Проза.ру

О фильме ВЕРА - Культура Южной Кореи в фильме

На иллюстрации пропущен дефис: не www.worldart.ru, а www.world-art.ru



ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ В ФИЛЬМЕ-ДОРАМЕ "ВЕРА"  (Южная Корея, 2012)

Часть 2
Эта часть посвящается нашим знакомым волотёрам из организации KOICA (агенство Южной Кореи по международному сотрудничеству).

Авторы — Кора Крылова и Крымчанка.

    Благодаря тому, что в нашем городе пребывали и работали волонтёры из Южной Кореи, точнее — из организации KOICA (Корейское Агенство Международного Сотрудничества), я и моя дочь были хорошо знакомы с некоторыми из них и успели за годы их пребывания подружиться. Мы до сих пор помним их, и я с благодарностью назову их имена: Ли Дже Ми, Ким Ын Джон, Ли Чан Пё — из первой волны волонтёров в нашем городе, Сон Чжи Хе — из второй волны. У них мы учились работе на компьютере, изучали корейский язык и познакомились с таэквондо и корейской национальной музыкой. Они тоже старались понять наш образ мыслей (жителей Крыма), общались, Чан Пё научился хорошо играть на фортепиано за очень короткий срок и, при его загруженности делом, многого достиг. Память о них не стирается со временем, потому и интерес к культуре этой страны особый.
    Я не раз говорила с Дже Ми Ли о том, что и в Украине, и в России очень мало известно о культуре и истории Кореи, несмотря на то, что мы недалеко друг от друга, что мало заинтересованных лиц, способных создавать пути обмена культурными ценностями из Кореи в Украину и Россию, что наши народы от этого обмена только выиграли бы и ускорили своё развитие и творчество. Мы сами не упускаем встречающихся новостей о Южной Корее и о её жизни. Потому и на www.ex.ua и на www.asiandrama.ru искала фильмы Южной Кореи. Первыми были две хорошие комедии - "Парочка под прикрытием" и "Дворец", в которых есть и традиции и обычаи современной и прежней Кореи, их ритм, радости и огорчения, борьба и достижения.
    Третьим был фильм "ВЕРА", при просмотре которого сразу стало ясно, насколько он отличается от всех фильмов, виденных ранее. После него было много других хороших сериалов, которые удалось найти, но фильм "ВЕРА" сразу дал почувствовать то, что он отличается от других фильмов или сериалов. В нём, как в притче, отразилась глубина и красота лучшего в философии жизни Кореи, и по сравнении с другими фильмами современности в нём виден новый уровень, на который начало выходить киноискусство.
    Просматривая эти сериалы, особенно те, которые по сюжету связаны с современной жизнью Кореи, всегда вспоминаю наших приятелей из KOICA, вспоминаю их привычки и традиции. Они недоумевали на наши некоторые традиции в общении жителей нашего города друг с другом, а мы — на их традиции и, особенно, на их реакцию на наше поведение. Из всех восточных народов Корея наиболее близка к нашей культуре по своим общественным отношениям и предпочтениям, - вероятно, близость нашего Дальнего Востока даёт возможность обмену культурными ценностями, и даже некоторые слова были переняты в русский язык из давнего корейского языка без значительного изменения. И первое из них — самое яркое — можно назвать наше самое распространённое слово "хорошо". В корейском и японском языках это слово имеет почти то же звучание и примерно тот же смысл в разном значении: "карасо". Наше похвальное слово "удальцы" имеют прямого родственника -  понятие "стражники", которое часто звучит в фильме "ВЕРА" как "удальчи". И несколько других слов, которые часто звучат в разговорной речи корейцев, но остановлюсь на некоторых традициях в сравнении с нашими, европейскими привычками поведения в обществе. Это будет интересно и корейцам и европейцам.

    Европа и Азия, Запад и Восток хоть и несколько отличаются в своих традициях и правилах общественного поведения, но в глобальном масштабе очень дополняют друг друга.
 
    Еда в Корее используется, как угощение в знак внимания или особого расположения: семья или любящая пара угощают друг друга чем-то вкусным, показывая заботу и внимание, разные обряды сопровождаются накрытым столом с соответствующими блюдами. Вероятно, это наследие долгих голодных веков по всей стране. Поэтому накормить ближнего и принести жертву богам в виде пищи стало традиционным знаком проявления заботы и почитания. В нашей стране после длительных голодных периодов тоже были традиции с хождением в гости и по праздникам с угощением, но эта традиция не так остро и долго держалась. Наша страна гораздо больше по территории, и в любых исторических катастрофах сохраняется народ разного уровня достатка, который перемешивается, торгуя или оказывая родственникам и друзьям помощь. К тому же в нашей стране можно было уйти от влияния властей в такую глушь, где никакая власть тебя не достанет, где больше работают местные порядки.
    Корея — страна по территории компактная, и если по всей стране создаются голодные условия с помощью государственных порядков и законов, то тогда народ страдает массово и помочь друг другу становится труднее, - там нет мест, где можно было бы даже на время укрыться и переждать. Власть простирает свои руки по всей территории и контролирует своих граждан и за границей на прилегающей территории. Потому в Корее были более суровые условия для формирования характера народа и его традиций, а в Украине и России - более свободные, здесь чаще народ был предоставлен самому себе: оплатил налоги - и живи либо выкручивайся, как знаешь. В Корее контроль за поведением граждан был более тотальный: вся жизнь была расписана согласно государственным порядкам, обрядам и традициям в семье и в общественных отношениях.
    В Европе еда не играет в любовных отношениях большой роли, - напротив, если любящие забывают о существовании еды и сна, то это является доказательством большой любви, где всё материальное отступает на задний план до тех пор, пока не достигнуто духовное единство и взаимопонимание. Конечно, это не может быть массовым явлением, но широко признано в западном обществе. В любом фильме или книге эта мысль видна: если человек не ест и не может спать спокойно, то в душе у него живёт Любовь. И любовь к Родине и к родным во время войны не даёт жить успокоенно, пока враг угрожает стране и близким. Забота о воде, еде, тепле на первый план выходит уже в семье, когда появляется завоеванное право заботится друг о друге в спокойной обстановке.
    Однако, в культуре Кореи верно подчёркивается и передаётся из поколения в поколение, что любящие люди обязательно заботятся друг о друге, чем-то жертвуют и помогают воплощать мечты любимых людей. Именно так акцентируется внимание.
    В культуре западных стран нет таких чётко очерченных приоритетов, - всё зависит от взаимоотношений в конкретной семье, от тех привычек и воспитания, которые человек получил с детства: в заботливой семье чаще всего вырастают будущие отцы и матери, которые и в своих семьях ведут себя заботливо, - при других условиях вырастают дети, не умеющие создавать тёплую атмосферу в своих семьях, и им приходится очень трудно при освоении того, что не было впитано с детства. В западной культуре не акцентируется внимание на том, что конечной целью поиска любви в своей жизни должна быть семья и своя атмосфера дома.

    В Корее большое влияние на традиции оказало конфуцианство и почитание старших в семье, обязанности детей заботиться о своих родителях и близких, как и обязанности подчинённого заботиться о вышестоящем. Это – постоянное воспитание умения объединяться в коллектив, подчинение личных интересов коллективным целям, это культура поведения в стране. Это идеал, на который равняется вся Корея.
    В Европе доминирует проявление индивидуальной инициативы, откуда следует уважение к лидеру, - потому постоянная борьба за лидерские позиции в той или иной степени постоянно проявляется. Здесь всё время тот или иной лидер ведёт за собой остальных. В Корее старший и лидер - это прежде всего представитель какой-либо группы людей, партии, клана, организации, рода, семьи. Он выражает не столько своё мнение, сколько стремления или интересы той группы, к которой принадлежит.
    Забота о старших в семье - не правило для европейца, которому следует беспрекословно подчиняться, - это больше добровольное отношение к своим близким. Уважение старших воспитывается в детях самим поведением старшего поколения. Это проявление любви и дружбы, которые очень личны и не подчинены традиционности. В этом сила искренности в отношениях: если уважают и проявляют заботу, то это не потому что так положено, а потому что любят.

    Так же обычай носить родственников или любимых людей на спине в Корее сформировался благодаря тому, что местность в основном гористая или холмистая, потому и вещи и людей переносят на спине, - и руки более свободны, и дольше можно идти без усталости. Это очень удобный способ заботы о родных и любимых людях. В Европе более принято носить впереди на руках и детей и любимых, прижимая их к себе, как самое дорогое, что есть в жизни у человека.

     Слова "Ты мне нравишься" в Корее имеют статус признания в любви и своей внутренней связи с любимым человеком.
    В Европе никакие слова не носят подобного статуса. Даже слова "Я люблю тебя" приобретают значение лишь при соответствующей интонации сказанного и взятых на себя обязательств после этих слов. Вообще, в Европе никакие слова не являются такими строго знаковыми или обрядными, как в Корее, но зато любые слова могут стать значимыми, как клятва, только при посвящении жизни выполнению этих слов,  при выполнении обязательств, следующих за словами, при стремлении жить рядом с любимым человеком, переживать вместе и трудности и радости.

    Взять друг друга за руку для мужчины и женщины имеет в Корее особое значение, означающее доверие и установление близких отношений. Поэтому без веской причины никто не станет брать за руку кого-либо, кроме близких родственников, чтобы никто ничего не подумал и не сказал, как говорится «чтобы не показывали пальцами». В Корее — только один определенный жест: взял за руку — значит, предъявляешь права и на душу человека и на его сердце, становишься ближе ему. Требование "Убери от неё свои руки!", которое есть в фильме "Вера", - это не только требование физически освободить руку женщины, но и указание на отсутствие прав держать за руку и распоряжаться свободой этого человека, указание на нарушение неписанного закона.
    В Европе, также как и со словами, никакие жесты, объятия и обхваты не бывают символичными сами по себе, - они становятся такими только при наполнении их внутренним смыслом и целью. А для цели  могут служить самые разные жесты и движения, не обязательно рука в руке. В Европе  можно взять за руку даже просто знакомого и вообще кого угодно при необходимости или по случаю, и из этого никто не будет делать никаких выводов, если в лице человека при этом ничего не меняется.
    Но за рукав дёргают, как ни странно, и в Европе только близких по духу людей, к которым испытывают симпатию и уважают, как более опытных или старших. Остальных дёргают за одежду, за воротник, за плечо и так далее. Вероятно, этот жест — дёргать за рукав — общечеловеческий.
    Ещё одно действие, вероятно, по душе любому народу - дружественный шлепок ладонью по ладони приятелей (так поступала Ин Су со стражниками по радостному поводу, этот жест Ин Су показывала Чхве Ёну). Этот жест и в Европе означает дружбу, радость встречи, одобрение, поддержку друзей и посылание энергии от одного к другому. Этот жест всем нравится и означает взаимное доверие и единство.

     На Востоке есть традиция: быть всю жизнь обязанным тому, кто спас тебе жизнь. Если спасти жизнь кому-то, то спасённый человек становится обязанным тебе и должен служить своему спасителю до конца своих дней или пока не будет согласовано, что долг признательности уплачен.
    В Европе спасение жизни другому человеку предполагает благодарность, но оставляется широкая свобода выбора чем отблагодарить и как долго чувствовать свой долг. И в этом тоже нет конкретных правил.
    Более того в Европе более благородным поведением считается, когда спасаешь жизнь другому и не требуешь ничего взамен, и чем больше спасённых жизней в заслугах человека, за которые не взято ничего в благодарность, тем почётнее имя спасителя.
    Бескорыстное даяние в духовной культуре Европы стоит на первом месте. Здесь есть убеждение, что благодарность непременно придёт, но с неожиданной стороны и, возможно, от незнакомых людей, - так называемое воздаяние свыше:  "Поможешь ты кому-то, и тебе поможет кто-то", "Как аукнется, так и откликнется".

    Благодаря южнокорейским фильмам многое, что приводило в недоумение при общении с волонтёрами из Южной Кореи, становится понятным.
    Когда они только приехали в наш город, то ещё сохраняли ритм жизни Сеула. Они чувствовали себя приезжими, имели неуверенность и беспокойство в душе, что понятно при неполном знании языка и образа жизни в новой стране. Доброжелательное отношение наших местных жителей постепенно всё привело в норму и к равновесию. В нашем городе и в Крыму много местных корейцев, которые давно живут и работают здесь и стали совсем другими. Наши корейцы давно привыкли к свободе обращения между людьми разного возраста и общественного статуса. Приезжие корейцы старались придерживаться принятого в Южной Корее этикета при общении, хотя мы не раз говорили им, что этого не нужно делать — здесь никто не нуждается в вежливых поклонах, подчёркнутом уважении к старшим или к начальству — достаточно просто говорить по делу и в уважительном тоне, общем для всех людей. Дружелюбное отношение к окружающим — это лучший международный этикет.
    Вообще, в европейских отношениях не принято кланяться человеку или показывать полное подчинение кому-либо, - это может быть воспринято не как знаки уважения, а как проявления слабости и возможности помыкать этими людьми. Причём желание помыкать может возникнуть у европейца подсознательно, - он может и не осознавать этого в полной мере. Мне доводилось наблюдать несколько таких случаев: двое наших мелких служащих при поклонах и проявлении почитания со стороны приезжих корейцев стали относиться к ним с повышенной строгостью без необходимости, при этом местные жители, держащие себя с ними независимо, не вызывали у них желания строго командовать, потому что для них было очевидно, что в ответ они получат отпор словом или последующим делом. В Европе поклоны были отменены в общественных отношениях очень давно, - начиная с эпохи Просвещения, обычай кому-либо кланяться, кроме бога, начал постепенно вытесняться: подсознательно каждый европеец стремиться чувствовать себя лидером в какой-либо области деятельности и чувствовать к себе уважение. Потому всё меньше и меньше сгибалась шея и позвоночник европейца. После исторических потрясений в XX веке, революций и мировых войн, введения всеобщего образования и распространения техники во всех сферах деятельности и, главным образом, после борьбы за достойную жизнь передовых людей европейского общества проявления поклонения остались только в сфере религий: здесь поклонение не считается унижением и проявлением слабости.
    Однако, несмотря на объяснения, волонтёры только под конец своего двухлетнего пребывания внутренне поняли обоснованность таких упрощённых отношений в нашем обществе и смогли их принять. А по началу возникали неловкие ситуации, когда наши люди, которые приходили на занятия по языку, по рисованию, по компьютеру, не выражали внешними способами своего уважения к учителю-сансениму. Позже они смогли почувствовать, что их не только уважают за их знания, трудолюбие и терпение, но и любят, как людей, приятных в общении.  Ведь уважительное отношение заключается не в словах и действиях, а его видно в глазах и интонации речи.
    Наши разновозрастные ученики иногда задавали множество вопросов и возражали, и спорили, и иногда отказывались от выполнения какого-либо задания, если оно чем-то было не по душе, что для учителей-волонтёров было явно странным. На Востоке, вообще-то, принято беспрекословно слушаться учителя, выполнять без обсуждения все задания и проявлять максимум усердия в учёбе. А у наших «учеников» обучение проходило не с таким усердием, не так однозначно и прямолинейно: каждый учился в меру своего интереса и характера. Набирались в группы все, кто желал учиться, но одно дело — желать учиться, а другое дело — уметь это делать быстро и эффективно. Потому были разные ученики и по возрасту и по умению учиться: кто-то схватывал на лету, кто-то шёл в общем ритме, кто-то полз, как улитка, отвлекаясь на постороннее, - обычное дело в обучении.
   Позже и самим приезжим корейцам понравилась такая свободная система жизни: здесь у них больше появилось свободного времени, независимых ни от кого действий и передвижения по городу, Крыму, Украине. Как только они достаточно освоились с языком и с обычаем свободы действий, они почувствовали себя более уверенно, уравновешенно и весело. В свободное время они путешествовали по Крыму, а в отпускные дни - по Украине или Европе. По приезду они делились с нами впечатлениями от поездок. Мы были рады, что они быстро осваиваются и им нравится жить среди европейцев.

   На современном этапе люди всего мира много перемещаются и перемешиваются - вырабатывается общая линия поведения и взаимодействия. Этому способствует и экономика, и интернет, и искусство, в котором видео и фильмы занимают одно из ведущих мест.

   В самих языках заложены основные принципы общественных отношений и этикета: и в русском, украинском, и в английском, американском существуют две формы обращения, обычная и уважительная, - «ты» и «Вы», и глаголы согласно им изменяются, а в корейском языке изменяются не только слова, обозначающие личное обращение к кому-либо, но и названия некоторых вещей, с которыми тот человек имеет дело. Например, названия родственников зависят от того, кто по старшинству их произносит: в семье младший брат называет сестру одним словом, старший брат называет ту же сестру другим словом, младшая сестра называет эту же старшую сестру третьим словом, а старшая сестра эту же сестру называет четвёртым словом. Так же и разница между подчинёнными и начальниками, между теми, кто на предприятии начал работать раньше, и теми, кто пришёл на предприятие позже (так же и в школе, и в институте). В названиях вещей тоже есть изменения, зависящие от старшинства: например, если хотят сказать «Этот человек ест рис», то если этот человек равный говорящему, то рис называют обычным словом, а если этот человек старше по возрасту или по должности, то рис уже называют другим словом. Другими словами, старший или начальник уже не просто ест рис, а уважаемо ест рис, или получается, что «Я ем просто рис, а мой старший брат ест уважаемый рис». Потому для корейцев сцена, где Ин Су даёт отпор Ги Чхолю (5 серия, 00:04:55), особенно забавна: она говорила с ним, как с простолюдином, - это Ги Чхоля привело в шоковое состояние, а окружающих напугали возможные последствия такого непочтения.
    Очень много уделяется внимания уважению и почитанию старших даже в языке, потому при посещении страны это никак нельзя упускать из виду, чтобы неграмотными фразами не обидеть жителей Кореи. В Сеуле, благодаря активному взаимодействию с иностранными гражданами, этот вопрос не такой острый.

    На Востоке форме слова придаётся большое значение, потому что слова применяются в мантрах и в ритуалах, которые сохраняются и передаются без существенных изменений из поколения в поколение на протяжении веков.
    На Востоке исторически сложился особый стиль символической речи, применяемой как в поэзии, так и в шифрованных записках. Пример из фильма, "Если реки и горы займут свои места, солнцу придёт разрушение", что означает "Если принц Кон Ын взойдёт на трон, я, король Кын Чан, погибну" (фальшивая записка, написанная Ги Чхолем).
    В Европе шифрованные записки по своей внешней форме были более грубоватыми и, как правило, напоминали народные небылицы. Например, "Петух не поёт дуэтом." (шифровка из фильма "Гардемарины, вперёд!"). В Европе никому не приходило в голову вносить в тайные шифровки, в партийные клички и тому подобные политические вещи некую поэзию.

    Потому, обобщая, можно сказать, что в Европе доминирующую роль играет интонация речи, а не её буквальный смысл, а на Востоке буквальному значению слова уделяется больше внимания.
    Европа сильна тем, что внешним формам общения не придаёт значения. Но по парадоксу, с другой стороны, именно материальному европейцы уделяют много сил и внимания, труда и мыслей. На Востоке придают значение внешним формам проявления. Но от этого остаётся впечатление, что они это делают для того, чтобы двигаясь по отработанной веками схеме внешних действий, освобождать свою мысль для внутренней работы. Восточные люди более интуитивны и чувствительны, хотя живут в постоянных общественных рамках и условностях. У европейцев этих условностей меньше, но они более склонны опираться на ум, а не на интуицию и чувства.

    Та письменность-хангыль, которой в фильме пользовалась Ин Су и которую не понимали при дворе короля Кон Мина, появилась в Корее после 14 века, и создал её коллектив учёных под руководством выдающегося короля Се Джона в 1446 году, когда страна уже была независимым государством после правления короля Кон Мина и после деятельности генерала Ли Сон Ге. Позже эта письменность стала государственной, и ею сейчас пользуется вся Корея, хотя в словарях приводятся написания одного и того же слова в древнекорейских иероглифах и на хангыле.
    Эта письменность лёгкая в освоении и красивая в написании. Читать корейские тексты не сложно, - это не английский, где написание слова читается не всегда буквально, где надо знать транскрипцию, произношение и просто запоминать некоторые слова.

    Древние летописи на Востоке несут в себе не только хронологию событий, но ещё более — комментарии к событиям, осмысление их, философское мировоззрение. Вероятно, именно благодаря этой традиции и в литературе и в фильмах часто можно встретить философские размышления и мудрые изречения.
    Не так часто, но определенно присутствует философия в европейской литературе, в некоторых фильмах Англии, Германии и в славянских странах, в том числе и в России (особенно в прежние годы).

    Достоверность исторических данных в фильме — как в художественном произведении: соответствие исторической правде весьма приблизительная. Да, были такие исторические лица и они участвовали в тех исторических событиях, но как они действовали, какими были людьми - в этом много художественного творчества с влиянием современного взгляда на ход событий и их значение.
    Зато политические и дворцовые интриги и проблемы, показанные в фильме "ВЕРА", очень достоверны, потому что типичны, и этим они очень интересны, так как повторяются в любой стране и в любой эпохе, и видно, что в Корее во дворце были те же проблемы, что и в Европе.
    То, что обычные политические проблемы происходят на историческом фоне Корё, делает их более ярко очерченными и узнаваемыми. Необычно для дворцовой жизни в период правления короля Кон Мина только то, что во дворце постепенно образовался дружественный, почти семейный круг людей, что не часто было возможным в истории жизни любого дворца.
    В фильме "ВЕРА" дворцовые слуги не бегают на полусогнутых постоянно и не разговаривают тихим испуганным голосом, как в других фильмах или как обычно было в истории страны. Здесь каждый служащий во дворце был при деле и не униженным.

    Типичная психологическая ситуация, возможная в любой стране и в любую эпоху — сцена, где происходит столкновение советника короля с капитаном Чхве Ёном, где Чхве Ён предлагает советнику Джо Иль Сину защитить окно от вторжения врагов и даёт ему кинжал, а шумный, но боязливый советник, пренебрежительно называя Чхве Ёна ничтожеством и ублюдком, сам не может трясущимися от страха руками вложить кинжал в ножны и топчется на месте в растерянности. Эти ситуации часто происходят в современной жизни только уже без ножей, но с той же психологией отношений.

1 серия  00:07:00 — 00:07:45

Гостиница в деревне, комната, где остановился король Кон Мин. Придворный Джо Иль Син произносит пламенную речь о своём сочувствии и преданности королю. Входит Чхве Ён.
Чхве Ён: Королева останется здесь.
Иль Син: Как ты посмел войти сюда без стука?!
Чхве Ён (к королю Кон Мину): Нам тяжело защищать вас по отдельности. Я понимаю, вы беспокоитесь за неё, но прошу, поймите нас.
Иль Син: Ничтожество!
Чхве Ён (к советнику Джо Иль Сину): Вы умеете пользоваться мечом? (Даёт ему кинжал.) Защитите окно.
Иль Син: Защищать?? Защищать окно?!?! Ублюдок!!
Чхве Ён молча подталкивает Иль Сина к окну и отходит к двери. Иль Син, стоя у окна, трясущимися руками пытается вставить кинжал в ножны.

    И всё же, даже такой человек, как Джо Иль Син, принёс окружающим счастье и удачу, а также пользу всему Корё: это ОН сказал о Небесных Вратах, через которые ушёл доктор Хва Та; это он поднял тревогу, когда понял, что королева может умереть и чем это может обернуться для всего Корё; это он определил, что Небесные Врата сейчас открыты и привёл короля и удальчи (королевских стражников) на то место; это он настаивал, чтобы не смотря на неверие в возможность перехода в мир иной, кто-то туда отправился за Небесным Доктором, в существовании которого он всех с большим напором убеждал. Не существенно, что в фильме много фантастических элементов, - для показа психологической правды человеческих взаимоотношений фон не играет большой роли. На примере советника короля в фильме ненавязчиво показано, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ДОСТОИНСТВ ИЛИ НЕДОСТАТКОВ, МОЖЕТ ПРИНЕСТИ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ, если перенаправить его энергию в полезное русло. Так в жизни часто бывает.
    В оригинале фильма хорошо слышно с каким ярким психологическим напором постоянно воздействовал на короля Джо Иль Син, чтобы подчинить его волю себе. Особо выдающаяся речь была произнесена советником Иль Сином, когда король со своей свитой впервые вернулся во дворец, где его никто не встретил (3 серия, 21 минута).
    Советник был опытным дворцовым интриганом и достиг немалого влияния, продвинулся на первые роли при особе короля, но не мог добиться полного влияния на него. Поэтому доверие, которое в его присутствии выразил король капитану Чхве Ёну, это предпочтение, которое советник рассчитывал получить в свою пользу, возбудило гнев Джо Иль Сина. После того знаменательного разговора с королём все дальнейшие действия советника были с примесью сопротивления влиянию капитана на короля, и не смотря на его службу на благо Корё, он, пытаясь совместить свою выгоду со службой стране, в итоге встаёт на путь предательства страны и погибает от рук подобного себе. Так миропонимание корейцев говорит ЧТО строит судьбу человека, его будущее.

    В первой серии хочется назвать НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДИЧЕСКИХ РОЛЕЙ, СЫГРАННЫХ В СОВЕРШЕНСТВЕ.
    Выдающийся по колоритности и показательности эпизод, где представитель фирмы по выпуску специальной оптики для хирургов проводит рекламу перед  доктором Ю Ин Су и параллельно обсуждает необычный вид капитана Чхве Ёна, который искал Ин Су в выставочном зале и подошёл к ним.  Представитель фирмы такой же «храбрый», как и Джо Иль Син, и его роль выполнена актёром блестяще!

1 серия 00:34:34

Представитель фирмы: Доктор Ю, здравствуйте! Подойдите и взгляните на это. В наше время Вы должны пользоваться брендовыми инструментами для пластических операций. Чжан-чжан-чжан! (в Корее нечто вроде «так-так-так!») Это увеличитель в два с половиной раза. Он изготовлен из суперлёгкого сплава. Многие врачи частенько забывают его снять, идут домой прямо в нём. Только посмотрите, это восхитительно!.. (Увидел Чхве Ёна.) МДА-А! КАК ТОЛЬКО ЛЮДИ НЕ РЕКЛАМИРУЮТ СВОИ КОМПАНИИ!
Ин Су: Думаете, он работает в этом костюме? Ненормальный какой-то!
Представитель фирмы: ПОСМОТРИТЕ НА ЕГО ЛИЦО! ЭН-Н... Он идёт сюда...
Чхве Ён: У меня срочное дело.
Ин Су:  И что?
Чхве Ён: Наш врач говорит, что у пациента перерезан кровеносный сосуд. Вы можете спасти этого пациента?
Ин Су: Почему ты спрашиваешь меня об этом?
Чхве Ён: Вы можете спасти этого пациента?
Ин Су (к представителю фирмы): Вам не кажется, что он чересчур странный?
Представитель фирмы: Думаю, он на вас запал. (усмехается)
Ин Су: Можете прислать вашу брошюру?
Представитель фирмы: Конечно! Если напишете адрес, я отправлю её Вам.
Ин Су: Хорошо. (отходит от стенда, Чхве Ён преграждает ей путь)
Подбегает служащий выставочного центра с несколькими полицейскими.
Служащий: Он там. Это настоящий меч.
Чхве Ён выхватывает из ножен меч.
Полицейский с пистолетом: Эй, опустите меч! Опустите меч!
Чхве Ён: Вы можете спасти этого пациента?
Ин Су: Мне нужно посмотреть где и как сильно пострадал пациент.
Чхве Ён: Нужно посмотреть, как сильно она пострадала?
Полицейский с пистолетом: Опустите меч!
Чхве Ён отбрасывает полицейского с пистолетом, разумеется не зная об опасности пистолета, и приставляет меч к горлу служащего. Все в панике разбегаются, и Чхве Ён делает надрез на шее служащего, взваливает его на плечо.
Чхве Ён: Почему вы преследуете меня?
Он укладывает его на стол.
Чхве Ён: Она точно так же ранена мечом. Глубина пореза такая же. Сможете её спасти?

    Дальнейший ход событий показывает, как представитель фирмы беспокоится только за свою жизнь, не в силах влиять на происходящее, а доктор Ин Су больше беспокоится о своей медицинской лицензии, и Чхве Ёну приходится пригрозить, чтобы они занялись лечением пострадавшего.
    Современные врачи ныне прежде всего беспокоятся о юридической стороне своей деятельности (о своей лицензии, стоящей немалых денег и учёбы, и о судебной ответственности), чем о судьбе пациентов, встречающихся на их пути. Потому среди них настоящих врачей «от бога» не так много, как необходимо.
    Ин Су долго не могла заинтересоваться словами Чхве Ёна о срочной помощи погибающей девушке, пока до неё не дошло, что в данном случае условия нестандартные и, соответственно, принимать решения надо нестандартно. А позже уже представился случай вспомнить и клятву Гипократа благодаря помощи королевского доктора Джан Бина. И только после этого она стала настоящим врачом, спасающей жизнь людей, не  глядя на их положение и статус.
     Нынешние врачи во всей мировой медицинской практике имеют именно такую проблему: соблюдать ЮРИДИЧЕСКУЮ сторону их врачебной деятельности. Поэтому холодное отношение к пострадавшим и больным широко распространено среди медиков: административные и юридические правила закрывают собою клятву Гипократа в сознании медицинских работников. Их могут наказать и лишить права заниматься врачебной деятельностью, если они окажут медицинскую помощь человеку, который не подходит по определённым юридическим параметрам.
    Каждому гражданину не раз приходилось сталкиваться в наших странах с подобным отношением врачей к своим страданиям, и каждый врач в наших странах решает вопрос чему служить: клятве Гипократа или административным правилам медицинской практики. Интересно, что в корейском киноискусстве эта проблема очень ярко показана в сюжете этого фильма, и нам, европейцам, она понятна сразу...
    Все проблемы человечества едины, особенно на данном этапе современной истории, когда так похожи структуры крупных городов всего мира. Куда не поедешь – везде похожие порядки и способы решения обычных вопросов. Потому так актуален вопрос королевского доктора Джана к Ин Су и капитану Чхве Ёну: "Она настоящий доктор? Как она могла даже не осмотреть пациента, лежащего перед ней?" (2 серия).

    Ещё стоит заметить, что Ин Су, единственная из современного мира, сразу увидела, что Чхве Ён не работник какой-то фирмы, что у него лицо какое-то не такое.
    Однако, когда они оказались перед выстроившейся группой полицейских, настроенных воинственно, ситуация резко изменилась: ранее она опасалась Чхве Ёна и стремилась убежать от него, теперь же она испугалась полицейских и пряталась за спиной Чхве Ёна, как за защитой, и, переживая за него, советовала ему сдаться, чтобы он не создавал себе проблем с юридическими последствиями. Она не убегала, хотя Чхве Ён отпустил её руку для предстоящего сражения. Она уже его чувствовала и не могла оставить одного с надвигающейся на него проблемой, а может, и с чем-то большим, если учитывать необычный стиль поведения её нового странного знакомого. Когда же он расчистил путь и понёс её на выход, в ней вновь вернулся страх за себя, - она опять видела в нём угрозу. Так человек кидается в пиковых ситуациях от интуитивных ощущений к доводам ума и обратно, до тех пор пока интуиция превратится в осознанную мысль.
    Так же с нею происходило и тогда, когда у Небесных Врат произошла стычка капитана Чхве Ёна и советника Иль Сина, настаивавшего на задержании Ин Су в этом мире по приказу короля. Пока Чхве Ён возражал Иль Сину, она могла свободно уйти, и никто бы ей в этом не успел бы помешать. Но она оставалась и слушала спор, где решалась её судьба и судьба капитана. Она не ушла, потому что угроза капитану была велика — смерть, хотя этого она ещё не понимала: не могла поверить в реальность происходящего. И снова убегала, когда Чхве Ён принял решение выполнить приказ и получить наказание за нарушение данной им клятвы.

    Роль Ин Су сложная тем, что в ней актрисе Ким Хи Сон нужно было быть и смешной, и прекрасной, и уважаемой, что очень не просто создать в одном фильме. Трудно представить другую актрису, которая смогла бы быть и милой, и смешной, и уважаемой, и прекрасной почти одновременно. Ким Хи Сон около 3 лет ожидала, когда подберут актёра на роль Чхве Ёна и начнут снимать дораму. И такая долгая подготовка к съёмкам дорамы была не напрасной: так удачно собралась съёмочная группа и коллектив актёров, была написана замечательная музыка к фильму, что ДОРАМА СТАЛА ШЕДЕВРОМ В СВОЁМ ЖАНРЕ. А также то, что в главной роли капитана Чхве Ёна снимался именно Ли Мин Хо, а не другой актёр, имело большое значение: с другим актёром фильм не стал бы притчей, а был бы только исторически фантастическим, которых много в киноискусстве Южной Кореи. Почему? Сильные люди, лидеры своей страны обычно ведут себя естественно, не думая о своей важной роли в истории, - они сосредоточены на деле, которое защищают. Лишь со временем их называют героями и прославляют их имена, а в течение жизни им приходится нелегко, и приходится доказывать необходимость тех или иных действий, и вести за собой людей. Ли Мин Хо в этой роли именно таким и был: без притязаний на роль великого исторического героя, потому и было попадание точно в цель. Потому и фильм не несёт исторической атмосферы, - в нём атмосфера ПРИТЧИ, которая описывает все события без привязки к конкретной эпохе, как бы сверху.

    И ещё немного об Ин Су. Сознание женщины работает на многих уровнях в одно и то же время, часто оно интуитивно, потому таким противоречивым может показаться ход её мысли, - ей подсознательно постоянно приходится согласовывать множество мыслей одновременно и выбирать оптимальную линию поведения. Ким Хи Сон в своём исполнении замечательно передала эту сторону женской многоярусной логики, которую так трудно было понять капитану Чхве Ёну.
    Мужское сознание более направлено к конкретной цели, широта интересов более специализирована, поэтому противоречивых дополнительных чувств и ощущений меньше, логика ярче.
    И всё же однозначно можно сказать, что у людей невысокой культуры хаос в голове происходит вне зависимости от того, женщина это или мужчина, - можно говорить только о степени беспорядка, но не о его отсутствии. Пока есть такие люди с их феноменальной нелогичностью поведения, - их противоречивости и непоследовательности можно только удивляться и сопротивляться.

    Очень понравился ещё один эпизод в первой серии: игра актёра, исполняющего роль офицера полиции, который руководит процессом обезвреживания нарушителя спокойствия выставочного центра и командует запереть двери выхода из здания. Именно в такой интонации действуют работники службы охраны и полиции, и интересно, что эта интонация распространена по всему миру и не зависит ни от языка, на котором говорят органы правопорядка, ни от традиций страны. (1 серия 00:40:25 — 00:40:51 и 00:42:09 — 00:42:35)

    Далее перечислю психологически важные эпизоды дорамы о короле Кон Мине (как он строил свои отношения в ближайшем круге людей) и о капитане Чхве Ёне (как складывалась его жизнь в служении вечным ценностям и стране).
    В "Троецарствии" сказано: "Процветает тот, за кем идут люди, и тот гибнет, кто их теряет." И в этой древней эпопее следует призыв: "Разыщите мудрых советников..." (Ло Гуаньчжун "Троецарствие". Китай. 14 век). И в фильме капитан Чхве Ён давал совет королю Кон Мину: "Король не должен сражаться. У короля должны быть люди. Есть король, у кого один-два человека, а есть король, у кого - тысячи. Для начала получите меня. И я буду сражаться за Вас." (8 серия 00:52:00)
    Любой руководитель и лидер должен стремиться приобрести верных сторонников делу, которое их объединит. Король Кон Мин постепенно научился приобретать и беречь вокруг себя таких сторонников.
    Ги Чхоль же терял людей, которых подчинял себе с помощью хитрости или насилия. Его люди погибали один за другим, - то ли от его руки, то ли в событиях жизни. Ги Чхоль стать другим не мог, он не мог привлекать к себе, — его боялись и не доверяли. Так различна была стратегия двух лидеров страны Корё.
    Чхве Ён был третьим лидером, потому Ги Чхоль так стремился привлечь его на свою сторону или уничтожить. Ги Чхоль, так же как и королевские чиновники, видел огромное влияние капитана на короля и понимал, что Кон Мин, осваиваясь во дворце и со своим новым статусом, действует с помощью Чхве Ёна совсем не по тому сценарию, который бы устраивал Ги Чхоля и династию Юань.

    Различными были и люди, собравшиеся вокруг этих лидеров.
    Те, кто был на стороне Ги Чхоля, были либо хитрыми интриганами, которым нельзя вполне доверять (принц Док Хын, посланник Юаня) и которые могли его предать, либо подчинёнными (Ым Джа, Хва Су Ин, Ян Са), которым он не позволял "умничать" или, тем более, иметь свободу действий.

3 серия  00:02:30 — 00:03:56
Ги Чхоль: Принцесса Юаня всё ещё жива. Как это произошло?!
Ян Са: Я придумаю новый план.
Ги Чхоль: Как?
Ян Са: Немедленно.
Ги Чхоль: Немедленно?! Я годами разрабатывал план. Как можно придумать что-то новое прямо сейчас? Думаешь, что я глупец. Я работал над планом долгие годы. Работал день за днём. А ты можешь просчитать всё немедленно.
Ян Са: (поспешно, становясь на колени) Я ошибся!

14 серия  00:42:45 — 00:43:29
Ги Чхоль: ПОЧЕМУ ВОКРУГ МЕНЯ СОБРАЛИСЬ ОДНИ БЕЗМОЗГЛЫЕ ТУПИЦЫ?! НИ ОДНОГО, С КЕМ Я МОГ БЫ ПОГОВОРИТЬ!!

Ги Чхоль терпеть не мог конкурентов, поэтому он всё сделал для того, чтобы люди вокруг него либо были "безмозглыми тупицами", либо научились хорошо скрывать свой ум. А теперь ему не с кем поговорить - после того, как он всем заткнул рты! Так в жизни часто бывает: "Пошло дело на лад - и сам ему не рад!"

    А вокруг короля, напротив, собралось много самостоятельно мыслящих людей (начиная от королевы и Чхве Ёна и заканчавая рядовыми стражниками и членами Сулибана). Эта самостоятельность иногда бывала неумеренной (например, у Ин Су), что приводило к неприятностям и даже к трагедиям. Но самостоятельность помогала им, объединяла их и усиливала. Самой главной их силой было доверие друг к другу.
    Так же и в нашей жизни, когда собирается коллектив людей, доверяющих друг другу, то и дело слаживается, и результатом их совместного творчества становятся шедевры и значительные дела, двигающие развитие страны.


    Король Кон Мин со временем перестал воспринимать Чхве Ёна как подчинённого, - он стал для него мудрым советником. Капитан Чхве Ён и сам не считал себя подчинённым в обычном понимании.
    На протяжении всего периода, отражённого в фильме, Кон Мин постепенно приобретал сначала звание короля, затем статус и авторитет короля, затем пришла к нему и реальная королевская власть, с которой он уже мог добиваться независимости собственной и независимости своей страны от диктатуры царства Юаня. И в этом становлении короля ведущую роль главного советника имел капитан Чхве Ён. Королю на тот момент был 21 год, а капитану — 28 лет.
    Капитан Чхве Ён вёл себя независимо с первого появления семь лет назад во дворце при другом короле, брате принца Кон Мина. Эта его внутренняя свобода и независимое поведение и тогда, и при короле Кон Мине раздражала всех остальных чиновников, что типично для любой организации, предприятия, научного или учебного заведения, где борются за внимание и одобрение руководства. Капитан Чхве Ён приходил и уходил, какие-то дела затевал или прекращал по мере целесообразности. Даже во время суда, устроенного ему чиновниками, где его обвинили в унизительной взятке, он, оправдав своих подчинённых-стражников, отпустил их, не спрашивая ничьего разрешения. Затем, сказав, что будет ждать приговора, и сам ушёл без разрешения короля или придворных судей, как полагалось по дворцовым правилам. Это было его привычкой действовать самостоятельно ещё с тех времён, когда он был членом партизанской группы Джокольдэ. И именно понятия Джокольдэ он привнёс в отряд королевских стражников-удальчи. Это были принципы, согласно которым никто не обращал внимания на то, мужчина его товарищ или женщина, какого он возраста, какое у него положение, обеспеченность и связи, рекомендации и покровители; никто не морочил себе голову, добиваясь почтительного послушания своих подчинённых, и никто не льстил капитану и его помощнику, - все просто делали общее дело. Даже в той сцене, когда Чхве Ён пытается задремать после похода к Ги Чхолю, а другие стражники несвоевременно будят его своими расспросами, он в конце концов прогоняет их криком: "Дайте же мне поспать! Убирайтесь вон!", - даже тогда он кричал не так, как обычно кричат начальники. Эту интонацию Ли Мин Хо сыграл так, как вряд ли удалось бы сыграть кому-то другому.
    У него было чувство собственного достоинства, но не было гордости, не было честолюбивых планов и его невозможно было поддеть вопросом "А слабо...?" или испугать потерей высокой должности при короле.

    Не удивительно, что все руководящие чиновники во дворце видели в нём угрозу, также как явно видели свою зависимость от его воли. Ведь по сути получалось, что они подчиняются не королю, а капитану Чхве Ёну через короля, который не мог действовать в одиночку без его поддержки, не посоветовавшись с ним.
    В 11 серии на встрече капитана Чхве Ёна с влиятельным в политике Корё учителем ик-дже Ли Дже Хёном произошёл определяющий позиции разговор:
"Чхве Ён: Какого именно короля Вы хотите видеть?.. Чтобы был мудрым, как великий полководец, и был милосерден к людям, как Будда, который дарует своим последователям жизнь, полную богатства и почёта? Такого человека вы хотите видеть? Не так ли? А сейчас вы проверяете свои ожидания?
Ли Дже Хён: Спрошу ещё раз. Чхве Ён, почему именно теперешний король?
Чхве Ён: Потому что он — первый король, которого я впервые выбрал сам.
Ли Дже Хён: Но что привело тебя к такому выбору?
Чхве Ён: Иногда он выглядит испуганным, он сомневается в решениях, часто сожалеет о поступках, а ещё ему знаком стыд.
Ли Дже Хён: Стыд?
Чхве Ён: Так я и пришёл к этому решению. Чтобы он не сгорел со стыда, я должен защитить его. Достаточно?
Ли Дже Хён: Ты просишь присутствовать на королевском обучении в полнолуние этого месяца?
Чхве Ён: Верно.
Ли Дже Хён: Это будет означать, что мы встанем на сторону короля и защитим его от стыда. Однако, для того, чтобы сделать это, мы должны по крайней мере остаться в живых. Поэтому можешь ли ты пообещать нам всем, что защитишь нас?"

    Капитан, который затем стал генералом Чхве Ёном, чувствовал свою ответственность за судьбу народа Корё и за судьбу короля с королевой. Эта ответственность стала частью его самого, его жизни. Тогда происходила закладка основ независимости Кореи, потому он однозначно не мог отделить себя от той эпохи и покинуть короля и дело, которому служил. В 21 серии есть эпизод — разговор Чхве Ёна с посланником Юаня, в котором характеризуется историческое лицо — генерал Чхве Ён, его значимость для той эпохи, в которой он жил:
«Чхве Ён: Откуда Вам известно моё имя? Ведь я всего лишь генерал, который долгое время был вдали от его высочества?
Посланник Юаня: Эти сведения я получил от своей разведки по приезду в Корё. «НЫНЕШНИЙ КОРОЛЬ ОДНАЖДЫ МОГ БЫ СТАТЬ ТИГРОМ, НО ЕСЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЧХВЕ ЁНА, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ КОГТЯМИ ТИГРА, ТО ИЗ КОРОЛЯ ПОЛУЧИТСЯ ОБЫЧНЫЙ КОТ.» Поэтому я и запомнил твоё имя.»

Люди часто приходят в этот мир не для того, чтобы действовать в одиночку, а для того, чтобы взаимодействовать с той группой единомышленников и друзей, которые тоже явились в этот мир для того же дела.

    Король Кон Мин тоже не был обычным королём. Капитан Чхве Ён мог с ним сотрудничать с самого начала. Когда на них напали, капитан Чхве Ён спросил короля Кон Мина: 1 серия  00:10:00 — 00:10:20

Чхве Ён (входя): Врагов больше, чем мы думали. (К Кон Мину.) Даже если будете напуганы, не бегите. Оставайтесь позади меня. Вы сможете?
Кон Мин оглядывается на других находящихся в комнате — на королеву Но Гук и доктора Джана.
Кон Мин: Я не убегу.
Чхве Ён: Тогда... я смогу защитить Вас.

    Для такого ответа необходимо было иметь достаточное мужество: оставаться на одном месте без оружия, доверяя только своему стражнику. И тогда Чхве Ён "подвёл черту": "Тогда... я смогу защитить Вас." (1 серия 00:09:55) И этот первый взаимный договор начал их дружбу и выполнялся не один раз. Поэтому король во дворце и в политике был не один, а вдвоём, и Чхве Ён был не один, а вдвоём с Кон Мином на протяжении всей их совместной жизни. Если бы король Кон Мин был бы марионеткой, которой его и считали некоторые, они с Чхве Ёном не могли бы сотрудничать. Кон Мин делал то, чего не мог Чхве Ён, - он работал на политико-дипломатическом уровне, в то время как Чхве Ён действовал на военно-дипломатическом уровне. Отдельно друг от друга они оба не смогли бы сделать то, что сделали вместе.
    Поэтому король Кон Мин благодаря поддержке Чхве Ёна и королевы смог сделать свою часть политического шага: он сбросил одежды Юаня и заменил их традиционным корейским одеянием, заявив этим о начале независимости народа Корё. Для этого политического шага нужно было иметь и мужество и смелость (9 серия 00:05:25 — 00:07:00), такое же мужество и смелость, какое имел капитан Чхве Ён в битвах с противником. Это их и делало равными и друзьями.
    Но если бы Кон Мин был один, без друзей и единомышленников, он стал бы обычным королём, таким же, как и большинство, - таким, каким был в начале фильма, когда он в первую очередь выяснял насколько хорошо подчиняются его приказам, а потом уже думал обо всём остальном.

    Принц Кон Мин стремился стать не номинальным, а фактическим королём, чтобы иметь возможность управлять страной. Этого можно было добиться только через признание придворными чиновниками, что он — единственно возможный и законный король Корё. В 21 серии показан пик борьбы короля Кон Мина с лидером его противников — Ги Чхолем:
«Чхве Ён: Ваше высочество, Главное Управление Восточного округа ничем не отличается от его превосходительства Док Сона. Проюаньская фракция — наш главный враг. Они забрали принца Док Хына, а значит, скоро они придут, чтобы напасть на Вас.
Кон Мин: Я знаю...
Чхве Ён: Пожалуйста, дайте мне войско. Я нападу на Главное Управление Восточного округа.
Кон Мин: ДЛЯ НАЧАЛА МНЕ НУЖНО ПОЛУЧИТЬ ОДОБРЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ.
Чхве Ён: Да, для этих негодяев не нужно никакого одобрения.
Кон Мин: Мне нужно.
Чхве Ён: Они сделают всё возможное, чтобы получить выгоду.
Кон Мин: Но они используют своих личных солдат, в то время как я использую своих подданных. Поэтому мне нужно время.»

А ситуация складывалась действительно критическая: или Корё будет независимым государством, или станет сначала колонией Юаня, а затем полностью превратится в одну из юаньских провинций и лишится своей истории и культуры. От того, кто займёт трон в ближайшие часы (дни), зависела судьба всего народа. Очень коротко об этой критической ситуации показано в 21 серии: политическая борьба происходит в самом Корё, его превосходительство док-сона - Ги Чхоль старается перетянуть на свою сторону часть придворных чиновников, а король Кон Мин разговаривает с оставшимися верными закону придворными чиновниками, чтобы они стали на его сторону.
«У Ги Чхоля: В распоряжении короля 2-тысячная армия. Даже если добавить гарнизон телохранителей, разница будет невелика.»

«У короля.
Ли Дже Хён: Если они соберут солдат из влиятельных семей, то количество воинов превзойдёт в несколько раз нашу армию. И если они объединят все силы, их будет сложно победить.
Кон Мин: Раз их так много, наша реформа невозможна.»

«У Ги Чхоля: Это то, над чем работал король. Наши рабы и земли, принадлежащие нам, - он хочет отнять всё это у нас и пойти с этими людьми на Юань.»


«У короля.
Кон Мин: Скоро Юань нападёт на нас, и МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БУДЕМ СРАЖАТЬСЯ НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ, сражаться с ними в нашей стране. Так мы должны этого ждать? Они защищают того, кто похитил королеву. У нас есть оправдание. Мы не можем упустить этот шанс...»

«У Ги Чхоля: Поэтому... я хочу изменить кое-что. Давайте служить нашему новому королю. Ради безопасности этой страны и дальнейшего процветания наших поколений.»

«В штабе командования королевской армией.
Генерал Ан Дже: Внутри Главного Управления Восточного округа в лучшем случае будет сто солдат.
Чхве Ён: Вопрос. Как отреагирует префектура Сансон на наше нападение? Кто знает, что за обстановка сейчас там?
Входит король Кон Мин, и Чхве Ён задаёт ему вопрос: Как всё прошло?
Кон Мин: Не сейчас...
Все садятся.
Кон Мин: Чиновники пока не готовы принять решение... Я встречусь с ними по отдельности и попытаюсь убедить. Прошу всех командующих ещё немного подождать.
Генерал Ан Дже: Военная операция должна быть неожиданной. Если мы протянем время, и информация просочится наружу, наши границы будут в опасности.
Кон Мин: Знаю. Но не смотря на это, я не могу дать команду без согласия чиновников.
Чхве Ён: Вы говорили, что мы воспользуемся принцем Док Хына, как наживкой, чтобы напасть на Главное Управление Восточного округа, поэтому я не тронул его, как Вы приказали.
Кон Мин: Так я и говорил. Думаешь, я сам рад всему этому?
Чхве Ён: Вы забросили наживку, хотя у Вас даже удочки не было? Вы знаете, что такое рыбалка?
Кон Мин: Я — король, и мне нужно оправдание.
Чхве Ён: Нельзя ли найти его побыстрее, пожалуйста... это оправдание.
Кон Мин: Я снова должен отдать тебе приказ? Не нужно никакого оправдания или ещё чего. Просто иди и схвати его. Я всё ещё зол на него, так что отрежь ему руки и ноги. И тогда ты сделаешь это ради меня, не смотря ни на что. Помнишь, когда я впервые  вернулся домой? Ту ночь, когда на нас напали... И ты сказал мне: «Можете держаться за мной и никуда не убегать, даже если Вы напуганы?» Тогда ты сможешь защитить меня. Я спрятался за твоей спиной, пока ты сражался за меня и защищал меня.
Чхве Ён: Ваше высочество.
Кон Мин: До каких пор я буду прятаться за твоей спиной?
Чхве Ён: Поэтому Вам нужно оправдание, не связанное со мной?
Кон Мин: Я просто хочу уничтожить его превосходительство без кровопролития, чтобы мы снова могли увидеть наши земли на севере. Можешь ещё немного подождать?
Чхве Ён: Понятно.»

    На уровне лидера или руководителя страны приходится думать не личными мотивами и желаниями, а иногда действовать вопреки им. В фильме показано, что и король Кон Мин и Чхве Ён были способны сделать верный выбор в ответственный момент истории и не следовать личным чувствам мести, и это тоже делало их друзьями.


    Исключительно хорошо сыграл свою роль актёр Пак Сан Вон, действовавший в фильме как посланник императора Юаня: холодный, расчётливый, непоколебимый, но умеющий идти на компромисс ради государственных интересов. У себя дома посланник императора Юаня может быть прекрасным семьянином и хозяином, но на службе, перейдя границы личного и думая о государственных интересах, он становится другим человеком — забывшим всё человеческое и личное. Он отличный политик. Но рядом с ним хорошо лишь тем, с кем его интересы совпадают и только до тех пор, пока они совпадают... И его ошибки становятся ошибками политики целой страны...

    Король Кон Мин умел выслушивать в свой адрес упрёки и признавать свои ошибки. С самого начала он был благодарен Чхве Ёну за то, что тот сказал о нём то, что думал:  "Покойному королю было 14 лет. Он был слишком молод для короля. Люди свергли его, потому что он был слишком молод и не мог делать то, что обязан делать король. А Вам двадцать один. И я думаю, двадцать один — это всё ещё слишком мало для короля. Кроме того Вы были в Юане с десяти лет и выросли там. Вероятно, Вы думаете так же, как и эти люди. Людям Корё не повезло, что Вы их правитель. Вот, что я думаю. ... Вы уже пятый король за 12 лет. И я думаю, всем уже всё равно. ... Ваше величество, я не ненавижу Вас лично." (1 серия 00:18:20)

    Так же король выслушивал и простолюдинов, когда находился в деревне во время конфликта и удаления из дворца. Не каждый король стал бы так терпеливо выслушивать и насмешки и проклятия от людей. Но именно в этой деревне король с королевой и стражники начали свободно улыбаться и радоваться жизни, чего им сильно не хватало во дворце. "Я не хочу возвращаться во дворец. Там я не смогу говорить с тобой, как теперь," - говорил король капитану. Да, в условиях дворца очень много ограничений, преступать которые для короля означает ставить в опасное положение жизнь своих близких и друзей. Потому сдержанное поведение и скрытность — это жизненная необходимость при любом королевском дворе или для любых верхних структур власти, а также любым известным и популярным людям страны. Это естественно возникающее ограничение, если есть кого защищать.
    Как только человек становится чем-то знаменит или богат, или начинает занимать влиятельную должность, так сразу для него и его близких возникают условия, когда необходимо вести закрытый образ жизни, чтобы защитить свою личную жизнь и своих близких от любопытных или от ищущих какую-либо выгоду людей. Это очень осложняет жизнь, и делает невозможным много из того, что было естественным до периода знаменитости. Не каждый человек, пользующийся свободой действий, будет согласен отказаться от своей свободы, чтобы разделить со знаменитым человеком его судьбу и ограничения.
   
    Король Кон Мин умел быть честным не только в дружбе, но и в любви, где честным быть сложнее из-за неспокойного отношения к любимому человеку.
    В фильме — две линии любви между Чхве Ёном и Ин Су, между королём Кон Мином и королевой Но Гук. Обе пары решали один и тот же вопрос, который решают все любящие пары: "Я всё ещё для тебя никто?" Ответ на этот вопрос — это осознание важности взаимного доверия и союза для каждого из них. Действуя единолично, не согласовано, они создавали осложнения, которые приходилось преодолевать уже совместно, проходить через лишения и страдания.
    "Я всё ещё для тебя никто?" - ответ на этот вопрос ключевой не только в этом фильме, но и в отношениях тех, кто имеет мужество любить. Ответ на этот вопрос изменялся постепенно в течение всего фильма. И только тогда, когда любящие осознали, что не могут жить друг без друга, когда скучали друг за другом, даже находясь вместе, тогда только и решился этот вопрос: кто они друг для друга и как им доверять друг другу?

   Когда королева попала в опасную ситуацию, король очень скоро понял не только своё положение, но и подумал о капитане Чхве Ёне (20 серия 00:07:03):
“- Я всегда относился пренебрежительно к чувствам Чхве Ёна, и теперь меня самого так наказывают... Когда он говорил, что защитит Небесного Доктора, когда умолял меня спасти ей жизнь, то каждый раз чувствовал себя вот так!.. Должно быть эта боль так же сжигала его... Я, наконец-то, понял это...»
    В жизни немало вещей, которые можно понять, только если пережил подобное сам...

    Верно в фильме сказано и о любви: истинная любовь между мужчиной и женщиной — это не использование друг друга для чего бы то ни было, а забота друг о друге и защита друг друга, это поиск поводов оставаться рядом друг с другом. Любовь заключает в себе все лучшие отношения: любящие легко переходят в своих заботах по отношению друг к другу как к собственному ребёнку, как к своей любимой сестре или брату, как к другу-товарищу, как к отцу-матери, как к учителю-ученику, как к любимому-любимой, и снова все эти чувства переливаются в их душах, и потому истинная любовь непобедима. Невозможно остановить то, что идёт бескорыстными путями. Ноги любящих сами приводят их друг к другу, что бы ни случилось. Для любящих в первую очередь важны не сексуальные отношения, а то, что любимый человек жив, здоров и улыбается, что можно его видеть и говорить с ним.
   Фильм "ВЕРА" об узнавании друг друга любящими. Через это проходит каждый, кто хочет найти свою любовь. От этой встречи любящие изменяются не на поверхности, а в глубине души. Любовь — это сила, изменяющая человека в таких глубинных его слоях, какие не затрагиваются ни при каких других условиях.
    Когда приходит твоя настоящая любовь, то человек чувствует, словно заново родился в каком-то новом мире, - всё прежнее улетает за короткое время так далеко, словно это было не с тобой, а с кем-то другим, а настоящая жизнь только начинается. На этой дороге могут быть и радость и переживания, но что-то радикально изменилось, и продолжает тебя менять. Человек остаётся собой и в то же время становится совсем другим.
    Настоящая Любовь — как горный поток. Этот поток даёт и крылья и энергию, но одновременно с этим человек входит в полосу, где жизнь и смерть ходят рядом. И чтобы любить по-настоящему нужно мужество, потому что рядом с радостью жить вместе с любимым человеком всегда есть место беспокойству о его жизни и здоровье. А так же возникает ответственность за свои поступки: уже не можешь собою рисковать, не задумываясь, уже от твоей жизни зависит жизнь родного человека.
    В настоящей любви видят суть любимого человека, забывая о прежней важности государственных границ, социальных статусов, языка и традиций. Забываются прежние привычки и представления о своём идеале. Не внешняя похожесть определяет родство любимой души, а внутренняя... Внутреннее родство проявляется тем, что многое не нужно объяснять, потому что понятно без слов, что есть доверие друг другу и стремление защитить любимого человека.

    Большая удача и счастье короля Кон Мина и королевы Но Гук было в том, что они встретились, потому что людям, у которых есть богатство и слава, очень трудно встретить друзей и любовь. Большинство окружающих видят в них источник богатства или славы для себя. Отрешиться от мыслей о большой сумме денег или от шумной славы известного человека может не каждый, и  для популярных людей поиск такого любимого человека превращается в проблему. И хоть людские пересуды и пресса приписывают известным людям многочисленные романы с первыми встречными, с кем бы ни пришлось общаться или работать знаменитости, ЗАКОНЫ ЛЮБВИ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫ: настоящую любовь свою встречают только однажды и заменить её другими людьми невозможно... Но остановить пересуды не удастся, - всегда будут люди, которым нечем более заняться, которые любят поговорить о других и порассуждать насколько правильно или неправильно знаменитые люди живут. Потому в философии не зря говорится, что богатство и слава — это не благо для человека, а испытание и усложнение жизненных задач. И можно перефразировать слова доктора Хва Та, которые прозвучали в начале фильма: «Какой смысл в богатстве и славе, если я не могу встретить свою любовь?»

    Чхве Ён и Ин Су, при первой же возможности расстаться у Небесных Врат навсегда,  почувствовали, что каждому из них не безразлична судьба другого, но списывали это ощущение на другие чувства (2 серия).
    Чхве Ён — на своё обязательство-клятву вернуть Ин Су туда, откуда её привёл, на чувство долга, поэтому его действия были вызваны необходимостью. От человека, живущего на энергетическом уровне Учителя, невозможно ожидать иных действий: он всегда шёл и идёт бескорыстным путём, путём необходимости действия и изменять себе не будет ни при каких условиях. ЛЮДИ НА ЭТОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ НЕ ЖИВУТ ДЛЯ СЕБЯ. Должна быть жизненная необходимость, чтобы такие люди жили с кем-то вместе, а не только их личное желание.
    Некоторые зрители, которые пишут свои комментарии  на сайтах об этом фильме, говорят о том, что актёр, исполнявший роль капитана Чхве Ёна, вёл себя по отношению к Ин Су довольно сдержанно и потому это их не устраивает. Эти претензии показывают, что они не имеют представления о том, как живут люди такого уровня, роль которого интуитивно верно сыграл Ли Мин Хо. Эти зрители оценивают поведение капитана Чхве Ёна с позиции обычных людей, которые не имеют энергетических способностей и планетного мышления и не берут на себя ответственность за всё происходящее. Режиссёр Ким Чжон Хак и Ли Мин Хо верно создавали поведение капитана Чхве Ёна, - здесь шла интуиция и вдохновение...

    Ин Су тоже сначала списывала свои чувства на беспокойство о своём возвращении в свой мир, которое было почти невозможно без помощи Чхве Ёна, и на беспокойство о своём трудном пациенте, которого сама ранила и сама спасала.
    Каждый из них дал себе обещание: она — вернуться в свой мир так, чтобы Чхве Ён оставался в живых и продолжил свою историческую роль в стране Корё, а он — отправить её "домой" и выполнить клятву. И только тогда, когда обещания они исполнили, это развязало им руки. Только тогда они полностью осознали, насколько они нужны друг другу, и насколько они родные. И тогда цель их действий изменилась: пришло внутреннее равновесие, и колебаниям уже не было места, - они всё стали делать для того, чтобы вновь быть вместе. В жизни обычно так и бывает с людьми с сильным чувством долга.


    Невозможно не сказать о тех актёрах, о которых мы не сможем в этой статье написать подробнее, но которые оставили о себе НЕИЗГЛАДИМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Это те актёры, которые исполняли роли стражников-друзей капитана Чхве Ёна — О Де Мана (играет Ким Джон Мук), помощника Бэ Чун Сока (играет Бек Пан Ду), Доль Бэ (Кан Чан Мук), Док Мана (играет Юн Гюн Сан), Чжу Сока (играет Джон Ю Чан), генерала Ан Дже (играет Ли Су). Все они остаются в памяти незабываемо, так же как не забудутся первая любовь Чхве Ёна — девушка из Джокольдэ Дон Мэ Хи (играет Ким Хё Сон), королевский доктор Джан Бин (играет Ли Филлип) и его смотрительница ботанического сада До Ки (играет Ким Су Ён), названные сестра и брат Ги Чхоля — беловолосый Чон Ым Джа (играет Сон Хун) и огненная Хва Су Ин (играет Син Ын Джон),  главы Сулибан — Ман Бо (играет Сон Гён Чоль) и Ма Ма (играет Ли Шук), трое из Сулибан — Чжи Хо с копьём (играет Чжи Юн Хо), Си Юл с луком (играет Чхве Чан Ёб) и неравнодушный к Чхве Ёну высокий сулибан Ко Са (с мечом и с очень длинными волосами в чёрно-белом, которого играет профессиональный танцор Пак Чжин Су), советник короля Джо Иль Син (играет И Бён Чжун) и посланник императора Юаня — Сон Ю (играет Пак Сан Вон), придворная дама Чхве (играет Ким Ми Гон) и личный слуга короля Ан До Чхи (играет Гвон Мин), стражницы королевы, Учитель  Чхве Ёна в Джокольде — Мун Чхи У (играет Чхве Мин Су) и отец Чхве Ёна — Чхве Вон, Брат Ги Чхоля — Ги Вон (Чхве Чжин Сук) и личный врач Ги Чхоля — Гу Ян Сак или Ян Са (играет Джо Ин Пё), а также незабываемый предыдущий король  Чхун Гэ (которого так хорошо сыграл актёр О Хён Чоль, что в фильме его видеть противно), Учитель ик-дже Ли Дже Хён и его ученик Ли Сек (играет Сон Гви Хён), оба бывших парня Ин Су, роли которых исполнили Ан Чже Ук и Пак Хви Сун, юноша О Чже Му в роли будущего генерала Ли Сон Ге, а также убийцы из банды Чильса и противник Чхве Ёна, равный ему по силе, которые были без имён.

Предыдущая часть на странице http://www.proza.ru/2013/09/01/2230
Продолжение на странице http://www.proza.ru/2013/09/04/787


Рецензии
Разделы: авторы / произведения / рецензии / поиск / вход для авторов / регистрация / о сервере     Ресурсы: Стихи.ру / Проза.ру