1. 051. Викентий Викентьевич Вересаев

Виорэль Ломов
Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович)
(1867—1945)


В 1919 г. Вересаев, признанный писатель и умудренный жизнью человек, создал прелестную сказку «Состязание» — о состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, «изображающей красоту женщины».

Учитель в поисках «высшей Красоты» исходил полсвета, пока не нашел «светозарную Фиалковенчанную», а ученик написал свою возлюбленную Зорьку — «обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки».

Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей — «никто никогда еще не видал в мире такой красоты… всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою». А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри — «как будто солнце взошло высоко над площадью».

Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника.

Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 (16) января 1867 г. в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец — врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было 10 братьев и сестер (3 из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, А.К. Толстого, М. Рида, Г. Эмара; летом в имении помогал матери, пахал, косил, возил сено и снопы; в гимназии, которую окончил с серебряною медалью, был «первым учеником», слыл знатоком древних языков; в 13 лет стал писать стихи и заниматься переводами.

Впервые стихотворение юного поэта под именем В. Викентьев — «Раздумье» было напечатано в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 г. Через 2 года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев был опубликован рассказ писателя «Загадка», в котором он «по взрослому» заявил о том, что истинное счастье в борьбе, а смысл жизни — в вере в завтрашний день.

В 1884 г. юноша поступил в Петербургский университет, на историческое отделение историко-филологического факультета, по окончании которого (1888) получил степень кандидата. Увлекшись идеями народничества, трудами Н. Михайловского и Д. Писарева, Смидович поступил на медицинский факультет Дерптского университета, где 6 лет занимался наукой и литературным творчеством. Студент верно полагал, что врачебная практика поможет ему «пойти в народ», а медицина — узнать о человеке. В холерную эпидемию 1892 г. ездил в Екатеринославскую губ., где на руднике заведовал бараком; через несколько месяцев опубликовал в народническом журнале «Книжки «Недели» свои очерки «Подземное царство» — о труде и быте донецких шахтеров.

На старших курсах Викентий работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две научные статьи. Окончив вуз (1894) врач практиковал в Туле, а затем как один из лучших выпускников университета был принят сверхштатным (без зарплаты) ординатором в Петербургскую Барачную (Боткинскую) больницу для острозаразных больных. Тогда же Вересаев опубликовал в журнале «Русское богатство» «яркую» повесть о кризисе народнического мировоззрения «Без дороги», сочувственно встреченную критикой. Редакторы журнала — Н. Михайловский и В. Короленко пригласили начинающего писателя к сотрудничеству. Задавшись вопросом — «Истина, истина, где же ты?..» — Вересаев нашел ее в совмещении писательского труда и врачебной деятельности.

В год знаменитой стачки петербургских ткачей (1896) Вересаев, примкнув к литературному кружку марксистов (П. Струве и др.), сошелся с рабочими и революционной молодежью, написал рассказ «Поветрие» о новом человеческом типе — революционере-марксисте.

После ряда повестей, очерков и рассказов, в т.ч. о страшном быте и безотрадном существовании трудящихся («На повороте» — антиницшеанская повесть, «К жизни», «Конец Андрея Ивановича», «К спеху» и др.) в 1901 г. вышли знаменитые «Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также… ссылку в Тулу под надзор полиции.

Дело в том, что герой «Записок» пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь». Правдиво и откровенно изобразив ужасающую картину состояния врачебного дела в России, автор вынужден был через год оправдываться в статье «По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам».

Вересаев, в отличие от Л. Толстого, в своих произведениях шел путем не обобщения множества разрозненных фактов, а типизации одного конкретного, его «документирования». Тяготение к лаконичности и достоверности с годами отлилось у писателя в умение создавать компактные тексты; «Великим хочешь быть — умей сжиматься» — любил повторять он пушкинскую строку.

Два года Вересаев ездил по стране и Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария), встречался со многими известными русскими писателями (А. Чеховым, Л. Толстым и др.), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу «Среда», а позднее в издательство М. Горького — «Знание».

С началом войны с Японией (1904—1906) Вересаев, как врач запаса, был призван на военную службу и попал младшим ординатором в полевой подвижной госпиталь в Маньчжурию. Вернувшись в Москву, писатель издал записки «На японской войне» и «Рассказы о японской войне», в которых противопоставил народную власть власти самодержавной.

В 1907—1910 гг. Вересаев написал оптимистичную повесть «К жизни», критико-философскую книгу «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Л. Толстого («Да здравствует весь мир!») и Ф. Достоевского («Человек проклят»), а вторая — Ф. Ницше («Аполлон и Дионис»); предпринял поездку в Грецию, где решил заняться переводами с древнегреческого.

В 1912 г. Викентий Викентьевич участвовал в организации «Книгоиздательства писателей в Москве»; на посту председателя правления и редактора этого «Книгоиздательства» он вел войну с декадентами.

С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в армию, и с 1914 по 1917 г. он был полковым врачом в г. Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

Приняв обе революции, Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918—1921 гг. жил под Феодосией, в п. Коктебель. «За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, — вспоминал писатель, — пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою». В Крыму Вересаев был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства.

В 1921 г. писатель вернулся в Москву, где работал в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, редактировал художественный отдел журнала «Красная новь», был членом редколлегии альманаха «Наши дни». Вересаева избрали председателем Всероссийского союза писателей; он выступал с лекциями перед молодежью, писал публицистику; о событиях Гражданской войны написал роман «В тупике» (1924).

В конце 1920-х — 1930-е гг. у писателя вышел роман «Сестры» — о коллективизации и проблемах молодежи, воспоминания «В юные годы», документальные исследования «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина», дневниковые «Записи для себя», публицистика и пр.

Многие годы Вересаев возглавлял Пушкинскую комиссию Союза советских писателей. Последними произведениями Вересаева стали «Невыдуманные рассказы о прошлом»; во время Великой Отечественной войны он публиковал рассказы и очерки.

В 1943 г. писателя удостоили Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области литературы. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Женой Викентия Викентьевича была его троюродная сестра, Мария Гермогеновна Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 г. «Эйтимия», что означает «радостнодушие». Детей у Вересаевых не было.

Писатель умер в Москве 3 июня 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

Вересаев пользовался огромным авторитетом у читателей и у критиков, у писателей и у власти. «За нерушимость взглядов» его еще в молодости называли «Каменным мостом», а больше всего окружающим импонировала его «писательская и человеческая честность и принципиальность» «высокого образца».

Это был очень добрый и отзывчивый человек, не раз помогавший писателям, оказавшимся в беде (так, нуждавшемуся М. Булгакову он принес деньги домой).

P.S. Разговор о Вересаеве-писателе был бы неполным, если бы мы не упомянули и о его переводах с древнегреческого, ставших классикой уже при их выходе: «Гомеровы гимны», «Труды и дни» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, лирика (Архилох, Сафо и др.). Для иллюстрации виртуозного мастерства Вересаева-переводчика достаточно привести несколько строк Сафо:


Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос

И прелестный смех.