1. 042. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Виорэль Ломов
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (Мамин)
(1852—1912)


В рассказе «Емеля-охотник» заболевший Гришутка попросил деда «добыть» в лесу «желтенького» олененка. После долгих поисков встретил старик олениху с олененком, но, залюбовавшись ими, не смог погубить красоту — «матку пожалел». Гришутка, засыпая под дедов рассказ, «несколько раз спрашивал старика:
— Так он убежал, теленок-то?
— Убежал, Гришутка.
— Желтенький?
— Весь желтенький, только мордочка черная да копытца. — Мальчик так и уснул, и всю ночь видел маленького желтенького олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью; а старик спал на печке и тоже улыбался во сне».

Улыбается и читатель, не заметив, как счастливая улыбка Гришутки и Емели сама собой зашла к нему в душу и осветила его лицо. А есть еще «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», десятки других перлов писателя, прочитав которые делается хорошо. Это один полюс литературы — «положительный».

Рядом с ним находится и второй — «отрицательный». В романе «Три конца» дана картина заводской жизни пореформенной России. Крепостное право отменили, а крепостники и крепостные остались, прежде всего, потому что в душе их осталось то, что прессовалось там столетиями. Барин послал своих крепостных в Париж получать инженерное образование.

Через несколько лет он умер, не успев освободить их, и они вынуждены были вернуться на завод вместе с женами-иностранками. Из лона европейской демократии, попав под пяту азиатской жестокости, испытав дикие издевательства и глумление со стороны управляющего, такого же крепостного, как и они, одни спились, другие застрелились, третьи умерли от чахотки, а остальные просто сошли с ума.

Эти два полюса России — духовный и бездуховный, извечно притягивающие к себе людей, как железные опилки, и распределяющие их кого куда, одним несут наказание в виде душевных и телесных мук, другим дарят за них вознаграждение. Показать в своем творчестве одинаково глубоко оба этих полюса смогли немногие русские писатели, и один из них — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Родился будущий писатель 25 октября (6 ноября) 1852 г. на Висимо-Шайтанском заводе Пермской губ. (ныне п. Висим Екатеринбургской обл.) в многодетной семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина.

Митя учился в разных учебных заведениях, но практически все в жизни взял самообразованием. Отец приучил его к чтению, прежде всего русской классики: Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова, Тургенева, Гончарова.

После поселковой начальной школы для рабочих мальчик учился в духовном училище Екатеринбурга — бурсе, где от диких бурсацких нравов заболел и два года провел дома. У отца не было средств отдать сына в гимназию, и он снова отвез его в ту же бурсу.

По окончании ее Дмитрий поступил в пермскую семинарию. Затем — Петербург, ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, переход на юридический факультет университета.

Увлечение общественным движением 1870-х гг. и участие в политических спорах; богема и слежка полиции; воздействие «гуманитарных» идей Чернышевского и Герцена, и «естественнонаучных» — Дарвина и Тимирязева; жизнь в холоде и впроголодь; серьезная учеба и самообразование — обычная жизнь бедного молодого человека из провинции, вздумавшего получить образование в столице.

Мамин стал газетным репортером, писал короткие статьи по заданиям различных газет. В 1872—1877 гг. в журналах «Сын Отечества» и «Кругозор» появились его «занимательные» рассказы и очерки о старообрядцах и разбойниках.

Свой первый роман «В водовороте страстей» под псевдонимом «Е. Томский» Дмитрий отнес в журнал «Отечественные записки». Салтыков-Щедрин роман отклонил, но через несколько лет, когда «страсти» молодого писателя немного поостыли, охотно печатал его рассказы.

Из-за начавшейся чахотки и отсутствия денег, Мамин оставил университет и вернулся домой. После смерти отца, оставшись единственным кормильцем большой семьи, Дмитрий перевез ее в Екатеринбург.

Там он вступил в гражданский брак с Марией Якимовной Алексеевой, давал уроки отстающим гимназистам и вскоре приобрел славу лучшего репетитора в городе. По ночам писал. Избирался гласным городской Думы. Много ездил по Уралу и Приуралью, знакомился с народной жизнью, изучал труды по истории и хозяйству края. Неоднократно выезжал в Петербург.

В литературу Мамин вошел серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881—1882), напечатанных в московской газете «Русские ведомости», а также публикацией в столичных журналах «Дело», «Отечественные записки», «Русское богатство» и «Русская мысль» рассказов и повестей под псевдонимом «Д. Сибиряк».

В 1883 г. были опубликованы «Приваловские миллионы», не сразу «раскушенные» критикой. И хотя произведение написано в русле западноевропейского семейно-социального и русского романа рубежа веков, оно принесло Мамину-Сибиряку репутацию писателя-«уральца», глубокого знатока «областной» жизни. Только издание следующих романов — «Горного гнезда» и «Дикого счастья» (первоначальное название «Жилка»), на которые критики наконец-то обратили свое внимание, — позволило писателю выйти на российский уровень и уйти от нищеты и репетиторства.

Известный критик А. Скабичевский, высоко ставивший «Горное гнездо», утверждал, что героя романа «Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф, Гарпагон, Иудушка Головлев, Обломов».

В 1885 г. Мамин-Сибиряк написал пьесу «Золотопромышленники» («На золотом дне»). В Екатеринбурге пьесу сняли из-за того, что многие «отцы города» узнали себя в персонажах. Пьеса была поставлена в театре Ф. Корша в Москве. Тогда же писатель был принят в члены Общества любителей российской словесности.

Всероссийскую известность Дмитрию Наркисовичу принес двухтомник «Уральских рассказов» (1888—1889), героями которых были фабричные рабочие, уральские старатели, чусовские бурлаки, а также уральская природа.

С годами Мамина-Сибиряка все больше занимали процессы народной жизни. В социальных романах «Три конца», «Золото», «Хлеб» писатель дает срез эпохи пореформенной России, воспроизводит процессы капитализации Урала.

Отдав Мамину-Сибиряку приоритет создателя русского социологического романа, критики стали называть писателя «русским Золя», хотя ему к тому времени уже было вполне комфортно называться своим именем: Маминым-Сибиряком. Ведь это он дал русскому читателю то, что тот не мог найти больше ни у одного из писателей: жизнь и величие далекого Урала.

А еще показал ему деградацию общественного строя и весьма мрачную перспективу развития всей русской национальной жизни, в которой «верхи» и «низы» неизбежно должны были столкнуться друг с другом в «последнем и решительном» бою.

После развода с М. Алексеевой Мамин-Сибиряк женился в 1891 г. на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Морицовне Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год жена при родах умерла, оставив на руках отца малютку Алёнушку. Для дочки писатель создал «Алёнушкины сказки» (1894—1896), ставшие образцом литературы для детей.

Писатель сблизился с литераторами-народниками — Н. Михайловским, Г. Успенским, С. Елпатьевским, позднее с А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды, в т.ч. прекрасный «роман воспитания» — «Черты из жизни Пепко» (1894).

Широко известны произведения Мамина-Сибиряка для детей — «Приемыш», «Вертел», «Серая шейка», «Зарницы», «Зимовье для Студеной», «По Уралу», чудные легенды из быта башкир, казахов, киргизов — «Лебедь Хантыгая», «Майя» и др.

Всего писатель написал более полутораста рассказов, сказок, очерков и повестей для детей. Многие из них стали классикой мировой литературы, некоторые отмечены премиями, в т.ч. и международными.

«Детская книга, — говорил писатель, — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян». Свои этнографические статьи писатель предпочитал подписывать псевдонимами «Баш-Курт» и «Оник».

Последние годы жизни Мамин-Сибиряк тяжело болел. 2 (15) ноября 1912 г. он скончался.

На могильном памятнике высечены слова писателя: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот настоящая жизнь и настоящее счастье».