Из моей памяти

Зулкар Хасанов
            
                Зулкар Хасанов
                Из моей  памяти               
       Шел 1944 год. Зима. Южный Урал. Станция Давлеканово. Прошло уже более 67 лет. Я хорошо помню  те далекие годы. Труженики Южного Урала, как и вся страна, ковали победу над фашистской Германией. День и ночь следовали военные грузы по железной дороге. Редко останавливались составы на нашей станции, но мы ребята всегда с упоением и гордостью за нашу страну смотрели следовавшие на фронт эшелоны с танками и орудиями. Танки стояли на открытых платформах железнодорожных вагонов, укрытых брезентом. Из-под полотнищ, раздуваемых ветром,  очень хорошо были видны свежеокрашенные танки. Трудное время для всей страны. А мы, дети, часто собирались на станции, чтобы посмотреть проходящие воинские эшелоны. Как нам тоже хотелось ехать на фронт и уничтожать врага вместе с нашими бойцами! Но куда же нам мальчишкам 12-13 лет? Не подходили пока мы возрастом для войны. Я шел со своим другом Фаритом на базар, находящийся совсем недалеко от станции. Я в школу не ходил, как многие другие дети, которые не учились в школе по разным причинам. Фарит жил с родителями в своем доме, он в школу ходил. Поскольку у меня не было матери, а отцу моему исполнилось 68 лет, никто особой заботы не проявлял. Я не учился. Летом пасли скот с братом, а зимой у меня была воля. Правда, отец частенько приглашал  идти с ним пилить дрова к какой-либо пожилой женщине или вдове.  Базар – это интересное место, где можно произвести покупку и сильно обмануться. Ведь люди жили в крайне трудных условиях, и каждый старался, выжить, как может. Например, продают картошку. Мешки развязаны, покупатели ходят,  спрашивают, почем картошка, сколько стоит, а некоторые не покупали, а только ощупывали и быстренько отправляли в свой рукав. Так как купить у него было ни на что. Однажды, отец мне купил с виду замечательные сапоги. Только я их носил только один день, весь каркас сапога состоял из картона. Только один раз обулся и замочил, как сапоги мои тут же и развалились. А табак, табака было много. Продавец табака инвалид войны, симпатичный малый только покрикивал: «Замечательный табачок «Самсон», покупайте, не пожалейте. Табак «Самсон» разбудит в вас грёзы и потянет на сон!». Много инвалидов безногих, получивших тяжкие ранения на фронте,  катились на самодельных тележках с колесами из подшипников. Инвалидов без руки тоже было немало. Они радовались жизни, что выжили в этой войне. Но всё-таки жизнь их была коротка, так как не все могли реабилитироваться, привыкнуть к жизни без рук или ног. Не каждый человек, находящийся с ними рядом понимал, как трудно дается этим инвалидам жизнь. Их ряды таяли быстро. Окружающие, возможно, недостаточно им помогали выжить в этой жизни. Это тоже, правда,  происходившая в той жизни.
        Жили хорошо спекулянты. Воры и мошенники промышляли по мелочи. Убийства происходили крайне редко. За годы войны на нашей станции убили только одного человека. По этому поводу, помню, стояла страшная волна негодования и волнения населения. Спекулировали,  как и во все времена, дефицитным товаром.
       Мой отец тогда работал сторожем в скотном дворе воинской части. Летом же мы пасли этот скот. Великое благо предоставило нам войсковая часть. Разрешили нам жить в подвале, принадлежащей этой воинской части. Чему радоваться  в нашей жизни, проживая в подвале? Дело в том, что мы несколько лет скитались по квартирам, где нас могли приютить на какое-то время. В подвале мы стали сами хозяевами этого жилья. Это помещение являлось приютом для работающих людей в этом скотном дворе, особенно в зимнее время, где можно согреться. А теперь организовали им приют в другом месте. И вот  вселили туда нас. Там стояла большая русская печь, где можно  приготовить еду, согреться. Была ещё печка – буржуйка. Пол земляной, дверь совсем плохо закрывалась. Холодно. Но всё же жильё. В основном, конечно, спали на печи.
   …… Это было для нас счастье.