1. 102 Валентин Саввич Пикуль

Виорэль Ломов
Валентин Саввич Пикуль
(1928—1990)


Сегодня в ходу словечко «реально». «И он мне реально поверил», — слышишь на каждом углу. Хоть и дичь, а имеет прямое отношение к литературному творчеству.

Заставить читателей «реально поверить» своим сочинениям — главная задача всех литераторов, которая, однако, по плечу только отмеченным печатью Сказочника. Особенно когда речь идет о воскрешении истории и исторических личностей. Ведь их надо не только вытащить из бездны и оживить, а еще придать им тот облик, который хоть и туманно, но сформировался в сознании граждан.

Это с блеском умел делать Валентин Саввич Пикуль, одной своей фамилией интриговавший многочисленных поклонников, а либеральных критиков приводивший в ужас своей гордостью за историю нашего Отечества.

«Патриотизм — это страстное до ярости чувство своей огромной Родины, за которую человек готов драться и отдать жизнь» — с этим соглашается каждый, у кого Родина одна. 500-миллионный тираж произведений писателя говорит о том, что согласных с ним много. Гораздо больше тех, кого Пушкин вынес за скобки русской культуры как людей, для «коих все равно: бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить все русское — были бы только сыты».

Будущий писатель родился 13 июля 1928 г. в Ленинграде, в семье Саввы Михайловича Пикуля, выходца из дворянского рода Панафидиных, давшего российскому флоту 13 блестящих морских офицеров, и Марии Константиновны, урожденной Капениной, из крестьян.
В 1940 г. семья переехала в г. Молотовск (ныне Северодвинск). Там Валентин занимался во Дворце пионеров в кружке «Юный моряк», на следующий год сдал экзамен за пятый класс и с матерью поехал на каникулы к бабушке в Ленинград. С началом Великой Отечественной войны выехать из Ленинграда они не успели, пережили блокадную зиму, а затем по «Дороге жизни» выбрались в Молотовск.

Дистрофия и цинга едва не свела подростка в могилу. Поправившись, Валентин в свой 14-й день рождения сбежал из дома в школу юнг на Соловках. Там он узнал, что стал сиротой. Мать умерла, а отец, комиссар батальона морских пехотинцев, погиб в боях за Сталинград.

Курсанты, приняв присягу, занимались по 10—12 часов в сутки. С них спрашивалось как с взрослых бойцов. Пикуль получил специальность — рулевой-сигнальщик. Все выпускные экзамены он сдал на пятерки и при распределении, как отличник боевой и политической подготовки, выбрал Северный флот и эсминец «Грозный», конвоировавший караваны с поставками по ленд-лизу и охотившийся за немецкими подлодками.

На корабле юнга освоил профессию штурманского электрика, и в 1945 г. стал командиром боевого поста. На берег бравый моряк сошел в брюках клеш, с орденом Отечественной войны 2-й степени и тремя медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и с характеристикой: «Юнга В.С. Пикуль способен на совершение необдуманных поступков».

Пикуля направили в Ленинградское военно-морское училище. После первого курса он был демобилизован за «нехваткой знаний». С пятью классами ему угнаться за курсантами, имевшими образование 7—9 классов, было немыслимо.

После училища юноша мыкался в поисках куска хлеба, работал начальником отдела в водолазном отряде, в пожарной части, перепробовал много других работ, жил в беспросветной нищете, пока не решил заняться самообразованием и… литературой. Валентин начал посещать литературный кружок и объединение молодых писателей при Ленинградском отделении СП.

В начале 1948 г. Пикуль отнес свою первую повесть «На краю земли» в редакцию журнала «Звезда». Там ее завернули.

После немалых мытарств Пикуль напечатал в 1950 г. в альманахе «Молодой Ленинград» рассказы «На берегу» и «Женьшень», а через четыре года и первый роман о пережитом в войну — «Океанский патруль». Хотя читатели и критика встретили роман благожелательно, и автора за него приняли в СП, Пикуль позже открещивался от него.

Десять лет писатель искал свой «нерв» в литературе, работал как проклятый, без праздников, выходных и отпусков (он так работал всю жизнь), метался между стихами и рассказами, между историей русского Севера и историей России, которая, в конце концов, и стала главной темой его сочинений.

Исторических материалов писатель за свою жизнь собрал более 11 000 томов. Оставшиеся после его смерти архивы огромны.

По словам третьей жены писателя Антонины Ильиничны (с первой, Чудаковой Зоей Борисовной, Пикуль развелся, а вторая, Вероника Феликсовна Чугунова, умерла в 1980 г.), издание одного только каталога галереи по истории русского портрета и портретной картотеки писателя займет не менее десятка томов.

Первый исторический роман Пикуля «Баязет», повествующий об обороне Баязетской крепости в годы русско-турецкой войны 1877—1878 гг., вышел в свет в 1961 г.

Для читателей, тепло принявших роман, это была прямая ассоциация с подвигом Брестского гарнизона в 1941 г.

В следующем году был опубликован «маленький роман» «Париж на три часа». Тогда же писатель переехал в Ригу, в которой остался на всю жизнь. Уже первыми своими романами молодой писатель возродил в наших читателях «чувство Родины», которое к тому времени бойко размывали «шестидесятники».

А потом в свет вышли удивительно (по сегодняшней терминологии) «энергетические» произведения писателя, которые, действительно, давали читателю огромный заряд гордости за свое Отечество: «На задворках великой империи», «Из тупика», «Моонзунд», «Битва железных канцлеров».

С триумфом были приняты романы писателя о России XVIII в.: опубликованный в журнале «Звезда» (1971) «Пером и шпагой», посвященный возрождению России в середине XVIII в. от кошмарного сна «бироновщины»; «Слово и дело» (1974) — о времени Анны Иоанновны и Бирона; «Фаворит» (1984) — о Екатерине II и Г. Потемкине.

«Документальную трагедию» «Реквием каравану PQ-17» (1980) Пикуль посвятил подвигу Северного флота. Этот роман пользовался особой любовью нашего народа. За несколько лет тиражи перевалили за 3 млн. экз.

Неоднозначно был принят критикой роман «Нечистая сила» о «распутинщине», который вдова писателя считает «краеугольным камнем в понимании и в познании характера, творчества, да и всей жизни Валентина Пикуля».

По утверждениям родственников и знакомых, после опубликования этого романа писатель был жестоко избит, а по личному распоряжению М. Суслов за ним был установлен негласный надзор.

У писателя жизнь была как детективный роман. Несмотря на бешеную популярность, издавали его с боем, около года он скрывался от властей — его прятали моряки Северного флота, много натерпелся он в Латвии и за свою русскость.

В романный цикл сложились книги о драматических событиях русско-японской войны под общим названием «Оборона»: «Богатство», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Каторга». Пикуль создал уникальный жанр мини-романов — исторических миниатюр о людях, внесших ощутимый вклад в историю России, «в которых биография личности спрессована до предела выразительности». Он написал (иногда миниатюру за ночь) 164 миниатюры по 10—12 стр. каждая.

Всего прозаик создал 22 исторических романа, не считая повестей, рассказов, очерков — более 600 а.л.

В 1980-е гг. писатель находился в пике популярности. Для красоты словца, его не раз сравнивали с Дюма-отцом, упуская из виду, что Дюма писал о «локальной» мести и отваге индивида, а Пикуль — о становлении Российского государства и патриотизме русского народа. К тому же французу неплохо помогали Маке и др. «рабы», а Пикуль всю жизнь сам находился в добровольном рабстве у двух своих Муз: Клио (истории) и Каллиопы (эпической поэзии).

И еще одно принципиальное отличие.

«Если ты хочешь жить настоящей жизнью, то ешь, пей и проживай деньги, ибо работать целые дни на деревянном стуле или в кожаном кресле, в лаборатории или в лавке — это не жизнь» — это Дюма.

«Я мерил жизнь томами книг» — а это Пикуль, который часто свои гонорары и премии тратил не на пух и прах, а отдавал нуждавшимся.

Так, Государственную премию РСФСР им. Горького за роман «Крейсера» он передал жертвам Спитакского землетрясения; премию Министерства обороны за роман «Из тупика» — рижскому госпиталю, где лечились воины-«афганцы»; гонорар за роман «Фаворит» — в Латвийский фонд мира…

Последний роман, над которым работал писатель до последних дней — «Барбаросса», посвященный событиям Второй мировой войны, остался не завершенным. Валентин Саввич также собрал материалы к роману «Аракчеевщина», замыслил романы о балерине А. Павловой — «Прима»; о художнике М. Врубеле — «Демон поверженный»; о старшей сестре Петра I — Софье — «Царь-баба»…

Увы, смерть оборвала тугой канат его непростой жизни. 16 июля 1990 г. писатель скончался на чужбине, в г. Рига.

Награжденный при жизни двумя орденами Трудового Красного знамени и орденом «Дружбы народов», небывалой читательской любовью, Пикуль и после смерти остался в нашей памяти своими книгами, а также «пароходами», улицами, библиотеками и даже планетой Пикулия (Т4174), открытой в 1982 г.

Министерство обороны учредило премию его имени за лучшее произведение на военно-патриотическую тему; писатель в 1996 г. посмертно избран действительным членом Петровской академии наук и искусств, а в 1998 г. занесен в листы памяти Золотой Книги Санкт-Петербурга (за № 0004).