1. 089. Александр Александрович Фадеев

Виорэль Ломов
Александр Александрович Фадеев
(1901—1956)


Главным костровым хрущевской оттепели и горбачевской перестройки выступила рафинированная советская интеллигенция, страшно далекая от «простого» человека, от его дум и забот. Пламенные сталиноборцы вместе с грязной водой выплеснули и младенца — страну, народ, названный ими «совком», и многих лучших его представителей, которых они не стоили и мизинца — Н. Островского, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, А. Фадеева... (Мы говорим здесь только о писателях.)

Простота хуже воровства, а неблагодарность хуже предательства — ладно бы среди ниспровергателей советского прошлого и гонителей великих писателей были бы безвестные литераторы с периферии советской культуры, но среди них оказалось немало обласканных советской властью и «лично товарищем Сталиным».

Однако не о них сейчас речь — им не место в этой книге. Мы говорим о том, кто категорически не принял иезуитскую выходку Хрущева — об Александре Александровиче Фадееве, ошельмованном Первым секретарем на ХХ съезде КПСС, извратившим его облик, заслуги и дела и объявившим его алкоголиком.

Писатель через два с половиной месяца покончил с собой, не вынеся обвинений разнузданной толпы «шестидесятников», среди которых немало было тех, кому он помогал и кого спасал, будучи на посту генерального секретаря СП СССР.

В 1990 г. было опубликовано предсмертное письмо Фадеева от 13 мая 1956 г. в ЦК КПСС.

Вот выдержка из него: «Литература — этот высший плод нового строя — унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от «сатрапа» Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды. Жизнь моя, как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей».

Увы, эти люди не выполнили даже последней просьбы писателя.

Будущий писатель и общественный деятель родился 11 (24) декабря 1901 г. в селе Кимры Тверской губ. в бедной семье ссыльного народовольца Александра Ивановича Фадеева и фельдшера Антонины Владимировны, урожденной Кунц (из обрусевших немцев). Одаренный ребенок в 4 года самостоятельно выучил азбуку и начал читать Д. Лондона, М. Рида, Ф. Купера. Тогда же он стал «сочинять» самые невероятные истории.

В 9 лет мальчик поступил во Владивостокское коммерческое училище, с 13 лет зарабатывал себе на жизнь репетиторством и частными уроками. К тому времени Саша стал лучшим учеником училища, членом литературного кружка, получившим за свои стихи и рассказы первые «литературные» премии. Сблизившись с большевиками, Фадеев вел агитационную работу среди учащихся и сотрудничал в большевистской газете «Красное знамя».

В 1919 г. Александр, к этому времени член РКП(б), не закончив 8-го класса, ушел воевать за власть трудящихся на Дальнем Востоке. Там его знали больше под именем Булыга. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов, в составе Красной Армии против атамана Семенова. В бою под Спасском был ранен. Как член X съезда РКП(б) участвовал в штурме мятежного Кронштадта (1921), где едва не погиб; был награжден орденом боевого Красного Знамени.

С тяжелым ранением Александр несколько месяцев пролежал в госпитале, прочитав за это время «горы всяких книг, начиная от произведений утопических социалистов и заканчивая Лениным и Блоком».

После демобилизации в звании комиссара бригады молодой человек поступил в Московскую горную академию, но со 2-го курса его направили на партийную работу вначале в Краснодар, затем в Ростов-на-Дону, где он работал в газете «Советский Юг».

В 1922—23 гг. Фадеев создал первые свои произведения — повесть «Разлив» и рассказ «Против течения». Через два года, начав работать над своим первым романом «Разгром», Александр принял решение стать профессиональным писателем.

«Разгром» (1927) стал одним из лучших романов эпохи. В авторе романа некоторые критики увидели «красного Льва Толстого», но надо заметить, что «Разгром» вовсе не о «красных» и «белых», не о политике и о братоубийственной войне, а, как верно заметил В. Сердюченко — это экзистенциальный роман, появившийся задолго до французских.

«Некий отряд сражается с неким врагом, — пишет критик, — терпит поражение, бежит, уничтожается. Но кто действительный, настоящий враг бойцов отряда? Следуя метафизической романной логике — их человеческие слабости. К концу романа они разгромлены, разгромлен и сам отряд. Этот «метафизический» сюжет работает в романе сильно и точно, как английский замок».

К сказанному остается добавить, что этот замок не закрывает от читателя дверь в яростный и прекрасный мир, а лишь открывает.

«Разгром» принес молодому писателю славу и признание. Гражданской войне посвящен также неоконченный роман Фадеева «Последний из удэге» (ч. 1-4, 1929—40). Из-под пера прозаика вышло также немало очерков и статей, посвященных вопросам развития литературы.

Писатель с юных лет проявил не только выдающиеся способности литератора, но и организатора новой литературы. Молодой разрушенной и безграмотной стране нужны были именно «инженеры человеческих душ», и Фадеев стал главным инженером советской литературы.

Уже в 23 года Александр Александрович — один из организаторов Северокавказской ассоциации пролетарских писателей, в 25 — один из руководителей РАПП, в 33 — заместитель председателя оргкомитета Союза писателей, член правления и президиума Союза писателей СССР.

Дальнейший путь Фадеева в руководстве СП был звездным: в 1939—1944 гг. — он секретарь СП, в 1946—1954 — генеральный секретарь и председатель правления СП, в 1954—1956 — секретарь правления; член ЦК ВКП(б) и ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР. Писатель был награжден двумя орденами Ленина, медалями.

Фадеева недаром называли «писательским министром».

На этом посту писатель оказывал многим коллегам неоценимую помощь. Так, оставшемуся без копейки денег опальному М. Зощенко он выделил из фондов СП матпомощь, принял деятельное участие в судьбе многих литераторов (Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др.).

Фадеев пользовался огромным авторитетом у Сталина, который не раз встречался с ним и даже пригласил его к себе домой, где в узком кругу отмечал свое 60-летие. Люди, близко знавшие писателя, много писали о его мужестве и бесстрашии не только на войне, но и при встречах с вождем, на которых ему не раз пришлось отстаивать свои взгляды.

Вот, например, свидетельство Е. Долматовского: «Поднят был вопрос о награждении писателей орденами, руководителей Союза спрашивали, кого они считают достойными. Петр Павленко потом, уже при фронтовых встречах, восхищенно рассказывал, как Александр Александрович с побагровевшим от волнения лицом вдруг сказал Сталину, что некоторые поэты и прозаики поставлены под подозрение, а у других репрессированы родственники. Сталин сурово молчал, но не отводил предложенные Фадеевым кандидатуры. Так некоторые писатели, и я в их числе, оказались в Указе и получили ордена, что было для нас не только полной неожиданностью, но и временным спасением от надвигающихся на нас бед, хотя эта награда не могла ничего изменить в общей тяжелой обстановке».

В годы Великой Отечественной войны Фадеев в качестве корреспондента газеты «Правда» и Совинформбюро объехал ряд фронтов. О трех месяцах пребывания в блокадном Ленинграде писатель написал очерк «Ленинград в дни блокады»». Побывав под Ржевом, опубликовал «Изверги-разрушители и люди-созидатели» (о зверствах фашистов в Калининской обл.). В очерке «Боец» Фадеев рассказал о Герое Советского Союза стрелке Я. Падерине, повторившем подвиг А. Матросова…

Осенью 1943 г. писатель выезжал в освобожденный от врагов г. Краснодон, где собирал материал, позднее легший в основу романа «Молодая гвардия». Роману предшествовала статья «Бессмертие». В 1942—1944 гг. Фадеев был главным редактором «Литературной газеты».

В 1945—1946 г. писатель написал пронзительный роман о подвиге подростков и их мучительной гибели в фашистских застенках — о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия». Книга была удостоена Сталинской премии СССР, но через год из-за беспощадной критики «сверху, сбоку и снизу» ему пришлось переписать роман, внеся в него «роль партии».

Вторая редакция 1951 г. стала канонической, и долгие годы изучалась в школах. В 1950-е гг. вышел сборник статей и публицистики писателя — «За тридцать лет». Последний творческий замысел Фадеева — роман о современности «Черная металлургия» остался незавершенным. В посмертную публикацию в «Огоньке» вошло 8 глав.

В последние три года Фадеев от невозможности что-либо изменить в своей и общественной жизни (а для него это были два равноценных понятия) страдал бессонницей, выпивал (как и большинство русских писателей).

13 мая 1956 г. на своей даче в Переделкино он застрелился из револьвера, оставшегося у него со времен Гражданской войны. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фадеев был женат дважды — на Валерии Анатольевне Герасимовой и на актрисе МХАТ Ангелине Иосифовне Степановой.

Произведения Фадеева инсценированы и экранизированы, переведены на многие иностранные языки.