Помогает ли молитва?

Денис Пилипишин
Прежде чем приступить к изложению своей мысли, сделаю одну оговорку: данная заметка не имеет отношения к циклу моих статей «Вопросы к православным», а также не является теологической. Заметка представляет собой попытку осмыслить практические аспекты молитвы.

Для большей ясности давайте двигаться по пунктам.

1. В высоком смысле правильно молиться  о спасении души, о жизни вечной и т.п. и не грузить Господа просьбами о хлебе насущном и телесном здравии. По меньшей мере, мне близка эта точка зрения, хотя на практике следовать ей удается не всегда. В ракурсе такого понимания вопрос «насколько молитва помогает» ставить некорректно. Мы не знаем, спаслась ли душа, была ли ей уготована жизнь вечная, или же наоборот, была она низвергнута в геенну огненную на вечные муки. Кроме того, если уж рассуждать логически, у нас нет абсолютно строгих доказательств, существует ли эта самая геенна, как впрочем, и сама душа. Да и в отношении самого Бога их тоже нет – собственно, потому и возможна вера. В то, что можно доказать, верить нельзя – если какой-то факт строго доказан, вы в него уже не верите, вы его знаете. Даже пережив в своей жизни опыт общения с Богом (очень сильное переживание, должен сказать), я, следуя рациональному дискурсу, вынужден констатировать, что и это не исчерпывающее доказательство. Да, в свое время пару раз меня реально проперло, но откуда я знаю, что высшее существо, внезапно открывшееся мне – именно Бог, а не что-либо иное?  Другое дело, что наличие такого переживания – это очень серьезное основание для веры, тут быть атеистом уже сложно. 


Таким образом,

Резюме по пункту 1: мы не оцениваем эффективность молитв, в которых формулируется духовные запросы.


2. Отсюда несложно догадаться, что рассматривать мы будем лишь те молитвы, в которых формулируются материальные запросы. Впрочем, полагаю, это очень существенный «сегмент рынка». Я не проводил статистических исследований, но допускаю гипотезу, что общее количество молитв о помощи в этой, земной жизни велико, и по сумме своей заметно превосходит число молитв с чисто духовными интенциями. Практическое общение с любителями помолиться говорит как раз об этом. Более того, есть даже определенные методические указания – сам видел в храме брошюрку, в которой описывалось, какому святому с какими проблемами нужно обращаться. User manual так сказать :) В этом ракурсе использование молитвы подпадает под общую категорию влияния на реальность силой мысли. Если, скажем, нью-эйджер реализует такое влияние обращая мысль в визуализацию желаемого, то молящийся – обращая мысль в слова и действуя через посредника – адресуя их Творцу реальности или многочисленным Его представителям (святым).


Таким образом,

Резюме по пункту 2: задавая вопрос «Помогает ли молитва?» мы имеем в виду только те молитвы, в которых содержатся просьбы о неких изменениях в материальной, земной жизни – обычно о каких-нибудь материальных благах или здоровье.


3. Продвигаемся ближе к сути. Как оценить, помогает молитва или нет? Наверное, анализируя факты. В свою очередь, факты можно подразделить единичные и статистические. Это существенный момент. Когда-то на лекциях по эпистемологии (теории научного познания) нам говорили, что описание одной и той же области разными теориями дает не только разные выводы, но и разный набор фактов – именно потому, что научный факт является статистическим, и то, что в рамках одной теории признается таковым, в рамках другой им может и не являться. С единичными фактами проще – он либо есть, либо нет – как мед у Винни-Пуха.


Таким образом,

Резюме по пункту 3: оценивая эффективность молитвы, следует рассматривать как единичные, так и статистические факты.


4. Для иллюстрации того, что я здесь понимаю под единичными и статистическими фактами, приведу следующий пример. Мои родители в возрасте – им около 80 лет. Не удивительно, что некоторые их одноклассники, сокурсники и коллеги уже умерли, и таковых довольно много. В целях получения правильных выводов относительно собственной жизни, которая не в каждом аспекте соответствует идеалу, я вместе с родителями проанализировал жизненный путь примерно двух десятков их друзей – как усопших, так и живых. Вывод получился несколько неожиданным – мы не обнаружили никакой закономерности между образом жизни, вредными привычками этих людей и продолжительностью жизни. Так, один всю жизнь занимался спортом, никогда не курил, выпивал лишь по праздникам, а умер в 60 лет, причем от рака. Другой жив до сих пор, хотя курил всю жизнь да еще и выпивал каждый вечер (правда, выпивал умеренно, не как лошадь), причем продолжает делать это до сих пор, когда ему уже 80. Двое умерли в 75 лет от сердечной недостаточности, но один курил, а другой – нет. Ну и т.д. – не буду перечислять всех.

Можно ли из этого мини-исследования сделать вывод, что, например, табакокурение не столь опасно, как о нем говорят? Казалось бы, два десятка единичных фактов это подтвердили. Иными словами, реальный практический опыт говорит о том, что нет связи между курением и продолжительностью жизни.

Но есть еще и статистические факты. Медицинская статистика, оперирующая миллионными цифрами, утверждает обратное - что курение вредит здоровью и сокращает жизнь.

Несмотря на то, что это противоречит личным наблюдениям, думаю, будет правильно поверить медицинской статистике.


Таким образом,

Резюме по пункту 4: личного опыта может оказаться недостаточно для верной оценки. Необходимо еще анализировать статистические факты, выходящие за пределы этого опыта.


5. И тут мы подходим к самой сути вопроса. Ситуация с молитвой оказывается строго противоположной ситуации с курением – я знаю множество примеров, порой поистине чудотворных, когда молитва помогала конкретному человеку. Одно перечисление их займет несколько страниц. Я и сам не раз получал помощь в сложных жизненных ситуациях – причем помощь вполне осязаемую, внятную и быструю. Полагаю, среди читателей тоже найдется немало людей, на собственном опыте испытавших чудотворную силу молитвы. Однако следует признать, что, как и в случае с курением, это сравнительно небольшая выборка.

Если же взять выборку, аналогичную медицинской статистике, мы увидим совсем другую картину. Ну или по меньшей мере, мне она представляется таковой – МОЛИТВЫ НЕ РАБОТАЮТ!

Действительно, есть целые страны, где молятся почти все, причем молятся ежедневно, в специально установленное для этого время. И население этих стран весьма многочисленно. Представляете, какую силу, какую мощь должна давать совокупность этих молитв?! По идее, эти страны должны процветать. Ан-нет, процветают-то как раз западные страны, где число религиозных людей сравнительно невелико и молятся они редко. Если сравнивать среднюю продолжительность жизни, то сравнение выходит тоже не в пользу обильно молящихся стран.

Неужели эти люди не просят Бога о материальных благах? Вот показывали тут по телевизору одного афганца – у него 16 детей – потому что Бог дал. Чем их кормить Бог, правда, не дал, вот и возмущается афганец в интервью ВВС – его дети голодают, а подлый и бездуховный Запад помочь ему не хочет, хотя сам Вискасом кошек кормит. Разве этот афганец не будет просить Бога о пропитании для своей семьи? И таких ведь миллионы.

В общем, я не могу поверить, что население нищих, но весьма религиозных страны (не буду их называть, чтобы никого не обидеть) не просит Господа о земных благах. Думаю, только о них и просит. Но – не срабатывает, однако. Иначе эти страны давно были бы богатыми.

В статистике меньших масштабов картина сходная. По моим наблюдениям (которые не претендуют на истину и являются просто наблюдениями) среди успешных людей мало тех, кто часто молится. Среди них гораздо больше тех, кто много работает. Хотя в отдельных случаях успешные люди бывают религиозными – я по крайней мере нескольких знаю. Причем они не только ходят в храм, но и жертвуют немалые деньги. Впрочем, возможно у них механизм обратный – приобретая деньги не всегда честным путем они хотят частично искупить свою вину. Это вполне в логике откатного бизнеса – «да, я согрешил, но разве я не отбашлял?»

Мне такой подход представляется ошибочным, я все-таки думаю, что отношения человека с Богом не сводятся к подходу «купи-продай». Хотя… Предположим, чиновник украл 10 млн. народных денег, из них 2 млн. пожертвовал на храм. Когда на Страшном Суде его спросят «Что же ты, грешный, воровал?!» то у него, наверное, будет моральное право ответить: «Так и вы жили на мои наворованные деньги, пользовались ими! Я, можно сказать, и для вас тоже воровал! Так что либо никто из нас невиновен, либо и отвечать должны вместе!». Это в земном суде можно отмазаться, будто не знали, откуда деньги – и даже не догадывались совсем. Ну ни чуть. В небесном такой финт боюсь не прокатит. Но это мы отвлеклись. Повторюсь – мне представляется, что многомолящиеся люди в материальном плане живут не только не лучше, но чаще хуже тех, кто молится лишь изредка или даже вовсе не молится. И вовсе не потому, что сознательно отказываются от материальных благ. Дай им – они возьмут, только не дает никто. Впрочем, данный тезис достаточно субъективен, поэтому наделим его лишь опциональным статусом.


Таким образом,

Резюме по пункту 5: наличие в мире весьма религиозных и при этом бедных стран наводит на мысли, что в статистическом плане молитва не помогает – ведь если бы она помогала, то эти страны, где регулярно молится почти все население, не были бы такими бедными.


6. Почему так происходит? Сходу не ответишь. Давайте попробуем хотя бы мельком взглянуть хотя бы на пару уже имеющихся объяснений и посмотрим, окажутся ли они нам полезны.

А) Нью-Эйджерский подход. Приведу пару цитат видного представителя этого течения Н.Д. Уолша.

 «Ты не будешь иметь то, о чем просишь, равно как и не сможешь иметь то, чего желаешь. Это потому, что твоя просьба сама по себе является утверждением отсутствия, и твои слова о том, что ты чего-то хочешь, работают только на то, чтобы произвести опыт отсутствия этого в твоей реальности.

Таким образом, правильной молитвой является не молитва-просьба, но молитва-благодарность» [Беседы с Богом (необычный диалог). Книга 1. – М.: ООО ИД «София», 2004. – 336 с., стр. 31]

«…все, что бы ни следовало за словом «я» (которое приводит в действие Великое «Я Есмь»), стремится проявить себя в физической реальности.
Поэтому, если к «я» прибавить «хочу успеха», получишься ты, которому недостает успеха. Если к «я» прибавить «хочу денег», получишься ты, которому недостает денег. Ничего другого из этого не получится, потому что мысли и слова создают реальность. [там же, стр. 285-286]

 «В данном случае вместо того, чтобы думать: «Я хочу успеха», думай: «Я успешен»

…Аффирмации не работают, если ты просто заявляешь о том, чего бы тебе хотелось достичь. Они работают только тогда, когда ты объявляешь о том, что, как ты знаешь, уже достигнуто» [там же, стр. 287].

Выражая то же самое простыми словами – молитвы не работают, потому что молящиеся используют неправильные формулировки. С психологической точки зрения позиция скорее верная, но применительно к планетарно-страновому масштабу такое объяснение выглядит наивным, оно скорее подходит для визуализаций и аффирмаций.

Посмотрим, что есть еще.

В) «Избиение брадатых младенцев». Так называлась статья Тимура Каирова. Основной посыл автора в том, что религиозное общество не в состоянии противостоять светскому, а потому всегда будет жить хуже его и проигрывать в военном отношении. Мысль, надо сказать, не нова. Но подана красиво, поэтому снова несколько цитат.

«Утверждение рационализма и принципов секулярного устройства общества дали Западу подавляющее превосходство над всеми остальными цивилизациями….

…Дело тут не в исламе, это касается любой религии. Например, Израиль - успешная по многим показателям страна. Её шестидесятичетырёхлетнее существование во враждебном окружении можно рассматривать как… …несомненный военный успех. Но это успех светского государства. Среди иудеев есть свои бородатые ортодоксы, и не приходится сомневаться, что если бы они взяли власть и отформатировали израильское общество под себя, то Израиль не продержался бы и шестидесятичетырёх дней.

В нашем мире выживают только светские социумы. Обскурантистские течения мысли и теократические общества в нём заведомо неконкурентоспособны.

…Конфликт между обскурантистским и секулярным обществами вообще трудно назвать войной. В колониальную эпоху этих конфликтов было бессчётное количество, и все они проходили по одному сценарию. С одной стороны выходило великое множество пышнобородых благородных мужей с изящно закривлёнными саблями, c другой - горстка сомнительных личностей, часто откровенных неудачников, а то и просто подонков общества, с пулями дум-дум. И начиналось избиение бородатых младенцев.

С тех пор разрыв между цивилизациями только увеличился, потому что светский социум развивается в реал-тайм, а обскурантистское общество окаменело и думает, что обитает в вечности. Спору нет, многих мужчин бороды украшают. Но против беспилотной авиации борода ещё менее эффективна, чем против пули дум-дум.

…Очевидно, что человечеcтво разделилось на две части. На живущих хорошо и долго (им удалось снизить свою рождаемость до необходимого минимума) и на живущих плохо и коротко (они размножаются со страшной силой). При этом хорошо и долго живётся в рациональных светских обществах, а плохо и коротко - в странах, где господствует религиозное мракобесие либо причудливые идеологии.

…Естественно, Западу чрезвычайно выгодно поддерживать обскурантистские режимы везде, где их только можно насадить. Если мракобесие охватит умы девяноста процентов человечества, то эти 90% автоматически будут выведены из конкурентной борьбы.

…общество, отказывающееся от светского устройства, обречено на мучительную гибель.

Это не значит, что в нашей жизни нет места вере в Бога. Но вера обскурантов и вера светских людей - это разные веры. Обскуранты часами стоят в очередях, чтобы поцеловать мощи, подвергают экзорцизму больных эпилепсией и, если дать им волю, возобновят сожжение ведьм. Светские люди взирают на своих врагов с христианским милосердием и, направляя противних беспилотники, обращаются к Богу с короткой молитвой о спасении своих душ. [Т.Каиров, «Избиение бородатых младенцев»]

Поможет ли нам этот подход? Навряд ли. У него иная размерность. Тимур говорит скорее о социальности, мы – о тайном плане жизни.

Да, патриархальные, консервативные общества развиваются медленнее, если вообще развиваются. Даже и безотносительно к религии. Помню, меня удивил пример у Дейла Карнеги, когда он описывал быт американских (подчеркиваю – американских, не наших!) крестьян, приводя ужасающие примеры консерватизма. Так, на снабжение водой фермы тратилась куча сил, хотя если переосмыслить этот процесс и организовать его рационально, эти силы можно было бы высвободить и направить на другое полезное дело. Но традиционное мышление не склонно к критическому осмыслению привычных алгоритмов…

Тем не менее, на наш вопрос данные подходы не отвечают. Ну пусть эти люди консервативны, пусть они не хотят разумно строить жизнь, пусть они даже глупы – а Университеты Рочестера в Нью-Йорке и Северо-Восточного университета в Бостоне, обобщив 63 научные работы с 1928 по 2012 г.  утверждают, что лишь в 10 из 63 работ не была установлена обратная связь между религиозностью и уровнем развития интеллекта. Ну и что?

Если бы молитва работала, то праведный патриархальный верующий, и не только он, а даже и ленивый консервативный дурак легко получили бы в своей жизни все, что они просят – ведь они так усердно молятся. Но нет, не выходит у них.


Таким образом,

Резюме по пункту 6. Имеющиеся объяснения, почему те, кто много молятся и сильно религиозны, не являются удовлетворительными, либо в силу недостаточной глубины (как в случае с подходом Нью-Эйдж), либо в силу ориентации на социально-экономические пласты вместо эзотерических (как в других описанных случаях).


Так что же, оставить вопрос без ответа?

Что-то не хочется. Поэтому предложу свою версию.


7. Я думаю, что молитва – это прежде всего личная духовная работа, проникновенное обращение души, если угодно, шаг навстречу Богу. Но такая молитва – удел немногих. Современные религиозные люди в большей степени предаются формальному обрядоверию, а церковная жизнь скорее приумножает их пороки, чем избавляет от них. Часто они становятся высокомерными, нетерпимыми, злобными и агрессивными, в чем я вполне убедился, читая комментарии верующих к моему циклу «Вопросы к православным» (хотя есть и исключения, конечно). О какой духовной работе тут может идти речь? А при таком подходе молитва из разговора души с Богом превращается всего лишь в ритуал, пустые словеса. А ритуалы сами по себе – не работают…


Вот такие у меня соображения.

Если у кого-то есть мысли на эту тему – предлагаю обсудить.