Еврейская история Армении II

Лев Израилевич
Начало http://www.proza.ru/2013/08/22/324

Первое упоминание названия Армении, как преемницы древней  Урарту учёные обнаружили в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. На картах крупнейших историков и географов древности Армения отмечена наряду с Персией, Сирией и другими древними государствами.

 После распада империи Александра Македонского возникли армянские царства: Айраратское царство и Софена, впоследствии завоёванные Селевкидами. После разгрома последних римлянами в начале II в. до н. э. возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
 
В IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.
 
Армянский историк Ованес Драсханакертци  в своём труде «История Армении» пишет, что в 55 году до н. э на армянский Престол взошёл царь Тигран II Великий.  В 71 году до н. э. он заключил союз с сирийским царём Антиохом XIII. Их объединённые войска разбили армию царя набатеев Арету III и вновь захватили финикийские города.
 
Разгромив Израильское царство, Тигран II взял в плен множество евреев. 10 тыс. из них царь депортировал в Армению и поселяет в городе Армавир и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Еврейские семьи, депортированные в Армению, поселились также в городах Арташат, Вагхасабат, Ервандашат, Сарехаван, Сарисат, Ван, и Нахичевань.
 
Армянчкий царь Артавазд II (55—34 гг. до н. э.) увёл в плен вторую волну евреев Израильского царства. На этот раз поселяет их в городе Ван. Большинство евреви, переселённые в Армению Тиграном II, со временем перешли в христианство. А вот вторая волна переселенцев царя Артавазда, так называемые ванские евреи, так и продолжали исповедовать иудаизм.

Последующие армянские цари продолжали создавать новые поселения и развивать уже существующие города. Вот для развития городов и нужны были евреи, так как они имели многовековой опыт городской жизни. В результате численность иудеев в Армении постоянно росла. В некоторых армянских городах евреи составляли до 50% населения.

Евреи в Армении развивали торговлю и самые различные ремесла. Теперь уже иудейский историк Иосиф Флавий, находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил так: «…Евреям в Армении живется хорошо...»

Армянские города того периода сохраняли эллинистический облик. Их население жило относительно свободно, в том числе и евреи, которые оказывали существенное влияние на экономику городов. Армянские правители никогда не чинили препон свободному перемещению своих поданных различного вероисповедания. Такая национальная политика самым благоприятным образом сказывалась на развитии еврейских общин, занимавшихся торговлей и ремеслами.
 
В период правления царя Тиграна II Великая Армения превратилась в крупное государство. Оно простиралось от Палестины на Ближнем Востоке до Каспийского моря. Однако Тигран был разбит римлянами и лишился всех своих завоеваний.

Римляне оставили ему лишь территории, которые занимала собственно Великой Армении. Это были Армянское нагорье между Евфратом, Курой и Урмией и Софены, площадью примерно 220 тыс. кв. км. Впоследствии Великая Армения превратилась в буферное государство. Вначале - между Парфией и Римом, а в III—IV вв. н. э. между Римом и Персией (Ираном)
 
В 387 г. Великая Армения подверглась разделу: меньшая, западная часть страны, отошла к Риму, основная часть – к Персии. Большинство евреев были принудительно переселены в Персию. Вот как описывает эти события армянский историк V века Фавстос Бузанд.

«…Число евреев Армении катастрофически уменьшилось после того, как  захватчики, вторгнувшиеся в Армению, угнанных в плен более 83 тысяч иудеев из шести городов Армении. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран вывели они пленных, пригнали всех в город Нахичеван, который был сосредоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили, и оттуда увели 2 тысячи семейств армян и 16 тысяч семейств евреев, и увели вместе с другими пленными».

Именно этот регион Нахчевана с X в. совпадает с местом проживания небольшой народности армянских зоков, исповедующих христианство армяно-григорианского толка. Историк Фавстос Бузанд перечисляет и другие армянские города, откуда персидский шах вывел армян и евреев. В частности он пишет о том, что персы в период с 360 по 370 увели из города Арташата – 40 тыс. армянских и 9 тыс. еврейских семейств, из Ервандашат – 20 тыс. армянских и 30 тыс. еврейских семейств, из Зарехвана – 5 тыс. армянских и 8 тыс. еврейских семейств, и т.д.

А вот что писал в своих трудах, современный историк, филолог, академик АН СССР Я.А.Манандян «…Не подлежит сомнению, что евреи и сирийцы… составляли в Армении значительную часть городского населения» Принудительную депортацию армянских евреев в Персию красочно описал в художественной форме Акоп Мелик-Акопян в своём историческом романе «Самвел». Большая глава романа посвящена художественному описанию угоняемым в V веке из Армении в Иран евреев.

Вот небольшой фрагмент из книги «Самвел». В нём классик армянской литературы с нескрываемыми симпатией и сочувствием описывает грустные картины угоняемых в Персию евреях: «…Пленным не предоставили никакого укрытия, и они лежали под открытым небом, прямо на голой земле, днем страдая от жгучего солнца, а ночью от холода.

 Среди них были армяне и евреи. Большей часть из них приняла христианство еще при Григории Просветителе, первом католикосе Армянской церкви. Этих евреев при царе Тигране ІІ взял в плен и переселил в Армению из Иудеи Барзафран Рштуни. Доблестный полководец царя Тиграна заселил ими опустевшие после войн армянские города. И тем самым существенно пополнил население своей страны деловым и умным народом».

В этот же период времени в Талмуде, многотомном своде правовых и религиозно-этических положений иудаизма, упоминается мудрец Яков из Армении. Там же говорится о иудейской иешиве, школе по изучению Торы в армянском городе Низбис.

В середине VII века армянские земли были захвачены арабами. Они создали новыю область Арминийа. В неё вошли Грузия, Арран и Баб аль-Абваб (Дербент). Административным центром этого огромного района стал городе Двин. В селе Егехис Вайоцдзорской области были найдены надгробия на которых содержались тексты на иврите и арамейском языках.

К 1375 году после падения Малой Армении начали исчезать еврейские общины как единые этнические сообщества. Очень многие иудеи, под давлением обстоятельств, начали принимать христианство. Уже в постсоветские времена, в 1996 году, в Армении были найдены захоронения евреев XII-XV веков н.э.

 Были открыты несколько еврейских надгробий в районе Ехегиза (Сюникской области Армении). О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000/1 группой израильских археологов во главе с профессором Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом.
 
В одном из музее Израиля хранится обложка первого и прижизненного издания «Истории Армении» Аракела Даврижеци. Книга была издана в Амстердаме в 1669 году. В ней в частности говорится о том, что в ноябре 1603 года персидский шах Аббас I со своим 120 тысячным войском напал на Армению и покорил её.

Затем шах приказал принудительно депортировать всё население Армении - и христиан, и евреев - в Персию. Дикие османы пожелали войти только в  обезлюдевшую страну. Уже значительно позже в своих книгах этот армянский писатель с большой симпатией и сочувствием описывал историю евреев проживающих под тяжким гнётом персидских шахов.

Вот именно эти данные наглядно и доходчиво объясняют причину почти, если можно так выразиться, обезевреенной в настоящее время Армении. Практически всех, исповедавших иудаизм евреев переселили в Персию. А принявшие христианство евреи через несколько веков истино приняли христианство, а затем и менталитет армянского народа, постепенно превратившись в 100% армян.
 
А вот что пишут современные историки о еврейские корнях армян:

- Армяне потомки десяти колен Израиля. C окончательным разрушением в 719 г. до н.э. Израильского царства и с уводом в плен значительной части его жителей в Ассирию и отчасти в Мидию, отдельные кланы, составлявшие это царство, как бы совершенно исчезают с исторической арены. Но куда же всё-таки делись 10 колен Израиля? Это, как сегодня доказвывают историки, установить не так сложно, как казалось ещё совсем недавно. Евреи могли поселились именно в Урарту, в прародине Армении.

- При депортации масс евреев и армян из Армении Шапуром II евреи составляли большинство изгнанников из трех городов: Ервандашата, Вана и Нахичевани. Армянские историки прямо указывают, что евреи были угнаны потому что не считались персам лояльными к их режиму. И эта гипотеза со временем была блестяще подтверждена многочисленными историческими фактами активной борьбы евреев с персами.

- Интересен и сам факт наличия огромного числа евреев в городах Армении. Какая-то часть евреев могла переселиться в Хазарию. Вот что написал однажды хазарский еврей: "... евреи пришли к хазарам из Армении, потому, что были не в состоянии выносить невероятно тяжёлое иго идолопоклонников»
 
Географ Шемеуд-дин-Димешки в своих трудах иногда называет хазар армянами.

- Аматуни Аматуни — одно из самых могущественных армянских племён,    княжеский род, живший по склонам Араратских гор. Армянский историк Моисей Хоренский в 5 веке передает, что племя Аматуни было еврейского происхождения.

- Багратуни Багратиды (Багратуни — ещё один древний, могущественный армянский род, правивший в Армении. Багратуни ведёт род от евреев, уведенных в Вавилонский плен

- Гнтуни Гнтуни (Гндуни) — древний армянский нахарарский род, владевший гаваром Ниг (Апаран). Гнуни были еврейского происхождения.

- Зоки Зоки (зок) – субэтничесская группа армян, по преданию еврейского происхождения.

- «ЗОКИ» Григорьян Карина Эрнестовна, научный сотрудникй центра цивилизационных и региональных исследований РАН (г.Москва)в своих трудах пишет, что устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой.

- ДНК-анализ показал родство армян, евреев, турок, курдов и ассирийцев. Результаты проведенного ДНК-анализа в рамках «Armenian DNA Project» выявили родство между армянами, турками, курдами, ассирийцами и евреями, пишет газета "Миллиет"

Целью проекта было выявить генетические связи между армянами, которые после Геноцида армян 1915 года рассеялись по миру. Попутно тесное родство на генетическом уровне было обнаружено у народов, веками проживающих в бок о бок с армянами. Результаты исследования, опубликованные армянской газетой "Агос", поразили ученых.

 Коллектив генетиков из Еврейского университета в Иерусалиме обнародовал результаты масштабного исследования, которое достоверно определило степень генетического родства евреев и народов, населяющих Ближний Восток.

Как сообщили руководители исследования Ариэлла Оппенхейм и Марина Файерман, наиболее генетически близко к евреям (особенно, сефардам) стоят курды и армяне, но отнюдь не палестинцы и сирийцы. У евреев и курдов, по всей видимости, был общий предок – народ, обитавший где-то в районе нынешней границы Ирака и Турции, то есть там, где и сейчас живет основная масса курдов (общий предок, по-видимому, либо ассирийцы,- северо-аккадские племена; либо израильтяне, уведённые в плен ассирийцами в VIII в. до н.э.).

- Доклад сотрудника Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Рафаэла Абрамяна был посвящен зокам – субэтнической группе, жившей до конца 1980-х годов на юге Нахичеванской области, которым некоторые исследователи приписывали еврейское происхождение.

Как подчеркнул докладчик, зоки занимали достаточно компактную часть Нахичеванской области с центром в селе Верхний Акулис. Непригодность этих земель к сельскому хозяйству и их выгодное географическое положение привели к тому, что основным занятием зоков стала международная торговля.

В свою очередь эти занятия способствовали развитию в деревнях зоков местного самоуправления и возникновению поражавших воображение русских путешественников XIX века школ, общественных зданий, массовой отправке молодежи для получения высшего образования.

Гипотеза о еврейском происхождении зоков появилась ещё в начале XIX веке. Как предположил Абрамян, поиски “чуждого” происхождения могли быть связаны с тем, что села зоков слишком сильно выделялись среди окружавших их армянских сел, а сами зоки также любили подчеркивать свое отличие от остальных армян.

Возможно, по словам эксперта, этот процесс подстегнуло то, что как раз в XIX веке переиздаются сочинения древних армянских авторов, повествующие о приводе в Армению на рубеже эр многочисленных групп евреев.

"Но все это так и не оформилось в какую-то единую доктрину и сохранилось лишь на уровне устных преданий, бытующих среди самих зоков",- отметил докладчик. По его словам, сейчас зоки уже не живут на своей исконной территории.

Многие из них погибли во время Гражданской войны 1918-1920 годов, а оставшиеся были постепенно вытеснены из Нахичеванской области в рамках политики азербайджанизации. Последние зоки покинули деревни бывшего "Зокастана” ещё в конце 1980-х годов.