О дикшах, мокшах и рикшах

Сомананда Сарасвати
Сразу оговоримся – я не сторонник фанатизма и сектантства, а в вопросах духовности – тем паче. Ни в коем случае нижеприведенное не претендует на «высшую истину» - но, скажем так - это традиционный подход..

О рикшах

Начнем «с конца» - немного о рикшах.

Как-то мой Гуру-бхаи ехал на велорикше явно мусульманского происхождения (а дело было в благословенном штате Керала). По дороге рикша привычно жаловался на – жизнь дорожает, денег нет, дочери подрастают – надо замуж выдавать, а денег так и нет, и т.п., а в конце неожиданно заключил – надо, дескать, сходить в храм, заказать Лакшми пуджу – от чего даже всякое видавший Брат опешил, и закономерно спросил, как так уживаются в сознании рикши Шри Лакшми и учение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). На что рикша несказанно удивился. И округлив глаза поведал, как ему казалось, очевидное – дескать, Она же, Лакшми, то есть – дочь Аллаха!

Смех смехом, но в умах многих интересующихся Тантрой в СНГ не меньшая сумятица относительно даже самых простых понятий и положений. С легкой руки персонажей, выпускающих книги а-ля «тантра (мантры, янтры, мудры – нужное подчеркнуть) для чайников», только ленивые не отдают дань Господу Шиве и Шакти Деви (в меру своей бхавы…) и не пробуют «практиковать мантры» и «работать с божествами» на свой страх и риск.

Я прекрасно понимаю, что в нынешнем обществе такие понятия, как право и ответственность не в чести, а модно следовать «своему пути» и «собственному пониманию» вещей, которые и дожили-то до наших дней исключительно потому, что представляли собой единую Традицию, с определенными правилами, внутренней структурой и т.д. Тем не менее, рискуя навлечь искреннее негодование, хотелось бы обозначить некоторые моменты, без которых Тантра - увы, не Тантра а банальный «хиндуизированый» нью-эйдж не самого высокого пошиба – такой себе «тантрический фаст-фуд».

О дикшах

Вокруг этого столько всего понаписано, и в основном, к сожалению, либо людьми малосведущими, либо просто тупо передрано из англоязычной литературы сомнительной ценности, поэтому привнесем некоторую ясность в вопрос.

Согласно Шастр, существуют различные виды дикши, и они могут быть выполнены различными способами сообразно разным обстоятельствам. Основные виды дикши – это бахья дикша (внешняя, сопровождаемая ритуальными действиями), и антара дикша (внутренняя, проводится исключительно на «тонком плане»).

Можно, также, согласно трех упая (способов реализации), выделить три основных вида дикши – шамбхави, шактика и анави. Шамбхави дикша заключается в инициации Учителем процесса мгновенного «самовоспоминания» ученика любым способом – взглядом, мыслью, прикосновением, в результате чего наступает «мгновенное пробуждение» ученика. Шактика дикша включает в ученике механизм «восхождения энергий», в результате чего «пробуждение» наступает через некоторое время. Анави дикша является полноценным «внешним» посвящением, сопровождающимся обрядовыми действиями и передачей благословений, наставлений и мантр.

Согласно Куларнава тантре, в зависимости от способа передачи шактипата при посвящении, существует семь видов дикши:

- крия-дикша – посредством совершения обряда, напр., абхишеки;

- варна-дикша – визуализируя буквы матрики в теле ученика;

- кала-дикша – потком калА, исходящей от Гуру, и наплоняющей тело ученика, «стирая» его старую личность, и создавая новую;

- спарша-дикша – передачей шактипата через прикосновение;

- ваг-дикша – путем произнесения Учителем мантры или особой словесной формулы;

- дриг-дикша – посредством «всматривания» в ученика, когда Учитель пристально вглядывается в него (дришти), визуализируя в нем новую сущность;

- манаса-дикша – посвящение посредством мысли, передаваемой на расстоянии.


Существует и иная классификация:

- смартика – «памятование», форма самопосвящения, заключающаяся в очищении через созерцание образа Гуру и удержание его в памяти;

- манасика – «ментальная» - дикша «на расстоянии», когда ученик медитирует на образ Гуру, а Гуру в этот момент совершает мысленную передачу шактипата, как если бы ученик находился перед ним;

- йауги – «единение», заключается в том, что Гуру мысленно «входит» в тело ученика, очищая его и наделяя новыми качествами;

- чакшушика – состоит в медитации на единство с Ишта-Дева;

- спаршика – «прикосновение» - заключается в том, что Гуру, отождествившись с Господом Шивой, с определенными мудрами и мантрами касается ученика, передавая ему шактипат;

- вачика – «произнесение» - Гуру, созерцая ученика, как часть себя, произносит мантру, затем ученик повторяет за ним, медитируя на неразличение себя, Гуру и Ишта-Дева;

- мантрика - заключатся в передаче ученику мантры, наделяя его мантра-шакти и передавая ему правила пурашчараны для ее «оживления»;

- хотрика – заключается в посвящении ученика путем совершения особого обряда хомы, или агнихотры;

- шастрика – заключается в передаче ученику сокровенного знания писаний;

- абхишечика – заключается в совершении над учеником обряда абхишеки (окропления).

Существуют также особые, «вишеша» дикши, сопровождающие передачу некоторых практик-«упая». В некоторых случаях допустимо совершение дикши над отсутствующими или даже умершими.

Согласно Тантралоке и Тантрасаре Шри Шри Абхинавагупты, для каул существуют четыре основных уровня развития – саманья (приобщенный), садхака (практикующий), путрака («ребенок») и ачарья (наставник). Каждому из них соответствует одноименная дикша – саманья-дикша, садхака-дикша , путрака-дикша и ачарья-дикша.

Абхишека – основной вид дикши, она заключается в призывании Шакти в сосуд (кумбху или калашу) с водой или вином, из которого потом происходит окропление посвящаемого. Согласно Традиции Шри Кула, выделяют следующие виды абхишеки:

- шактабхишека – начальная, вступление в шакта-садхану;

- пурнабхишека – вводная на уровень вамачары и чакра-садханы;

- махапурнабхишека.

Кроме этого существуют промежуточные виды абхишеки, которые могут иметь разные названия в зависимости от школы.

На сегодняшний день многие школы ограничиваются начальной шактабхишекой и пурнабхишекой. Особая Гуру-дикша (ачарья-дикша) дается в случае, если инициируемый получает статус Гуру (питха-адхикара), собственную Гуру-падука мантру и т.д.

Безусловно – право всех искренне преданных - молиться своим божествам и взращивать шраддху и бхакти, как и то, что иногда вычитанная или подслушанная мантра тоже приносит мантра-сиддхи. И любой человек может практиковать некоторые тантрические практики, если имеет представление о том, как это делается – в первую очередь это касается т.н. «махамантр», доступных для всех.

Но стоит помнить - полноценная тантрическая садхана – это упая, упая подразумевает упадешу, дикшу, Гуру и сампрадаю.

Самодеятельность в этих вопросах хоть и не смертельна, но, зачастую, бесплодна – а часто и вредна. Т.е, если мы не инициированы одним из перечисленных способов и не получили передачи практик в «законном порядке», то, что мы практикуем – скорее всего, не совсем Тантра - а «что-то своё» - что, конечно, само по себе тоже неплохо – ведь Шива и Шакти принимают поклонение от всех, в любой форме и в любой бхаве.

Конечно же, исключение составляют «инициированные свыше» :) - и прямые «аватары» типа Шиваиссы и Искрирамса – для «аватаров»закон не писан :)

О мокшах.

Мне могут возразить – некорректно, дескать, «склонять» Мокшу во множественном числе. Тем не менее, все, кто «в теме», знают – мокша, конечно, одна, а разновидностей у неё много:

sAlokyaM chaiva sAmIpyaM sArUpyam cha tR^itIyakam |

sAyujyamiti deveshi muktiruktA chaturvidhA ||


Салокья, а также самипья, третья – сарупья

Саюджью, о Деви, называют четвертой разновидностью мукти


Для тех, кто не в курсе – поясним:

1. sAlokya – пребывание в «девалоке», т.е., одном пространстве с Ишта Дева

2. sAmIpya – непосредственная близость к Ишта Дева

3. sArupya – «иметь такую же форму», как Ишта Дева – имеется в виду обретение тех же качеств и атрибутов, что и ваш Ишта Дева

4. sAyujya – полное «слияние» с Ишта Дева, «становление» Им.

С точки зрения Тантры, эти виды являются не отдельными разновидностями, а поступательными этапами, и конечная цель - sAyujya, который является полным освобождением, и истинной мокшей, состоянием «абхеда» (неразличения) между садхакой и божеством. Каула Тантра выделяет «пятую», высшую разновидность мукти, которая считается превосходящей саюджью – это самарасья , «единый вкус», которая заключается в совмещении имманентных качеств садхаки и трансцендентонй природы Бога в одном сознании (дживанамукти).

Различные методы йоги (садханы) приводят к различным типам самадхи, как следствие – в разных традициях садхака реализует разные уровни мукти. Каула Тантра подразумевает как возможность последовательной реализации – крама - одного мукти за другим, вплоть до самарасьи, так и возможность «мгновенной» реализации самарасьи через «самовоспоминание» - пратьябхиджня.

Те, кто практикуют тантрическую садхану с направленностью реализовать какие-то свои желания, как правило, «закладывают» в процессе практики определенное намерение – самкальпу, например, sarvaroga nivrttyartham (устранение всех болезней),sarvasaubhAgyAvAptyartham (исполнение всех желаний), sarvApannivAraNArtham (устранениние зла) и т.д.

Но тот, кто стремится к высшим уровням мукти может практиковать с одной единственной самкальпой: shrI parameshvara (parameshvarI) prItyartham – удовлетворение божества. Все иные самкальпы не позволят вам подняться выше вашей собственной ахамкары.

2008