Воспоминания и размышления. Первый день войны

Владимир Голдин
            Воспоминания и размышления. Первый день войны

            Дети войны. Сочетание этих двух слов сейчас у многих людей на слуху. Одни произносят эти слова с интересом, пытаясь понять смысл и содержание этих слов. Другие с нескрываемым равнодушием. Это не случайно. Мир и человечество постоянно развиваются, появляются новые события, которые вытесняют из памяти человеческой предыдущие. Появляются новые поколения людей, которые, естественно, оценивают события своей жизни исходя из своих интересов и оценок тех событий свидетелями и участниками, которых они были.
            Повторяю – это естественно. Участники корейской, вьетнамской, афганской, войн и других локальных конфликтов, в которых силами своих отдельных воинских подразделений участвовал СССР в многочисленных боевых действиях, видят войну по-своему, и войны эти для них одни из главных событий их жизни.

            Но, не умаляя значения в жизни солдат нашей страны, этих воин. А тем более пережитые чувства, боли и последствия для солдат, участников этих воин, переживания их близких родственников, друзей, знакомых надо отметить, что такого стресса, такого накала страстей, такого военного и экономического потрясения наша страна, наш народ не переживал в ХХ веке, как в войне 1941-1945 годов.
 
            Уходят из жизни непосредственные участники той страшной и продолжительной войны, в которой погибло более 26 миллионов советских людей.
            Вспоминаются те дни, когда солдаты возвращались с той войны. Какой был восторг народа победителя. Встречи с цветами и слезами радости и печали. Народ и страна  были единым сплочённым организмом. Солдат победителей и инвалидов воины – уважали.       Носить на груди боевые и трудовые награды было почётно.

            Но во все события вмешивается его величество – время.

            С улиц городов исчезли инвалиды войны. Затем постепенно перестали носить повседневно боевые награды ветераны войны, показывая их всему народу только в отдельные торжественные дни.

            Затем подросли шутники, которые с подачи взрослых дядей и тётей, с каким-то ехидством стали называть участников Великой Отечественной войны – Вовами. Сокращенно Великая Отечественная война звучит – ВОВ, отсюда и Вовы, отсюда, по-видимому, появились и анекдоты про Вовочку.

           К сожалению, это объективная динамика жизни, или ещё можно назвать статистический график общественной жизни нашего общества.

           Уходят из жизни по объективным причинам участники Великой Отечественной войны. Уходят из жизни по тем же причинам старшие поколения гражданских людей, которые обеспечивали  армию всем необходимым для победы.

           Уходят и дети войны, которые пережили все последствия войны: голод, холод, болезни, всевозможные лишения.
           На сегодня – это граждане России, которые родились с 1929 по 1945 годы (это условные временные рамки).
           1928 год рождения, прежде всего, мужчины были частично призваны в действующую армию и успели понюхать настоящего пороха войны.

           Все остальные мальчишки и девчонки вместе с их родителями, а многие и сиротами, так или иначе, пережили это страшное событие.

           В народе говорят, что новая война такого масштаба возникает тогда, когда умирает последний солдат, той последней мировой.

          Чтобы этого не произошло, надо помнить, что война – это не только военные действия и героические поступки на фронте, на поле брани.
          Война – это ужасная жизнь в тылу: мужчин, женщин, стариков и детей.

          Я написал воспоминания о пережитых военных годах не для того, чтобы лишний раз рассказать о трудных днях войны, об этом много написано, а для того, чтобы понять,  как отразились отдельные события, вызванные к жизни войной, и как они повлияли на формирование моего, а может и всего моего поколения пацанов, характера. Общаясь по жизни с людьми моего поколения, я замечал много общих черт в моих поступках и в поступках товарищей и пришел к выводу, что на формирование наших характеров, с определёнными отклонениями, повлияло одно и то же явление – Великая Отечественная война.

         ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ

         Каждый человек, как мне кажется, если он задумается о своем первом памятном событии, которое  он запомнил из своей жизни, то это будет событие отвлечённое, случайное вне всякой канвы памяти жизни. Такое событие связано с каким-то глубоким стрессом, потрясшим детскую психологию, и оно всегда, до конца жизни остаётся  с ним в памяти.
         Таким днём для меня был день 22 июня 1941 года. Мне тогда было три года, один месяц, одна неделя и один день.
         Стоял ясный солнечный день. Где в этот день были мои отец, бабушка (мамина мама), старшая сестра, сестре, было, тогда пять лет три месяца, три недели и два дня – я не знаю.
Я помню берег реки Луза, на станции Луза на севере Кировской области. Мама полоскала бельё, я возился возле неё с речными камушками, которые пытался бросить в воду. Было тихо и спокойно, ничто не предвещало тревоги. Но вот мама вдруг насторожилась, перестала перебрасывать бельё из одной руки в другую. Выпрямилась, прислушалась и онемела...

         По речке Лузе шёл пароходик, я не знаю вверх по течению или вниз, но он медленно приближался к нам. На палубе парохода нарастал человеческий гул. Казалось, все пассажиры парохода хотели выпрыгнуть на берег, не дожидаясь его причала.

         Тревожное мамино настроение передалось и мне. Она ещё не могла понять причину криков среди людей, и основу возникшей там паники. Разинув рот, она вслушивалась в звуки, крики, вой людей на речном судне.

         Но когда она поняла смысл и суть паники, разобралась в словах, доносившихся с реки, она без разбора побросала тряпки в таз, и стремглав бросилась к дому, где наша семья имела квартиру.
         Я только успел зацепиться за мамин подол, и в слезах, как и она, почти по воздуху влетел в дом.

         Это первое событие, которое путешествует в моей памяти, по сей день, и, по-видимому, так и уйдет со мной.

         То, что это был день начала войны, я убедился в семейном разговоре, когда рассказал об этом событии отцу, маме, бабушке и сестре уже, будучи школьником старших классов.
         Мама по-женски, всплеснула руками, вскрикнула: «Так это же было 22 июня 1941 года. Так и было. Так и было».

         В моей памяти осталось это всеобщее психологическое потрясение, охватившее всех людей таким не обычным событием. Конечно, я тогда не мог понять полного значения слова «война», какие последствия влечет и вносит за собой в жизнь содержание этого страшного слова. Но то, что эта всенародная беда вызвали во мне, как у всего советского народа, психологическую встряску и легла прочно отдельным фактом в мою память, это останется в моей жизни навсегда.