Запечатленная память

Ирина Юлина
                К 80-летию Российского Государственного
                архива кинофотодокументов  (РГАКФД)
      1918 год. Всего 79 лет прошло с появления  первого дагерротипа,  только 23 года  тому назад братья Люмьер изобрели киноаппарат, а в нашей стране, истерзанной гражданской войной, пытаются создать условия для государственного  хранения фотографий и киносъемок, понимая, что это  исторические  документы, отражающие культурную, политическую и экономическую жизнь народа.

     Декретами советской власти 1918-1919 годов были национализированы фотоальбомы и фотоматериалы дореволюционного и послереволюционного времени. Учет, использование и производство кинофотопродукции перешли  в руки государства.

      4 февраля 1926 года был принят декрет СНК РСФСР  о создании специального архива и концентрации в нем кинофотодокументов. В октября этого же  года Коллегия Центрархива приняла решение о создании  учреждения, название которого  неоднократно менялось, а с 1992 года  оно стало называться - Российский Государственный  архив кинофотодокументов. 
      В 1927 году для хранения кинодокументов, переданных из Архива Октябрьской революции (АОР),  было приспособлено специальное помещение, однако при этом, часть кинофотодокументов оставалась в музеях, научных учреждениях и прочих  организациях.

      В Москве  в 1928 году на территории Лефортовского дворца было выделено  одно из зданий под архивохранилище.   
      В 1934 году утверждено Положение, по которому  архиву дан статус научно- исследовательского учреждения, осуществляющего собирание, хранение, систематизацию, научную и техническую обработку фонофотокинодокументов. К этому времени в архиве собрано более 7 тыс. фотопозитивов,  38 тыс. фотонегативов, 185 альбомов и свыше 4,5 тыс. единиц  хранения кинодокументов.

      Репрессивный молох государства не оставил в стороне и  архивных сотрудников. Один за другим были осуждены  два директора архива, реабилитированные в 1957 году,             В.Д. Зубков и А.Г. Даугель (посмертно).

      Во время Отечественной войны    часть архивных материалов была оставлена в Москве,  а наиболее ценные материалы   эвакуированы сначала  в  г. Саратов и вскоре переведены  в  г. Чкалов  (Оренбург). В эвакуации сотрудники архива старались сохранить документы, которые находились в неприспособленных помещениях, бережно просушивали и проветривали их, оберегая  от плесени и пыли.   

      Еще не закончилась Великая Отечественна война, а 8 мая 1944 года архивные материалы были  возвращены из эвакуации в Москву. И вот новый переезд,  с 26 января по 1 апреля    1953 года РГАКФД перебазировался  в подмосковный город  Красногорск, где построены специализированные хранилища: в 1961 году подземное, а  в 1982 году – 9-этажное современное   здание.

     Указом Президента  РФ от 2 апреля 1997 года № 275  РГАКФД был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.    
      Архив имеет мировую известность, в нем хранятся  работы  видных мастеров  фотографии:   М. Альперта,   Д. Бальтерманца,   К. Булла,   Г. Деньера, С. Левицкого,   М. Наппельбаума,  П. Оцупа,    А. Савельева,  В. Тарасевича,  А. Шайхета, блистательных кинодокументалистов: Л. Варламова, Д. Вертова, В. Ерофеева, Р. Кармена,                И. Копалина, А. Медведкина и многих других.

     К самым ранним фотодокументам, хранящимся в архиве,    относятся снимки периода Крымской войны  в виде  альбома  «Севастополь в 1855-1856 году». Есть  в архиве и фотодокументы боевых операций русских войск в русско-турецкой войне 1877-1878 годов,  документы, относящиеся к русско-японской войне, в частности, фотографии, сделанные штабс-капитаном  артиллерии Корсаковым во время обороны Порт-Артура, на которых  изображены вице-адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин.   
 
     Дореволюционные фотодокументы РГАКФД обработаны и изданы в виде прекрасного альбома «Российская империя в фотографиях», конец XIX – начало XX века (ЛИКИ РОССИИ, Санкт-Петербург, 2004). В него включены фотографии по следующим разделам: императорская семья; великокняжеские семьи; портрет российской империи (две столицы, по городам и весям, русская деревня, окраина империи); грани российской жизни. Альбом, который упомянула,   представляет  в фотографиях Россию,     которую нельзя не любить и  не гордиться ею.
      Писатель Иван Бунин сказал  печально: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера)  жили, которую мы не ценили, не понимали, всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».
 
       В 2002 году  РГАКФД  посетила Ольга Николаевна Куликовская-Романова, а в 2005  году глава русского императорского двора Мария Владимировна Романова, которым показали уникальные фотографии их предков, сделанные  придворным  фотографом   К.Е. фон Ганном.   
       В архиве находятся и  первые киносъемки, к примеру, коронация императора  Николая II, выходы императорского двора, парады, смотры. Здесь хранятся фотодокументы, относящиеся к I мировой и Гражданской войнам, к Октябрьской революции,     кино и фотодокументы Великой Отечественной войны, подписание акта о капитуляции Германии, кадры послевоенного времени, восстановление разрушенного войной  хозяйства страны. Здесь записи съездов, пленумов КПСС, освоение целины и строительство БАМа, первый полет советского человека  в космос, международные связи СССР.
        Более 100 тыс. фотографий  оставили в памяти народа   боевые действия во время Великой Отечественной войны,   трагизм отступлений и  радость побед, суровые будни войны и тыла.  Простые солдаты и знаменитые полководцы на этих фотографиях зафиксированы фотокорреспондентами на всех участках фронтов. Сколько   фотокорреспондентов  и кинодокументалистов  не вернулись с  войны, выполняя задания   и служа Отечеству!

     Хочется рассказать хотя бы о  нескольких фильмах этого периода, хранящихся в архиве.
     В дни, когда мы отмечаем 65-летие  контрнаступления советских войск под Москвой и первое  поражение Германии во II Мировой войне, как не вспомнить документальный  полнометражный фильм «Разгром немцев под Москвой», созданный в 1942 году режиссерами     Л. Варламовым  и И.  Копалиным. Этот фильм был отмечен престижной наградой «Оскар».
     Кинооператоры во время войны сняли фильм «Черноморцы»  о защитниках   Одессы и Севастополя, и    фильм «69 параллель» о моряках Северного флота.

      В фильм «Сталинград» режиссера Л. Варламова (1943)  вошли  документальные кадры снятые 15 операторами, зафиксировавшими подвиг советских солдат с августа  1942 года по февраль 1943 года.

     Страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство и в архиве сотни фото- и кино документов   этого   периода.   В 1948  году   вышел   фильм   режиссеров  И. Копалина   и   И.  Сеткиной  «День победившей страны». Для этого фильма  14 августа 1947 года около ста операторов осуществляли съемку по всей стране.   
      В фотолетописи  и кинодокументах  освещена попытка государственного переворота 19-21 августа 1991 года и расстрел Белого дома в 1993 году. Это события, современниками которых  мы являемся, и которые уже становятся историей. 
      В фондах в настоящее время  хранится 232414 единиц кинодокументов,  эта  цифра включает  43 644 названия документальных фильмов, киножурналов, кинолетописных съемок; 1090793 единицы фотодокументов.  С 1992 года стали принимать на хранение и  видеодокументы,  в архиве  их уже   2000 единиц.   

      Материалами  фонда пользуются  как частные лица, так  и организации.  За последние годы многие члены семей репрессированных  обращались в архив  за фотодокументами, и сотрудники архива старались помочь им найти нужную информацию.

      Артист балета Большого театра  В. Васильев просил подготовить материалы об                О. Лепешинской  и ее муже генерале А. Антонове к юбилею балерины. Для   Галины Вишневской и Мстислава Растроповича   был  составлен  альбом фото и кинодокументов, отражающих их творческий путь.  Интересная работа была сделана для создания  альбома к юбилею           С. Михалкова. Этот альбом был  подарен президентом поэту-патриарху.

     Архив помогает подобрать материалы при создании  музеев, мемориальных фондов,   художественных и документальных фильмов, телепередач, музейных экспозиций, книг, монографий и т.д. Так  за первое полугодие 2006 года документы РГАКФД были использованы в 38 художественных и научно-популярных фильмах, в 151 документальном фильме,    44 телепередачах. Документы архива широко использовались ОРТ  при создании передач «Лубянка», «Кремль 9», «Кумиры», фондами архива пользуются и телевизионные каналы «Культура», «ТВЦ», «Россия», «НТВ» и другие.

      Ежегодно архив посещают свыше 5 тыс. посетителей.   Чтобы принимать такое количество людей, РГАКФД нужны новые площади для читальных залов и дополнительные звукомонтажные столы.
      Вот уже 20 лет руководит  РГАКФД Людмила Петровна Запрягаева, член Союза кинематографистов России, заслуженный деятель культуры России.  Она занята важным для страны делом, и ее труд  по достоинству оценен государством.  Людмила Петровна   награждена  орденом «Знак Почета», медалями и знаками «Отличник архивного дела», «Почетный архивист».
       Благодаря реализации целевой программы «Культура России», в последние годы  значительно укрепилась материально-техническая база: установлены новые кондиционеры для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима в архивохранилищах; приобретена машина для реставрации кинопленки.
     Архив при поддержке Фонда Форда создает электронный каталог фотодокументов, при поддержке Фонда Сороса - электронный каталог кинодокументов, размещенный в Интернете для бесплатного доступа отечественных и зарубежных пользователей.
      В планах архива  - перекопировать весь фонд на современные носители информации,     заменить устаревшую видеотехнику.  Все эти работы требуют значительных затрат.

      В 2004 году на научном совете РГАКФД была принята Концепция развития архива на 2005-2015 гг. 
     В архиве ведется  огромная работа по реставрации пленок, фотонегативов - стеклянных и пленочных. Сотрудники архива освоили приемы  электронной реставрации изображения.   Разработанный И.М. Карским физико-химический метод реставрации фотонегативов    значительно    улучшает   качество документов.

      Важной задачей архива сегодня является перевод киноизображений с нитроцеллюлозной на триацетатную основу, т.е. на негорючую пленку. Для этого нужна государственная поддержка, так как такая пленка в России не производится и требуется  закупка ее за рубежом. 
     Работа по консервации  и реставрации документов будет продолжена. Выполнение всех этих планов во многом зависит от бюджетного финансирования.

     Большое значение придает архив   подготовке отечественных и зарубежных выставок. Так, в 1992 году РГАКФД совместно с фондом социального развития  устраивал выставки: «Преступления вермахта» - это был  первый показ в Германии жутких преступлений  против человечества; «Царские охоты в Беловежской пуще» (Польша); «Гулаг: трудовые лагеря России и борьба за свободу» (США); «Стратегия Победы. Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны», «Император Александр III и императрица Мария Федоровна» и др. В дни перезахоронения российской императрицы Марии Федоровны  на выставке в  Манеже  Санкт-Петербурга были  представлены 124 фотографии царской семьи.

      Архив принимает участие в международных и отечественных кинофестивалях.  В 2006 году  состоялись фестивали   в Австрии, Испании и  Германии, для чего  архив предоставил уникальные кадры хроники испанского фашистского путча. 
      Коллекция незвукового кино РГАКФД  на кинофестивале  в Италии  получила золотую медаль.

      На кинофестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге - главного фестиваля неигрового кино в нашей стране - РГАКФД вручает свой приз-диплом за лучшее использование кинодокументов.

      РГАКФД публикует фотодокументы и статьи  в журналах: «Отечественные архивы», «Исторический архив», «Родина» и т.д. В.Н. Баталин подготовил  справочно-информационное  издание «Кинохроника в России. 1896-1916 гг.: Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД».
     Когда-то все начиналось с 4-х сотрудников, сегодня  коллектив РГАКФД  насчитывает 181 сотрудника.  Это профессионалы, служащие в архиве годами, десятилетиями во имя сохранения   документальной истории страны. С какой нежностью говорит  директор о сотрудниках архива, зарплата которых балансирует на грани прожиточного минимума,  они - настоящие подвижники,  беззаветно преданные  своему делу!

       Валентина Владимировна Борисова, проработавшая 30 лет в  Красногорском архиве, в стихотворении  «Белые одежды»  выразила свои впечатления от этого труда так:   

                «И оказалась в дивном храме,
                Где Русь Историю хранит,
                Подобно той библейской драме,
                Где дух бессмертия царит».

       Действительно, Российский Государственный архив кинофотодокументов – храм истории России.               
               
                17.11.2006