Главней всего - я гражданин

Юрий Шмелев
     Почти сорок лет назад это было. Два человека, заслуженные, уважаемые  люди в  преклонных годах, один - полковник в отставке, а другой – дама, под стать ему, заслуженный деятель культуры и ветеран партии. Волею судьбы, в мирное время, они оказались в состоянии войны промеж собой. Весь свой авторитет и заслуги они бросили в костер взаимной вражды. А ситуация проста до банальности, они не поделили межу, разделяющую их садовые участки. Каждый хотел провести её по своему. Цена вопроса: полметра территории, которые и явились яблоком раздора. Кто из них нарушил границу не знаю, но этот факт стал непреодолимым камнем преткновения в соседских отношениях двух престарелых людей. Дело рассматривалось во всех партийных комитетах, но обросло лишь ненавистью и взаимными оскорблениями. Оно кочевало по инстанциям, портя жизнь и здоровье конфликтующим. Вместо отдыха они получили стресс, потеряв, на старости лет, так необходимый им покой и душевное равновесие. Вот вам цена взаимного непонимания двух человек. Она несоизмерима, c психическими затратами этих людей, но они пошли на это. Им и в голову не пришло поискать какой либо компромисс, найти мирное решение. Так и ушли они в мир иной с обидой и злобой в сердце. Из-за пустяка!
    Вспомнил я об этом грустном случае, читая публикации в газете «Звезда Поволжья».  Дай Бог, может я ошибаюсь, но мне кажется, что редакция не ищет мира, а потихоньку разжигает костер. Внешне редактор старается соблюдать некий баланс взглядов на национальный вопрос, однако сам придерживается жесткой националистической позиции. Делает он это, открыто не таясь, прямо и разумно говоря о наших проблемах с точки зрения татарских наци. И он не один и это только цветочки, можно сказать даже, пустяки. В электронной версии все той же «Звезды Поволжья» прочно обосновались такие махровые националисты, что мало не покажется. В своих комментариях они используют такую русофобскую риторику, что «мурашки» начинают бегать по коже. Именно их высказывания и тревожат меня своей открытой враждой к русскому народу. Мне больно читать и слышать из их уст тот поток грязи и ненависти, что изливают они на русских. В поисках причины этого явления, я даже задаю себе вопрос: а может, правы они и действительно это так: русские отсталые, грязные и пьяные люди. Эти варвары угнетают, держат в рабстве свободолюбивый народ. Почти пятьсот лет назад Иван Грозный разорил дотла прекрасный, мирный город, его дворцы и общественные бани, с работающей канализацией и водопроводом. Иногда мне даже кажется, что и нынешние трамваи тогда также бегали по городским проспектам. Нет слов, падение столицы ханства и подчинение Москве явилось большой трагедией для народа. Но ведь произошла она не просто потому, что так захотелось «левой пятке» русского царя. Наверно и татары, в свою очередь, были не ангелами, живущими в городе – солнце. Ведь и Москву кто то сжигал и не один раз. Выяснение истины, это дело специалистов, историков, а походя бросать в адрес соседа огульные обвинения, мне кажется, не следует. Так сложилось, что ныне мы живем в одном государстве и для всех лучше поискать возможности «мирного» сосуществования, а не повода для розни. Но, к великому сожалению, это далеко не так. Как часто мы, являясь гражданами единой страны, вместо добра находим в своих головах «межу» раздора. И вот уже вместо того, чтобы трудится и созидать, мы ищем линию раздела, как и «герои» приведенного выше примера. Что это может дать? Всякий здравомыслящий человек знает, что ничего, кроме разрухи и несчастий для большинства.
    Самые горячие споры и дискуссии вызывают национальные вопросы, именно здесь открывается бескрайнее поле для проявления кипучей энергии нацменов. Они с горячностью, достойной более мудрого применения, отвергают многовековой опыт совместной жизни наших народов в едином государстве. В их арсенале нет места вдумчивому анализу событий, объективному осмыслению прошедшего, я бы сказал, что нет места даже разуму. Всячески превознося свою нацию и собственную национальную исключительность, они непременно считают нужным оскорбить и унизить человека другого племени и это только верхушка проблемы, её наиболее вульгарная часть, куда серьезнее другое. Отдельные татарские националисты взяли на себя «бремя» выступать от имени всего народа. На вооружение у них стандартный набор «страданий»: ЕГЭ только на русском, отсутствие университета с полным преподаванием на татарском, телеканалов, киностудии и многого другого. Вывод один: по их словам, если Татарстан останется в составе России, то татарский язык, да и сама нация исчезнет под гнетом русских. И такие страшилки вполне серьезно выдаются за истину.
    В рамках данной статьи я не хочу вдаватся в бесплодную полемику, приведу лишь пример, иллюстрирующий, на мой взгляд цену этих «крокодиловых» слез. Один из моих оппонентов, А. Малихов, на страницах газеты «Звезда Поволжья» ( № 24 )  предложил мне провести эксперимент по поводу использования татарского языка в повседневной жизни города в разных учреждениях и коллективах. Я согласился, ответив ему на страницах той же газеты и предложил, для объективности, провести этот эксперимент совместно. Ответа не получил, а прошло уже больше месяца. Оно и понятно: одно дело сетовать и стенать на ущемление, а совсем другое получить реальную картину в присутствии «угнетателя». Знать истинное положение ему и другим, подобным ему, не нужно, они знают и признают лишь свое собственное мнение. По их мнению, русские «империалисты» виноваты в том, что нет в республике университета с преподаванием на татарском языке, нет национального телевидения, нет высокохудожественных кинофильмов, много чего нет. При этом забывают упомянуть о прекрасных татарских театрах, музыке, литературе, академии наук и многих других институтах татарской культуры. А отсутствие полнометражных татарских фильмов на фестивале мусульманского кино, проводимого, кстати в Казани, чем можно объяснить? Здесь тоже виноваты ненавистные русские?  Может пора вспомнить о талантах и поклонниках, о востребованности их творчества? Талант, как известно, зависит не от национальности, а является даром свыше, от природы. Так давайте же отвлекемся от национальности, будем ориентироватся на человека, ценность его личности и его достоинства, даже если он и не принадлежит к нашей нации. Мне не симпатичны люди, которые превозносят принадлежность к своей нации, как залог собственной значимости и, априори, исключительных достоинств.
     По рождению я русский, детство мое прошло в русской деревне, исключително в русской среде и обстановке. Первые четыре класса учился в деревенской начальной школе, также  среди русских. О татарах и других национальностях знал только одно: на ближайщей к нашей деревне железнодорожной станции, на рынке продавали стаканами вкуснейщие катык, сметану и творог. Женщины приносили их в аккуратных деревянных емкостях в виде ведерок – бадеек на расписаных узорами коромыслах. Для меня были удивительны их нарядные расшитые цветными узорами одежды, белоснежные платки на головах, доброта с которой они потчевали покупателей своим изумительным продуктом. Наши деревенские так не одевались и катыка не делали. Это были татарки и чувашки из окрестных сел, привозившие товар на пригородных поездах. Больше о татарах я ничего не знал. В пятом классе я уже учился в средней школе, на этой же станции и там впервые познакомился со сверстниками – татарами. И, представьте себе, ничего особенного не случилось, ребята как ребята, мы все вместе учились, дружили, ссорились, часто даже не подозревая о своих национальностях. Она не имела для нас ни какого значения.
     Десятки лет прошло, я по прежнему живу в своей республике, которая была в те времена ТАССР, а теперь носит гордое имя: Татарстан. Новое название говорит само за себя, оно уже подразумевает определенную самостоятельность и независимость бывшей автономии от федерального центра. И это хорошо. Россия федеративное государство и субъекты настоящей федерации должны быть по сути, по определению свободными государствами. Например Саксония в ФРГ официально называется Freistaat Sachsen ( Свободное государство Саксония ), как и другие земли этой страны. Федеративные отношения в России имеют недолгую историю, им нет еще и ста лет. Конечно, они далеко несовершенны, тем более, что формировались под влиянием идеологии, не имеющей на тот момент опыта государственного строительства, а реформировались под страхом распада государства. Сейчас она, как и любой действующий механизм, нуждается в модернизации. И здесь очень важен поиск оптимальной модели, а не отрицание федерации и продвижение идеи конфедерации. Заявлять ныне о выходе из состава единого государства, то есть исповедывать сепаратизм, по меньшей мере, кощунственно. Это предательство к столетиям, которые наши народы прожили совместно. Да, в нашей совместной жизни были перекосы и даже не простые, но были и общие свершения, общие успехи. Отрицать такое невозможно. К великому сожалению, далеко не все с этим согласны. В моем Татарстане наблюдается рост русофобских настроений. Наиболее радикальные татарские националы открыто, через СМИ, на митингах и всеми другими доступными средствами призывают к отделению от России и образованию самостоятельного государства.
    Повторяю, я не хочу копатся в нашей истории в поисках взаимных обид, меня прежде всего беспокоит судьба человека в независимости от его национальности. Все мы, граждане России среднего и старшего возраста, вышли из Советского Союза и наверняка многие еще помнят реалии той страны. СССР развалился и  причин тому было много, но никто еще не назвал в этом списке причин национальную рознь в великой стране. Люди разных национальностей умудрялись мирно уживатся даже в тех непростых условиях. Более того, правящая КПСС на одном из своих съездов объявила на весь мир, что в стране сформировалась новая общность людей: советский человек и она призвана заменить деление граждан СССР по национальному признаку на новую историческую нацию: советский народ. С высоты нынешнего положения можно сколько угодно ёрничать по этому поводу, но нельзя отнять одного: мы в те времена гораздо меньше внимания обращали на то, какая у человека национальность, а ценили по наличию у него достоинств. Этот подход ныне почти забыт и вот уже в ходу новые определения: лицо кавказской национальности, таджик – гастарбайтер, диаспора и т. д. Бывшие граждане одной страны стали стремительно покидать общее национальное пространство и обосновыватся в национальных «квартирах», попутно выживая оттуда всех, кто не принадлежит к «титульной» нации. Подобный процесс, когда он набирал обороты в отделившихся государствах, у нас в России не очень ощущался, но вот настало время, когда национальная рознь пришла и к нам. В моей республике, в которой жили и работали мои предки, появились люди, готовые предложить мне на выбор: а) геть (китана) отсюда в Московию или  б) учи татарский язык и живи по нашим правилам. Сразу следует сказать, таких людей не очень много и не они «правят бал», но кто мне может гарантировать, что процесс не пойдет дальше. Мы с детства помним: «Из искры разгорится пламя».
    Попробуем понять, кто же эти люди и чего конкретно они хотят. Я не хожу на митинги и всякие околополитические тусовки, но стараюсь отслеживать по СМИ пульс общественной жизни и вижу, что в республике действуют самые различные группировки, ставящие своей целью, как минимум, ревизию сложившегося статус-кво, а по максимуму отделение от России. И не просто отделение, а создание нового государства от Волги до Урала и дальше в Сибирь. Русским оставляют пространство вокруг Москвы от Оки до Новгорода. Вот такой передел мира желают устроить наиболее радикальные граждане в современном Татарстане. И не надо мне говорить: «Ну и пусть болтают, все равно у них ничего не получится». Это не шутки, а жизнь во всей её реальности. И люди эти не с луны к нам прилетели и не «заблудшие овцы», как могут подумать некоторые, они своими действиями активно выражают свое несогласие с существующим обустройством государства по имени Российская Федерация.  И следует признать, их несогласие не плоды заблуждений, оно имеет под собой благодатную почву. Существующая законодательная база России далека от совершенства, не решены многие вопросы взаимоотношений регионов и центра, нет гармонии в межнациональных вопросах в части развития языка и культуры. Татарстан, регион – донор, но дележ доходов с центром вызывает в  республике множество вопросов и недовольства, а федеральный центр делает вид, что ничего не происходит. Можно подумать, что функционеры центральной власти не знают, что борьба за ресурсы в истории человечества всегда была сильнейшим побудительным мотивом к войне. В Татарстане есть нефть, а значит и надежда на халявные деньги. Простой обыватель не думает о трудностях добычи и извлечения из нее прибыли, он считает баррели и умножает на цену. Всё. Больше ничего не надо, дальше идут манипуляции с цифрами, числами и сразу возникает иллюзия несметного богатства, которое придет завтра же к каждому в дом, стоит только сбросить обжору Москву.  Вот вам предмет спекуляций и способ манипулирования сознанием населения республики. Отсюда же и формула республиканской власти, записанная в конституции Татарстана, что её источником является отдельно татарский народ и отдельно другие народы республики. Все это нефть и другие природные богатства кружат нацменам голову, а не промышленное производство, то есть труд и интеллект населения республики.
     А что же делает существующая московская власть? Иногда мне кажется, что, либо ничего, либо еще более усугубляет положение. Создается впечатление, что наше государство своими действиями рубит сук, на котором сидит. Конечно, мне могут сказать, что я не в курсе и есть другие обстоятельства,более высокого уровня, на которые вынуждена ориентироватся власть в управлении Россией. Но, что то слабо верится, что такое возможно и что существуют такие высшие интересы, которые требуют таких неуклюжих действий. По моему, это самая обычная некомпетентность всех властных структур. Увы, очень часто можно видеть очевидные ляпы и несоответствия, которые даже простой обыватель способен заметить. Например, на открытии Универсиады в Казани, наш всероссийский президент произнес одно слово на татарском: ис;нмесез (здравствуйте). И это очень неплохо, но кто из доверенных советников подсказал ему такое, простой невежа или злобный провокатор? Ведь любой татарстанец, будь он татарин или представитель любой другой национальности, знает более душевное и распостраненное приветствие: «Ис;нмесез, кадерле дуслар» (Здравствуйте, дорогие друзья). Представляете, что творилось бы на трибунах стадиона, прозвучи эта фраза из уст Путина, предваряя его протокольное выступление, а не в конце, как это произошло? Она дала бы единой России приверженцев больше, чем все усилия мнимых мудрецов, создателей целевых программ и толмачей с телеэкрана, токующих о дружбе народов. Но, этого не случилось. Так кто же формирует имидж нашей власти на федеральном уровне? Почему не пресекается деятельность косноязычных и наглых чинуш на местах, которые откровенно подрывают авторитет центральной власти? И таких вопросов набирается очень много. Как же быть?
     «I have a dream» ( я мечтаю ) произнес когда то чернокожий пастор о проблеме расового неравенства  США. Я не пастор, но свою мечту тоже имею: мечту о равенстве всех народов в моей стране. Мне это нужно, потому что у меня есть зять и сноха татары, внуки также наполовину, есть близкие друзья, соседи татары, да и просто потому, что я привык жить рядом с татарами. Ведь не зря же говорят: «Потри русского и обязательно найдешь татарина». Меня уже не раз обвиняли в приверженности к опыту Советского Союза, а я не в обиде, хотя и не являюсь сторонником коммунистической системы образца СССР. Но одно дело не разделять прежние реалии жизни, совсем другое, ценить и воспринимать полезное, что было в той стране. Мне импонирует идея новой общественной формации граждан - россиян, теперь уже в современной России. Дело здесь не в названии, а в сути. Такая идея без лишней помпы осуществлена, на мой взгляд, все в той же Америке, где каждый гражданин, прежде всего американец, а затем уж этнический национал. Он даже английского может не знать, но долг гражданина США будет исполнять, а для идентификации своей нации, может написать хоть на лбу: «я русский» или «я татарин». Только кого это заинтересует? Там живут американцы со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями. А почему мы не можем жить, как единое сообщество? Потому, что как написал один «джигит»: «Татары, которые искренне дружат с русскими или тем более вступают с ними в брачные отношения - есть обыкновенные предатели, продажные холуи и манкурты! Только опущенные подлецы сотрудничают и связываются с оккупантами и врагами!» Вот так вот! Это я разместил здесь комментарий одного из читателей электронной версии газеты «Звезда Поволжья», который спрятался под ником «Marat» и опубликовал свое мнение 25 марта сего года в 14:11. Комментировать этот шедевр мысли я не хочу, а желающие могут высказатся на страницах упомянутой выше газеты.
    Но я отвлекся, моя мечта имеет продолжение. В студенческие годы в курсе истории КПСС мы касались и национального вопроса в СССР. Запомнилась формулировка определения, что такое нация, данная в свое время И.В.Сталиным. В соответствии с этой формулой нацию определяют пять признаков: общность территории, языка, культуры, экономики и национальный характер, дух. Но время вносит свои коррективы в любые догмы и определения и вот я уже читаю новую версию: «Нация – это общность граждан, в сознании которых чувство принадлежности к единому государству преобладает чувствами этнической, языковой, религиозной, расовой и региональной принадлежности». Сто лет разницы, а какое различие, словно целая эпоха минула. По таким принципам сейчас живет цивилизованный мир, а мы все ищем свое племя, в котором можно спрятатся от невзгод. А может не от них, а от самого мира? Ведь цивильный мир сегодня, это сообщество свободных людей, индивидуумов. Пока мы этого не усвоим, мы будем плестись в хвосте прогресса.
    Ну, а теперь попробуйте проанализировать куда нас толкают националы разных мастей. Я же мечтаю, что придет время, когда мои потомки ЕГЭ будут сдавать на английском языке, а не на русском или татарском, а в семье разговаривать на родном, которому мама научила. А гордится хочу Родиной своей.