1. 085. Леонид Сергеевич Соболев

Виорэль Ломов
Леонид Сергеевич Соболев
(1898—1971)


О писателе можно судить по тому, какие вещи он создал сам и что ценил в произведениях других писателей.

Наиболее ярко творчество Л. Соболева представлено тремя его вещами — романом «Капитальный ремонт», сборником фронтовых очерков и рассказов «Морская душа» и повестью «Зеленый луч», а отношение писателя к собратьям по перу (и, кстати, его самого) прекрасно иллюстрирует отзыв о К. Станюковиче. «Первооткрывательство… Станюковича состоит в том, что он во всей жизненной правде показал то особое и удивительное человеческое существо, которое именуется русским моряком — будь это матрос или адмирал… Станюкович любил образ корабля, легко несущийся по голубой глади океана под ровным, постоянным пассатным ветром, надувающим его многоярусные паруса. Не так ли и литературный талант его, наполнив свои паруса вечным океанским ветром, верным спутником молодости, вышел на безмерные просторы времен, сам не заметив, где перешел он таинственную грань между забвением и бессмертием, подобно тому как идущий в дальнем плавании корабль не замечает меридианов, пересекаемых им?.. И все еще идет полным ветром его корабль под белыми парусами, чистыми и незапятнанными, как чиста и незапятнанна была совесть этого примечательного русского писателя. И счастливы будут те из нас, современных морских писателей, чьи книги угонятся в океане времен за этим белоснежным кораблем, несущим на палубе вечно живые образы русских матросов и офицеров».

Будущий писатель-маринист и подвижник русской советской литературы родился в Иркутске в небогатой дворянской семье отставного капитана артиллерии Сергея Филипповича Соболева, участника русско-турецкой войны (1877—1878), 8 (21) июля 1898 г. С детства мальчику была привита любовь к русской литературе, особенно к Пушкину и Гоголю. А еще он бредил романтикой моря. Эти две страсти — литература и море остались у него на всю жизнь.

После переезда в Петербург Леонид учился в Третьем Александровском кадетском корпусе, затем в годы Первой мировой войны в знаменитом Морском училище, старейшем в России. Боевое крещение комендор получил в Моонзундском сражении (1917), где русской эскадрой была разгромлена германская флотская группировка.

В 1918 г. Соболев перешел на сторону Красной армии, был участником Ледового похода, кронштадтских событий, в 1928 г. был назначен помощником начальника оперативного отдела штаба БФ.

Соболев всегда находил время для чтения и сочинительства. Еще в корпусе Леонид был одним из редакторов рукописного журнала «Родина», в котором помещал свои первые рассказы; в 1926 г. он впервые выступил в печати с очерком «Ленин в Ревеле». Написав «в стол» приключенческий роман «Лавина», начинающий прозаик стал публиковать свои рассказы, очерки, пародии, юморески на флотскую тематику в журнале «Краснофлотец», где заведовал отделом сатиры и юмора.

В 1931 г. писатель ушел в отставку и посвятил себя литературной работе. Соболев был не только талантливым писателем, но и незаурядным организатором, вследствие чего ему не раз доверяли ответственные в писательском мире посты. Так он стал оргсекретарем Ленинградско-Балтийского отделения Литературного отделения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

Прошел год и увидел свет роман писателя — «Капитальный ремонт», фабулу которого можно найти в одном из ранних его рассказов «Историческая необходимость». Это произведение — о буднях «острова плавающей стали», линкора «Генералиссимус Суворов Рымникский», на который в 1914 г. прибыл гардемарин Юрий Левитин, «о людях, которые и в страшных условиях не перестали быть людьми».

Действие разворачивается на главной базе русского Балтийского флота в Гельсинфорсе (ныне Хельсинки). Линкор олицетворял собой царскую империю перед неизбежным революционным взрывом, и Левитину предстояло сделать выбор «с кем быть». Выход романа совпал с важным моментом в жизни страны — с развернутым строительством боевых кораблей и созданием океанского флота.

Книга, опубликованная в московском журнале «Знамя», сделала писателя знаменитым не только в нашей стране, но и за рубежом. «Читательский успех «Капитального ремонта» был поистине оглушительным… Что же обуславливало столь широкий и долгий читательский успех роману? Ответ бесспорен — морская романтика. Несомненно, это было новым явлением в русской литературе» (С. Семанов). Критика также приняла сочинение на ура.

К 1938 г. «Капитальный ремонт» издали 16 раз, перевели на языки народов СССР, выпустили в ряде стран Европы и США. В отечественной литературе, посвященной морякам и морю, эта книга и по сей день лучшая. А еще она «зарядила» несколько поколений юношей на служение морю и подготовила (без преувеличения) блестящие морские кадры, которые проявили себя в годы войны с самой лучшей стороны.

Стоит особо отметить, что сочинения Соболева были любимыми на флоте. Очень часто их издавали карманным форматом — для удобства читателей-моряков.

Соболев принял деятельное участие в подготовке Первого всесоюзного съезда советских писателей, на котором выступил с яркой речью: «Партия и правительство дали советскому писателю решительно все. Они отняли у него только одно — право плохо писать».

Совершив поездку в Среднюю Азию и Казахстан, писатель занялся переводом с казахского на русский язык эпопеи «Путь Абая» М. Ауэзова, в соавторстве с которым в 1941 г. он написал трагедию «Абай». Позднее Соболев напечатал свой труд «Эпос и фольклор казахского народа», несколько статей об Абае и Джамбуле.

В 1936 г. Соболев участвовал в дальнем учебном походе на подводной лодке Черноморского флота; в 1939 — в боях с белофиннами. Этим событиям посвящены рассказы писателя «Рождение командира», «Валенки», «В камнях» и др.

В годы Великой Отечественной войны Соболев работал военным корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления ВМФ. Побывав в центре ожесточенных боев — в Таллине, Одессе, Севастополе, Новороссийске, писатель опубликовал во фронтовых газетах множество очерков, рассказов и корреспонденций («Поединок», «Черная туча», «Батальон четверых», «Воспитание чувств» и др.).

Два месяца Соболев провел в осажденном Севастополе, написав о защитниках города книгу «Морская душа», за которую был удостоен Сталинской премии (1943). Автор обратился с просьбой к Сталину — передать премию на постройку торпедного катера «Морская душа» для моряков Черноморского флота.

«Так Соболев стал «крестным отцом» дивизиона капитан-лейтенанта Николая Сипягина, который высаживал близ Новороссийска отряд десантников морской пехоты майора Цезаря Куникова, захвативший плацдарм, вошедший в историю как Малая земля».

С этой книгой связан беспрецедентный случай в газетной практике: в «Правде» всю «Морскую душу» перепечатали рядом с сообщением Совинформбюро о начале контрнаступления под Сталинградом.

В 1944 г. Соболев создал несколько очерков, посвященных освобождению Крыма и Севастополя: «На торпедных катерах», «Возмездие», «На Южном берегу», «Севастополь» и др. Уже после войны (1954) вышла его повесть «Зеленый луч».

В 1958 г. на Первом съезде писателей РСФСР Соболев, как один из организаторов Союза, был избран его председателем. Писатель проделал колоссальную работу, объездив всю Россию и создав региональные писательские организации, что, несомненно, повлияло на приход в литературу новых дарований: А. Вампилова, В. Распутина и др.

В 1962 г. к 11 главам «Капитального ремонта» писатель добавил еще 4. Увидели свет также его книги «Свет победы», «Ветер времени», «На главном курсе» и др.

В 1968 г. Соболеву было присвоено звание Героя Социалистического труда; писатель являлся депутатом Верховного Совета СССР, членом Президиума Верховного Совета СССР; был награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом «Знак Почета», медалями.

В последние годы Соболев жил в Переделкино. На верхнем этаже дома была построена округлая веранда, похожая на капитанский мостик. Там стоял большой письменный стол. Вдохновительницей трудов Леонида Сергеевича на протяжении многих лет была его жена и «Неизменный друг», — Ольга Иоанновна (Ивановна) Михальцева-Соболева, создатель и режиссер литературного театра в Ленинграде.

Заболев раком желудка, Соболев мучился страшными болями, и в 1970 г. оставил свой пост. Операция не помогла, и 17 февраля 1971 г. Леонид Сергеевич застрелился из охотничьего ружья. Невзирая на завещание, где Соболев просил развеять его прах над морем, похоронили писателя на Новодевичьем кладбище.

P.S. Недоброжелатели Соболева утверждают, что де писатель военной поры — совсем не то, чем он был в пору довоенную, мол, блистательный «Капитальный ремонт» он «тиснул» у кого-то из своих коллег, а его военные рассказы «так себе».

Не станем обсуждать «капитальную» прозу писателя, посмотрим на малую. Откроем «Морскую душу», наугад любой эпизод. Скажем, «Воробьевскую батарею» — о зенитной батарее Героя Советского Союза Воробьева, в последний раз закрывшую собой дорогу к Севастополю.

«Фашисты бросили на нее огромные силы. Самолеты пикировали на батарею один за другим. Дымные высокие столбы разрывов закрывали собой все расположение батарей. Но когда дым расходился и дождь взлетавших к небу камней опускался на землю — из пламени и пыли вновь протягивались вдоль травы острые, длинные стволы зениток, и снова точные их снаряды разбивали фашистские танки.

Наконец орудия были убиты. Они легли, как отважные воины, — лицом к врагу, вытянув свои стройные изуродованные стволы. Батарея держалась теперь только гранатами и ручным оружием краснофлотцев.

Как дрались там моряки, как ухитрялись они держаться еще несколько часов, уничтожая врагов, что происходило на этом клочке советской земли, остававшемся еще в руках советских людей, — не будем догадываться и выдумывать.

Пусть каждый из нас молча, про себя прочтет три радиограммы, принятые с воробьевской батареи в последний ее день:

«12-03. Нас забрасывают гранатами, много танков, прощайте, товарищи, кончайте победу без нас».

«13-07. Ведем борьбу за дзоты, только драться некому, все переранены».

«16-10. Биться некем и нечем, открывайте огонь по компункту, тут много немцев».

И четыре часа подряд била по командному пункту исторической батареи двенадцатидюймовая морская береговая. И если бы орудия могли плакать, кровавые слезы падали бы на землю из их раскаленных жерл, посылающих снаряды на головы друзей, братьев, моряков — людей, в которых жила морская душа, высокая и страстная, презирающая смерть во имя победы».