Из книги Природная сила Часть 2

Сергий Чернец
«Разум Природы и Человека»
Афористическое переложение.

Какая огромная разница между прекрасным, свободным, ничем  неомраченным миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым – и между нашей повседневной суетой, с ее ничтожными скорбными тревогами и спорами. Когда весной наш взор случайно привлекут к себе листики, распускающиеся на деревьях, юные и нежные, будто пальцы богинь, - душа наполняется восторгом, видя рождение мира природы. Природа воздействует на человека со всей своей силой только тогда, когда он вносит в ощущения ее свое человеческое начало. Когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость и печаль придут в соответствие с природой – тогда и возникает единение, и тогда нельзя уже отделить свет утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о проживаемой жизни.
Каждый человек, хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но переживал состояние вдохновения – этакого душевного подъема, свежести впечатлений, живого восприятия действительности, полноты и ясности мысли и осознания своей творческой силы. Мы до сих пор напрасно упорно пренебрегаем красотой природы, оттого и мало знаем всей силы воздействия ее на человека, воздействия морального и культурного. Это упрек «не за глаза» каждому из нас.
Всякое творчество человека предназначено изначально для того, чтобы красота земли и природы, борьба за счастье, радость и свободу, широта сердец и сила разума – преобладали над тьмой и невежеством, освещали бы, как незаходящее солнце весь путь человека в этом мире. Для творчества и нужно вдохновение. И где почерпнуть его, как не у природы.
Вдохновение приходит к человеку, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с влажной листвой деревьев. Оно дышит в лицо своей целебной прохладой. Ощутить такое вдохновение единения с природой – и есть великое счастье для человека.
Природа для нас – это огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это как части разбитого единого существа. А человек в природе – это разум другого великого существа, способного собрать всю природу в единство. Сила природы – множественность. Сила человека – единство природы: собирание в душе всей ее силы, собирание ее в личность. Вот это и есть те два камня, на которых основано все построение мира в рассуждениях философии о вселенной, в которой существует человечество. Поэтому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя, становясь тем, чем должны быть по промыслу Творца.
Нужно чтобы каждый человек нашел для себя лично возможность жить такой высшей жизнью единения с природой, - среди скромной и неизбежной от прогресса действительности каждого дня. Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу. И даже тем, кто к сердцу принимает, - не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу. Для иных\некоторых людей природа – это дрова, уголь, руда или дача или простой пейзаж. Но это не совсем правильно – это вся окружающая среда обитания – из которой, как цветы, вырастают все наши человеческие таланты. От среды, в которой воспитывается и вырастает человек, многое зависит. Таланты, рожденные в среде «каменных джунглей», среди пороков ежедневных, видимых и тиражируемых во всех средствах массовой информации, - не могут породить что-то хорошее, и таланты бывают порочными. «Таланты» воровства и мошенничества, грабежа и убийства – рождаются именно оттого, что с детства человек их видит каждый день и везде и всюду. Повзрослев, он улучшает, совершенствует все способы и воровства и мошенничества, которые видел – так пороки растут, с каждым поколением все изощряясь. Человек – дитя природы. Природа же не терпит неточностей и не прощает ошибок. Когда природа обнаруживает прореху в чьем-нибудь уме, она обычно замазывает ее толстым слоем самодовольства. Человеку кажется, что он победил всякую природу, и торжествует, разрушая ее.
Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется той истиной, той правдой, которую она открывает ему. Наша черствость, наш эгоизм – и побуждают нас с завистью взирать на природные достижения и стремиться достичь ее высот. Но не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую победу она мстит.
Природа нравится людям, влечет к себе и воодушевляет – только потому уже, что она естественна. Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы – это воспоминание о тех временах, когда мы были естественными, как животные, деревья, цветы. Точнее: это сознание единства со всем миром, скрытое от нас временем. В доказательство этому размышление: одно из первых условий счастья, признаваемых всеми, - это есть такая жизнь, при которой не нарушена связь человека с природой: то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца при свежем воздухе; общение с землей, растениями, животными. Никакое самолюбие не может устоять против успокоительного, чарующего влияния прекрасной и спокойной природы. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Воспитанный и выросший на природе человек, не держит в душе своей чувства злобы, мщения или страсти истребления себе подобных. Все понимают, наверное, благотворное воздействие на человека этой обаятельной естественной природы. И надо возвращаться к ней, стремиться жить в ней и охранять ее. Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, до какой власти над природой доведет она нас.
В природе ничего не возникает мгновенно и ничто не появляется на свет в совершенно готовом виде. Человек со временем осознает и вернется к природе. Когда мы удаляемся от условностей общества и приближаемся к природе, мы невольно становимся детьми: все зло приобретенное прогрессом отпадает от души, и она делается\становится вновь такой, какой была раньше и, наверное, будет когда-нибудь опять, если человек вернется, приблизится к природе.
Вся история человечества – это продукт природы такого необъятного края, который достался человечеству в удел. Это природа рассеяла человека во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней существования.
Чем больше люди вникают в деяния природы, тем наиболее видима становится простота ее законов, которым она следует во всех своих проявлениях: движение – это жизнь. Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность: любой организм, остановившийся в своем движении – бывает уничтожен другими организмами развивающимися. Природа не имеет органов речи, но создает языки общения между совершенно разными видами жизни, как например, растения и насекомые общаются, подстраиваясь друг под друга. Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права. Ошибки же и заблуждения свойственны разуму человека, но не разуму природы.
Природа не Бог. Так думается человечеству, но нельзя отказать в разумности Творцу, который сотворил и рассчитал миллиарды комбинаций для миллиардов существ…. Такое недоступно ни одному компьютеру, изобретенному человеческим разумом. Разумнее Природы – только Бог. И природа же породила разум человека, способный изучать Себя саму.
Природа дала в руки человеку оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону. Поэтому человек  без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих вкусовых инстинктах. Говорят: что природа дала человеку два уха, но один язык – чтобы говорить меньше, а больше слушать.
Природа все дает достаточно, ее трудно изменить, тогда так и надо жить в согласии с ней. В природе все мудро продумано – и все мудро устроено, каждый должен заниматься своим делом – именно в этой мудрости заложена высшая справедливость жизни. «Каждому свое» - этот принцип природы висел на воротах Бухенвальда. В природе не бывает ничего бесполезного. Она так обо всем позаботилась, что повсюду можно найти, чему можно научиться у природы. Она же и приятный наставник, и осторожный и верный: все приспособления в природе проверены долгими годами, тысячелетиями и миллионами лет. Если так сотворено, так сделано в природе – значит так и нужно, это проверено временем. Человеку не надо многого выдумывать, измышлять – а следует поискать, что творит природа. Она никогда не заблуждается. Ненавистна природе всякая подделка. (Сейчас делают даже искусственное сердце) Но всегда лучше то, что неискажено - ни наукой, ни искусством. Подобное притягивается подобным – такова таинственная премудрость природы. Если человек будет следовать природе – будет здоров и счастлив.

Рассказы рыбака, (зарисовки).

Стихотворение в прозе (вместо эпиграфа)
С востока небо сделалось светлее. И звезды замерцали и теряли яркость. Свет неба от востока все озарял яснее и виден стал туманный лес, деревья различались друг от друга. Туман окутывал всю тихую реку, в которой тишина, ни всплеска, словно замерла река, чего-то ожидая. И вся природа замерла в предутреннем тумане, ожидая солнца. Вдруг, над верхушками леса горизонт окрасился розовым, затем алым и красным. На востоке загорелась заря, и вода в реке тихо зашумела, стало отчетливей слышно течение струй. Природа только просыпалась и звуки, до этого не слышные, больше и больше становились яснее, отчетливей. Под легким ветерком слышен шум осоки и камыша – легкое шуршание. И шелест листвы доносился от леса. А в светлом небе уже не видно было звезд, но над зарей, алеющей с востока, сверкала яркой звездочкой Венера. В лесу проснулся шорох, звуки то ли птиц, а то ли насекомых. И снова неожиданно, и вдруг – яркие солнечные лучи потушили алую зарю и осветили всю окрестность желтым светом. Край солнца ослепил и вылез из-за леса. Нельзя было уловить момент, когда первый луч пронес на землю свет от солнца. И также непонятно и неуловимо, когда родились голоса природы, заполнившие вдруг со всех сторон туманное предутреннее ожиданье. Отовсюду раздались восторженные птичьи голоса. На все лады защебетали, засвистели и заголосили птички. И над рекою пролетели то одна, а вслед за ней другая трясогузки, при резких взмахах издавая громкий писк. И ожила река, покрытая густым туманом, - в затончиках, среди осоки и кувшинок заквакали лягушки…. Так настало утро, предвещая добрый день. Уже до половины вылез яркий солнца диск, светло, прохладно радостно, - большое дело для души встречать рассвет на берегу реки.

«Барский брод»

В проснувшейся природе пробудились и комары. Одного за другим прибив на своей шее и на щеке, я понял, что кончилось действие «репеллента». Комары, они и не спали всю ночь, чтоб просыпаться.
Пришлось оторваться от созерцания природы и залезть в рюкзак. В тот раз, перед выходными, я купил вместо мази этот новый репеллент «Тайга» - средство от комаров в баллончике. Пшикнув на себя несколько раз, я отогнал кровопивцев, которые сразу пропали.
Вернувшись взглядом к реке, я заметил, что поплавок моей удочки пропал с поверхности воды. Я поспешил подсечь, и после минутной борьбы, вытащил хорошего окуня. Началась рыбалка.
Рыбалку я полюбил с детства, но не за то, чтобы ловить рыбу килограммами. А именно за единение с природой. И вырос я в городке у небольшой реки, которая впадает в Волгу. Волга река большая, но как-то не очень она мне нравилась. Городок наш недалеко от Волги и через каждый час с автовокзала туда, на пристань, в прибрежный поселок ходили автобусы рейсовые. В выходные много людей ездили на Волгу отдыхать. На берегу были турбазы и пионерские лагеря, много у реки народу. Поэтому мне больше нравилось не доезжать до Волги, а лучше на маленькой речке найти себе место, - где и народу поменьше и природа поближе.
И в этот раз я приехал в приволжский поселок, но пошел к устью малой реки, а от него еще километров пять поднялся вверх по течению. Маленькая речка при впадении в Волгу, в устье, образует много проток, разветвленных. И мне приходилось переходить протоки некоторые вброд, некоторые пересохшие по бревнам, которые положили местные пастухи. Поэтому мой путь оказался длиннее, дальше, чем пять километров, наверное. Последнюю протоку, перед тем как выйти к реке, я вообще обходил большим крюком, - шел по заливным лугам.
Почему так упорно я туда шел. А просто место то на реке очень примечательное. Шел я к Алёнкиному омуту, который начинался сразу от «Барского переката». В этом омуте мне довелось поймать, один раз, большого сома, на ночную закидушку. И в этом месте я повстречался с местным дедушкой и узнал историю, - почему так назывался перекат – «Барский брод» и омут – «Аленкин».
Недалеко от реки в этом месте, километров 5 от прибрежного поселка, если по трассе, находилась старинная деревня Семеновка. И на затопляемых заливных лугах барин пас свой скот, в 19 веке еще. Вся эта земля была имением помещика Семенова. Пастухи гоняли барских коров на луга через реку по этому перекату. Вот и назвали его – Барский брод.
В тот раз я встретил старенького дедушку уже сидящим на берегу с двумя удочками из простых палок, как мне показалось. Вместо садка, у него на берегу стояло ведро с водой, в котором плавали плотвички и окуни. Мы познакомились, как обычно говорят рыбаки, -  перекинулись фразами о клеве, о погоде…. Прокашляв в небольшую стриженную седую бороду, дед сам ко мне обратился с вопросом: знаю ли я, почему этот омут зовется «Аленкиным». И получив отрицательный ответ, сказал, - что вечером мне расскажет, у костра. Потому что, как я подумал, он, наверное, увидел, что я спешил на рыбалку, торопливо собирал свои «импортные» трех-коленные пластиковые удилища и доставал из рюкзака насадки и прикормки.
Лето подходило к концу, было начало сентября. И мне повезло, что в эти выходные стояли солнечные дни. И рыба клевала тогда неплохо. Я наловил для себя достаточно и доволен был рыбалкой. Свой богатый улов – несколько лещей, окуни и плотву, я пересыпал солью, чтобы сохранить до дома.
Под вечер я выбрал место для своего стана на песчаном берегу. Собираясь развести костер, я готовил рогатины и палку для котелка, в котором собирался варить уху, - и подошел дед, слегка прихрамывающей своей неспешной походкой. На вид ему можно было дать все сто лет. Сутулый и сухопарый, не очень высокий – он еще молодцом держался. Хотя кряхтел, присаживаясь на бревнышко около моего «стана».
Пока занимались «хозяйством», варили уху и т. д. – мы с дедом разговорились. Как оказалось «палки» его удочек были настоящие ореховые хлысты. И дед рассказал, как он изготавливал их. Пятиметровые хлысты орешника он ошкуривал и заколачивал, закреплял сушить, прижимая их к ровной доске. В сыром виде лещина (ореховый хлыст) легко гнулась, а высохшая становилась ровной и легкой удочкой.
В свою очередь, и я, когда угощал деда ухой из свежей рыбки, во время ужина, - поделился своими рыбацкими принадлежностями. Дал ему крючки новые, острые японские и с полмотка хорошей лески.
Интересно, что дед отказался от моих сигарет, а крутил «козью ножку» из табака своего кисета. После ужина мы сели на берегу и любуясь на реку, на природу, в сумраке вечера неспеша, беседовали, любовались природой, слушали всплески рыбы….
Так я узнал историю про Аленкин омут. Сюжет истории очень похож на сказку о Золушке. У барина Семенова была дочка Аленка. Когда ее мать умерла, отец женился на богатой купчихе из приволжского поселка. И у мачехи своих было двое детей, не как в сказке только, а сын и дочка. А дальше история похожа на русскую действительность, которую изобразил известный писатель драматург Островский в своей драме «Гроза». В школе изучали мы эту драму, и сочинение писали – «луч света в темном царстве». Островский подсмотрел из жизни такие истории. И вот я встретил подтверждение. И Кабаниха Островского тут была – это купчиха, боярыня Семенова. И все другие персонажи драмы «Гроза» в истории с Аленкиным омутом были.
Аленка, дочь барина, утопилась в омуте, - как и Катерина в драме у Островского, не выдержавшая гнета Кабанихи и от неразделенной любви. Вот как оказывается точно, - писатели наши, в том числе и Островский, отражали истинную жизнь.
Уже многочисленные звезды высыпали на малооблачном небе. И дед, кряхтя, поднялся и пошел к костру. «А вот ты думаешь, зачем я остался ночевать, в деревню не пошел?» - спросил дед, и тут же сам и ответил: «Да, вот, лечится я надумал. Поясницу свою подлечить надо!». Я и не догадывался до сих пор, почему это дед с собой принес лапник и бросил его в стороне. Это пока я чистил рыбу для ухи, дед все приготовил для лечения своей поясницы.
Костер наш был на песчаном берегу. И песок прогрелся, стал горячим. Дед отодвинул костер в сторону на другое место. А на горячий песок, на то место от костра он наложил лапник. Всей спиной, а в основном поясницей дед улегся на этот лапник и так прогревал, лечил свой радикулит. Вот такое новое народное средство от деда я узнал в тот свой поход на рыбалку.
Прогревание вообще полезно и применяется в медицине давно, есть даже грелки резиновые, которые врачи советуют прикладывать. Но в методе лечения дедушки было новое то, - что хвоя от сосен и елей содержит воск и различные другие вещества. Они то, нагреваясь, и впитываются в теплую спину, в поясницу и оказывают лечебное действие.
Утром рано я встретил зорьку у воды. Рыба хорошо клевала и поэтому больших прелестей природы я не рассматривал. Рыбачил я не весь день, надо было домой ехать. А на автобус я пошел уже не в приволжский поселок. Дорогу мне дед указал, чтобы я не пробирался через протоки. Через его деревню, через Семеновку вышел я на трассу. Тут и меня и еще несколько деревенских, Семеновских – подобрал рейсовый автобус.
Бывает так, что на природе увидит человек рассвет или закат, необычный и красивый. А уже на следующий день, за суетой жизни не сможет увидеть такого же всепоглощающего – закат или рассвет всегда неповторимы. Так же точно с людьми, с их лицами и их речами: мелькнут в жизни случайными встречами – и все утопает в прошлом не оставив ничего большего, кроме маленьких следов нашей памяти.
Конец.


Встреча с медведем

Лес встречает легким шумом верхушек деревьев. А вот и болотце, поросшее тонкими осинками, многоголосьем дрожащих листьев перебивает все шумы. (Листики на осинах всегда дрожат, даже в безветренную погоду, они жесткие и когда стукаются друг об друга и стук этот всегда слышен очень явственно. Осина дрожит от страха неизвестно почему. Говорят, что Иуда повесился на осине и дерево дрожит от того, что видело адское пламя, в которое ввергнута была душа Иуды – предателя Христа).
Тут и ягода брусника краснеет гроздьями. А перед болотцем черничник весь усыпан синими ягодами. Есть темные и мелкие, а есть и большие, они светлее и кажется вкуснее.
Это я свернул с дороги и пошел напрямую через лес в поисках поваленных деревьев. Я шел на рыбалку, на малую речку и в рюкзаке нес свои обычные насадки: кольчатых червей, накопанных под кучей мусора и манку, сваренную по рыбацкому рецепту в марле. Но хотел  в этот раз найти личинок жука-короеда, чтобы попробовать рыбачить на них. Это я вычитал в одной из книг про рыбалку в библиотеке. Всю зиму в свободные вечера и в выходные дни я ходил в библиотеку в читальный зал. В отделе сельского хозяйства, под рубрикой «рыбоводство и рыболовство» я нашел, в каталоге, откровенное богатство для себя. И читал я о рыболовстве запоем. Прочел труд Сабанеева «Рыбы россии», конечно очень хорошо написано про все виды рыб и места их обитания. Но сегодня цивилизация разрушила природу и отравила водоемы. Они уже не такие как во времена Сабанеева. Да и снасти, которыми ловили в 1980 –е годы, тоже во многом изменились. Но я прочел книжки о рыбалке и современных авторов писателей, близких к нам, во всяком случае. Всего я прочитал 40 книг про любительское рыболовство, больше других в библиотеке не было. И я узнал много хитростей рыбаков, какие они придумали. Например, ночная ловля на свет зимой из лунки. Это – опускается лампочка над дном в 10 см на проводах, подключенная к батарейке. Она освещает дно и на свет собираются все рыбы, как мотыльки к ночному фонарю. А из соседней лунки им предлагается насадка с крючком…. И читал я про все насадки и про всякие хитрости снасти рыболовной. Много, много хитростей я узнал от рыболовов, которые написали эти книги. Но заметил, что многие рыбаки любят не добычу рыбы, как таковую, а именно пребывание на природе, единение с ней.
Проходя по густому валежнику, я нашел поваленные сосны. И начал отрывать у них кору, где в своих ходах были личинки короеда, похожие на гусениц. Мне пришлось снять рюкзак и положил рядом удочки свои в брезентовом чехле, - тоже, кстати, сделал чехол когда прочитал о нем, а раньше носил удочки в открытой связке.
Пока я увлекся собиранием себе насадки, я не видел и не замечал, что творится вокруг меня. Или от урагана или от смерча, но повалена была целая полоса леса огромная поляна, как просека широкая. Я тихонько ковырялся в коре поваленных сосен, которых было много, и быстро набрал достаточно для рыбалки. И вовремя я закончил собирать и вовремя надел рюкзак и взял удочки. Потому что звук ворчания звериного и возню я услышал раньше, чем медведь увидел меня. Метров 20 отделяли меня от зверя, и я присел за поваленные деревья. Бурый медведь тоже добывал тех же личинок короеда, он ими лакомился. Я наблюдал, как медведь лапой сдирал кору с бревна упавшего дерева и довольный ворчал про себя: «Угу, угу! – языком вылизывал крупных личинок с упавшей коры и со ствола дерева. Медведь, вероятно, тоже очень занят был своим делом, что меня не заметил. Посмотрев, что он передвигается в мою сторону, я немного испугался огромного, сразу выросшего в моих глазах зверя. Чуть не ползком, гусиным шагом я стал пятиться и уходить. Вскоре поляна с валежником скрылась за деревьями и кустами. И тогда я, уже в рост, быстрым шагом пошел назад из леса к дороге. Встретил живого дикого зверя, медведя, чуть не лицом к лицу. И сердце мое колотилось учащенно, и некая радостная волна нахлынула и переполнила душу: я наблюдал его довольно долго.
В то утро на рыбалку, на утренний клев я чуть опоздал. На берегу, на моем месте уже сидел рыбак. И мне пришлось искать другой закуток, удобный для рыбалки. На другой стороне реки тоже была компания рыбаков, их машина стояла недалеко от берега. Хорошо, что на нашей стороне не видно было больше рыболовов. До реки я шел по грунтовой плохой дороге через лес. Эта особенность и играла роль выбора места рыбалки. Отдыхающие по хорошей дороге приезжали всегда на другую сторону реки, и на этой стороне мне никто не мешал рыбачить.
Речка была не очень широкая, но все же…. И ловилась тут рыба не всегда хорошо. Вот и пригодились мне знания рыбьих повадок, вычитанные из книг и насадка новая – короед. Несмотря на опоздание, в тот раз мне повезло. И я поймал крупных лещей именно на короеда. Утро не было потеряно, в смысле, по-рыбацки – утренний клев я не пропустил.
К обеденному времени, когда клев прекратился, я стал чаще посматривать в сторону встреченного рыбака. Видно и у него не клевало, потому что он отошел от берега к моему старому кострищу. Там я устроил было для себя место стоянки: бревнышки, чтобы сидеть не на земле, не на песке; и две широкие доски, вместо стола, были выловлены мной в реке. Надо было идти знакомиться.
«Здорово рыбак, как клев, как место…» - с обычным таким небольшим «приветствием» подошел я к соседу. После недолгой настороженной беседы, мы быстро нашли общий язык и познакомились с мужиком. Это был «Леха» - Алексей, токарь с 7-го завода. Заводы под номерами – эвакуированные во время войны, в 1941 году, до сих пор работали для армии, изготовляя военную продукцию. В нашем городке таких заводов было два. Они, конечно, назывались по другому, но все люди помнили войну, и название по номерам в народе осталось, как во время войны и после нее дано было из-за секретности всего военнопромышленного комплекса.
Я объяснил Лехе, что рыбачит он на моем месте и что для ночевки здесь все есть, ничего не надо готовить для «стана». Рядышком у меня был «схрон», под корнями большого куста ивы. Там был запрятан и котелок для ухи и приготовленные рогатины для костра. А на случай дождя, хранился целлофан, от мешков из под удобрений, которые мне принес местный дед-рыбак.
Леха по-дружески все воспринял и вскорости, я перенес свой рюкзак сюда, на старое мое место.
Пока не было клева хорошей рыбы, мы стали ходить по всему берегу, пробуя поплавочной удочкой ловить в разных местах. Все время до вечерней зорьки принесло нам немного рыбки на уху: плотвичек и окуней. А на вечерний клев каждый пошел к своим выбранным и прикормленным местам. За вечер я смог поймать еще два больших экземпляра рыбы, и в сумерках вернулся к стану. Уже в вечернем тумане мы начали готовить уху. Сходили за дровами в ближайшие кусты ивняка, до леса было далековато. Но на ночь нужны были серьезные дрова, а не тонкие ивовые палки, на которых мы сварили уху. После ужина, в темноте вечера пошли-таки до леса.
Когда костер весело затрещал, уже с сосновыми ветками, мы прилегли отдыхать с обеих сторон его. Облачное небо было черным, ни одной звездочки не было видно. И только пламя костра освещало красными отблесками наши лица.
Можно долго смотреть на огонь костра и глаз не устает: пламя прыгает то выше, то ниже, не оставаясь на месте, это действует завораживающе. И в это время легко и свободно думается, плавно текут мысли. Тянет человека поразмышлять, пофилософствовать….
Настоящая мудрость приходит к человеку, - когда, встретив и увидев что-то прекрасное в жизни, он не бросается к нему и завладев, не скрывает его. А собирает друзей или идет к друзьям – и показывает все богатство красоты, которое он встретил. Тогда красота и все прекрасное приходит к людям в истинном свете и свободно общается со всеми и радует всех. Как я сдерживался целый день и не рассказывал Лехе про встречу свою с медведем в лесу, - это трудно передать, хотя желание поделиться увиденным горело в моей груди. Но вот настал тот момент, когда невозможно было удержаться, и тихий вечер и пламя костра располагали к  разговору. И я по порядку и в чувствах поведал ему про свое утреннее происшествие. Да. Леха воспринял мой рассказ с огромным вниманием и с интересом. И он рассказал мне свою историю, которая произошла у них на рыбалке в этом же месте, немного ниже по течению речки.  Там росли дубы, и я знал тот дубовый лесок вдоль берега старой протоки, вдоль «старицы». Я там бывал и рыбачил.
А в тот раз, Леха приехал с двумя товарищами и с бреднем. Они заходили с бреднем в эту не очень глубокую обмелевшую протоку и вылавливали в этой старице щурят. Свои вещи, рюкзаки и удочки сложили под дубом, закрыв их листьями. С бреднем ходить занятие нелегкое и долгое. И пока они ходили по всей старице, далеко ушли от вещей. При возвращении, издалека уже им стали слышны хрюканье и визги кабанов. Дикие кабаны, черные и клыкастые растормошили и разорвали ихние рюкзаки и даже дрались за них между собой. С криками прогоняли, тогда Леха с друзьями этих кабанов. Все съестные припасы, конечно, были съедены, рюкзаки разорваны, но главное удочки все были сломаны.
Зверей мы видели в жизни своей разных и в разных обстоятельствах. Разговор наш продолжался до полуночи. За это время небо вызвездило. Ветер, видимо разогнал тучи. И из-за последней тучки вынырнул серп луны, осветив все в округе неясным желтым светом. На ряби реки задрожала желтая дорожка света. И ночью природа жила своей ночной жизнью. В лесу ухала птица, или сова или филин. Трещали насекомые в траве. В речной глади видны стали в лунном свете звучные всплески рыбы и круги волн от них. Под мерцающим звездами небом легко погрузились мы в сон, чувствуя истинное наслаждение единения с миром.
Конец.




  Хитрая лисица

Есть огромная разница между жизнью в повседневной суете города и жизнью на природе. Вот и тянет людей, хоть на день, в выходные, приобщиться, посетить и увидеть мир живой природы. Люди едут во множестве, толпами, принося с собой блага цивилизации, от которых не могут отказаться. А оставляют – мусор.
Может, и я поддаюсь этому общему движению. Но я стремлюсь найти место, где еще «отдыхающие» не успели намусорить. Где с природой можно побыть наедине.
И вот я узнал, в очередной раз, тихую маленькую речку, где отдыхающие еще не бывали во множестве. И как только выдался выходной – я уже трясся в автобусе по дороге, где асфальта не было никогда и еще может долго не быть.
Приехал в райцентр. А от него в поход, как всегда, через лес. Больших снастей и снаряжения с собой никогда не беру. Не люблю и палатки туристические. Так, от дождя, в рюкзаке лежит кусок целлофана 3 метра на три метра, квадратный. Я ставлю две рогатины, на них кладу толстую палку, а через палку закрепляю целлофан, пригибая к земле с обеих сторон. Получается треугольная палатка, в которую можно забраться только на четвереньках. А мне этого бывает достаточно.
Между тем я, вскорости, вышел из леса на широкое поле, в котором разбросанно стояли невысокие деревья. В этом месте речка делала поворот. И пологая излучина поросла черемухой. С десятка два черемух стояли на песчаном этом поле. И ягоды поспели к тому времени. Приехал я уже к обеденному времени. На утренний клев опоздал уже точно, а в жаркий полдень рыба, наверное, не клюет. Поэтому переключился я, вместо рыбалки, поедать черемуху. Рыбачить решил по настоящему завтра, если только вечером сегодня чуть-чуть, место найти и прикормить, под завтрашнюю рыбалку.
Переходя от дерева к дереву, я нашел, что разные – и на вкус и по размеру были ягоды черемухи. На одном дереве находил крупную водянистую, но на гроздьях было меньше ягод. А была черемуха мелковата сама, - но ягоды на ветке-кисточке толпились во множестве, и на вкус были сладкие.
Сначала я обходил все деревья, - пробовал черемуху с каждого. А потом нашел, стоящие поближе к берегу речки, сразу три дерева рядом. Тут я остановился и полез на дерево, на толстую ветку повыше, где черемухи, ягод было больше.
Напротив меня я видел всю реку и уже определял, где мне встать на рыбалку. Противоположный берег был высокий, песчаный и обвальный. Он весь был утыкан дырочками-пещерками и береговые стрижи кружились и летали вокруг. Стрижи кормили своих птенцов. Река, хоть и маленькая, не очень широкая, но глубокая, сверху я видел все темные ямы и светлые перекаты, и песчаные мели у берегов. И я уже заприметил себе хороший заливчик около кустиков ивы, растущих над водой.
И когда я вдоволь наелся черемухи – хотел уже спускаться с дерева. Но тут заметил необычное скопление птиц на том берегу. Беспокойство их, кружащих над землей, над берегом, над травой, - заставило меня присмотреться. Передо мной ясно открылась вся картина происходящего. Я был на дереве высоко и мне хорошо открывался обзор на всю окрестность, видел я со своей высоты далеко. От крутого берега к близкому лесу удирала рыжая лиса, а над ней кружилась стая стрижей, нападая на нее один за одним. Лиса быстро скрылась в лесу за деревьями. Стрижи покружились немного около леса и разлетелись. Но я решил понаблюдать еще и не ошибся, увидел хитрую лисиную охоту.
Не прошло много времени, рыжая лисица снова показалась из-за дерева в лесу. Оглядевшись, она опустилась, легла на землю, и ползком стала пробираться к крутому берегу реки. Приблизившись настолько, когда кружившие над берегом стрижи могли ее заметить, лисица замерла и прижалась, в траве ее почти не было видно. И так, рывками – то ползком, а то замирая, лиса добралась-таки до самого края крутого берега. Тут она долго лежала без движений. Она притворилась мертвой, и стрижи ее не замечали, - неподвижную рыжую хитрюгу. Оказывается, не просто так лежала лисица. Мне стало видно не сразу, как и стрижи ни о чем не подозревали. А лисица копала передними лапами песок у самого края крутизны. Берег был песчаный, и легко лиса докопалась до гнезда стрижей. Пострадали сразу несколько самых верхних гнезд на крутом берегу. Лисица, вдруг, резко поднялась и выхватывала из стрижиных гнезд маленьких птенчиков. Поднялась паника в стрижиной стае. Стрижи стали нападать на лисицу, резко падали и клевали рыжую в спину и в голову. А она же уворачивалась, но хватала и ела птенчиков из раскопанных гнезд. Все прошло быстро: или птенцы кончились или лисица не вытерпела, как стрижи клевали ее, один за одним нападая все чаще и быстрее. Она побежала к лесу, а за ней стая кружилась и нападала. Эта охота не окончилась. Минут через 15 – 20 лисица снова объявилась. Видимо, зализала раны и опять захотела есть.
К тому времени я успел уже слезть с дерева и подошел к берегу реки напротив стрижиных гнезд. Увидел я, что снова на другом берегу лисица рыла и тут же хватала птенцов. Тогда я стал кричать, схватил палку, валявшуюся у куста ивы, и кинул в ту сторону. Палка не долетела и до середины реки, но лиса, увидев меня, испугалась и тут же быстро убежала.
Еще долго я сторожил напротив стрижиных гнезд, но больше лисица не появилась. Тогда я решил не менять место рыбалки, вдруг опять лиса придет. Расположился напротив стрижей для рыбалки.
Чуть-чуть в стороне, я видел сверху, когда был на дереве, была в реке небольшая яма. Там на дне лежала большая коряга. Течение вымыло под этой корягой песок, закручиваясь в водовороте, река образовала под корягой яму в песчаном дне. Вот туда я и закинул свои удочки.
И здесь мне повезло. В этой ямке собирались стайки рыб разной породы. Начиная прямо от коряги, «впроводку», я поймал с десяток хорошенькой плотвы. А на донную удочку, поставленную рядом – вытащил подлещиков и окуней.
Так до вечера и прошло время в приятной мне рыбалке. Но ночевать на открытом песчаном пляже было не выгодно. И дров для костра было негде собрать. Тогда я ушел от этого места на край излучины реки, ближе к лесу.
На следующий день утренний клев не принес мне больших рыб, о которых всегда мечтают рыболовы. Да и небольших рыб было немного. Солнце встало повыше и начало припекать, а рыба вообще клевать перестала. Я оставил рыбалку и пошел собирать черемуху. Сушеная черемуха может храниться долго, годами, - подумал я – и она полезная, говорят. В пакеты, предназначенные для рыбы, я собирал ягоды и наелся черемухи до оскомины, весь рот связало. Ходил я от дерева к дереву весь день в своем редком черемуховом лесу. В самую жару купался в речке и загорал на пляже, на желтом крупном речном песке. Вот где благодать, как вспомню!
В тот раз я не увез с рыбалки много рыбы. Выбрал крупных окуней, вчерашних подлещиков и крупную плотву несколько штук. Всю мелочь я сварил в ухе и съел тут же на берегу, с дымком от костра приятная это процедура, вспомнить и то приятно!
Домой я увозил черемуху, собранную много и занявшую все свободное место в рюкзаке вместо рыбы. Но кроме этого я увозил незабываемые впечатления от увиденной лисьей охоты. Живая природа, с реальными происшествиями, оставляет в душе яркие переживания и ощущения. Они греют и согревают душу, поселяя надежду и веру в то, что мир живой природы будет существовать вечно и радовать нас.
Конец.



Отступление: рассуждение «просто о жизни»

На Небесах – рай и всегда радость и блаженство. Внизу, в Аду, наоборот, - Всё горе, все беды и несчастья все грехи собраны.
В нашем мире, который находится посередине – есть то и другое. Мы живем между двух крайностей и причастны к обоим мирам, и к миру Небесному и самому настоящему аду, который себе устраиваем часто сами. Когда посещает человека Небесная благодать, она дарует ему радость и блаженство от всего, что он видит вокруг, что чувствует и ощущает. Если горе и беда, вдруг, приходят к людям – тогда они понимают страдания адские, когда муки душевные сильнее страданий физических, когда человеку уже и жить не хочется и он кончает самоубийством.
Судьба человека полна превратностей: не может быть одно сплошное счастье в жизни, как не может быть сплошных черных дней во всю его жизнь. Все для человека в его собственной воле. И все может делать сам человек. Силой воли своей может он заставить себя увидеть за горькой суетой повседневности – яркую и красивую жизнь мира, прекрасную природу. И это созерцание природы, прикосновение к ней даст человеку и блаженство и радость, приближающую его к Небесам.
И тогда, может быть, как мудрый, - человек поймет, что наш мир, сам по себе, ничего не стоит, легко разрушается или строится. Он представляет из себя ноль на шкале координат, и огромную роль играет воля человека, - опустить кривую линию своего жизненного пути в минусовую плоскость или поднять уровень в плюс выше и выше. Жизнь человека становится бесценной только в сочетании с миром Небесным. Человеку, предназначено от Неба быть хранителем всему миру. В библейской притче, Адаму Бог заповедовал хранить и возделывать райский сад в Эдеме. Надо думать, Адам был первый человек, который согрешил и не выполнил заповеди Божьей. Мы же, потомки Адама, за миллионы лет умудрились, поумнели настолько, что понимаем, как живут даже маленькие бактерии и как живут самые большие киты. Мы знаем, что погибнуть может вся жизнь на земле. Самое время нам – начать «возделывать и хранить» (как заповедовал Бог), тот «сад» - мир природы Земли – этот «райский Эдем», который прекрасен в своем неимоверном разнообразии.
Не надо торопиться жить. Всему свое время, - и все тогда тебе будет в радость. Надо распределять свою жизнь разумно: не как подскажет случай, но извлекать из каждого случая пользу, и чтобы было удовольствие. Для того дан человеку разум.
Жизнь без передышек в сплошной суете очень тягостна, как долгий поход без отдыха утомляет. Разнообразие может сделать жизнь гораздо приятнее. Для многих людей жизнь кажется долгой, потому что счастье бывает лишь короткое время. Радость приходит и быстро уходит, не успевает человек вдоволь насладится…, потом хотелось бы вернутся, да далеко уже ушел о него, от счастья.
Человек мчится по жизни на скоростном автомобиле, к обычному бегу времени он добавляет свою торопливость, стремясь ухватить все больше. В один день, бывает готов проглотить то, что ему не переварить за всю жизнь. И проживает он свои радости в долг, пожирает их на года вперед, спешит, спешит – и все проматывает….
Во всем нужна мера. Даже в знаниях надобно меру знать, не набираться тех знаний, которые и знать не стоит.
Серых дней нам отпущено больше, нежели блаженных часов. И потому добрый совет от всей мудрости предков: наслаждайся не спеша, зато действуй немедля. Или как говорится на латыни: «Эстена ленте» (в русской транскрипции) – что в переводе: спешите медленно. Дела и работы закончены – хорошо; кончились радости в жизни – это худо. Но все надо стоически воспринимать, как должное, и жить дальше с прежней силой и большей.
Есть средство, как легче познать себя, размышляя над жизнью. Это просто надо сделать по жизни три остановки, найти для них время, «выкроить» - так будет звучать на сегодняшнем сленге рекомендация древних. Ибо мудрость прошлого нуждается сегодня в некоем «переводе», в объяснении. Потому что понятия во многом переменились и некоторые приняли прямо противоположный характер. Искусством нынче называют все, вплоть до секса, когда стадные люди видели в этом физиологию, средство от природы для умножения потомства. И в пище изощряется человек, а пища лишь средство к существованию. Для некоторых же фраза-вопрос от древних греков актуальна: ты живешь, чтобы есть или ешь, чтобы жить? Каждое поколение судит и решает по-разному.
Первая остановка в пути благой твоей жизни – должна служить для беседы с миром мертвых, с прошлым, с предками нашими: мы рождаемся для развития знания и для самопознания, и книги, верные служители связи с прошлым, которые из человека делают личность, передавая весь огромный опыт человечества.
Вторая остановка, которая облагораживает личность – это общение с живым миром: надо приблизиться к миру природы и к общению с ним, все в нем примечать и осматривать все прекрасное. Не все лучшее находится в искусственных городских парках и в зоопарках. Небеса распределили приданное все земле, и может, природа нам кажется неустроенной и некрасивой, но она богаче всяких придумок людского разума.
Третья остановка – целиком должна быть посвящена себе самому; ибо высшее блаженство для разума – в размышлении.
Что есть самопознание. Коротко можно пояснить. Познай свой нрав, свой ум, свои суждения и принципы, свои пристрастия. Пока себя не знаешь – не сможешь собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа зеркала нет. Зеркалом для души человеку служит размышление о себе, внутренний самоконтроль.
Для того, часто, в монашеской практике служил обет молчания, с древних времен практикуемый для самопознания без отвлечения. Лишаясь одного из средств отвлекающих разум, - человеку легче с самим собою общаться. И не на день и не на два молчальник уходил в себя, но на годы. Поскольку не сразу отвлекаться на мирское переставал. Трудная это работа, чтобы придти к общению с самим собою. Можно забыть о наружном своем облике, но всегда надо помнить про облик внутренний, чтобы улучшить его и совершенствовать. Чаще нужно проверять, насколько ты тверд в благоразумии, насколько способен силой воли сдержать свой пыл и в злобе, в гневе и в радовании. Измеряй свою горячность. Измеряй глубину своего духа, взвешивай способности свои.
Самое главное на пути самопознания во всех учениях, и восточных (буддийских), и в западных (христианских) – это было указание: сдерживай себя (воспитай силу воли). И это правильное утверждение. Сила воли помогала человеку в жизни всегда. Слабовольные люди погибали или вели жалкое существование во все времена. А все «великие» - были людьми с сильной волей.
Житейское это искусство воспитания своей воли требует больших знаний. Оно легче дается человеку с просвещенным умом. И в истории мы знаем примеры: что Александр Македонский, прежде чем стать великим полководцем-завоевателем учился и был научен самым просвещенным учителем тех времен, самим Аристотелем. А царь наш Иван Грозный, - он был необычайно грамотен, знал много языков, и библиотеку имел несколько тысяч книг, которую до сих пор ищут археологи.
Многие вещи далеко не такие, какими нам кажутся вначале. Наше непонимание, пока мы не проникнем сквозь оболочку вещей, как они нам преподносятся красиво – может обернуться разочарованием, когда дойдет до сути, когда мы столкнемся с этим вплотную. Подлинная суть вещей всегда бывает прикрыта некоторым обманом. Именно на Обман наталкиваются люди поверхностные. Разумные же - поступают разумно во всем.
Не стоит перед всеми без разбору красоваться, тратить силы сверх надобности. Поэтому все монахи умудренные скрывались от славы людской. Молва – она обрастает небылицами, а это ни к чему хорошему не приводило, только, зависть рождая, рождает грех. Серафима Саровского избили грабители, думая, что раз славится, значит богат, сломали ему позвоночник, и он согнутый ходил до смерти. Таких примеров множество.
Ни умом, ни доблестью не следует бросаться попусту. Добрый охотник не будет палить 10 – 20 раз подряд в поверженного зверя из-за страха. А глупый перестрахуется.
Глупцы губят себя тем, что не размышляют, не могут остановиться, чтобы подумать над делом. Нужно немного уметь предвидеть и вред и пользу. Не надо придавать много веса вещам малозначительным и, наоборот, мало веса – весьма важным.
Многие теряют разум лишь потому, что его не имеют. Так много надо знать, так мало дано нам жить – отсюда, век живи и век учись.
Научишься властвовать собой, тогда будешь властвовать другими. Ко всему благоприятному приходится идти долгим путем времени. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрастают. Сам Бог карает не дубиной, а кручиной. Сама Фортуна награждает терпение своими дарами.
конец






Окончание рассказов рыбака.

Психологи и врачи психиатры определяют разные типы людей: флегматики, сангвиники, холерики…. Но не может быть нормальный, не больной, человек все время соответствовать одному типу психологическому. Он в разное время – разный. В человеке присутствуют все обозначенные психологами типы.
Когда какое-либо событие выведет человека из себя, он становится дерганным, психует, нервничает и руки дрожат, как у холерика. А если горе или смерть близких, - то и поведение человека флегматичное: ничего не охота делать и жить неохота, вот он и не реагирует на крики и призывы, все делает медленно.
В пребывании на природе проявляются склонности человека и к флегматичности и к нервничанию. Но тут все признаки натуры его – облагораживаются. Природа дает и радость, и быстрые реакции, нервничание носящее положительный характер. Особенно вся натура человека проявляется на рыбалке.
Потихоньку, крадучись подходит рыболов к берегу. Шаги и топанье отдаются в воде и пугают рыбу. Так же медленно и любуясь природой, забрасывает рыболов удочку. И спокойно ожидает поклевки: ждет и 20 минут, и полчаса, и по часу порой. При этом душа ожидает и спокойна умиротворена.
Но вот, случается поклевка и рыболов в напряжении берется за удилище. Резкий взмах, подсечка и тяжесть снасти…. Это ощущение, этот момент ни один рыболов не спутает с чем-либо другим, не забудет никогда. Словно кто-то захлопнул мышеловку на том конце, резко и, как всегда, неожиданно, но так долгожданно.
«Чувствуешь рыбу через снасть, как она ходит и сопротивляется. Происходит борьба с достойным противником. Высокое напряжение всех нервов, - кульбиты, водовороты…. Разве не за этим мы ездим на рыбалку!?!»
И вот, большая рыба на берегу, поток адреналина в голову ударяет и до дрожжи в руках взвинчивает нервы. Новый заброс снасти. Не успев успокоится, поплавок сигнализирует – раз, два, три, пауза и повело на потоп. Подсечка снова, рывки, опять борьба…. Вторая красавица рыба на берегу, чуть поменьше первой….
Вот и вся разгрузка сложных раздумий, и все переживания жизненные на время забыты. А вечером отдых: легкий туман над рекой, свежий запах травы с поля ощущается ближе, благоухание, под ветерком, волнами наплывает из близкого леса, запах хвои перемешан с листвой. Пламя костра  и запах ухи перебивает природные изыски. Вкус свежей рыбы и вкус ухи с дымком от костра.
Блаженный сон в лоне природы лечит и действительно дает тебе отдых. А утро, свежее утро в неописуемых красках встречает рыболова, как своего родного…. Близость природе возвращает тебя самому себе.
Никакие психологи и врачи психиатры не могут вернуть человеку его природного состояния так, - как может от всех болезней излечить рыбалка. Хорошее и нужное это занятие – рыбалка.
Конец.