Исповедь украинца и комментарии к ней одного еврея

Давид Погребиский
: Исповедь украинца
Шарий Анатолий Анатольевич (р.1978), украинский журналист. Публицист.
 
 «Еврей».
Какие мысли рождаются у вас в голове при этом слове? Никаких? Но что-то щелкает в мозгу, да? Переключатель какой–то срабатывает. Дискомфортно становится на секунду. При слове «белорус» ведь не происходит такого? Как и при слове «молдаванин» и даже «цыган». А при этом волшебном слове девять украинцев из десяти вздрогнут и поднимут глаза. Обычно обывателями это слово произносится как-то шепотом, особенно если разговор идет о ком-то знакомом – «а ты знаешь, ведь он (шепотом) ЕВРЕЙ”. Я вспоминаю свое детство. Не помню, где я первый раз услышал (подслушал) про эту национальность, но однажды подошел к маме и спросил ее: „Мама, а Брежнев – еврей?” Помню, как она на меня посмотрела. Шел 1981 год… Потом мой брат, человек абсолютно не злой, кормил голубей и отгонял от хлебных крошек воробьев. Отгонял со словами „ну, налетели, ЕВРЕИ”. Я полагаю, что у многих людей отношение к людям этой национальности формируется еще с детства, впитывается если не с молоком матери, то с манной кашей – точно.
Написано очень много книг по „еврейскому вопросу”, из поколения в поколение передаются рассказы про „хитрых евреев, мешающих нам жить”… Так что же это за нация такая страшная? Зачем жить мешают, воздух отравляют? Кто они такие? Хотя, повторяю, написано уже слишком много, а я хочу высказать свое предположение по поводу того, почему мой любимый украинский народ так не любит прекрасный еврейский народ. «И сотворил Бог человека». Противники божественного сотворения Земли часто задают вопрос, способный, по их мнению, выбить почву из-под ног любого верующего: „А откуда негры взялись, если Адам белым был?”. Ну, во–первых, я не припоминаю описания цвета кожи Адама, а во–вторых, КТО СКАЗАЛ, ЧТО БОГ СОТВОРИЛ ВСЕХ ЛЮДЕЙ? Хотите считать своими предками обезьян – считайте! А насчет евреев в Библии сказано четко – народ Божий. Ну, это для тех, кто не считает Библию просто занимательной книжицей.
Откуда взялась эта чудовищная ненависть к евреям у моих братьев – православных? От неграмотности? Или извечного поиска виновных в своем бедственном положении? Или от глубоко, напрочь въевшегося ментального „хай і у них все буде погано, якщо у мене погано?” Да, что есть, то есть – я лично ни одного бедного еврея не видел. Умеют работать люди. „Та вони ж хитрі які!” А в чем, собственно, хитрость? В том, чтобы не пропить скопом заработанные деньги? Не упасть, пьяному, лицом в грязь на улице, а отнести деньги семье? В том ли эта сакраментальная „хитрость” заключается, что еврей не пройдет мимо заработка, посчитав, что ему не „по масти” этим заниматься?
В начале прошлого века все больше евреев, которых страна, носившая в то время название Российская Империя, ненавидела лютой ненавистью, всячески ограничивала в правах и убивала, устраивая погромы, решались на то, чтобы плыть в Америку. Зачастую это „путешествие” занимало 14-17 дней. Чаще всего – в нижнем отделении корабля, находившемся ниже уровня воды и неотапливаемом. С детьми. В сырости и холоде. При перезагруженности корабля в 2-3 раза. С узелками, бросив все накопленное на растерзание героев – казаков, все «геройство» которых сводилось к тому, чтобы опьяненными безнаказанностью и всячески поддерживаемыми властью на всех уровнях разорять и убивать ни в чем не повинных беззащитных людей, евреи плыли к мечте. Те, кто уехали раньше, в редких письмах домой описывали страну, в которой к ним относились как к людям, а не как к скотам…
Так вот, те, кто выдержал плавание и попал на берег Америки, поселялись в гетто. Жили по три семьи в одной крошечной комнате. И работали. Много и тяжело. Это поколение подарило Америке множество врачей, прекрасных юристов, бизнесменов и ученых. Вопреки логике, ВСЕ жители еврейского гетто впоследствии становились на ноги и находили себя в жизни. Единственное сравнение, которое приходит на ум – „птица-феникс”…
Что еще так не нравится моему прекрасному народу в этой нации? То, как у евреев тесны родственные и вообще семейные связи? Ну да, оставить ребенка в роддоме для еврейской мамы, как и для папы, представляется невозможным, абсолютно безумным поступком. В еврейских семьях почитают старших, супруги как ни в какой еще нации сильно привязаны друг к другу и к детям. И если ребенок – любимое чадо для любого папы и мамы, в еврейских семьях ребенок – просто неоценимое сокровище! Здесь следят за каждой “стрункой” этого маленького человечка, за каждым его шагом. А он – этот человечек – когда вырастет, повзрослеет, создаст свою семью – будет так же точно любить свое чадо. И это многим непонятно. Ну да, дикость в наше время…
Насчет „евреев–обманщиков” и „нечестных евреев”. Во все времена жили евреи, шедшие путем правды. Вот почему еврей, по словам А. Горького, “всегда был тем маяком, на котором гордо и высоко разгорался над всем миром неослабный протест против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества”. “И как же, в самом деле, этот могучий голос любви к истине мог не возбуждать ненависти тех, кто строит себе хоромы из лжи и обмана на фундаменте насилия и преступления?” – резонно спрашивает А. Горький в статье “Еврейский вопрос”. Злы ли евреи? Кто так считает, пусть попробует показать им, что он их друг. Настоящий друг. Результат, уверен, не заставит себя долго ждать. Той, прежней, осторожности как ни бывало. Оказывается, что евреи – это добрые и отзывчивые люди.
А откуда же это недоверие в общении? Таков результат многолетних скитаний по миру, недоброго, а порой и чудовищно жестокого обращения с ними. Сколько их обижали (и это ох как мягко сказано!) христиане, которые, согласно Библии, должны были нести в мир только любовь! И вообще, как можно было вот так относиться к евреям, ведь первые христиане, и главное, сам Иисус (!) были евреями?!! Пойду, скажу какому–нибудь «святому отцу – батюшке» в канун Рождества, так еще и по шее получу…
В одном классе со мной учились два паренька-еврея. Я их обижал и задевал. Нормальные были ребята. А я „цеплял” их по любому поводу и без повода. Просто потому, что евреи. И Максим, и Глебка вот уже как 14 лет живут в Калифорнии. Я пытался с ними связаться неоднократно. Чтобы извиниться. За свое свинство и глупость. Кстати, к слову о „жадных евреях”. У Глебки дома жила целая свора беспородных собак. Он, как и его родители, не мог пройти на улице мимо скулящего комочка, обреченного на голодную или холодную смерть. Так вот они, эти самые „жадные евреи”, оплатили далеко не дешевый перелет всех семерых песиков. Очень дорогой перелет. Мы все тогда посчитали это безумием…
„Еврей” – в переводе с арамейского „освобожденный”. То есть люди, сбросившие с себя иго чьего–то там гнета (египетского или узбекского – не имеет значения), могут именоваться евреями. Я сбросил с себя тяжеленное ярмо нелюбви к этой нации. Таким образом, я – еврей, да еще какой! Я долго копался в себе, очень много общался с евреями, пытаясь понять их. Я их не понял. Но полюбил всем сердцем! Я люблю эту нацию. Люблю за неиссякаемую энергию, кипящую в ней, вечную жизненную силу, способность находить выход даже из самых-самых тупиковых ситуаций. Евреи, как яблоня: какие бы ни были непогоды, она каждый год дарит нам спелые плоды. Как солнце, которое согревает нас своими лучами. Как маленький ручеек, который все бежит и бежит куда-то…
Я люблю поэзию этого народа, восхищаюсь его остроумием, часами могу слушать его песни, прекрасные, то безудержно веселые, то бесконечно грустные… Я каюсь в том, что очень сильно заблуждался, я каюсь за свою ограниченность в набившем оскомину „еврейском вопросе”, я прошу прощения за притеснения, хамство, а порой за элементарное жлобство своего народа по отношению к прекрасному народу – ЕВРЕЯМ. Шалом вам, братья. Мазл тов, дорогие…
(Сокращённый вариант статьи ”Евреям, с любовью…”. Опубликовано в Женском  Журнале  myJane.ru,  15.08.2010.)
 





 И Комментарии к ней одного еврея
Погребиский  Давид  Мойсеевич (р.1940), кандидат технических наук.
 
«Украинцы».

Какие мысли рождаются у вас в голове при этом слове? У меня лично ничего не щёлкает в мозгу, но появляется галерея разнообразных, часто противоположных друг другу, людей. Они возникают на фоне аккуратных, окружённые зеленью хат, обжитых квартир, щедрых застолий - с водкой или самогонкой, с разнообразной снедью и, непременно, с салом. И сразу вспоминаются изумительные по красоте украинские песни, многие из которых я до сих пор помню и которые нередко доводят до слёз.
 Или я вспоминаю учительницу украинского языка - в тогда ещё мужской школе - Надiю Онуфрiефну (фамилию, увы, забыл), в которую я, когда возраст мой едва перевалил за десятилетний, был просто по уши влюблён. Она была невысокого роста, с естественной косой в волосах (более натуральной, чем у нашумевшей в современной политике Юлии Тимошенко), c тёплой улыбкой и искрящимися голубыми глазами. Помню, как однажды я, читая стихотворение и невольно, используя мальчишеские шалости, под оглушительный хохот класса произнёс: “ Якби ви знали паничi, що люди роблять у ночi” - вместо “плачуть живучi”,  готов был немедленно провалиться сквозь землю. Но учительница мягко поправила, приободрила меня и несомненно спасла от публичного позора.
Я уже писал о преподавателе математики, который расплакался, когда узнал, что я получил двойку по математике на вступительных экзаменах в институт пищевой промышленности. Это был Макар Антонович, как говорится,  “щырый украинец”, с большими чёрными усами, но не в шароварах и расшитой украинским орнаментом рубахе, а в строгом, аккуратном костюме, в тщательно выглаженной рубашке и всегда при галстуке.
В противоположность этим учителям была Ганна Евген’евна Турчина (извините за отсутствие необходимых украинских букв) – преподаватель украинских языка и литературы, автор школьного учебника по последней дисциплине. У неё я, по её собственным словам, был лучшим учеником. По крайней мере, в своём выпускном классе я получал чаще других отличные оценки на её уроках и особенно – по украинским сочинениям. Тем не менее, в аттестате зрелости у меня оказались две четвёрки  по предметам Турчиной и, не без её участия, - одна четвёрка по русскому языку (Анна Евгеньевна возглавляла аттестационную комиссию при оценке сочинений по русским литературе и языку). Правда, не исключено, что не одна Турчина проставляла оценки...
Чтобы закончить со школьными воспоминаниями, упомяну ешё о сооученике 3-4 классов, некоем Иваненко. Помню, он кричал мне “жид”, а я бежал за ним и бил его по спине. И при этом никто из наших соучеников не вмешивался: не было ни одобрения, ни осуждения...
Мы жили в Киеве в коммунальной квартире, напротив нас была семья Янченко с тремя детьми – сверстниками меня и моей сестры. Бабушка этих детей нередко нас всех вместе подкармливала, что иногда делала и моя мама. Помню, мы купили книгу стихов Л.Квитко и с упоением читали баллады о Сталине, Ворошилове и стихи о еврейском мальчике Лемеле (в блестящих переводах Маршака и других известных литераторов). Правда, позже отношения между нашими семьями осложнились, особенно после смерти упомянутой бабушки и споров за обладание освободившейся в квартире комнаты.

В своих воспоминаниях о временах эвакуации (www.lost-childhood.com/shkola.../david-pogrebiskiy.html)  я упоминал Христофора Антоновича, благодаря советам которого наша семья бежала из Киева и не попала в Бабий яр. В них же сказано, что моего двоюродного брата и почти ровесника спасла от аналогичного яра какая-то местная женщина. Более того, семья безвестных украинцев около года укрывала от фашистов моих дедушку и бабушку, которые к сожалению, всё же погибли вместе со своими спасителями. На них донёс местный полицай – скорее всего тоже украинец. И таковых, к сожалению, было много больше, чем спасителей евреев – праведников мира – как они сейчас именуются.
Когда я учился в Брянском институте транспортного машиностроения, мне пришлось лишь однажды почувствовать неприязненное отношение (с национальным оттенком)  к себе со стороны согруппника Тарасенко. Он издевательки подтрунивал якобы над моими борцовскими способностями, пока я его безо всяких предосторожностей броском через себя уложил на не очень чистые тренировочные маты в институтском спортзале.
После учёбы я работал на Тульском оружейном заводе, откуда получил перенаправление на киевские предприятия, но прописывать меня туда, откуда я уезжал на учёбу, не захотели. Комментируя мою положительную характеристику с прежнего места работы, антисемитски настроенные работники Киевского горсовета говорили: “Это так написано, чтобы избавиться от Вас”. Только вмешательство министерств и прокуратуры смогли мне помочь, и то после 9 месяцев изнурительных ходатайств и борьбы.
Работая в Институте им. Е.О. Патона, мне приходилось часто бывать в городе Днепродзержинске,  где было с нуля создано уникальные оборудование по изготовлению цельносварных фильтров для получения сверхчистого водорода и изготовлены их первые образцы. Со мной плотно работали руководитель группы Анатолий Крыжненко и двое его подчинённых - Евгений Сердюк и Анатолий Гулак. За многие месяцы совместной работы мы научились не только создавать новое, но и отдыхать. Балагур и покоритель женских сердец Крыжненко доставал дефицитные комплектующие и очень редкие материалы самым невероятным образом, отмечая при этом: “Там, где хохол прошёл, там еврею делать нечего!”. А мастер на все руки Сердюк лишь однажды, после неумеренной выпивки и застолья – по случаю какой-то редкой но существенной неудачи в  нашей работе - откровенно сказал: “ Я здесь, на этой земле, хозяин, а не ты, Давид Мойсеевич...”.
В семидесятые годы мы часто отдыхали с детьми в с. Макалевичи Житомирской области, при этом как бы окунаясь в хлебосольный украинский мир, наслаждаясь природой, грибами, молочными изделиями, приготовленными в сельской печи борщами и другими явствами. Не обходилось без вечерних поседелок у костра с украинскими песнями. На темы межнациональных отношений ни разу не беседовали, хотя, как говорится, самогон всегда развязывает языки.
Когда после аварии на Чернобыльской АЭС мы несколько лет ездили с маленьким сыном в Полтавскую область (Новые Санжары, Полтава, Лубны), мне приходилось часто общаться с местными жителями. В благодарность за несложную починку телевизора, холодильника или какие-то простые ремонтные работы мне всегда давали свежие овощи и фрукты. При обычном общении никогда не было проявлений национальной неприязни.
В 2007 году я посетил Киевский гоударственный университет, где завёл речь о выдаче дубликата красного диплома одной женщине, закончившей это учебное заведение около четверти века того назад. Разговор шёл на украинском языке и поначалу склонялся к положительному решению. Но, как только стало понятно, что женщина живёт в Иерусалиме, лица двух моих собеседниц, одна из которых являлась заместителем ректора университета, стали необычно хмурыми, и вопрос зашёл в бесповоротный тупик. Названная мною причина такой реакции  - упомянутая выше неприязнь - даже не пыталась подвергнуться отрицанию.
Резюмируя, можно в общем согласиться с исповедью уважаемого А.А. Шария. Я тоже люблю украинские песни, до сих пор помню многие стихи Шевченко, Франко и даже фрагменты из оперных арий.У меня немало друзей из Украины, но ситуация в отношениях между украинцами и евреями непростая. Когда-то многие евреи возглавляли пролетарскую революцию, насаждали коллективизацию... Потом они подвергались геноциду немецкими фашистами, который был поддержан большей частью населения Украины. Но всегда были прогрессивные деятели и простые люди этой страны, которые боролись за национальное равенство и справедливость. 
Я  надеюсь, что нынешнее поколение Украины сможет преодолеть пережитки прошлого и в нём всё больше и больше будут преобладать такие люди, как уважаемый Анатолий Анатольевич Шарий. В свою очередь, те, кто вырос на украинской земле и культуре, но живёт сейчас в Израиле,  не сможет забыть всё то положительное, что было ими приобретено ранее. Будем надеяться и приложим все усилия, чтобы отношения между Израилем и Украиной были всё более добрососедскими на благо их дружеских народов!   (2011 год)