Ох, тяжела ты шапка...

Ирина Гончарова
Говорят, у каждого президента  любой страны есть свои пристрастия. А что,  президенты, кроме стремления к власти над себе подобными, чем-то отличаются от этих им подобных?  В смысле человеческого фактора, ничем. Им свойственны, как и нам с вами, все страсти с пристрастиями, заблуждения, страхи….

Вот, например, Президент Франции де Голль с раннего детства страстно любил читать. Он любил русскую литературу и не любил Америку. Не всю, а Соединенные Штаты. Ну, совсем как русский президент. Вообще, у французов какая-то особая страсть к России и русскому, я бы сказала, пагубная. Возьмем, к примеру, Наполеона Буонапарте .  Правда, строго говоря, назвать его, корсиканца, французом все-таки сложно. Тем не менее, у него было особое отношение к России. Император Александр I занял русский престол в 1801 году, начал царствование с милостивых указов. В России и на Западе 23-летнего императора с голубыми глазами все считали красавцем и умницей. Наполеон как-то заметил: «Будь он женщиной, я наверняка влюбился бы в него».

Заявление вполне в духе нашего времени. Сегодня их по французскому законодательству даже поженили бы, решив территориальные проблемы вот таким вот образом. Причем, после славной кончины Наполеона, Франция досталась бы Александру по закону. Ведь именно за это и боролись французы всех цветов и мастей! Обеды a la Russe – это хорошо. А Сибирь Сталинская им понравилась бы, по закону наследования?

Но мы сегодня  о другом… ведь император не был президентом Франции. Он был Императором. Его больше устраивал французский трон. Но вернемся к де Голлю.

Так вот, еще де Голль любил  раскладывать пасьянсы. Пасьянс (рatience) по-французски означает терпение. И смерть, терпеливо ждала и дождалась: застала его раскладывающим пасьянс. Карты так и остались лежать в беспорядке, но пасьянс жизни де Голля сложился неплохо….
 
Девиз Сэра Уинстона Черчилля звучал так: «Пять-шесть сигар в день (на самом деле - 8—10, а то и все 15!), три-четыре стакана виски и никакой физкультуры!»  В английском обществе говорить о деньгах вообще-то не принято. Но Черчиллю можно. Черчилль обожал вгонять в краску других. Он мог прилюдно осведомиться у великого актера о размере гонорара, полученного им за исполнение роли Черчилля в военном кинофильме.

Он еще много, чего любил, например, лошадей, сам был прекрасным наездником. Чтение книг было его страстью с детства. О чревоугодии Черчилля красноречиво свидетельствуют его портреты и фотографии. Шотландский  виски, французский коньяк «Наполеон» и армянский «Двин» были его любимыми напитками.

Джон Кеннеди любил сидеть в кресле-качалке, которое находилось в овальном кабинете Белого дома. Любил поэзию, в особенности Шекспира. Еще у него было отменное чувство юмора, и он любил рассказывать анекдоты. И Мерлин Монро любил.

Самое известное хобби Билла Клинтона – игра на теноровом саксофоне. Ну, и конечно, Моника Левински. Еще поговаривают, что Клинтон фанат баскетбольных тотализаторов.

Джордж Буш-младший в отличие от многих бывших президентов, которые посвящали появившееся свободное время интересам, отложенным из-за насыщенной жизни Белого дома – так вот, за Бушем-младшим не было замечено никаких хобби, кроме как тайные переговоры с арабскими нефтяными магнатами, родственниками бен Ладена. А в остальном, ответ относительно его хобби остается загадкой.

Чем же он занят, оставшись не у дел? "Будет наводить порядок у себя на ранчо? Читать Камю? Возможно, гольф и катание на велосипеде, - размышляет  в журнале FORBES Жан-Кристоф Эгнью (Jean-Christophe Agnew), профессор истории и американских исследований Йельского университета отмечает. - Для человека, который по долгу службы должен тесно взаимодействовать с миром, он был на удивление нелюбознательным президентом".  Правда, Джордж Буш намекнул о планах написать мемуары, создать исследовательский центр и открыть свою собственную президентскую библиотеку. Бог в помощь, как говорится.

Мельчает нынче президент, ох, мельчает.

Николя Саркози, в будущность свою президентом Франции, не любил, когда его сравнивали с Жаком Шираком. Неблагодарный, ведь именно Шираку он должен быть благодарен за свою политическую карьеру. Ан нет.

 А вот что он любит, так это французское кино и ЛОЛИТУ Стенли Кубрика, считая ее бессмертным шедевром. Что касается книг, то читать Саркози предпочитает Эммануэль Каррер и его биографическое издание  «Лимонов», «Ничто не противится ночи» Дельфины де Виган,  «HHhH» Лоран Бине и «Патагонского зайца» Клода Ланцмана.  Из классиков Саркози предпочитает Стендаля, в особенности, роман «Красное и черное». Вот так.

Берлускони любит молоденьких девушек, и злые языки поговаривают, что так он хочет продлить себе жизнь и прожить до 150 лет. Чем все это закончилось, вы, я полагаю, знаете: судебным разбирательством. Еще поговаривают, Берлускони любит лесбийские сцены. Вообще, достойные пристрастия, совсем по президентски. Гулять, так гулять! А что, нельзя? Почему? Не положено. И точка.

Президент Чехии Вацлав Гавел был большим интеллектуалом. Вообще, Вацлав очень любил свою страну. Как и полагается каждому президенту.  Гавел был великим человеком и политиком, который любил людей. Удивительный президент, не правда ли?! Женщин он тоже любил. А как же без женщин? Мужчина он или кто?

Леонид Ильич Брежнев обожал украшать себя звездами, золотыми, кое-какие из них были с бриллиантами.  Бывало, наденет и красуется на трибуне. И звезд у него было больше всех. А еще, - ну просто обожал ритуал братских поцелуев. Отвертеться от них было невозможно. И лобызались мужики «в засос», по-русски, по три раза, направо, налево и опять направо.

Юрий Андропов любил порядок и дисциплину. Покой и порядочек. До полного упокоения.

Первый и единственный Президент СССР Михаил Горбачев, кроме власти и денег, просто боготворил свою жену Раису Максимовну. И до сих пор боготворит. Однолюб какой, однако. А еще петь под гитару обожает. Правда, говорят злые языки, серьезно болен, и уже не до гитары ему. Так ведь возраст, как-никак. Но успел записать с Макаревичем диск с любимыми романсами Раисы Максимовны, когда ее не стало.

Еще, по словам кремлевского повара, он любил армянский коньяк, пренебрегая французским. А, может, кто слыхал, что это за легенда ходила, что на приемах в Кремле ему ставили стакан теплого молока и никаких горячительных напитков? Странно для любителя армянского коньячка…

И уж совсем по нашенски, по-простому любил поесть сало, замороженное, прямо из морозилки, тоненько нарезанное с соленым огурчиком, с кусочком ржаного хлеба.

Не все русские президенты любят водку. Так нам говорят. А вот Борис Ельцин любил водочку больше всего. Любил и точка. Ну, опять же, не считая власти и денег. И сытно закусить любил: там всякие жирные супы наваристые, бульоны с профитролями, мясную соляночку, и обязательно под водочку. А как же без нее? А никак нельзя.

Еще Борис свет Ельцин, когда был президентом, любил слушать, как поют солдаты. До слез, бывало, заслушивался. В записи, по радио. Сам в строю не шагал.
И страсть, как любил ненавидеть и мстить. Он ничего никому не спускал. И у него это прекрасно получалось.

Как и положено русскому, ВВП любит лихую езду: хоть на подлодке или «батискафе», или там на наземном транспорте, либо воздушном шаре. И журавлей! О, журавли, верней, стерхи – это просто какая-то страсть. Нет,  женщин тоже не забывает, даже очень помнит о них. Если, какая что-то там задумала, не забывает, ох не забывает. Хорошая память, просто, отменная, как и положено профессионалу-чекисту. У него все записано в ПЗУ. Кто где, с кем, куда, где, чьи деньги, нефть и пр. активы. И тихонечко на «батискафе» или подлодке, санях, стерхах подкрадется и … хвать. И в пещеры белокаменные, на Кипре….

А вот его напарник по смене, тот спортом увлекается, по-настоящему. Там всякие гантели, «блины», тренажеры и прочее хозяйство содержит в идеальном состоянии, чтобы было не стыдно перед именитыми соревнователями все продемонстрировать. Мол, смотри, Шварценнегер, мы, русские президенты, богатыри. Да, богатыри, не вы…. Это Лермонтов про американских деятелей, и, вообще, про всех нерусских…

А Жан-Бидель Бокасса , в бытность президентом Центральноафриканской республики очень любил титулы звучные, просто обожал. Так, в 1976 году Бокасса придумал себе новый титул: «император Центральной Африки, волей центральноафриканского народа, объединенного в национальную политическую партию МЕСАН». (Должна вам по секрету сказать, наш бы тоже не прочь титул какой посерьезней себе пришпондорить: там Император Всея Украины или Царь Межигорский и Донецкий, на худой конец.) Коронация новоявленного императора, Бокассы, кончно же, праздновалась с размахом. На самолетах из Франции были доставлены 7 тонн цветов, 5200 ливрей и 600 фраков и смокингов, сшитых у Кардена, 25 тысяч бутылок бургундского, 40 тысяч бутылок шампанского, 10 тысяч приборов столового серебра. Корону для императора изготовил парижский ювелир Клод Бертран, она была украшена драгоценностями, являвшимися главным достоянием государства, в том числе бриллиантом в 58 каратов. Бокасса пригласил на свое торжество президентов нескольких европейских стран и папу римского. Правда, столь высокие гости не приехали. Видимо, не любили такие пышные празднества да еще в Африке. Но зато во дворце не было недостатка в белых и черных дипломатах, бизнесменах, звездах кино….

И человечинкой побаловаться было прямо-таки страстью Бокассы. О, это его пристрастие далеко его завело. И по наследству передалось «принцу крови».

Так что по наследству не только материальные состояния передаются, но и состояния души….

…Читает вот такой отчет незадачливый какой правитель и мечтает, как бы себе такое дельце провернуть да титул высочайший сварганить….

Председатель Мао (у них в Китае президентов нет, только председатели. Были императоры, но это было так давно, что страшно вспомнить) любил переплывать через Янцзы. Широкая такая река, глубокая. А ему все по фигу. Плывет и плывет. Чуть ли ни каждый день плавал. И молодежь пристрастил. А они, хунвейбины, после жаркой работенки – там каких-то профессоров замочили или какие музеи погромили, - революция как-никак, культурная, - вот они, притомившись, плыли да еще выкрикивали “Nech zyje nasz ojcec  i ukochany Przewodnicz;cy Mao”. Ой, что это я по-польски? Они, конечно же, по-китайски кричали. До одури зачитываясь дацзыбао товарища Мао….

А польский вылез, потому как Лешека Валесу вспомнила. Тоже оригинальный был президент и борец за свободу народа польского. Из простых, из работяг, но вкус и толк в жизни знал. Как в один дворец вселился в президентстве, так никакими судами его оттуда не выселить. Власть любил и любит. И деньги. Чтобы много их было.

А вот Ганди, святой человек, любил Индию, свой народ, а на деньги ему было наплевать, хоть и мог их иметь, но был серьезным политиком. Не чета сегодняшним «борцам со справедливостью».

Ну, а украинские президенты тоже не лыком шиты.

Грушевский, председатель Украинской Центральной Рады, сам о себе говорил, что рано пристрастился к чтению, будучи лишенным детского общества, «рос среди грёз и фантазий, замкнутым в себе нелюдимом». Не очень вдохновляющий пример для подражания. Ходил о нем стишок «Лукавый, хитрый был дедок, Любил неправду и измену…». Вот. Час от часу не легче.

Советских президентов Украины президентами и назвать язык не поворачивается….

Фраза, приписываемая Михаилу Грушевскому «Беда Украины в том, что ею руководят те, кому она не нужна» как нельзя лучше подходит к любому из ее правителей. Хоть советских, хоть постсоветских. Нет Вацлавов Гавелов в этой земле. Не родит она их….

Вот уже после развала Союза первым президентом стал Леонид Кравчук, типичный совковый идеолог, хитрый, скользкий как уж. Рассказывал, что с детства любил собак, их у него было много. А еще, что любил все русское и русофобом не был. Это он о себе в интервью. А я скажу, больше всего любил интриги. Хлебом не корми, дай поинтриговать. Лиса – его кличка в народе. Хитер, ох хитер. Но до Макиавелли не дотягивает. Кишка тонка, да и образование не то. Партшкола – это вам не Европа. Да, не там и не тогда родился….


Экс-президент Украины Леонид Кучма любит в хорошей компании затянуть «Два кольори…», говорит, что любит Украину. Черта лысого, он ее любит. Как молочница дойную корову. «Дэньгы, гони дэньгы» – вот его девиз. В бытность президентом лично разъезжал по курортным местам Крыма и собирал дань с мэров. Возможно, не только Крыма. Была свидетелем, как опустел Судак: убирались лотки и палатки, закрывались магазинчики и лавочки. Один из служащих мэрии рассказал, как «папа» с  матюгами входит в ставку врага, т.е. мэрию и криком кричит: - Бабки на стол. Как потом пьяный мэр валяется в кабинете. А как же, стресс снять надо. С Данилычем шутки плохи. Еще голову прикажет оторвать. Одному уже оторвали и до сих пор не найдут никак.

Ясен пень, почему он так любит «Два кольори…» «Червоний – то любов» к бабкам, «А чориний – то журба». Не додают, падлюки. Ховают.

А как шахтеров держал у Рады голодных, безденежных, а пока их деньги прокручивал. Или вообще не отдавал. Гречку с постным маслом выдаст – и баста. Откуда, у президента голодной, нищей станы 1,5 миллиарда баксов на счету, ясно?

И вот он, равный среди равных, миллиардер, тусуется на Международном Экономическом форуме в Давосе. Любит, Данилыч покрасоваться, дать интервью вместо действующего президента.

Ну а с этим вообще, проблемы. Не любит он прессу. Ох, как не любит. Опять зададут вопрос про Юльку. А шо он им ответит? Шо он ее выпустит? Накося выкуси! Он же ЛЮБИТ ее, ДО СМЕРТИ, ее конечно, смерти. Он же не может без нее… в камере.

Он, как Бокасса от сладкой человеченки, от ее сидения взаперти просто кайфует. Бывало, прилетит на своем  вертолете за 18 миллионов баксов домой с непосильной работы или там с форума какого – и прямиком к мониторчикам: смотреть, как Юлька, словно белочка в колесе, по камере или «трехзвездочной» палате мечется, мечется. И такое у него благостное настроение, и такая благодать с небес на него сходит, как от общения со старцами на Святом Афоне или Святой Земле Иерусалимской. Он мог бы часами смотреть и смотреть на эту «белочку» в ее колесе. Да вот давеча пообещал и даже приказал выключить камеры. Но не убрать. М.б. втихаря, иногда включит, как паршиво на душе станет от страха, что вот он ее не видит в камере, а она уже на помеле вылетела из камеры – и летит к нему. И ужас берет Витька, как тогда мальца, когда бабка лупила, шо украл у нее деньги…. Страшно. Не, лучше все-таки включить камеры, как эти, западные деньги не дадут. Точно включит. И все тебе развлечения.

Никаких тебе лошадей, не ровен час, понесет. Никаких тебе сартров, камю и стендалей. Не для нашего это мальчиша-плахиша. Мозги ломать не будет. Не царское это дело. «Прикажу, и сами пусть ломают свои. А нет, хребты им всем перебью, я…ца поотбиваю, хе-хе, как Кирпе тому, покойничку. Или подстрелят их на охоте, как того разумника Кушнирика. Царь я, или кто?»

А вот вы даже себе не представляете, сколько хобби у пана Ющенко, одного из четверки украинских президентов, собравшейся как-то за круглым  столом. И антиквариат подсобрать, и украинские тарели повертеть, и пасека с «вуликами». А давеча архитектором заделался. Отель строит в украинских Альпах.

Вспомнился одесский анекдот «- Сонечка, чем вы занимаетесь? – Я архитектор. – А что вы строите? – Хожу по Дерибасовской и строю из себя целку».

Ох, тяжело быть Президентом.