Хронологические атрибуты Буслаевской Псалтири

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Хронологические атрибуты Буслаевской Псалтири. Из цикла «Классические тексты»


     В предшествующей статье о Буслаевской Псалтири была рассмотрена скрытая математическая запись Псалтири, которая, помимо прочего, содержала отдельные даты, предшествовавшие созданию книги. В предлагаемой статье рассматривается еще одна скрытая математическая запись, которая содержит даты, близкие к началу работы над Псалтирью и сопровождавшие ее завершение.
     Выявленные хронологические маркеры закодированы в четырех днях недели из шести, обозначенных на лл. 218 (понедельник), 223 (вторник), 232 (среда), 238 (четверг), 247 (пятница), 253 (суббота); кодировка охватывает дни со вторника по пятницу, в нее включены даты служб этих дней и номера листов псалтири. Все шесть дней обозначены вертикально записанными названиями дней недели, размещенными в верхней части листа, с которого начинаются тексты дня*. 
     На первый день поля кодировки вторник приходятся Правило молебное к Пресвятой Богородице и Канон радостен Пресвятой Богородице, за которыми подразумевается праздник  Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый 8 сентября по ст. ст. 
     На второй день поля кодировки среду приходится Канон преподобному Антонию, за которым подразумевается день памяти преподобного Антония Великого, 17 января по ст. ст.
     На третий день, четверг, приходятся стихиры на преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. День его памяти, 26 сентября по ст. ст., указан отчасти над заставкой (26-е число со смещенной последовательностью цифр: 62), отчасти (название месяца) под заставкой, в заголовке текста.
     На четвертый день, пятницу, приходится Канон Честному и Животворящему Кресту, праздник которого обозначен так же, как в предшествующем случае,  над заставкой (число месяца, 14-е) и под заставкой («месяца септевря»). В отличие от других дней, пятница указана в поле кодировки дважды: вдобавок к основной репрезентации на л. 247 она прописана также на л. 245 об со стихирами избранными святым (первый из них — свм. Евстафий).
     Все репрезентованные под днями недели праздники на самом деле не переходящие, то есть они отмечаются ежегодно в один и тот же день месяца, но в разные дни недели. Почти вся неделя, репрезентованная составителями на лл. 218-257, является условной конструкцией, исключение из нее составляет лишь суббота с ее «Каноном отцам преподобным» (память Всех отцов преподобных отмечается в субботу Сырной седмицы)**. Маркировка не переходящих праздников днями недели подчинена сугубо энигматическим целям: в связи с текстами вторника и среды ввод дня (календарной маркировки) в поле текста подсказывает существование связи текстов с праздниками, прямо не указанными; в целом же календарная разверстка праздников позволила составителям сгруппировать праздники в последовательности, подчиненной задачам кодировки скрытых смыслов.
    В соответствии с последним замыслом листы с обозначениями вторника и среды (223 и 232) и листы с обозначениями четверга и пятницы (238 и 247) образовали две пары с одинаковыми конечными значениями чисел, обозначающих номера листов: 7 (2+2+3 и 2+3+2) и 4 (2+3+8=13;4) и (2+4+7=13;4), но второй номер каждой пары отделен от первого разницей между числами в 9 единиц: 232-223=9, 247-238=9. Две девятки, как будет видно из дальнейшего изложения, войдут в важное коррелятивное сопряжение с одной из дат скрытой хронологической проекции. Семерка и четверка в первой проекции маркируют неделю и четыре дня недели, задействованных в энигматических преобразованиях (о второй - ниже). Наиболее важная функция связки между праздниками и днями недели является датообразовательной: сочетание дня недели и числа месяца позволяет обозначить (и выявить) замаскированную дату внутри приблизительно обозначенного другими средствами хронологического отрезка.
     Чрезвычайное значение в механизме и итоге преобразований имеет будто бы ошибочная запись числа 26 как числа 62. В ошибочность этой записи, зафиксированной крупными буквами на верхнем краю листа над заставкой, трудно поверить, весь написанный текст тщательно проверялся писцами и составителями***. Мнимая ошибка, на мой взгляд, маркирует наличие скрытых смыслов в контексте, а «неправильное» расположение цифр маркирует границы наиболее важного для составителей хронологического отрезка (об этом ниже). Кроме того, число 26 и число 62 в равной степени родственны имени Иоанн с его конечным числовым значением, равным 8 (с числа 26-62 начинается заголовок текста стихир на преставление Иоанна Богослова).
     В предшествующей статье о Псалтири я писал, что в скрытом тексте книги упоминается книга фламандского математика Симона Стевина «Десятая», опубликованная в 1585 г.**** Соответственно, Псалтирь составлена после 1585 г. Поскольку, в скрытом тексте упоминается — в негативном ключе - также Борис Годунов*****, допустимо полагать, что Псалтирь составлена до смерти Годунова в апреле 1605 г. Таким образом, реестр подразумеваемых в «недельных» записях дат находится между 1585 и 1605 гг., то есть в отрезке 1586-1604 гг. Сочетание календарных показателей первого дня «8 сентября (юлианского стиля), приходящееся на вторник»  обнаруживается в этом отрезке в 1586, 1590 и 1601 гг., второго дня «17 января (юлианского стиля), приходящееся на среду» - в 1588, 1593 и 1599 гг., третьего дня «26 сентября (юлианского стиля), приходящееся на четверг» - в 1588 и 1594 гг., четвертого дня «14 сентября (юлианского стиля), приходящееся на пятницу» - в 1593, 1599 и 1604 гг.******.
     Из представленных дат составители особо выделили 1593-й, 1599 и 1604-й годы, последние два года взяты в паре. 1593-й год выделен ими в рамках четвертого дня, пятницы, в вертикальной записи, обозначающей день недели: «пяток» (возле правого нижнего угла заставки). Здесь авторы записи вписали в ее конструкцию вторую букву «п» и выделили ее, сделав ее линии более широкими, чем у других букв. Вторая особенность этой конструкции — наличие косой линии, поднимающейся от нижней части буквы «п» слова «пяток» и напоминающей, благодаря загибу внутрь в верхней части и наличию соединенной с ней вертикали буквы «п», распространенное написание правой линии латинской буквы «v». Думается, «жирная» буква «п» рассматриваемой записи является первой буквой слова «патриарх», на присутствие которого в записи указывает также буква «а», пересекающая левую вертикаль буквы «п» слова «пяток» (она же буква «к»), и буква «р», примыкающая к левой вертикали буквы «п» и смыкающаяся с левой половиной буквы «омега»; вместе с буквой «т» слова «пяток» перечисленные графемы образуют формант «патр».  Косая линия, примыкающая к букве «п» слова «пяток»,  образует вместе с правой вертикальной линией буквы «п» графему латинского числа «V». Две репрезентуемые здесь смысловые единицы «патриарх» и «V» в сочетании с 1593-м годом, входящим в число хронологических проекций пятницы, напоминают, на мой взгляд, о решении Константинопольского собора 1593 г. о закреплении за патриархом РПЦ Иовом (и его преемниками) пятого места в пентакратии глав православных церквей мира (при исключенном из пентакратии римском папе)*******.
    Годы 1599 и 1604, также входящие в поле хронологических проекций пятницы, объединены друг с другом еще и при посредстве упоминавшегося выше «ошибочного» числа 62: конечное числовое значение цифрового ряда 1599 равно 6 (1+5+9+9=24;6), то же значение ряда 1604 равно 2  (1+6+0+4=11;2). Допустимо твердо полагать, что таким образом составители Псалтири обозначили годы работы над книгой.  Упоминавшиеся выше две девятки недельной конструкции находятся в коррелятивной связи с двумя девятками даты 1599-й год и призваны подкрепить правильность исчисления даты. Семерки и четверки двух пар листов 223 и 232, 238 и 247 при сложении отдельно взятой семерки и отдельно взятой четверки образуют число 11 с конечным значением 2, та же конечная суммы 2 с промежуточным 11 получится при сложении чисел даты 1604-й год.

     О записи на л. 202, в которой упоминаются великие князья и самодержцы Иван Васильевич и Иван Иванович. Общее мнение об этой записи таково, что в ней упоминаются великий князь Иван III и его сын Иван Молодой. Но запись до сих пор остается прочитанной не до конца, в правой ее части есть довольно большой фрагмент, который остается не прочитанным и в котором содержится информация, смещающая дату создания Псалтири к годуновскому времени (разбор этой записи будет представлен позже, вместе с оценкой «филигранной» датировки Псалтири). Сегодня же уместно заметить, что в русской истории был еще один, после Ивана III, великий князь Иван Васильевич (он же безусловный самодержец), имевший сына-наследника Ивана Ивановича, это Иван Грозный. 

     О греческой, с ошибками, записи на л. 283, где будто бы фиксируются две даты работы над Псалтирью в XV в. Первая дата прочитывается как год 6938-й, декабря 1 (от сотворения мира, по юлианскому календарю) или год 1429-й, декабря 1, вторая читается различно, в последней попытке прочтения Д. А. Морозовым -  год1487-й, 2 октября********. Все авторы, толкующие эти даты, отмечают неправильное написание буквы-числа «зело» в первой дате (завершения работы), неправильное написание первой, второй («сампа») и последней букв-чисел во второй дате (начала работы)*********. На  мой взгляд, прежде чем толковать о том, какие числа могут скрываться за «неправильно» написанными буквами-числами, исследователь должен ответить на два очень простых вопроса: зачем писцу понадобилось одни и те же числа двух дат (первые три числа) кратчайшей записи написать радикально разными способами и зачем ему понадобилось во второй дате создавать лигатуры (совмещение букв, в данном случае для получения одного числа), - случай беспрецедентный и, собственно, бессмысленный, исключающий прочтение дат?  Думаю, вместо разгадывания заведомой абракадабры, созданной для отвода глаз, исследователям стоило бы задуматься над двумя именами, содержащимися в записи: святого Дмитрия, небесного патрона писца Игнатия, и самого Игнатия. За святым Дмитрием, вероятно, следует видеть святого великомученика Дмитрия Солунского, небесного патрона невинно убиенного Борисом Годуновым царевича Дмитрия (соответственно, 2 октября, упоминаемое в записи, - трансформированная форма обозначения 29 октября, дня рождения царевича по григорианскому календарю: 29;11;2). За именем Игнатий может скрываться иронический выпад в адрес будущего патриарха Игнатия, выходца из Греции, угодившего в начале своей карьеры в России (1595 г.) Борису Годунову, позже — Лжедмитрию I, при котором и был избран патриархом. Вероятность существования такого смысла усиливается тем обстоятельством, что первая буква имени Игнатий в Псалтири прописана в форме кириллического «И» вместо должного греческого «I» (патриарх или лжепатриарх прописывал свое имя в русских текстах с первоначальным «И»)**********.
     Не исключено также, что упоминание «декабря», «десятого» месяца, подразумевает Бориса Годунова: в фамилии «Годунов» формант «ун» в переводе с татарского означает «десять», предшествующий формант «год» с календарным, то есть числовым значением, остается при энигматическом осмыслении фамилии в пределах русского языка и предупреждает о числовом свойстве форманта «ун». Вероятность связки между «ун» и «десять» обусловлена не только татарским происхождением рода Годуновых, но и широким употреблением татарских слов в русских средневековых текстах, включая переписку Ивана Грозного с псевдоКурбским***********. Уместно предположить, в связи с некалендарным чтением «декабря», что двукратное написание пятницы в поле недельной энигматической конструкции воспроизводит число 10 и актуализирует фамилию Годунов. 

* К этим шести дням примыкает воскресенье, обозначенное заголовком воскресных тропарей на листе 273, без отдельного именования дня недели.
** Канон молебный к Пресвятой Богородице (творение Феостирикта) и Канон ангелу хранителю, размещенные в поле понедельника, не имеют единичной хронологической локализации.
*** В частности, пропущенные писцом слова и фрагменты слов вынесены на поле текста.
**** Сагит Фаизов Скрытая математическая запись в Буслаевской Псалтири. Из цикла «Классические тексты» // http://sagitfaizov.livejournal.com/86846.html
***** Тема Бориса Годунова (и его жертв) частично рассматривается в конце данной статьи, не освещенные в ней феномены присутствия Годунова и примет его времени в скрытом тексте Псалтири будут репрезентованы в отдельной статье.
****** Расчеты осуществлены с помощью календарного калькулятора http://planetcalc.ru/79/
******* Патриаршество в России было учреждено в 1589 г. в ходе миссии  Константинопольского патриарха Иеремии II.
******** Морозов, Д.А. «Каллиграфические загадки» Буслаевской псалтири: взгляд с Востока // Россия и Христианский Восток. Вып. II-III. Москва, 2004. С. 82-97.
********* Прочтение рядом исследователей второй буквы-числа первой  даты как «сампи» автору этих строк представляется также сомнительным, представленная там псевдографема, скорее, являет собой образец пиктографии.
**********   См. о нем: Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Кн. IV. Москва, 1960. С. 428-429, 457, 655; в сети: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Игнатий {патриарх Московский}).
*********** См., в частности, переписку: Сагит Фаизов Переписка Ивана Грозного с группой польских авторов («кн. Курбским») // http://sagitfaizov.livejournal.com/24358.html (первая часть); http://sagitfaizov.livejournal.com/24693.html (вторая част