Счастье трудных дорог

Айза Барзанукаева
 
  Когда думаешь о жизненном и творческом пути Шуран Умаровны Диканиевой, на ум приходят слова чеченской поэтессы Раисы Ахматовой:
Вот вся я тут – без лести, без обмана,
Насквозь видна, как горная вода…
Действительно, ее жизнь, работа, все, что составляет ее сущность, -  прозрачно и чисто, ясно и правильно. В ее поведении и словах нет недосказанности, неопределенности, двуличия и многоточия. Шуран Умаровна настолько пряма, что иногда может показаться резкой. Но она очень надежный человек,  как, скажем, ясень, под тенью которого, считается, могут отдохнуть одновременно очень много желающих. К ней, как к никому другому, относится слово «лучшая»: лучшая ученица Шалинской средней школы №1, которую она окончила в 1969 году; лучшая студентка физико-математического факультета ЧИГУ, которой после окончания вуза предложили остаться на кафедре математики работать преподавателем;  лучший учитель математики, единственная из аргунских учителей, кто могла справиться с последним заданием экзаменационного материала по алгебре на выпускных экзаменах за курс средней школы. И последнее – лучший директор, чья школа первой в нашем городе стала гимназией. Единственный ребенок в семье, ей разрешили бы выбрать любую профессию и сообразно этому – любой вуз и город. Но она выбрала педагогику, даже вернее будет – математику. Наделенная от природы математическим талантом, ей повезло, что она попала в класс, где учителем математики был прославленный в те годы Ахмад Салманович Берсанов – требовательнейший к себе и ученикам виртуоз-математик, гроза ученикам и  отрада родителям. С 7-го класса Шуран училась у него. Как  оказалось, не только математическим действиям, но и секретам преподавания этого предмета школьникам: став учителем, она применяла теперь сама его методику преподавания этого трудного предмета учащимся. А когда их учитель русского языка дал им задание написать сочинение о любимом учителе, Шуран написала об Ахмаде Салмановиче. С тех пор ее школьные учителя знали, что она непременно хочет стать учителем математики.  Спрашиваю у Шуран Умаровны (хотя заранее предчувствую ответ), где бы она еще хотела работать? Ответ был очень лаконичным: «В другой сфере, кроме как в школе, я не представляю себя».
В 6-ом классе Шуран была награждена путевкой на Кремлевскую елку в Москву. В 8-ом классе ее отличная учеба и примерное поведение было отмечено путевкой во Всемирный пионерский лагерь «Артек» на Черном море. Ежегодно в день праздничных мероприятий – 1 мая и 7 ноября – она выступала с трибуны на центральной площади г. Шали от имени шалинских школьников и педагогических коллективов. Ее сочинение по литературе за курс средней школы в числе лучших трех работ было зачитано на республиканском радио в передаче на школьную тему. И рядом со всеми этими перечисленными  фактами стоит имя человека, так или иначе бывшего соучастником этих событий, - Диканиев Сайма Диканиевич – человек, с кем сведет школьницу Шуран ее женская судьба. Так получилось, что в Москву вместе с Шуран ехал еще один ученик, у которого классным руководителем был Сайма Диканиев. На пару со своим учеником он довез и ее до железнодорожного вокзала, где передал их ответственному лицу в Грозном.
А в «Артек» когда ехала, получилось, что в тот день по школьным делам С. Диканиеву нужно было в Министерство просвещения, и он на «общественных началах» по просьбе руководства районного отдела образования довез девочку в Грозный. Сочинение по литературе за выпускной класс проверял С. Диканиев – учитель русского языка и литературы той же школы, где Шуран училась (только у другого учителя русского языка). А про тексты ее выступлений – то тут просто и понятно: Сайма Диканиевич, как известно, был очень талантливым и творческим учителем русского языка и литературы. Естественно, ему и давало районное руководство поручения написать тот или иной хороший текст для выступлений. Так и получилось, что он эти «заготовки» делал и для нее – отличницы учебы Шуран. Вот эти незначительные, на первый взгляд, встречи-контакты с С. Диканиевым и стали в ее жизни судьбоносными  встречами.
В 1969-ом году Шуран поступила на первый курс математического отделения физико-математического факультета ЧИГПИ, в 1972-ом году преобразованного в ЧИГУ им. Л.Н. Толстого. На втором курсе Шуран выходит замуж за Сайму Диканиева. На третьем курсе она вынуждена перейти на заочное отделение и переехать с мужем в с. Дуба-юрт, где Сайма в то время работал директором школы. В ректорате с большим «скрипом» дали ей «добро» на заочную форму обучения: деканат факультета в лице лучшей студентки не хотел терять будущего преподавателя кафедры математики. Да и спортсменкой она была хорошей. В межфакультетских соревнованиях она на втором курсе заняла 2-ое место по легкой атлетике. 
Но жизнь распорядилась по-своему. И начались школьные будни: нагрузка колоссальная – с 6 по 10 классы. В школе – с утра до вечера. (Мы помним, что математики и физики всегда были в дефиците). Ученики – почти ровесники Шуран Умаровны. А она – такая хрупкая, худенькая, среднего росточка. Но не зря говорится: мал золотник, да дорог. С дисциплиной – никаких проблем. Ученики слушались. Как? Очень просто – она не оставляла им ни одной свободной минуты. Конечно, и самой трудно бывало в таком темпе работать. Но тогда она этого не понимала и не ощущала. Только потом, став мудрее в методическом  плане, поняла, насколько она выкладывалась сама и добивалась многого от своих учеников.
В 1974 году ее мужа переводят в Аргун директором средней школы №1, где они вдвоем проработали 9 лет, - до 1983 года, когда Сайму Диканиева назначают директором в школу – новостройку. С того  времени по сегодняшний день Шуран  Умаровна Диканиева работает в этой школе №4, переименованной в гимназию №13, по праву носящей имя ее первого директора. Ко времени их переезда в Аргун в семье Диканиевых  произошло прибавление: к 23 февраля Шуран сделала мужу своеобразный подарок в лице первенца – дочери Азы. А еще она получила диплом о высшем образовании. Кстати, на госэкзамене по французскому языку ей поставили механически «5».
Чете Диканиевых на совместную жизнь Всевышним было отпущено, оказывается, всего 19 лет. За эти 19 лет у них родились и выросли семеро детей. Выросли будет сказано не совсем точно, потому что в день гибели их отца самому старшему ребенку в семье было 16 лет, а двум последним младшим  – 4 года и 5 лет. Возраст детей, когда им позарез нужна отцовская забота. А самой Шуран – всего 36 лет с половиной. Что тут скажешь? Чем поможешь? До этого дня Шуран не задумывалась о сложности жития-бытия: в семье был глава. Что бы как бы ни было – на нем лежала ответственность за благополучие (или неблагополучие) семьи. И вдруг все разом рухнуло. В один миг Шуран стала взрослой. Или мудрой. Она всеми клетками своего «я» почувствовала тяжесть  бремени, свалившегося на нее. Но своеобразным путеводителем для нее стал совет свекра: «Шура, адамийн рицкъа стигланий, латтаний юккъехь ду хьуна». «Стоит только приложить немного усилий – и ты сумеешь выкарабкаться», - поняла она. И она не щадила себя. Делала все для своих детей, чтобы они не ощущали отсутствие отцовского плеча. Большую поддержку (и материальную, и моральную) оказали ей и ее родители. У нас у всех на памяти годы, когда власти никому не платили заработную плату. Многие тогда ушли с работы. И учителя, и врачи. Шуран Умаровна ни на один день не бросила своих учеников. Она в числе тех, кто остался верен своему долгу – долгу учителя, - ежедневно приходила в школу и «сеяла разумное, доброе, вечное» в сердцах и умах своих учеников. И одновременно с этим в свободное от работы время занималась, как и многие женщины, «индивидуальной деятельностью»: кроила и шила на продажу наши «знаменитые» трикотиновые халаты.
Нанеся однажды страшный удар, судьба смилостивилась над Шуран и ее семьей во время двух войн – в 1994-95 и 1999-2000 годах: никто из ее семьи не пострадал. За последние два десятилетия уже повзрослевшие ее дети обзавелись своими семьями. У Шуран Умаровны растут 16 замечательных внуков, одна из которых недавно устроила свою личную жизнь (пожелаем ей долгих лет жизни и долгой счастливой женской судьбы).
Спрашиваю у Шуран Умаровны (закоренелого математика), нравятся ли ей стихи. В свойственной себе манере она четко произносит: «Да, особенно стихи Рабиндраната Тагора». Поначалу я удивилась. А потом я вспомнила: ведь наше с ней поколение боготворило этого и похожих на него поэтов. Индийский писатель-гуманист, общественный деятель, Нобелевский лауреат 1913 года, автор текстов национальных гимнов Индии и Бангладеш, его имя в 60-ые – 70-ые годы XX столетия было на слуху и на устах советских людей. Я сразу вспомнила его 2 стихотворения, в одном из которых есть такие слова:
«Жизнь идет по земле вереницами дней и ночей,
Сменой встреч и разлук, чередою надежд и утрат…»
и поняла простую мудрость слов любимого поэта Шуран Умаровны.
Многие коллеги, с кем она работает со времени основания школы №4, говорят о Шуран Умаровне, что она как руководитель очень добрая. А я считаю ее вообще добрым человеком. Особенно – как женщину. Потому что, как говорил Даниил Гранин, добро проявляется в уступках и прощении. Именно в этом ей нет равных среди женщин. А еще, говоря о ней как о женщине, жене, хочется привести восточное изречение: «Назначение женщины – на собственной спине внести мужа в рай». Кто знает Шуран Умаровну – тот согласится со мной, что эти слова в полной мере относятся именно к ней.
В образовании Ш.У. Диканиева уже 40 лет. Из них последние 11 – директором той школы, где оставил о себе благодарную память первый директор школы №4 Диканиев Сайма Диканиевич. Наверное, ей нелегко быть директором там, где помнят, какой директор был ее муж. Не знаю – не спрашивала. Но ей есть с кого брать пример, на кого равняться, по ком сверяться,  чтобы не опустить планку престижа школы, которую поднял С. Диканиев. И ей можно позавидовать, потому что она достойно несет эту эстафетную палочку: она является Отличником народного образования РФ и Заслуженным учителем ЧР. Награждена  Почетным знаком «Золотое сердце». Ей присвоено звание «Почетный гражданин г. Аргун». В ее педагогической копилке многочисленные Почетные грамоты  Правительства ЧР, Председателя Парламента ЧР, Министерства образования и науки ЧР, Мэра г. Аргун, Председателя Совета депутатов г. Аргун и многие другие. Более того, она работает в школе, которой присвоено имя ее мужа! И живет она на улице им. С. Диканиева! И еще - в полном составе ее семья нашла свое призвание в системе образования, все работают в учреждениях образования (общеобразовательных, дополнительных, дошкольных). Был бы жив отец – был бы доволен ими, горд ими, рад за них.  А Сайма Диканиевич был «Отечества достойным гражданином», отдавая должное которому в 1989-ом году ни в одной аргунской школе не был проведен выпускной  бал в связи с его трагической гибелью 19 июня.
За сорок лет, что работает Шуран Умаровна в школе, многое изменилось. И люди, и ученики, и отношения другие. Больше прагматизма и холодного расчета. Поэтому и вспоминает она с теплотой и любовью свой самый памятный класс выпуска 1981 года. Куда только они не ездили! Ни одно представление в Грозненском цирке, ни один концерт заезжих столичных эстрадных певцов в филармонии, ни одна выставка в музее изобразительных искусств им. П. Захарова и в краеведческом музее – ничто не пропускала она со своими учениками. Даже на Каспий летом ездила. А про обычный волейбол и говорить не стоит. А какие школьные вечера и классные часы они проводили! Детям было интересно с ней. И она находила радость в общении с ними. По истечении почти трех десятков лет именно тот 10-ый класс по-прежнему рядом с ней. Одни, как говорится – русскоязычные, уехали вообще из республики. Но местные, в основном, здесь и поддерживают друг с другом связь.
«И учебники тогдашние были намного лучше и, главное, - удобнее нынешних. Может, я консерватор, - говорит Шуран Умаровна, - но я против вариативности учебников, тем более что многие из них уступают тем, по которым мы учились. В тех учебниках и тема была обозначена четко, и суть параграфа».
«Я хоть и говорю «другие ученики», - продолжила Шуран Умаровна, - но среди них очень много талантливых, креативных учеников. Уровень технического прогресса настолько высок, что понятие «одаренным детям – одаренных учителей!» выходит далеко за пределы лозунга. Это веление времени».
На мой вопрос, в чем секрет успешного воспитания, Шуран Умаровна коротко ответила: «В уважении к ученику».
Мир сегодня очень жесток. Много нетерпимости и агрессивности в отношениях друг с другом. А истинная педагогика зиждется на неизменно важном – на уважении друг к другу, на уважении к личности. Как говорится, все мудрое и гениальное очень просто.
Возвращаясь к началу рассказа о Шуран Умаровне Диканиевой, которую и взрослые, и ученики называют по-домашнему просто – Шурой, хочу напомнить второе стихотворение поэта Рабиндраната Тагора, чья поэзия нравится моей героине. Это стихотворение переложено на музыку.  И звучала эта песня в 70-80-ых годах в исполнении Ирины Отиевой. А сейчас, перечитывая эти строки заново, возникает ощущение, что их шепчет из своего космического далека ее муж, Диканиев Сайма Диканиевич:
«Ветер, ты старые ивы развей.
Нет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали –
Не разглядишь меня.
Не разглядишь меня, друг мой,
Прощай…

Я уплываю, и время несет меня 
С края на край,
С берега к берегу,
С отмели к отмели,
Друг мой, прощай.
Знаю – когда-нибудь
С дальнего берега давнего прошлого
Ветер вечерний ночной
Принесет тебе вздох от меня.

Ты погляди, ты погляди,
Ты погляди, не осталось ли
Что-нибудь после меня.

В полночь забвенья
На поздней окраине жизни моей
Ты погляди без отчаянья,
Ты погляди без отчаянья,
Вспыхнет ли,
Примет ли облик безвестного образа
Будто случайного.
Вспыхнет ли,
Примет ли облик безвестного образа
Будто случайного.

Это не сон.
Это не сон.
Это вся правда моя, это истина.
Смерть побеждающий вечный закон –
Это любовь моя.
Это любовь моя.
Это любовь моя».

Айза БАРЗАНУКАЕВА.