О личности А. С. Пушкина -6. Продолжение

Любаша Жукова
Глава шестая. Патография – часть 3.
 
  Психиатрия XX в. переходила к переосмыслению самих понятий “психическая норма” и “психическая болезнь”.
 
  Передовые психиатры (Блейлер, Ясперс, Кречмер, Ганнушкин и др.) утверждали, что между этими состояниями - не строго очерченная граница, а пограничная полоса с извилистыми, размытыми и нечёткими краями. Утвердилось даже понятие “клиника пограничных состояний”.
  Ясперс находил, что у  всех здоровых людей имеется в зачатке нечто схожее с психопатологическими симптомами.
  Ганнушкин утверждал, что употребление выражения “нормальная личность” содержит в себе противоречие, что понятия “личность”, “индивидуальность” предполагают отличие, неповторимость, в то время как понятия “середина”, “норма” есть нивелирование индивидуальных черт, сведение индивидуальности к среднестатистической единице.
По его мнению, нет принципиальной разницы между нормальными и патологическими характерами или темпераментами, что разница между ними не качественная, а количественная. Более того, он утверждал, что изучение характеров должно вестись при совместной работе психологов и психиатров, и что учение о характерах должно быть предметом науки, находящейся на рубеже между психологией и психиатрией.
 
  Для понимания психических процессов, из совокупности которых составляется то, что мы называем индивидуальностью, необходим непосредственный анализ переживания живых людей. И жизнь крупных людей даёт богатый драматический материал, позволяющий ознакомиться с внешней их динамикой и с отражениями их жизни в творчестве. О внутренней связи переживаний в этих случаях, конечно, приходится только строить гипотетические предположения.
   
  Автор патографии  «лишён возможности сам наблюдать живой объект своего исследования; чаще всего этот последний даже вообще не был под наблюдением специалистов, его болезненные состояния редко признавались окружавшими за таковые и поэтому далеко не всегда отмечались, часто неточно и неправильно описывались». Но в сходном до известной степени положении находится и психиатр, если он работает над обычным, но собранным не им самим, клиническим материалом.

  Преимуществом  патографического исследования является тщательная предварительная обработка материала, что даёт возможность проследить жизнь описываемой личности на всём её протяжении, а иногда и собрать чрезвычайно подробные данные об её наследственности. Изучение жизненного пути человека, дополняемое историей рода, для решения многих вопросов совершенно необходимо.
Богатые генеалогические данные, имеющиеся, например, о Гаршине, Достоевском, Пушкине и других, позволяют учёным-патографам глубже проработать вопросы о наследовании определённых психических особенностей или даже психических расстройств.
   
  Патографы единодушны во мнении, что все гениальные личности имеют структурные «патологические» особенности психики, заложенные природой наследственности параллельно с одарённостью.
  О связи между одарённостью и психической неуравновешенностью и влиянии последней на первую пишут многие патографы.

  Говоря об отклонениях от психической нормы у гениальных людей,
Пр.-доц. д-р Г. В. Сегалин  в  работе  «ПАТОГЕНЕЗ И БИОГЕНЕЗ ВЕЛИКИХ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ», опираясь на данные обследования, утверждает, что 
«всякий без исключения великий или замечательный человек литературно-художественного творчества имеет наследственное отягощение», более того, «отягощённость (в той или иной форме) у великих людей литературно-художественного творчества равна 100%.» (!?!) 
(Клинический архив гениальности и одарённости 1925 год. ТОМ 1, ВЫПУСК 1)
   
  «И с этим фактом («сплошной и без исключения отягощённости») нам приходится  считаться как с биологическим явлением структуры великого человека (по крайней мере, в отношении  литературно-художественного творчества)», «где патология  -  есть структурный компонент гениальной и одарённой  личности, а не “болезнь”, и где эта патология оценивается нами как нечто положительное в биологии великих людей: мы трактуем этот патологический фактор наследственности, идущий параллельно с фактором наследственности таланта и одарённости, как ОСОБЫЙ ЗАКОН НАСЛЕДСТВЕННОСТИ У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ».

  «Гений или замечательный человек есть результат таких двух скрещивающихся биологических родовых линий, из которых одна линия предков (скажем, линия отцовских предков) является носителем потенциональной одарённости, другая же линия предков (материнская) является носителем наследственного психотизма или психической ненормальности. В результате скрещения двух таких родовых линий рождается гений, талант, или вообще замечательный человек».

  Сегалин в работе «Патогенез и биогенез великих и замечательных людей» даёт  большое количество примеров такого "скрещения".
http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/113/chapter/3 
Среди них - родословная Пушкина (привожу дословно):

А.С.ПУШКИН

По линии отца.
Происходит из древнерусского дворянского рода; предками по отцу были в большинстве своём довольно выдающиеся люди своего времени, общественные и политические деятели, а также и литературно одарённые люди (например, отец, брат отца). Однако, наряду с одарённостью, отмечается по отцовской линии и психотический фактор, как это сейчас мы увидим.
Григорий Гаврилович Пушкин - польский посол и Нижегородский наместник при царе Алексее Михайловиче.
Прадед поэта, Александр Петрович Пушкин, в припадке сумасшествия зарезал свою жену, находившуюся в родах; умер молодым.
Дед, Лев Александрович Пушкин, - чрезвычайно жестокий, вспыльчивый и ревнивый: его жена умерла на соломе, заключённая ревнивым мужем в домашнюю тюрьму за мнимую связь с учителем детей.
Дядя, Василий Львович Пушкин, был известен в литературе как один из "арзамасцев" и как автор сатиры, “опасный сосед”. В течение 25 лет непрестанно вращался в литературных кружках и умер с книгой Беранже в руках. Легкомысленный, циничный и едкий на язык.
Сергей Львович Пушкин, отец поэта, представлял собою тип передовых дворян того времени: писал стихи, знал много умных изречений и острых слов из старого и нового периода французской литературы и смело рассуждал о чём угодно с голоса французских энциклопедистов. Постоянно гонялся за разными русскими и иностранными знаменитостями. Дом его в Москве был посещаем членами того блестящего литературного круга, который в начале столетия образовался там около Карамзина. В числе друзей и знакомых его дома встречались самые почтенные имена того времени: Жуковский, Тургенев, Дмитриев вместе с именами заезжих эмигрантов и туристов. С другой стороны, в характере отца отмечается много психопатического: так, он был очень раздражительным, мелочным и в семейной жизни до того тяжёл, что бывали случаи, когда он с детьми был агрессивен. В своих настроениях чрезвычайно неровен: то мотал и сорил деньгами, то впадал в крайнюю скупость.

По линии матери.
Разбираясь в родословной со стороны матери Пушкина, мы отмечаем следующее.
Прадед Пушкина, Ибрагим Ганнибал, - дикарь-негр, вывезенный из Константинополя и попавший ко двору Петра Великого. Ганнибал — человек крайне грубый, дикий, жестокий и необузданный, сварливый, чрезвычайно скупой и ревнивый. Так, о нём известно, что женившись на русской женщине, он, подозревая жену в измене, бесчеловечно пытал и истязал её, а потом, пользуясь своими связями, заточил в монастырь, а сам женился на другой. От последнего брака у него родились 6 детей, в числе которых и сын его, Пётр Ганнибал (алкоголик).
Дед Пушкина, Осип Ганнибал, отличался в зрелом возрасте такой дикостью и необузданностью своего нрава при постоянном стремлении предаваться всякого рода диким увлечениям и пиршествам, что даже его звероподобный отец долго не пускал его “на глаза свои”. Этот Осип Ганнибал, женившись затем на М. А. Пушкиной (бабушке поэта) скоро разводится с нею и, оказавшись “вдовцом”, обвенчался с другой. В результате (принимая во внимание нравы того времени и обычаи) разгорелся скандальный процесс: Осипа заставили снова сойтись с прежней своей женой и отправили в ссылку, где он умер от невоздержанной жизни.

Мать Пушкина - молодая, красивая креолка, капризная, пылкая, властолюбивая, вспыльчивая, упрямая, эксцентричная, страстная к удовольствиям в рассеянном обществе и, вообще, женщина с истерическим характером.

Сам поэт Пушкин, как и некоторые из его братьев и сестёр, отличались ненормальными характерами и патологической неуравновешенностью. Так, сам поэт был известен как человек с неровным настроением: то возбуждённый, страстный, ревнивый и необузданный, циничный; то впадал в какую-то апатию и депрессию. Благодаря своей эксцентричности, "взбалмошности", похотливости и любовным похождениям, сталкивался с другими до того, что дело нередко доходило до драк, скандалов и дуэлей.
Барон Корф, современник Пушкина, характеризирует всю семью Пушкиных как "взбалмошных".
    
  Здесь мы видим, что одарённость сочетается с патологией по линии отца; по линии матери - также патологическое начало.

  Сегалин приводит много примеров, показывая, что «биопатологически гений (или талант, замечательный человек) является результатом скрещения двух таких наследственно родовых компонентов, из которых каждый имеет свою особую квалификацию».
  «Итак, - делает вывод д-р Сегалин, - наследственная одарённость у великих и замечательных людей симбиозирует (сосуществует) с наследственной психопатической  отягощённостью».
"Другими словами, психотический момент всегда имеется в наследственности великих людей!"   
(См.  http://www.psychiatry.ru/lib/163/book/113/chapter/3)

  Спустя полвека, более осторожен в выводах доктор Шувалов А. В.:
«Основываясь на данных справочного патографического материала, включающем более тысячи персоналий, можно предположить, что взаимоотношения между творческим процессом и психическими аномалиями носят неустойчивый характер и не могут быть заключены в рамки определённой закономерности,- пишет он в работе «Безумие и гениальность…», - Правильнее было бы придерживаться индивидуального подхода, который только и может объяснить всю внешнюю противоречивость существующих фактов».

  Задаём вопрос:  Может быть, свойственная гению «необычность, яркость характера, огромная творческая мощь интеллекта, динамизм души, интенсивность его жизни, его чрезвычайная впечатлительность и обострённая восприимчивость" – это не болезнь, а только индивидуальные психические особенности одарённой личности с высоко чувствительной, обнажённой нервной организацией, её качественное состояние?

  «Гений сам по себе может быть здоров, и психические заболевания не являются непременным условием гениального творчества,- отвечает Шувалов, - Но вся суть в том, что здоровых гениев в громадном меньшинстве, иначе не существовало бы и самой проблемы».
Согласно подсчётам Шувалова, около 86% всех выдающихся персонажей БСЭ страдало нарушениями психики.

  По сей день учёные спорят, является ли гений высшим проявлением человека, каким он (человек) природой задуман, или гений – это форма психо- и всякой прочей патологии, спорят и всё ближе подбираются к истине. 
      
  В области художественного творчества мы имеем особенно сложные отношения: «здесь необходимые для творчества повышенная возбудимость и богатая фантазия входят составными частями в общую структуру психопатической личности, как яды входят в состав лекарств». Произведения последней не делаются от этого ни лучше, ни хуже; они подлежат оценке в зависимости от их общественного и художественного достоинства, личность творца в процессе этой оценки привлекается только как представительница определённого класса и выразительница мировоззрения, биологические её свойства для критика или историка литературы безразличны.
 
  Но у читателя интерес к произведению вызывает интерес и к личности творца.
Что может быть естественнее желания узнать поближе как живого человека автора любимого произведения? Читатель хочет знать своего любимца не прикрашенным, а в действительности, со всеми его достоинствами и недостатками. И тут даже у проникновенного исследователя любимый образ нередко двоится, «как от очков с разными стёклами», и начинает «резать в глазах и ломить в висках».  Мы помним, что так, между прочим, случилось с В. Вересаевым  при изучении личности Пушкина: за всеми поправками на влияние среды он «не мог отделаться от тягостного ощущения двойственности», которое вызывал в нём великий поэт и «которое проистекало от сочетания недосягаемой чистоты и высоты творчества с низинами порока в обычной жизни».
  Это ощущение привело к отчаянному заключению, что «поэзия Пушкина была цветком, выросшим из мрачной пропасти». Это обстоятельство нисколько не умаляет человеческого достоинства его личности и ценности его произведений, так ярко раскрытые пушкинистами, начиная с Анненкова, Белинского, Вересаева и многими другими их последователями.    
  Мне кажется, наоборот, оно  делает для нас его образ гораздо ближе и понятнее.

  Кaковы бы ни были мотивы aвторов пaтогрaфий, их конечнaя цель - выйти зa пределы своей специaльности, принять учaстие в общественных дебaтaх, зaвоевaть внимaние читaтелей и успех у широкой aудитории и тем сaмым повысить престиж того проектa - медицинского, психологического, психоaнaлитического, - в котором они учaствуют.

   В заключение, приведу  справедливое замечание молодого учёного Сергея Зиновьева, высказанное им в 2007 году в статье «Что такое патография»:
«Патограф должен твёрдо усвоить, что социальная оценка дел великого человека не относится к сфере компетенции психиатра. Его работа ограничивается выяснением того, как личность отражается в её творчестве и какое влияние её биологические особенности и патология оказывают на продуктивность, качество и содержание её работы.
А сами биологические наследственные различия между отдельными людьми не могут служить основанием для каких-либо выводов морального, юридического или социального порядка, ущемляющих права этих людей – надо только отрешиться от элементов морального осуждения, которые, к сожалению, вкладываются в понятие психопатологии  дилетантами». (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6281/)

***


Литература к главам №№ 4,5,6 - «Патография»

1) Г.В.Сегалин   «Клинический Архив Гениальности и Одарённости (эвропатологии)»  (Свердловск, 1925-30 гг.)
2) Г.В. Сегалин ,  «ПАТОГЕНЕЗ И БИОГЕНЕЗ ВЕЛИКИХ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»   http://www.psychiatry.ru/lib/163/book/113/chapter/3
3) http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120011747&p=21   - здесь  информация о всех выпусках журнала  Сегалина Г.В.
4) Шувалов А. В. Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий. М.: «АСТ»,   «Астрель», «ЛЮКС», 2004 – 2012 (2)
5) Шувалов А.В. О патографии  http://www.characterology.ru/patographia/about/
6) Шувалов А.В. Безумие и гениальность: к истории изучения  феномена  -  7) Шувалов А.В. Модель психотерапевтической патографии
8) Шувалов А.В. Патографические изыскания в отечественной литературе
9) Шувалов А.В. Homo Genialis. Кто он? http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6281/ 
10)http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=123 Гений и безумие - две вещи совместные?
11)статья  Сергея Зиновьева «Что такое патография» (2007 г). © Shkolazhizni.ru
12)Статья “Гениальность” в Большой медицинской энциклопедии, т. VII.
13)О задачах патографической работы, статья в журнале «Психиатрия»
   http://www.psychiatry.ru/stat/131

20 августа 2013 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЕДЬМОЙ ГЛАВЕ: http://www.proza.ru/2013/08/28/131