Чемал

Алифтина Павловна Попова
Чемал

В июле 2009 года я путешествовала по Горному Алтаю. «Путешествие расширяет кругозор и делает внутренний мир человека богаче и краше», –  есть такое мнение. На Алтае мы с сестрой отдыхали в одном из санаториев, в Белокурихе, но поехала я в Чемал одна. Сестра после учёбы проходила практику, а потом и жила в этих местах, поэтому много алтайских красот она уже видела.

 Ехала я по Чуйскому тракту в Чемал вместе с другими экскурсантами,  любовалась из окна автобуса красотой причудливых гор, бурными потоками алтайских рек. Очень много легковых машин встречалось на дороге. «Дымят – гудят моторы в такт. Дорога, как артерия.… Меня уносит Чуйский тракт от суеты и кутерьмы – я попадаю в сказку….  И вдоль реки, в чудесный край бежит-спешит дорога. И вот уж золотой Алтай раскрыл свои чертоги», – сквозь шум мотора доносился голос экскурсовода. Это она всю дорогу читала нам свои стихи наизусть.

Водитель автобуса делал остановки в больших населённых пунктах. Экскурсовод знакомила нас с их историей и рассказывала о жизни народов, населяющих эти места, рассказала о том, кто проектировал дорогу и,  кто прокладывал Чуйский тракт.  Поразило то, что прокладывали его только зеки в присутствии военных, охранявших их. От голода и непосильного труда полегло их тут очень много, и покоятся их тела по обочинам дорог в большом количестве. Водители мчатся мимо на большой скорости, не зная, благодаря кому имеют возможность побывать в этих местах.

Мы выехали из Белокурихи утром и приехали в Чемал к 13 часам. В посёлке ничего примечательного я не нашла, о чём можно было бы рассказать. Группа экскурсантов прошла мимо торговых рядов. На прилавках было много сувениров. Поглазев на них, все прошли дальше. Экскурсовод вела нас к Православному храму. Он расположен на маленьком острове, который называется  Патмос. Он находится  посреди зелёных вод красавицы Катуни. Скалистый островок был освящён 9-го августа 1855 года, стал местом уединённой молитвы. 

   Это место связано с жизнью и деятельностью Святителя Макария Алтайского. Я узнала о том, что окончив с успехом Духовную Семинарию, он двадцатилетним юношей по призванию ушёл на Алтай служить делу проповеди Евангелия.  В 1861 году прибыл иеромонах Макарий (Невский) в Чемал. Простым послушником, учителем начал он своё многотрудное поприще во спасение своих любимейших алтайцев. Он боролся с их невежеством, лечил немощи, и духовные, и телесные, выучил алтайский язык в Чемале, чтобы общаться с местными жителями.

   Верхом на коне или на лодке по рекам объезжал Макарий поселения алтайцев с проповедью о едином Боге, о сотворении мира, о назначении человека. Лечил больных, исповедовал, крестил, заботился о школах, писал исповедальные росписи, метрики, вёл разные журналы. Во время поездок и обед, и ужин, утренний и вечерний чай составляли одно кушанье: кирпичный чай с сухарями – сухари с чаем.

   Святителя Макария при жизни называли Апостолом Алтая и Сибирским Столпом Православия.  Макарий (Невский) был возведён в сан архимандрита в 1883 году, в 1884 году – хиротонисан во епископа Бийского, с 1891 года – епископ Томский. А в 1912 году указом императора Николая Александровича архиепископ Томский Макарий был назначен на Московскую кафедру с возведением его в сан Митрополита Московского и Коломенского.

   На протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую бы высоту ни поставил его промысел Божий, Макарий всегда стремился в родной для него Чемал, чтобы уединится на любимом Патмосе.

Трудами московского фотохудожника В. Н. Павлова в конце 90-х годов на остров Патмос был перекинут подвесной мост через реку Катунь, а к весне 2000 года был построен на острове Православный храм, перед образами которого и я вознесла свою молитву к Богу.