Прощай, лето

Зоя Слотина
Старость пора тихих радостей, без бурных страстей, без героических подвигов. Утро каждого дня принимается как подарок судьбы.  Но и в старости хочется внести   посильную лепту в  ровное течение обычной жизни, чтобы украсить своё пребывание на земле. Каждый привычно ищет себе дело,  чтобы не скучать, не тосковать от излишка досуга.  Мы с мужем не исключение.  Лет пять тому назад  мы переехали  к дочери жить и  обратили внимание на огромную лужайку у её  дома.  При каждом  доме её  города тоже большая лужайка,  у многих домов масса цветов, а у  дома дочки просто лужайка и вокруг заросли диких растений.
-Непорядок, - проворчал муж. – Нам здесь жить. Нам украшать эту усадьбу.
Я  поняла, что супруг нашёл  нам  посильное дело, и тотчас согласилась с ним.  Внимательно изучив земельные угодья, мы нашли  три вполне подходящих участка, где  решили сажать не только цветы для радости, но и  какие-нибудь растения для обеденного стола.  Здесь никто из соседей  такими глупостями никогда не занимался.  Зачем? Есть фермеры, они обеспечивают поставки в магазины, а уж там чего только нет. Нам нельзя так жить.  Мы из крестьян. Наши предки  работали на земле, не давали ей дичать.  Мы, как предки, любим землю. И вообще, мы не из местного стада, сами  определим,  что и как нам делать. 
 
Больше всего на свете я всегда любила “заниматься ботаникой”, то-есть  любила выращивать  полезные растения. Мне это нравилось потому, что результат труда недолго ждать. Если весной сунуть семена в землю, вскоре  зазеленеют всходы  - результат труда не прячется.   Даже можно заметить, как ростки заметно вытягиваются. Наблюдать за развитием растений интересно, хоть не отходи от грядки. Проходит совсем  мало  времени, и всходы, будто внезапно, вырастают, на них появляются цветы и наконец плоды. Кто ж не знает, что выращенные своими руками цветы потрясающе красивы, а плоды  неповторимо вкусны? 

Дочь разрешила нам обустроить землю по своему вкусу. Ей этим заниматься некогда, а у нас времени много, и нам нравится работать на земле. Мы на седьмом небе. Я хотела найти у дома один достаточный для задумок участок земли, не разбрасываться, чтобы какую-то технику   использовать. Но муж сказал, что три маленьких  клумбы живописнее получатся, чем одно поле.  Он всегда говорит правильно, а я всегда с ним соглашаюсь.
Начали поднимать целину, и тут-то мы узнали, что местная  земля  невообразимо, прямо чудовищно неплодородна,  гумуса практически нет. Но нас это не остановило. Уж очень хотелось иметь свой сад. А мы упрямы.

Один, облюбованный нами, солнечный участок, расположенный вплотную к лесу, зарос сорными кустами. Его осваивать помогала дочь, и он назван её именем Валентиновка. На нём уместились всего две старые дверные рамы. Мы в них насыпали плодородной  земли. Это наше   рукотворное поле.
 
Второй участок, в тени деревьев. Выбран нами из-за своей неухоженности. Он был некрасиво завален строительным мусором и крупными камнями, оставленными ледником в незапамятное время. Всё это безобразие заросло вредным растением, вызывающим сильную аллергию. Эту землю мы осваивали  два года. Тяжёлая была работа, шутя дети назвали  её стройкой века.  Не стоило бы и браться, но окно нашей спальни выходило на это самое безобразие. Назвав участок Версаль,  мы по примеру французского короля Людовика четырнадцатого  решили на бросовой земле площадью двадцать квадратных метров создать земную красоту. Конечно, наш сад много меньше дворцовопаркового великолепия французского Версаля, но мы им гордимся.  Мы с дедом  не короли, потому сами убирали строительный мусор. Сами укладывали хорошую землю с перегноем на расчищенную площадь. Клумбы у нас получились на  разных уровнях.   Крупными камнями, которые можно руками передвинуть, огородили  клумбы,  огромные каменные глыбы оставляли на месте, они сами неплохо выглядят между цветов.
 
На клумбе нижнего уровня, где сыро и всегда темновато, с удовольствием  растут душистые ландыши, не нуждаясь в особом  уходе.
Наш  мини - садик  окружён старыми огромными деревьями. К счастью, деревья от зимней спячки просыпаются по очереди. Одни раньше, другие, такие как дубы, на две-три недели позже после ранних. Весной, пока на деревьях нет листьев, под тёплым солнцем на наших клумбах пышно цветут геоцинты, подснежники, нарциссы, крокусы. Аромат от них бесподобный.  С появлением листьев на деревьях, на земле Версаля появляется тень, но солнце пока светит между ветками, тогда поднимают головки анемоны. С ними соревнуются невысокие ранние лилии. Затем, распускаются гвоздики и летние высокие лилии. Когда эти растения отцветут, затенённая часть Версаля между камней становится просто зелёной за высокими подросшими георгинами, которые высажены на грани света и тени.  Их цветы нас радуют до зимы. Наш Версаль -  царство цветов и камней. Вот уже пять лет он наша постоянная тихая радость. Почти каждое утро мы начинаем  с его посещения.

Около дома есть дополнительное  местечко для цветов. Вдоль  южной стены дома мы  посадили цветущие кустарники  азалий, рододендронов, роз и гибискуса.  Перед ними ряд кустов осенних  хризантем, которые цветут с сентября. Для привлечения калибри перед окнами кухни и столовой мы развесили фуксии. Они цветут всё время. Это очень красиво, но... обычное и привычное, как у всех, украшение дома.  Конечно, оно  нас радует, но наш потрясающий стильный Версаль, он и есть Версаль.
 
  Валентиновку, рукотворное поле, изначально мы предназначили под огород. Огурцам и помидорам там хорошо. На этом пяточке земли мы получаем свежие овощи для семейного стола  в более, чем достаточом количестве. Иногда из хвастовства мы дарим своим знакомым, немного овощей, упиваясь их комплиментами.               
-Бабушка, какие у вас вкусные и душистые огурчики! Никакого сравнения с овощами из магазина. 
Бабушка – это я. От ласковых слов я балдею, забываю сказать, что я вовсе не одна занимаюсь огородом. Но дедушка ловко переводит разговор на себя, угощая помидорами, и  вырывает свою долю похвал. Мы завалены положительными эмоциями и заметно молодеем  из-за них. Если кто-то ещё не знает, напоминаю, что положительные эмоции омолаживают не хуже врачей-косметологов.

Видно для равновесия, наш  третий участок – наши радости и огорчение.  Растут  на нём персик,  виноград, малина и клубника. Всего понемногу.  Всё это я обожаю, а дедушка любит. К сожалению,  больше никто в семье таких чувств к этим божественным дарам не испытывает. Дети и внуки  иногда потребляют их в малом количестве и только. Но персиков родится слишком много, а период их хранения на дереве и в собраном виде очень короткий. Отсюда масса трудностей. Кого заманить в гости, чтобы всучить частицу урожая? Все заняты.
Нет времени для гостевания. С клубникой и малиной  ещё хуже. Их собирать трудно, и ими быстро наедаются. Варю варенье, но это баловство, а труда много. А кроме того, растения требуют внимание, ухаживать за ними становится всё труднее с каждым годом. Именно они надоедливое напоминание нам о быстро бегущем времени. Вот и получается, что забросить сад или выбросить растения жалко, ухаживать за ними нам трудно, а больше некому. Грустно.
 
Теперь дочь недовольна тем, что мы работаем на земле одни без присмотра. Недавно я, вырезая старую малину, внезапно потеряла равновесие и упала. Чудом не напоролась на острые и твёрдые пеньки от обрезанных стволов. Муж начал сдавать, годы берут своё. Всё чаще, убирая с участка мусор, стал бледнеть, останавливаться и хвататься рукой за грудь.

Понаблюдав за нашими   летними хлопотами, дочь решилась  ласково, но решительно  отлучить нас от этих забав.
-Мама! Папа! Нельзя вам заниматься вашей ботаникой. Милые мои, не обижайтесь, но для вас это стало опасно! 
-Ну вот. Выходит, мы пришли к очередной остановке. Теперь что? Прощай, лето!
Я неоправданно резко отворачиваюсь, надуваю губы.  Мне жаль, что я утрачиваю ещё одну свою тихую радость. Всем своим видом я выказываю неудовольствие. Правда, мне и самой неясно, кому это я выказываю, и непонятно, кем я недовольна. Муж чего-то невнятно ворчит, бедная дочь чуть ни плачет.
-Что же мне с вами делать, чтобы вы не обижались? – лепечет она, почему-то  глядя только на отца.
- Горбатого могила исправит, - заявляет муж, глядя на меня с лёгкой непонятной ухмылкой, которая мне  не понравилась.
-Это ты про меня? – тихо возмущаюсь я. –Я, между прочим, тоже могу найти себе и другое занятие.
- Другое занятие? Нет, это не про тебя. Я боюсь, что из могилы ты будешь приходить сюда  работать на поле, - смеётся муж, а дочь растерянно переводит взгляд  с отца на мать, явно печалясь.
-Вряд ли я смогу приходить сюда. Лучше я в могиле разведу сад, - заявляю я неожиданно для себя, и, главное, я твёрдо верю в это.