2. 072. Эдмон Ростан

Виорэль Ломов
2.072 Эдмон Ростан
(1868—1918)


Мы не знаем точно, сколько трагедий написал Гомер, достаточно одной «Илиады», чтобы причислить его к величайшим поэтам человечества. О Ростане, жившем сто лет назад, мы знаем несравненно больше, знаем все, что он написал, но одного лишь «Сирано де Бержерака» достаточно, чтобы его имя осталось жить в веках рядом с Гомером, также как Бержераку суждено занять место рядом с Ахиллесом.

И как гомеровский герой подменил собой реального грека, наводившего ужас на троянцев, точно так же поступил и с поэтом, утопистом и дуэлянтом XVII в., «демоном храбрости» Савиньеном де Сирано де Бержераком герой Ростана.

Заодно литературный Сирано своей шпагой перечеркнул и всё прочее, что написал его создатель. «Что за комиссия, Создатель?» — вправе задать риторический вопрос поэт.

Мы не сравниваем здесь двух поэтов.
Избави нас от этого Бог!
Разве можно сравнивать двух поэтов?
Ведь каждый из них в чем-то бог.

Эдмон Ростан родился 1 апреля 1868 г. в Марселе в семье интеллигентов, близко знакомых с литературными знаменитостями того времени. Море, океанские суда, солнце Прованса дали будущему поэту широту и глубину, а его сочинениям свежесть и яркость. В доме часто собиралась элита, почитавшая и знавшая литературу Прованса. После их споров мальчик зачитывался поэзией трубадуров и пьесами французских романтиков, мечтал о благородных героях и о театре.

Вскоре семья перебралась в Париж, и отец, видевший сына успешным адвокатом, отдал Эдмона в коллеж Святого Станислава. Ростан зачитывал драматургов-классиков и пьесы Гюго и Мюссе до дыр. Карьера юриста была не по нему. Не для него была роль велеречивого адвоката — это так, уровень бессловесного слуги, он мечтал о центральной роли драматурга! Правда, одно дело мечты, а другое — реальность.

Первая пьеса «Красная перчатка» получилась откровенно слабой. И хоть ее поставил театр Клюни, это был всего-навсего реверанс в сторону начинающего драматурга, подкупившего скорее своей молодостью, нежели зрелым мастерством.

В двадцать лет самолюбие (особенно уязвленное) не порок. Оно помогло поэту после окончания колледжа создать новую комедию «Два Пьеро, или Белый ужин», а еще и сборник стихотворений «Шалости музы».

Жизнь в Париже располагала к светским усладам, но Эдмон не только услаждал себя литературными салонами, художественными выставками и приятными знакомствами, но и познал соль и горечь литературного труда. Благо, не надо было зарабатывать на хлеб, и природа подарила ему удивительно легкий язык и скорую руку. Слава о молодом виртуозе пера разошлась по столице.

Знакомство с очаровательной поэтессой Роземондой Жерар завершилось благополучной женитьбой. Супруге, посвятившей себя Эдмону, Ростан посвятил свой поэтический дар. «Любовь — это сон упоительный...», «Кто в жизни раз хотя б узнал мечту, / Тому вернуться к пошлости уж трудно» и т.п. Роземонда стала его музой, и об этом знал не только поэт, но и весь Париж — тогда стремление к популярности было не меньше, чем сегодня. Впрочем, они всю жизнь писали друг другу пылкие поэтические послания о неразделенной вечной любви.

Написав ироничную комедию «Романтики», Ростан не спешил увидеть ее на сцене. Только через три года, в 1894 г. ее поставил театр Комеди Франсез. Пьеса покорила публику. А на следующий год была создана «Принцесса Греза», посвященная Роземонде.

Пьеса о принесенной в жертву любви послужила автору наброском к героической комедии «Сирано де Бержерак». Идею написать пьесу о незаслуженно забытом Сирано подсказал Ростану писатель Шарль Нодье. До «Сирано» драматург успел опубликовать «Самаритянку» — пьесы он пек, как блины.

Премьера «Сирано» состоялась в парижском театре Порт-Сен-Мартен 28 декабря 1897 г. при огромном стечении публики. В заглавной роли блистал выдающийся французский актер Коклен-старший, которому и была посвящена пьеса. И зрители, и критики были в восторге. Это был триумф романтического театра и мастерства поэта. Даже недруги писали о том, что Ростан совершил чудо. Еще бы, Сирано стал примером настоящего героя, умного и смелого правдолюбца.

Постановка «Сирано» принесла Ростану славу и деньги. Он стал одним из самых известных европейских драматургов. Роскошный особняк в центре Парижа и вилла в Пиренеях, домашние концерты и великосветские приемы — были всего лишь дешевыми атрибутами славы. Поэт как был доступен для всех, так и остался в центре общественной жизни французской столицы. В своих письмах, статьях и стихах он призывал пересмотреть дело Дрейфуса, помочь грекам в их борьбе против турецкой агрессии, а бурам в их борьбе за независимость.

Интересом к героическому прошлому своего народа была пронизана пьеса Ростана «Орленок», поэтическая драма о судьбе сына Наполеона. Эта пьеса была необычайно популярна в начале XX в. Ростану везло с актерами. Впрочем, и он сам был не промах. «Орленка» Эдмон написал специально для знаменитой Сары Бернар. И хотя актрисе шел 56-й год, автор не сомневался в том, что она достоверно сыграет роль 20-летнего герцога Рейхштадтского.

Премьера спектакля 15 марта 1900 г. завершилась тридцатью вызовами на бис. Ростан в это время болел, ему был сделан специальный «театрофон», и он слушал пьесу по телефону. Героическая драма Ростана поразила 9-летнего Шарля де Голля, во многом определив его будущую судьбу.

В 1903 г. Ростан был выбран во Французскую Академию.

Светская жизнь, тем не менее, отрывала драматурга от творческого труда. Следующую свою пьесу он завершил лишь в 1910 г. Это была сатирическая комедия «Шантеклер», использовавшая приемы басни о животных — аллегория о назначении искусства. Пьеса, в которой автор с блеском продолжил линию Эзопа и Лафонтена, поставленная в театре Порт-Сен-Мартен, с треском провалилась. Признание к ней пришло после смерти автора, причем признание, вполне заслуженное.

Сегодня герой пьесы, петух Шантеклер является национальным героем и любимцем детей и взрослых. Его именем названы музей, улицы, отели, рестораны во Франции.

Свою литературную карьеру Ростан закончил книгой патриотических стихов, написанных в годы империалистической войны — «Полет Марсельезы» — она вышла в 1919 г.

В последние годы жизни писатель тяжело болел.

Умер Эдмон Ростан 2 декабря 1918 г. в Париже.

В каждой следующей постановке «Сирано» в любом году и любом месте Бержерак в финале пьесы, в какой уже раз, выхватит шпагу и станет наносить удары невидимым врагам — лжи, подлости, клевете — и умрет со шпагой в руке. Кончина поэта была прозаична, но он остался для нас навсегда альтер-эго своего главного героя.

«Смерть — единственная вещь, которая больше слова, ее обозначающего».

Несмотря на то, что герои Ростана боролись с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличали «неправду», вовсе не задевая основ буржуазного общества, драматург снискал самую широкую популярность среди всех слоев общества во всех странах. В России постановки пьес Ростана пользовались неизменным успехом. Принцесса Греза, как заметили многие русские критики, навсегда вплыла на золотой галере Врубеля в сегодняшнюю Москву, а Сирано прописался на театральных подмостках нашей страны.

Почти все произведения Ростана на русский язык замечательно перевела Т.Л. Щепкина-Куперник, заметившая, что их автор все стороны своей жизни поворачивал к солнцу.

В 1908—1909 гг. М.И. Цветаева, влюбленная в «мученика Рейхштадтского», героя «Орленка» сделала русский перевод пьесы, к сожалению, не сохранившийся.