О вреде и пользе социальных сетей

Ирина Гончарова
Сеть, как всякая сеть – ловушка для неповоротливых. И мало кому удается вырваться из-под нее, не оставив там клешню, хвост, несколько центнеров д…ма в виде коментов и тех, кто отложил там это добро и кого там называют друзьями.

В последнее время термин «друзья» здорово девальвировал. Не в последнюю очередь, благодаря именно этим user-friendly сетям.

Заходит к тебе некий субъект/субъектесса – хоршенькая такая африканочка, - взывающая к оставшимся у тебя от интернационального воспитания в советском прошлом рудиментам нерасового подхода,  ну, очень дружелюбно настроенный/ая  (так он говорит или пишет), просится в друзья, а потом  - просит написать ему в личку на и-мейл. Глядишь, а твоя банковская карточка странным образом обнулилась…. Или прекрасный, ну, прямо голливудский афро-неамериканец , представившийся поверенным в делах мистера Х, усопшего вашего дальнего родича, после которого осталось прямо-таки миллиардное состояние, и все это, представляете – ВАМ. И этот поверенный просит вас довериться ему и поверить ему тайну вашего электронного адреса и номера вашего банковского счета…. Дальнейшее дело его рук. Но все ваши крохи уходят с вашего счета на счет приснопамятного вашего нового, уже усопшего родича. Типа. Мафия….

Или бродят по сети маниакально подозрительные личности, вынюхивая, выслеживая, высматривая, кто, где, что, кому. А потом флудят. Короче, откладывают то самое д…мо, от которого трудно отмыться ни в чем неповинному человеку. Которых становится все меньшее и меньше: люди кучкуются, клубятся как змеи в серпентарии, объединяются в группы по общим интересам и взглядам, входят, уходят, хлопнув невидимой дверью. Обидчики потирают руки либо негодуют. Разыгрываются трагедии на уровне навозной кучи.

Давеча я имела глупость влезть в такую. Ну, что тут может быть плохого? - подумалось мне, и я с энтузиазмом приняла приглашение старого доброго знакомого, организовавшего ее. Классная была идея: помочь людям избавиться от ненужных вещей. Сам автор идеи – страстный собиратель странного старья, не имеющего никакой антикварной ценности.

И вот один из участников этой барахолки выставляет лот за условную цену, а отгадавшему, что это за предмет, его назначение, обещает его даже подарить! И начинается игра типа «Что? Где? Когда?». Сыпятся мнения, высказывания. Похоже, автор идеи барахолки кровно заинтересован в получении лота любой ценой и начинает хамить тем, кто имеет свое мнение, обзывая тупыми. По ходу это лейба вполне может быть навешана на любого участника торга. Хозяин лота следить за развитием из кустов, не высовываясь, подкинув номер американского патента на это «чудо инженерной мысли».

И тут сказывается извечный порок совкового образования и менталитета – никто не владеет английским в мере достаточной, чтобы прочесть патент. Ну, не весь, ну, хотя бы ту часть, в которой описывается его суть – формулу изобретения!

Ну, не знаем мы аглицкого, немецкого, французского (список можно длить до бесконечности)! Не знаем и знать не желали. Никогда. А зачем он нам? Спрашивается, зачем советскому человеку иностранный язык? А, шобы фарцевать! В тюрягу его. Умными стали…. Приблизительный давешний мой диалог с директором по кадрам и режиму. Сам, бедняга, с ошибками по-русски писал. Как-то после мне попался его текст….

Ненавидели они нас, знающих языки. И, думается, этот фактор сыграл немалую роль в том отношении, которое было к предмету в школе, институте, на работе. Знавшие были под колпаком, на контроле. А кому хочется быть в шкуре поднадзорного? А, ну его на …, не буду учить.

Прошу прощение за отступление. Наболело за многие годы тупого невежества. Перевела я им суть изобретения. И главный по статусу (не по сути) претендент начал хамить пуще прежнего, наезжая на ту, что была ближе всех к сути, просто асфальтировочным катком, юродствуя, прикидываясь писающим в штаны стариком, которому следует уступить, учитывая сей фактор.

Далее, хуже. Он прилюдно припоминает фактически выигравшей лот ее какие-то давешние грехи в каких-то спорах…. И что характерно, хозяин лота сидит по-прежнему in ambush, т.е. в засаде и носа не кажет, садюга. Упивается происходящим, глядя, как один другого обливает грязью, сам при этом весь … в малиновом берете. Это, кто не знает анекдота, фраза из оного. Погуглите и найдете. Разумные доводы и высказывания других участников этой «навозной трагедии» в счет не идут.

Вдруг из кустов выступает хозяин лота, объявляя, что победителей нет! Нетути, и все тути. А драма движется дальше. Главный претендент банит соперницу, притом, продолжает хамить. И опять лот на кону, хозяин молчит. Ему пишут, что лот либо надо снять, либо назначить новый торг…. Тишина.

Омерзительно. Отвратительно. Люди переругались из-за куска никому ненужного железа. Облили друг друга грязью. Потрепали нервы. При том, хозяин группы пафосно заявил, что он-де боролся за «психическое здоровье» группы, удалив конкурентку. Он-де имеет право.
Но создалось впечатление, что он сам уже давно неадекватен. И тяжело болен….

Я покинула группу до ее окончательной кончины , высказав свое отношение к происшедшему как можно более спокойно.

Да, вспомнилось, как и когда мы с ним познакомились: мы пришли на работу в одну фирму почти одновременно. Я – переводчиком, он – художником. Более двадцати лет назад…. Он тогда попросил меня перевести ему в качестве личного одолжения два американских рассказа. Конкурс был в США. Проиллюстрировать надо было эти рассказы. Срок был, как говорится, на позавчера. И я перевела их за один вечер. И он сделал иллюстрации и … выиграл! А выигрыш был: «поездка на двоих с женой» на какую-то конференцию для вручения приза и дальнейший тур по Штатам на две недели с проживанием в дорогих отелях.

Вернулся он и даже не зашел в нашу комнату, не поблагодарил меня. Даже жвачки не привез. И правильно. Нечего с такими дружить.

А дружба ли это? Я по-прежнему относилась к нему хорошо, уважая его талант. Как-то даже помогла с отдыхом на базе отдыха. Жили в одном домике, вместе там что-то варили-ели-праздновали…. Много было чего.

И вот нас накрыло одной сетью….

А что хорошего было там, в сети, спросите вы. Были новые хорошие люди, встречи. Много нового, интересного мне материала.

А еще, взаимовыручка. Вот давеча, одна барышня из этой дурацкой истории, выставлявшая свои и мужнины вещи на торг, решила перевести все деньги, вырученные с продажи, и отправить на счет человека, попавшего в беду и ставшего инвалидом….