2. 058. Машаду де Ассиз

Виорэль Ломов
Машаду де Ассиз
(1839—1908)


Казалось бы, покойника ничего не должно беспокоить. И странно, когда ему мешает «жить» на том свете совесть. Как герою романа бразильского писателя Машаду де Ассиза «Посмертные записки Браса Кубаса» (в русском переводе «Записки с того света»), освободившемуся от прижизненного лицемерия, притворства и боли. Упомянутый Брас Кубас сухо и цинично вещает нам о себе самом, подводя итоги своей бессмысленной и никчемной жизни, отданной интригам и вообще непонятно чему.

Странно (и удивительно), что это повествование о законченном эгоисте вызывает в душе такое сопереживание, которое не часто встретишь в литературе, особенно сегодняшней. Ассиз — уникальный писатель, в своем творчестве вобравший несколько культур и литературных направлений.

Родившийся в то время, когда своей основной задачей бразильские литераторы считали создание национальной литературы, Ассиз создал новый не только для бразильской, но и для всей латиноамериканской литературы тип романа.

Жоакин Мария Машаду де Ассиз родился в Рио-де-Жанейро 21 июня 1839 г. в семье бедного маляра. С детства страдал эпилепсией. Происхождение Ассиза, как отпрыска негра и белой женщины, сказалось позднее на общем драматически-ироническом направлении его творчества и стало определяющим фактором становления его мировоззрения как писателя.

И без того тяжелое детство Машаду окончилось с ранней смертью родителей. Едва успев получить начальное образование, он вынужден был начать работать — сначала наборщиком в типографии, затем корректором, а впоследствии и сотрудником редакции газеты «Диарио де Рио-де-Жанейро».

За неимением возможности продолжать обучение в учебных заведениях, Ассиз все свое свободное время уделял самообразованию, для чего собрал в домашней библиотеке лучшие книги той поры. Проштудировав всех ведущих европейских и национальных авторов, включая Стерна, Филдинга, Шатобриана, Стендаля, Бальзака, а позднее Флобера, Шопенгауэра и русских классиков, особенно Ф.М. Достоевского, Машаду получил, несомненно, такие обширные знания в области литературы, которые не давались и в университете.

Благодаря упорству и трудолюбию он стал мастером, перенявшим лучшее в каждой традиции — романтизме, реализме и натурализме, и разработавшим свой несравненный стиль. Это тем более удивительно, что писатель вел уединенную жизнь.

На его творческом становлении почти не сказались литературные веяния его времени. Он посещал лишь литературные вечера в крупнейшем книжном магазине Рио-де-Жанейро, поскольку составлял театральные обзоры и вел новостные колонки в различных бразильских газетах и журналах.

Ассиз с ранней юности вошел в литературу широким фронтом, как поэт, публицист, драматург, а несколько позднее как автор рассказов. Свое первое стихотворение «Она» Машаду опубликовал в 16 лет в журнале, принадлежавшем владельцу книжного магазина. Публикации составили ему имя сначала в пределах столицы, а потом и во всей стране.

Первый сборник стихотворений «Хризалиды» писатель выпустил в 1864 г. За ним последовала комедия «Ты, только ты, непорочная любовь», несколько сборников стихов и рассказов. Читателей сразу же привлекли рассказы писателя, часто с неожиданными концовками.

Так, например, в рассказе «Приют для безумцев» Ассиз с ироничным блеском рассказал совершенно невероятную историю о некоем священнике, который в провинциальном городке затеял строительство не церкви, а сумасшедшего дома. В дурдом, в конце концов, стеклись жители всей округи.

Рассказы Ассиза оценили все, стихам отдавали должное ценители поэзии, а известность к его пьесам, утонченным и поэтическим, пришла много позже.

Всеобщее безоговорочное признание пришло к писателю в 1881 г., когда он напечатал «Посмертные записки Браса Кубаса», роман о жестоком мире и о духовной нищете героя, у которого даже его слуга раб-вольноотпущенник копирует хозяина: купив себе раба, он зверски мучает его, мстя за перенесенные страдания. (В Бразилии рабовладение было отменено в 1888 г.).

До этого Ассиз опубликовал уже четыре романа, в которых исследовал впервые в латиноамериканской прозе психологические аспекты личности персонажей. Первый же роман писателя «Воскресение» стал его первой попыткой создать национальный роман.

Пять романов-шедевров «позднего периода»: «Посмертные записки…», «Кинкас Борба», «Дон Касмурро», «Исав и Иаков» и «Дневник Айреса» были уже настоящими психологическими исследованиями, без которых сегодня трудно представить латиноамериканскую прозу. Герои Машаду в тисках социального неравенства не могут жить «нормальной» жизнью: они рано или поздно начинают ненавидеть весь мир.

Так, роман «Кинкас Борба» о полусумасшедшем философе, придумавшем новое учение «гумантизм», в основе которого лежит идея собственного могущества, и провинциальном юноше Рубиане, жертве этой доморощенной философии. Неожиданно унаследовав большое состояние, Рубиан, считая себя победителем жизни, оказывается беспомощным в мире стяжателей и беспринципных деляг, разоряется, теряет возлюбленную и сходит с ума.

Романы Машаду были полны горькой иронии, зачастую пессимистического сарказма. Мораль современного общества писатель с презрением отвергал. И хотя он не был законченным мизантропом, от человечества ничего хорошего не ожидал. Наиболее характерный мотив творчества Ассиза виден в строках:


В существовании — две грани:
Одна — печаль по невозвратным, навек минувшим временам,
Другая — светлая надежда, что счастье все же снидет к нам...


А еще Б. Паскалю, заявившему, что человек — всего лишь мыслящий тростник, Ассиз возразил:
«Человек — это мыслящая опечатка».
И этим отразил свой взгляд на человека, да и на любое творчество, даже самое реалистичное.

В его романах нашли отражение элементы его биографии. В 1881 г., когда министерство сельского хозяйства, торговли и общественных работ Бразилии возглавил поэт П. де Соуза, Ассиз получил должность в его кабинете, а через несколько лет, в 1889 г., стал директором департамента торговли этого министерства.

Государственная служба позволила писателю заниматься творчеством, не утруждая себя поиском денег и заработков. Знание «коридоров власти» и всех ее закутков позволило Ассизу освещать политическую кухню, ее поваров и блюда, которые они готовили обществу.

В 1897 г. Машаду стал одним из основателей и первым президентом Бразильской академии словесности.

О личной жизни писателя мало чего известно. Роман «Дневник Айреса» Ассиз написал в 1908 г. после смерти своей жены Каролины (детей у него не было) и посвятил его тихому семейному «гнезду», которого лишился навсегда. Этот роман стал последним, в том же году, 29 сентября, Машаду де Ассиз скончался в Рио-де-Жанейро.

Ассиз давно стал классиком бразильской и мировой литературы. Статьи о писателе можно найти в любой энциклопедии или истории национальной литературы Бразилии. Премия Машаду де Ассиза является самой почетной премией, ежегодно присуждаемой Бразильской Академией за цикл произведений.

В Москве недавно был открыт бюст Ассиза.

На русский язык переведены, к сожалению, далеко не все произведения писателя. Переводили Ассиза Е. Голубева, И. Чижегова, Т. Иванова, Е. Белякова.