50 оттенков серого рецензия

Вероника Троянова
50 оттенков серого – книга, произведшая некий фурор в сфере современной прозы. Она шумела даже, пожалуй, громче произведений Паланика или Буковски. Зная примерное содержание и направление книги, я долго не решалась ее прочитать, а впоследствии с опаской и недоверием подходила к каждой главе. Закончив не очень приятное чтение, я так и не разобралась в своем отношении к данному произведению.  Решила, выплеснув свои мысли на вордовский листочек, мне станет немного понятнее.
Бывают такие книги, которые тебе нравятся, а которые нет, и ты буквально с первых страниц понимаешь, будешь ли ты читать эту книгу или поставишь обратно на полку. Знакомство с  эротическим жанром у меня началось именно с  «50 оттенков серого». Я не знала, чего ожидать и каким эмоциям я поддамся в ходе прочтения произведения. На начальных парах чувства были двоякие: я не была уверена, что книга мне нравится, меня смущал ограниченный словарный запас, не смотря на то, что главная героиня филолог, от ее лица ведется повествование, но, тем не менее, из предложения в предложение я снова натыкалась на замыленные фразы и очевидные размышления; с другой стороны, я вчитывалась в книгу, будто моя не очень смышленая подруга рассказывает очередную сплетню – очень хотелось узнать, чем может закончиться эта «катавасия». Я пыталась «подружиться» с главными героями, понять их сущность, примерить их образы к современному миру и, возможно, найти некоторое сходство с людьми, которых я знаю. Я со всем усердием старалась импонировать главной героине, сопереживать ей, но, к сожалению, чем больше прочитанных страниц высвечивалось у меня на экране, тем больше я считала ее полной дурой. Увы, я не нашла отголосков и точек соприкосновения с произведением, но больше половины книги прочитано, и останавливаться как-то нелогично. Я стала анализировать, ведь книга стала известна в крайне малые сроки, то есть, что-то людей зацепило, помимо экстравагантности жанра и открытости автора в своих сексуальных предпочтениях. Я искала смысл, копаясь в чувствах героини (с главным героем, мистером Греем, все было ясно с первых страниц), но вот мотивы девушки я не видела. Нужно быть законченным мазохистом, чтобы соглашаться на те предложения, которые выдвигал сэр «Мегабакс», какой же любовью нужно обладать женщине, чтобы терпеть подобное обращение. А потом я внезапно набрела на ответ: произведение - всего лишь метафора современной жизни. Многие женщины всецело отдаваясь мужчине, надеются его изменить, стать той единственной в его жизни, они могут быть при этом гордыми, сильными, немного властными, нахальными, но потом сдают позиции, соглашаются на его условия, лишь бы угодить мужчине своей мечты, только автор для наглядности в качестве условий представляет боль физическую, когда в настоящем мире женщинами овладевает боль моральная, осознание безысходности с капелькой унижения. Мужчина призван доминировать, не всегда осознавая последствия его самовлюбленности, любви к полному подчинению и контролю не только над окружающей ситуацией, но и над любимой женщиной. Если кто-то еще из читающих разглядел эту мысль, то еще не все потеряно, потому что читать данное произведение из-за эротических сцен и восхищаться им по той же причине, я полагаю, крайне глупо.
Не смотря на довольно нетривиальный способ подачи основной мысли, произведение не становится моим любимым, за счет шаблонности, плоскости персонажей и художественных клише, а фразы «серые глаза» и «дерзкий рот» стоило бы уже писать в этой книге с большой буквы. Сцены импровизированного насилия нагоняют скуку и раздражение, все садистские примочки, игрушки, подвесы не «спирают дыханье в зобу», не заставляют разум трепетать, предвкушая очередную порку замыленных романом извилин твоего мозга. Хотелось профессионализма, потому что дилетантство в подобной тематике не может иметь места. Роман больше похож на записи молодого студента с непростой личной жизнью. Произведению не хватает утонченности, многие сцены топорны, обрублены на полуслове, а так как роман рассчитан на дам, то изысканность и тонкость не стали бы лишними.
«50 оттенков серого» - это первая книга из трилогии мисс Джеймс, но я не думаю, что я сяду за прочтение остальных двух. Я удовлетворила свой интерес, пойду почитаю Каренину.