Артистка и певица Алла Соленкова. В моих воспомина

Феликс Россохин
«…Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым…»,

- грустные Есенинские строки.

Таким « белым дымом » являются для меня воспоминания о знаменитой, в прошлом, певице Алле Соленковой. Уж мало кто о ней сейчас помнит. А я вот, часто, напеваю, в душе, ее песни. Песни, из ее давнего исполнения.

АЛЛА ГЕОРГИЕВНА СОЛЕНКОВА - Циклопедия

Заслуженная артистка России

Алла Георгиевна Соленкова (12 марта 1928, Миллерово Ростовской области — 24 марта 2005, Москва) — академическая певица (лирико-колоратурное сопрано).
Родилась в Ростовской области. Вскоре семья переехала в Подмосковье, в город Подольск.

В детстве, еще в довоенные 1930-е годы, она посещала музыкальный кружок Подольского Дома пионеров (официальное название — Дом художественного воспитания детей), который вел Н. Н. Гарновский. Там училась игре на скрипке, но петь ещё не помышляла — это был 1936 год. Потом перешла в музыкальную школу и три года продолжала заниматься по классу скрипки. А потом началась война и детские учреждения закрылись. Но, как выяснилось, закрылись не все: ДХВД (Подольский Дом художественного воспитания детей) продолжал работать, даже несмотря на то, что фашистские войска уже почти вплотную подошли к Москве.
 
После войны жизнь и быт постепенно налаживались. И вот был объявлен конкурс художественной самодеятельности — надо отдать должное: в советское время таланты собирались и отбирались по всей стране, а не ограничивались только москвичами и ленинградцами. Заключительный концерт проходил в Москве, в помещении театра им. К. С. Станиславского, — юная певица Алла Соленкова успешно спела арию Снегурочки из оперы Римского-Корсакова и получила за свое искусство первую заслуженную награду  — отрез материала. В то время, в опустошенной послевоенной разрухой стране это было куда нужнее красивых медалей.
Закончила Музыкальное училище при консерватории.
Затем училась в Московской консерватории, класс Л. Н. Балановской, окончила её в 1954 году.
С 1954 года — солистка Мосэстрады.
С 1956 по 1958 гг. — солистка Большого театра. Среди оперных партий: Снегурочка, Марфа, Джильда и др.
С 1958 г. — солистка Московской филармонии.
В 1961 году в составе группы вокалистов (Е. Мирошниченко, Т. Милашкина, Л. Никитина, А. Ведерников) Алла Соленкова была направлена на стажировку в миланский театр «Ла Скала». Маэстро Дженарро Барра, знаменитый педагог-вокалист, напутствовал её после первого прослушивания словами: «Алла, твоя третья октава от бога. Береги её». Там группа советских певцов пробыла один сезон — до 1962 года.
Вернувшись в Москву, Алла Георгиевна продолжила свою творческую деятельность. Он постоянно выступала с концертами — и в Москве, и в различных городах страны (тогда — СССР), и за рубежом, удивляя зрителей тем, что вполне обходится на сцене без микрофона.
Скончалась 24 марта 2005 года.
Отзывы о творчестве певицы
Оставить свои восторженные отзывы об исполнительском искусстве певицы спешили чуть ли не все слышавшие ее голос — от профессионалов до обычных слушателей.
После её концерта в Нью-Йорке президент Ричард Никсон сказал ей: «Я не сомневаюсь, что Вы очаруете всю Америку».
Композитор Арам Хачатурян, очень высоко ценя творчество Аллы Соленковой, произнес: «А говорят, соловьёв не бывает!» — безусловно намекая на великолепное исполнение певицей алябьевского «Соловья». Он посвятил ей песню Дездемоны, исполненную ею в кинофильме Сергея Юткевича «Отелло».
Звания и награды
• Заслуженная артистка РСФСР (1968).
• Обладатель 1-й премии на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве (1955).
• Лауреат конкурса вокалистов на лучшее исполнение советского романса и песни (1956).

Из репертуара

Репертуар певицы был обширен: от оперных арий до романсов, от лирических эстрадных до народных русских и европейских песен (в том числе — и на языке оригинала). В её концертах звучали произведения композиторов Грига и Мейербера, Векерлена и Массне, Тоста, Рахманинова, Черепнина, Дворжака, Ружицкого, Мурадели, Свиридова, Варламова, Рубинштейна[1].
Список песен из репертуара певицы, которые можно прослушать на сайте Красная книга российской эстрады:
 
• Букет цветов из Ниццы (итальянская — рус. текст Л. Глазкова)
• В лодке (неаполитанская — Л. Глазков)
• Вернись (Б.Прозоровский — В. Ленский)
• Волга реченька (народная)
• Воспоминание (О. Респиги)
• Здесь хорошо (С. Рахманинов — Г. Галина)
• Золотая рыбка (С. Монуско)
• Калитка (А. Обухов — А. Будищев)
• Колыбельная (А. Дворжак)
• Колыбельная (П. Чайковский — А. Майков)
• Легенда Лакме (Л. Делиб)
• Мотылёк и фиалка (Г. Форе — В. Гюго)
• Не брани меня, родная (А. Дюбюк — А. Разорёнов)
• 0Не говорите мне о нём (М. Перротте)
• Не пой, красавица (С. Рахманинов — А. С. Пушкин)
• Не уходи (Н. Зубов)
• Ночью в саду (С. Рахманинов — А. Исаакян/А. Блок)
• О, говори (Рутковский)
• Песня Сюняве (Х. Кьерульф)
• Полюбила я на печаль свою (С. Рахманинов — Т. Шевченко/А.Плещеев)
• Помнишь ли ты (английская)
• 17 лет (шведская)
• Сирень (С. Рахманинов — Е. Бекетова)
• Соловей (А. Алябьев — А. Дельвиг)
• То не ветер ветку клонит (А. Варламов — С. Стромилов)
• У моего окна (С. Рахманинов — Г. Галина)
• Фонтан (С. Рахманинов — Ф. Тютчев)
• Я хочу (И. Кобан)

Мне посчастливилось слушать Аллу Соленкову, со сцены, лишь однажды. Наверно, это было в 1959 году, в мои студенческие годы. Был концерт певицы, с ее песнями и, наверно, оперными произведениями. Проходил он в Куйбышеве, в главном театре города.

На сцене высокая красивая стройная женщина. А в зале, когда она пела, тишина. Зал замирал, муха пролетит – слышно. Такого в моей жизни больше не повторялось!

Мне хочется привести тексты нескольких песен, которые часто исполняла Алла Соленкова.


БУКЕТ ЦВЕТОВ ИЗ НИЦЦЫ (итальянская — рус. текст Л. Глазкова)

Букет цветов из Ниццы прислал ты мне,
и вновь горят зарницы минувших дней.
Фиалки шепчут мне, что вновь цветут луга
и что кому -то я немного дорога.

Букет цветов из Ниццы навеял сны,
напомнил мне страницы былой весны...
И хоть письма в букете нет, нет желанных слов,
но спрятана в фиалках твоя любовь!


ВЕРНИСЬ (Б. ПРОЗОРОВСКИЙ - В. ЛЕНСКИЙ)

Вернись, я все прощу: упреки, подозренья,
Мучительную боль невыплаканных слез,
Укор речей твоих, безумные мученья,
Позор и стыд твоих угроз.

Я упрекать тебя не стану и не смею:
Мы так недавно, так нелепо разошлись.
Ведь ты любил меня, и я была твоею!
Зачем же, зачем же ты ушел? Вернись!

О, сколько, сколько раз вечернею порою
В запущенном саду на каменной скамье
Рыдала я, забытая тобою,
О милом, дорогом, о розе, о весне.

Я счастье прошлое благословляю.
О, если бы мечты мои сбылись!
Ведь я люблю тебя, люблю и проклинаю!
Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!


ВОЛГА-РЕЧЕНЬКА ГЛУБОКА

Волга-реченька глубока
Бьёт волнами в берега.
Мил уехал, не простился,
Знать любовь не дорога.

Ой, туманы голубые,
Серебристая волна,
Неужели ко мне милый
Не вернётся никогда?

Цвела вишня всем на диво,
Ветром сдуло белый цвет.
Я б другого полюбила,
Да любови в сердце нет.

Возле бережка крутого
День и ночь волна шумит.
Хорошо любить такого,
Кто любовью дорожит.

Над рекой стоят туманы,
Красна солнца не видать.
А мой милый меня вспомнит,
И его я стану ждать.


КАЛИТКА
слова А. Будищева, музыка А. Обухова

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса —

Припев:
Отвори потихоньку калитку
И войди Б тихий садик как тень.
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Там, где гуще сплетаются ветки,
У беседки тебн подожду
И па самом пороге беседки
С милых уст кружева отведу.

Припев:
Отвори потихоньку калитку
И войди в тихий садик как тень.
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

НЕ ПОЙ КРАСАВИЦА ПРИ МНЕ  (МУЗ СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА – СЛ. АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА)


Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы.

Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.



НЕ БРАНИ МЕНЯ, РОДНАЯ
слова А. Разоренова, музыка А. Дюбюка

Не брани меня, родная,
Что я так люблю его,
Скучно, скучно, дорогая,
Жить одной мне без него.

Я не знаю, что такое
Вдруг случилося со мной,
Что так бьется ретивое,
И терзаюсь я тоской.

Все оно во мне изныло,
Вся горю я, как огнем.
Все немило, все постыло,
И страдаю я по нем.

В ясны дни и темны ночи,
И во сне, и наяву
Слезы мне туманят очи,
Все летела б я к нему.

Мне не нужны все наряды,
Ленты, камни и парчи, -
Кудри молодца и взгляды
Сердце бедное зажгли.

Сжалься, сжалься же, родная,
Перестань меня бранить;
Знать, судьба моя такая,
Что должна его любить.

ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ
слова С. Стромилова, музыка А. Варламова

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,-
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист, дрожит.

Извела меня кручина,
Подколодная змея!..
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!

Не житье мне здесь без милой,
С кем пойду теперь к венцу?
Знать, судил мне рок с могилой
Обвенчаться молодцу.

Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой.


СОЛОВЕЙ МОЙ, СОЛОВЕЙ
слова А. Дельвига, музыка А. Алябьева

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
У меня ли, у младой,
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли, у младой,
Жар-колечко на руке,
У меня ли, у младой,
В сердце миленький дружок.
В день  осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.