Психология религиозного фанатика

Анна Николаевна Айвазова
Фанатик - это глухой как пень оратор (Халиль Джебран)




Там, где нет знания, полученного через непосредственный опыт, происходят ожесточенные и - самое главное - бесполезные сражения идей - битвы и диспуты представителей разных религий.

В то же время, без той или иной системы верований и убеждений (не исключая и атеистических) человек оказывается в этой жизни как путник без компаса в непроходимом лесу, полном опасностей, когда непонятно даже в каком направлении двигаться и за что ухватиться. 

Можно и даже нужно придерживаться той или иной системы воззрений. Главное - не стать ею одержимым. Она должна помогать жить и двигаться вперед, как компас, а не стать предметом зацикленности.
Было бы абсурдно целыми днями разговаривать про какой-то там компас, и тем более доказывать другим, что он у тебя самый правильный...

Абсурдно-то абсурдно, но для некоторых это не очевидно.
Так человек становится религиозным фанатиком.

Опишем основные черты религиозного фанатика.


- Синдром ретранслятора -
 
Главная проблема фанатика в том, что он перестает думать рационально и логически. Он просто утрачивает способность здраво рассуждать, и вместо обычных человеческих рассуждений из его уст постоянно льются цитаты из "священных писаний" или иных религиозных изданий. Это похоже на заезженную пластинку, которую невозможно выключить. Такой человек становится ходячим ретранслятором учения своей религии. При этом он сам относится без малейшей критики к тому, что пишут в религиозной литературе, а многие из них даже не удосуживаются полностью изучить - а тем более осмыслить - священные книги, которые так часто цитируют, бездумно повторяя расхожие фразы за другими. Если это православное [мусульманское... - подставить любую нужную религию] - значит истинное, значит так и есть на самом деле.


- Кто не с нами - тот против нас -
 
Для мышления фанатиков характерно деление людей и явлений на черное и белое. У них в голове чётко прописана простая формула:  "Моя религия - добро, любовь, свет; другая религия - зло, от дьявола".  Исходя из этой формулы, происходит деление людей на "друзей" и "врагов". Друзьями, естественно, являются люди его же религии, а врагами - все остальные, включая неверующих. Образ врага постоянно очерняется, доходя до откровенного абсурда. Фанатики просто не способны увидеть никакие положительные стороны в иноверце, каким бы замечательным на самом деле этот человек ни был. С другой стороны, своих единоверцев они идеализируют настолько, что могут не замечать их отрицательных сторон или даже подвох с их стороны.

- Черно-белое мышление распространяется и на различные явления -
 
На любые предложения - к примеру - попить лекарственные травы или использовать эффективный  метод народной медицины, фанатики заявляют, что это колдовство и это от дьявола. Служителями дьявола он также объявляет психологов и психотерапевтов, ибо "душу исцелить может только Бог".

- Делай как я -
 
Фанатикам неуютно и тревожно, если рядом с ним находятся люди, верящие во что-то отличное от его веры. И самоуспокоения ради, для собственного же комфорта, фанатики начинают навязчивую миссионерскую деятельность по "обращению заблудшего ко свету Истины".

- Носитель абсолютной истины" и "спасатель заблудших" -

То что эта "истина" является таковой только для фанатиков, их обычно не смущает, так как они ощущают себя носителем "абсолютной истины", обязанными донести ее до каждого.
Внимание фанатиков постоянно обращено на окружающих. Вместо того, чтобы работать над собственной душой, они мнят себя спасателями заблудших и учителями невежественных. Они постоянно делают замечания окружающим, тычут их носом, читают мораль и требует от них, чтобы они выполняли предписания их религии. Они попросту не понимают, что другим их религия может быть просто безразлична. Неудивительно, что со стороны иноверцев фанатики нередко получают закономерный отпор, их попросту ставят на место, прося "не лезть со своим уставом в чужой монастырь".

- Не хочешь - заставим! -

В ответ на отпор иноверца, фанатики еще больше убеждаются в его "бедственном" состоянии, заявляя, что он [якобы] одержим злыми духами, раз не хочет слышать "слово истины". Подобное "несчастье" приводит к тому, что фанатики начинают даже молиться своему богу за несчастного иноверца как за "болящего", засовывать в его вещи свою религиозную атрибутику (например, кресты, иконы, молитвы на бумаге), разбрызгивать в его жилище или тайком подливать в его пищу святую воду, и т.д.

- Чем больше, тем лучше -
 
Фанатики дотошно соблюдают все без исключения каноны своей религии. У них в доме обычно огромное множество религиозной атрибутики. Им кажется, что чем ее больше, тем они более защищены от сил зла. У них в доме обычно огромное множество религиозной атрибутики - икон, свечей, книг. Количество икон может достигать баснословных количеств - например, нескольких сотен, при этом среди них множество одинаковых. Но фанатика это не заботит - ему кажется, что чем больше икон, тем более он защищен от сил зла.
Количеству его книг также можно позавидовать - их хватило бы на целую церковную лавку. Несмотря на то, что многие из них прочитаны, тем не менее сей факт, к сожалению, нисколько не прибавляет духовности такому человеку... всё благочестие так и остается на бумаге.

- Мания преследования -
 
Фанатики очень боятся колдовства. Им может постоянно мерещиться, что другие хотят навести на них порчу или наслать злых духов. Этот страх заставляет их еще больше молиться, хотя во многих случаях количество ежедневного времени, посвященного посещению храма и домашним молитвам, уже и так превышает все возможные пределы. Некоторые, наиболее "набожные", считают своей обязанностью посещать храм каждый день.

- Беседовать - бесполезно -

Человек иной религии вызывает у фанатика настороженность, которая, ища разрядки, может вылиться:
- либо в разрыв контакта ("нам с вами общаться запрещено");
- либо в начало проповедей для обращения "заблудшего" иноверца.
Третьего варианта для фанатика не дано. Он просто не способен на конструктивный диалог с представителем иной религии.

При попытке иноверца поговорить с ним на темы духовного, у фанатика сразу же включается "ретранслятор" и отключается здравый смысл. Самый лучший выход - вообще не начинать с фанатиком разговоров о религии.

В общении фанатик использует множество недопустимых приемов спора, среди которых:

а) доказательство догмата через догмат.
Это ничто иное, как логическое обоснование одного недоказуемого тезиса через другой недоказуемый тезис. Таких тезисов множество, они замкнуты в некий псевдо-логический круг, где все они якобы обосновывают друг друга, а на самом деле ни один из них не является доказуемым, представляя собой просто предмет веры. Например: Бог создал всё из ничего (тезис А) - Но Бог же дух, как он может создать физическое, если он сам не физический! - Но он же всемогущий! (Тезис Б). Тезис А псевдо-обосновывается при помощи тезиса Б, при этом и А и Б являются ничем иным как предметом веры, догматами.

б) отсылка к "богодухновенному писанию"и авторитету бога.
Фанатик как правило сам уверен в богодухновенности этого писания, он просто не в курсе об истории написания "священной книги" множеством разных людей и о том что она писалась и заимствовалась из различных мифологий других народов, порой очень сильно искажая первоисточники.

в) переход на обсуждение личности собеседника.
Сюда входят унижения, оскорбления, в частности происходит обвинение собеседника в глупости, неспособности понять написанное, неспособности понять то, что ему объясняют. Он относится к собеседнику как к "заблудшей овце", у которой неправильное мировоззрение и которую срочно нужно "спасти, привести к Истинной вере". Возможны также обвинения в ненормальности или "одержимости бесами", которые-де и мешают понимать объяснения.

г) самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности.
Говорится, что "мы знаем Истину", "сам бог открыл нам", "наша вера это Истина", "только мы знаем как правильно".

д) черный пиар другим религиям.
Другие религии и мировоззрения намеренно очерняются как "бесовские", "сатанинские", "дьявольские", их жрецы и последователи объявляются "колдунами" и "ведьмами", которые якобы наносят людям вред. Сюда же относятся и передергивания учений других религий, приписывание им того, что в них нет (например, утверждения что "нирвана - это смерть" или что "просветленные - это такие безразличные, равнодушные ко всем люди").

е) псевдо-тождества,
такие как "Наша вера = добро, свет, бог, Истина".

ж) словесные запугивания иноверца.
Если все предыдущие способы не помогли, фанатик переходит к более радикальным способам. В их числе - запугивания: искусственное вызывание страха у иноверца. Запугивает фанатик как правило "божьим гневом", "божьим судом", "вечными адскими муками души", болезнями, смертью. Всё это якобы случится к иноверцем, если он срочно не примет веру, которую исповедует фанатик. Он также может обвинить собеседника в "богохульстве". Крайней степенью словесного запугивания являются выкрикивания проклятий.

з) применение силы.
Этот метод нам хорошо известен из истории крещения Руси... к сожалению, бывают трагические случаи и в наши дни, когда фанатики например могут схватить иноверца и насильно потащить в храм, как мешок с картошкой... обосновывая это тем что "он одержимый бесами, поэтому в церковь не идет, и мы должны ему помочь". Иноверец упирается руками и ногами, кричит, что они не имеют права так делать, но фанатики воспринимают его крики как дополнительные свидетельства его одержимости и продолжают насилие... (из жизни).

и) убийство иноверцев, терроризм.
без комментариев.

***

Почему человек становится религиозным фанатиком?

Как бы это парадоксально ни прозвучало - из-за низкой самооценки. Такие люди, в своем большинстве, - это люди, перенесшие глубокие психологические травмы, которые сильно подорвали их веру в себя самих.

Начиная исповедовать какую-то религию, такой человек, хотя еще сам является неофитом, сразу же начинает учить других. Этим самым, он самоутверждается в своих собственных глазах, тем самым компенсируя неуверенность в себе. Уча других, он ставит себя выше других и тем самым стремится поднять свою самооценку.

Немаловажную роль играет так же и его принадлежность к религиозной общине. Теперь он чувствует себя ее частью, и, будучи неуверенным в себе самом, переносит всё свое доверие на общину, растворяясь в ней и становясь "ретранслятором" ее идей.

У такого человека, на самом деле, еще больше подрывается вера в себя. Вместо того, чтобы верить в себя, он всё свое доверие отдает общине. И, закономерным образом, чувствует себя безопасно только среди своих единомышленников. Он как бы целиком и полностью растворяется в своей религиозной группе (с этим растворением связано и отсутствие критичности к получаемой информации) и отказывается формироваться как отдельная личность. В этом смысле, можно говорить даже о психическом регрессе (упрощении) психики такого человека.

Вырванный из своей религиозной группы, находясь лицом к лицу с уверенным в себе и здраво рассуждающим представителем другой религии, который нередко еще пытается логически показать несостоятельность тезисов его веры, такой человек испытывает панический страх и его собственная психика выдает защитную реакцию, немедленно включая "ретранслятор" ценностей группы и отключая собственное, и без того слабое, мышление.