Истинный Бог в душе II

Никита Ломоносов
II

     "Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, — и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств — нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, — что он не обладает ни одним из них".

                Марк Твен


Данная часть статьи публикуется в сокращении.

Прежде чем начать глубинное исследование поставленной психологической задачи обозначим несколько интересных вводных замечаний.

Наше собственное отношение к Священному Писанию, и соответственно ко всем содержащимся в нем религиозным элементам, основным из которых является образ Создателя, возможно уподобить испытываемому отношению к примеру важнейшего культурного наследия далекого исторического периода. Об этом имеется достаточное количество религиозных и научных исследований, в которых Библия представлена произведением мифологической литературы.
 
Подобное объективное отношение, в определенной мере лишенное религиозного уклона, диктует изучать Библейские символические образования по образу имеющихся методов толкования творений народного фольклора. Следовательно, здесь следует относиться к объектам Священного Писания как к имеющим отчасти историческое, мифологическое и психологическое значение. Безусловно, необходимость применять доступные на современном этапе развития науки методы не освобождает от объективного их выбора и не должна отвлекать от анализа самих методов, поскольку от их выбора зависит конечный результат.

Иными словами, подходящие для нашей непростой цели методы интерпретации символов Священного Писания, будь они исторического, мифологического или психологического характера, должны иметь соответствующую степень надежности.

                ...

Точка зрения священнослужителей, которой придерживается большинство верующих, нам известна. Подтверждением мнения послужила любопытная брошюра «Бог в душе или человек в Церкви», где авторами статей являются А. Кураев А. Осипов Д. Сысоев и другие.

Определенно, в книге чувствуется религиозный взгляд на затронутую проблему с позиций религиозной мифологии, упускающей более реальные и действенные предпосылки.

Разумеется, соперничающие в этом вопросе священнослужители объясняют вопрос существования в грешной душе человека величественного и непостижимого Бога исходя из религиозных предпосылок Священного Писания. В этом отношении представляемая ситуация выглядит следующим образом. Индивид, посвятивший большую часть своей жизни вере, безоговорочно вошел в Церковь и не признает иных мнений.

Иными словами, такой индивидуум изначально мыслит религиозными понятиями, редко встречающимися в реальности. Можно сказать такой человек полностью отдалился от реального мира в религиозную фантазию. Как следствие, такой поступок лишает возможности объективного осмысления жизненных вопросов, тем более связанных с отношением религии к реальности.

Это понятное явление. Изнутри системы, поглотившей основные интересы личности, а значит и способность мыслить, невозможно высказывать независимое мнение относительно внешнего мира, тем более относительно вопросов толкования религиозных образований. Преградой этому служит факт, что мышление религиозно настроенного субъекта изначально подчинено исторически сложившемуся влиянию христианских символов, искажающих реальность. Так человеку, который подвержен психическому расстройству, почти невозможно уяснить собственным разумом присутствие болезни, тем более познать ее причины. Однако с внешней стороны, с точки зрения стороннего наблюдателя, при всей возможной объективности, существующее расстройство и его последствия становятся очевидными.

                ...

Другими словами, применение объективных знаний позволит рассматривать толкование  основополагающих образов Священного Писания в более реальном направлении. Нужно признать, что имеющееся религиозное понимание ставит скорее больше вопросов, нежели предоставляет ответов.

К подобному ходу исследования притягивает достигнутая уверенность, что относительно истинности, духовного и эмоционального значения объективное научное прочтение Библейских символов нисколько не будет уступать утверждениям священников.

Более того, помимо достижения более глубокой связи между религией и реальностью, что несомненно увеличивает коэффициент понимания религиозного мировоззрения, практическое применение обнаруженного знания будет превосходить любые мудрствования священнослужителей.

                ...

Литература исторического, мифологического и психологического характера показывает действительное поэтапное развитие имеющихся современных религиозных взглядов. Вначале своей истории религиозное мировоззрение имело следующий известный вид. Пока коротко упомянем, что при соприкосновении внутренних влечений человека с внешней реальностью, в связи с интересными свойствами первого и неминуемыми второго, образовались древнейшие ритуалы почитания тотемов.

Как правило, тотемы изображались животными.

По прошествии определенного периода обряды тотемизма с многочисленных животных образов перекочевали на богов язычества, также имеющих животные элементы в виде пережитка более древних времен. История мифологии и религии показывает, как в окончательном виде религиозное мировоззрение сформировалось в вере и сопутствующих ей магических образований в виде молитв, ритуалов и обрядов по отношению к монотеистическому образу Иисуса Христа.

Все чувства человечества, которые ранее направлялись на тотемы и языческих богов, в ходе эволюции представлений обратились на человека Иисуса Христа, ставшего Богом.

                ...

В настоящее время для нас наиболее интересным выглядит положение, при котором процесс эволюции религиозных представлений продолжается и  сейчас. Современные знания и технологии обострили фантазию исследователей, а значит попытки толкования Священного Писания становятся более изощренными. Так называемые ученые современности преподносят любопытные временные интерпретации образа Библейского Бога.

Наиболее простые и мистические интерпретации сводятся к значению Бога как Мирового Разума или Вселенской Материи. Согласно этому многие мыслители пытаются подтвердить выражение «Бог находится в душе человека» доказательствами существования внутри человека некой частички мирового разума.

                ...

С другой стороны, отсутствие понимания соотношения некоторых религиозных элементов, и как следствие не состыковке целостной картины, в результате приводит к созданию общественных рационализаций. Как правило, такие рационализации предназначены для соединения в складную картину элементов различных этапов представлений о Боге.
На основании подобного искусственного, можно даже сказать художественного творчества, имеющаяся информация получает искаженное объяснение.

В соответствии с этим, как правило, скрепленный воедино поток разнообразных философских рассуждений относится к различным пластам исторического, религиозного или психологического характера. Смешение данных пластов, перестановка во времени и пространстве, а также замена одного пласта другим приводит к неразрешимой путанице. Результатом последней является появление действительно поразительных по наивности гипотез. 

Когда полученным таким образом рационализациям, которые, не смотря на кажущуюся достоверность, относятся к другому слою представлений, находятся натянутые подтверждения со стороны похожих исторических данных, ситуация усугубляется еще более. В результате получается обобщенное религиозное домысливание, лишенное последовательности. Отсюда множество несогласованных данных, отмечаемых исследователями Священного Писания.
Использование собственных представлений каждого мыслителя, отталкивающего из опыта собственного «Я», окончательно размывает четкий силуэт исследуемого объекта.

Впрочем, даже в таком хаосе слабый намек на истинное положение вещей все же может сохраняться.
 
Выражаясь отчасти языком религии, необходимо иметь подлинный ключ, чтобы определить зерно истины в мешке плевел, иначе философских фантазий. Впрочем нередко под мистическим покровом последних возможно признать бессознательное приближение к истине.

Определенно, даже при такой ситуации многое высказанное в отношении символической фигуры Бога можно объединить в некоторую систему. В сравнении с имеющимися собственными представлениями подобное объединение показывает направление в сторону истинного понимания реальности, имеющего свойства не субъективного мнения, а объективного взгляда.

                Продолжение следует ...