступить. Все эти посулы эксплуатируют иллюзию возврата  – мол, если что не так, захотим и бросим. Однако само вступление на такой путь чревато необратимыми последствиями: формированием пристрастия, ослабеванием волевого начала, изменением психики и жизненной мотивации. Как говорит народная мудрость, посеешь поступок  – пожнешь привычку, посеешь привычку  – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.
Эта иллюзия возврата неоднократно смущает нашу волю и нравственность: дескать, сейчас как-нибудь, а уж потом, когда шибко надо будет, я и напрягусь, и постараюсь и проявлю принципиальность… Но не бывает «потом», жизнь идет каждую секунду, она здесь и сейчас, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому «завтра» не будет заново, а только как продолжение и следствие «сегодня».
Время (а с ним жизнь) не движется по кругу, а летит вперед, ничто не повторяется и не возвращается, каждый наш поступок, каждое принятое решение как бы переводят стрелки на жизненном пути: соврал  – свернул, украл – свернул, ударил женщину – свернул, сквернословил – свернул, выпил – свернул и т.д. Отсюда и результат: «Другою улицей прошел, ее не встретил, не нашел», как поется в известной песне. Поэтому «склоняться или устоять» означает «сворачивать или не сворачивать» с достойного, перспективного, праведного пути. И этот поворот, как правило, необратим. Моральные изъяны и нравственные потери практически невосполнимы, их может обратить только исповедь с глубоким раскаянием и духовный подвиг, сопряженный с постом и молитвой.
Такова, на мой взгляд, методическая основа курса "Осознанное управление жизнью", ось которого составляют разделы «Личность», «Семья», «Труд», «Общество», «Улица».
Ниже представлена укрупненная структура рассматриваемого курса, наполнение которой будет в последующем продолжено.

УКРУПНЕННАЯ СТРУКТУРА КУРСА.

ВВЕДЕНИЕ:
- жизнь как система;
-                …
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ:
- состав и классификация жизненных процессов;
-                …
ЛИЧНОСТЬ:
- здоровье, личностные психофизиологические показатели и их становление;
-                …
СЕМЬЯ:
- семейные потребности (включая культурные), действия для их удовлетворения;
-                …
ОБЩЕСТВЕННОПЛЕЗНЫЙ ТРУД (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УЧЕБА):
- роль и место человека в труде, трудовом коллективе;
-                …
ОБЩЕСТВО:
- роль и место человека в социуме;
-                …
УЛИЦА:
- взаимопонимание и предсказуемость – основа комфортного ощущения в случайной обстановке;
-                …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: справедливость, честность, истина, счастье как цель и результат осознанного управления жизнью.