1. 028. Мельников-Печерский

Виорэль Ломов
Мельников-Печерский (Павел Иванович Мельников, псевдоним Андрей Печерский)
(1819—1883)


Если человек честен и порядочен, он честен и порядочен во всем. Даже если ему приходится идти вразрез с прежними своими воззрениями и наперекор делу своей жизни.

Как чиновник особых поручений Министерства внутренних дел Мельников-Печерский много лет ретиво искоренял раскольничество и раскольнические скиты. Но одновременно как ученый он, живо интересуясь историей народа, изучая истинные причины церковного раскола XVII в., пришел к выводу в ошибочности своих прежних взглядов и из гонителя старой веры превратился в апологета веротерпимости. И не только «на словах» — в своих сочинениях, но и на деле, в отчетах и записках на имя императора, влиятельных особ царского двора и на своем немалом посту.

Заявив, что двухсотлетнее преследование старообрядцев было «совершенно излишне и даже вредно», писатель во искупление своей вины написал грандиозную дилогию «В лесах» и «На горах» о керженских старообрядцах, увековечив их в памяти потомков.

Будущий ученый и прозаик родился 25 октября (6 ноября) 1819 г. в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье начальника жандармской команды, капитана Ивана Ивановича Мельникова, участника войны 1812 г., и Анны Павловны, урожденной Сергеевой, дочери Нижегородского помещика.

Детство провел в уездном городе Семенове. Матушка приохотила сына к истории и русской литературе, особенно к Пушкину, Жуковскому и Гоголю. В 10 лет мальчик поступил в Нижегородскую гимназию, окончив которую (1834) стал студентом Казанского университета по словесному факультету.

В 17 лет юноша завершил курс и получил степень кандидата. К этому времени он изрядно знал историю, был оставлен при университете для приготовления к кафедре славянских наречий, но однажды изрядно «перебрал» с друзьями и был определен на службу старшим учителем истории и статистики в Пермскую, а затем Нижегородскую гимназию.

Молодой человек отличался необычайной тягой к знаниям, которые любил получать из первых рук. Для этого он стал собирать сведения о крае, побывал на заводах и на Усольских солеварнях, много общался с рабочими и крепостными крестьянами. Благодаря благотворному влиянию его друга, директора Нижегородской ярмарки графа Д.Н. Толстого, Мельников стал изучать русскую историю, древности и русские расколы. Павел охотно променял учительство на место чиновника особых поручений при нижегородском губернаторе; одновременно он был назначен редактором «Нижегородских губернских ведомостей» и истово занялся разысканиями в местных архивах раскольничьих дел.

В «Ведомостях», которые тянул практически один, Павел публиковал свои исторические, статистические и этнографические сведения под другими именами. Псевдоним Печерский (по названию улицы, на которой он жил) редактор употребил в первый раз в 1850 г. под статьею «Концерт в Нижегородском театре».

В 21 год Мельников был назначен членом-корреспондентом археографической комиссии и занялся изучением архивов присутственных мест и монастырей губернии, с целью найти по указанию Николая I потомков К. Минина. Ученый составил свой разбор, переделал его в литературную статью и опубликовал в «Отечественных записках» (1839). В частности, он открыл, что полное имя освободителя Отечества было Кузьма Захарыч Минин-Сухорук.

Засим последовали «Исторические известия о Нижнем Новгороде», «Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время», «Солнечные затмения, виденные в России до XVII столетия» и др. статьи под разными псевдонимами, а также переводы из Мицкевича. В 1840 г. в «Литературной газете» появился слабенький рассказ Мельникова «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич…». Тогда же автору была возвращена его повесть «Звезда Троеславля». Павел полгода раскуривал своей «Звездой» трубку и дал себе зарок не заниматься беллетристикой, прежде чем он не изучит народ — 12 лет он был верен клятве и ничего не писал.

В должности чиновника особых поручений Мельников «изучал народ лицом к лицу», управлял статистическим комитетом, был распорядителем выставки сельских произведений, занимался ревизией городских учреждений, разбирал архивы и печатал найденные в них древние акты. К государственной службе чиновник относился необыкновенно ревностно, заслужив прозвище «административного донкихота»; был избран в члены обществ: Русского географического и Московского сельского хозяйства, а также Императорского археологического.

В 1850 г. Мельников был переведен на службу в министерство внутренних дел. В течение ряда лет он возглавлял статистические и иные экспедиции в Нижегородскую и Ярославскую губернии. Именно там, «на барках, в скитах, да на мужицких полатях» писатель и изучил народный язык, поражавший и поражающий по сию пору своей сочностью и достоверностью миллионы читателей. Благодаря исчерпывающим отчетам по раскольничьим делам ученый стал для правительства первым авторитетом по расколу.

После смерти Николая I Мельников по поручению министра внутренних дел представил отчет, в котором в общих чертах наметил главные реформы царствования Александра II и впервые заявил о необходимости проявлять терпимость к раскольникам.

В 1852 г. в «Москвитянине» за подписью Андрей Печерский была напечатана первая повесть писателя «Красильниковы», на которую его подвигнул его друг В.И. Даль. «Современник» тут же откликнулся на публикацию, назвав ее «замечательным явлением в русской литературе». «Отечественные записки» и другие журналы также одобрили повесть. Однако Мельников, чувствуя неуверенность в своих силах, затем пять лет ничего не печатал.

Начиная с 1857 г. в «Русском вестнике» стали появляться его превосходные вещи: «Дедушка Поликарп», «Старые годы», «Медвежий угол» и др., темами которых были чиновный карьеризм и казнокрадство, жестокое притеснение крестьян.

Н.Г. Чернышевский оценил рассказ «Поярков» как одно из лучших произведений литературы 1857 г. и причислил его автора «к даровитейшим нашим рассказчикам». Эти произведения затем вошли в книгу, изданную в столице «Рассказы Андрея Петровича Печерского».

Продолжали выходить историко-этнографические статьи и книги ученого: «Иван Петрович Кулибин», «Нижегородская ярмарка», «Нижегородское великое княжество», «Описание города Княгинина», «Письма о расколе» и др., имевшие самые лестные отзывы писателей и ученых. Прославился Мельников и своими публичными лекциями «о России и Нижнем Новогороде в начале XVII столетия». В 1859 г. писатель издавал ежедневную политическую и литературную газету «Русский дневник».

В 1866 г. Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело отдался литературной работе. (В 1869 г. он был командирован в Вятскую, Нижегородскую, Пермскую, Казанскую и Уфимскую губернии с целью изыскания к северу от Волги наикратчайшего направления для Южной Сибирской дороги.)

С 1868 г. Мельников-Печерский постоянный сотрудник «Русского вестника», в котором печатался более по материальным соображениям, т.к. надо было кормить большую семью. (Мельников вообще считал сочинительство занятием «между делом»). Из исторических трудов писателя наиболее известна «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867).

В 1871—74 гг. в журнале был напечатан роман «В лесах», в 1875—81 его продолжение — «На горах». Дилогия, повествовавшая о старообрядческом Заволжье середины XIX в., обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, нашла самого широкого читателя и уже при жизни автора стала классикой. Критики, общество и царский двор почитали Мельникова как первостепенного русского писателя.

Павла Ивановича несколько раз принимал Александр II, наследник престола, будущий император Александр III. В 1874 г. Московское Общество любителей русской словесности отпраздновало 35-летний юбилей его литературной деятельности. П.М. Третьяков заказал И.Н. Крамскому портрет писателя для своей галереи.

Последние 12 лет Мельников-Печерский прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в свое имение, сельцо Ляхово, где с увлечением занимался садоводством. Перед смертью писатель задумал несколько исторических романов, которые написать ему была не судьба.

1 (13) февраля 1883 г. Мельников умер в Нижнем Новгороде.

М. Горький позднее назвал роман «В лесах» «славной русской поэмой» и призвал молодых авторов учиться у Мельникова чистоте и богатству языка. Творчество писателя сказалось на произведениях В.Г. Короленко и П.П. Бажова. Дилогия вдохновила художника М.В. Нестерова на создание картин «В лесах», «На горах», «Великий постриг», «За Волгой», «Соловей поет», и отозвалась в Н.А. Римском-Корсакове при написании им оперы «Сказание о граде Китеже и деве Февронии».