Почему кот мурлыкает?

Андрос Ирэн
(из американского фольклора)

Давным-давно Кот и Крыса были хорошими друзьями. Да-да, действительно были! Они жили в маленьких хижинах, которые стояли друг против друга. А так как Крыса во всем любила подражать коту, то и домики их были одинаковыми.
Кот посадил возле хижины кокосовую пальму. Крыса посадила такую же пальму. Кот сплел соломенный коврик и постелил его в углу комнаты. Крыса сплела такой же. Когда Крыса навещала Кота, она сидела на его коврике; а когда Кот навещал Крысу, он сидел на ее коврике. Кот сделал из бамбука флейту и научился играть нежные мелодии на ней. 
«Дай мне поиграть на флейте», - просила Крыса. Кот разрешал ей выдувать мелодии: тра-ла-ла, тра-ла-ла.
Кот и Крыса вместе работали в своем огороде, а после работы отправлялись домой, каждый со своей мотыгой.
«Когда все овощи созреют, давай устроим большой праздник», - однажды предложил Кот. «Очень большой праздник с танцами и песнями», - подхватила Крыса. Всю дорогу они обсуждали праздник, веселились и напевали.
Однажды поздним вечером Кота навестил старый дядюшка и подарил ему маленький барабан, самый маленький барабан из всех, какие Кот когда-либо видел. «Это кошачий барабан», - сказал дядя, - «Он передается в нашей семье из поколения в поколение. Теперь он твой».
«Какой маленький. И я могу поиграть на нем?» - спросил Кот.
«Конечно, можешь. Но только играть на нем нужно особенным способом. Не стучи по нему, и не бей по нему, и не ударяй сильно, иначе ты не сможешь извлечь хороший звук. Поглаживай его нежно и слушай», - ответил дядя. Кот ласково погладил барабан. Барабан отозвался: мур-мур.
«Мяу, какой мягкий, успокаивающий, нежный звук!» - воскликнул Кот.
«Береги барабан», - сказал старый дядюшка, покидая Кота. - «И запомни: не стучи и не бей по нему, и не ударяй сильно, а только нежно поглаживай его. И  никому не позволяй играть на нем».
На следующее утро, как обычно, Крыса забежала к Коту, чтобы вместе отправиться на работу в огород. Она постучала в дверь: тук-тук-тук. А в ответ услышала из-за дверей: мур-мур-мур.  Никогда в жизни Крыса не слышала такой музыки.
Крыса открыла дверь и вошла. На кровати сидел Кот и играл на маленьком барабанчике. «О, какой сильный и нежный звук от такого маленького барабанчика», - закричала Крыса. «Он такой маленький, что ты легко смог бы проглотить его. Пи-пи-пи, играй, Кот, играй!»
«Мур-мур-мур», - играл Кот, - «мур-мур-мур».
Крыса завертелась, закружилась, перебирая лапками, под нежное мур-мур, пока Кот не остановился.
«Теперь я буду играть», - закричала Крыса. «Ну, уж нет», - ответил Кот, - «Это кошачий фамильный барабан, который мне подарил мой дядя. Мяу!»
«Ну и что?» - сказала Крыса. - «Я сделала свой домик похожим на твой. Я играла в тени твоей кокосовой пальмы. Я сидела на твоем коврике и пила кокосовое молоко. Я играла на твоей флейте».
«Это совсем другое дело, Крыса», - сказал Кот, - «Мой дядя сказал, что никто кроме меня не должен играть на кошачьем барабане. К тому же, сейчас не время играть на барабане. Пора начинать работу».  Кот положил барабанчик на кровать, а Крыса задумалась о том, какой хитростью все же поиграть на нем.
«Я проголодалась», - сказала Крыса. - «Если мне придется поработать в поле, то прежде я должна как следует поесть, иначе, без завтрака, я потеряю сознание».
Кот приготовил маисовую кашу и поставил тарелку на стол. Крыса начала есть, но глаза ее не отрывались от барабана, а в ушах все звучало «мур-мур-мур». Пальцы зудели от нетерпения поиграть на барабане. Крыса ела медленно, одну миску за другой, но ничего не могла придумать. Она так растянула время завтрака, что пора уже было пить чай, а она все еще не покончила с кашей. Живот у нее раздулся как барабан. «Время чая», - сказала Крыса, - «А я все еще голодная. Поработаем после чая. Согласен, Котик?»
«Мяу, я не голоден», - сказал кот. – «Как ты можешь быть голодной после такого количества каши?»
«Полагаю, что каши было недостаточно», - сказала Крыса.
«О, мяу-мяу!» - вздохнул Кот, наливая Крысе чай. – «Только не заболей, ведь у нас так много работы перед праздником».
«Болезнь!» - Крыса задумалась. – «То, что нужно!»  Кот сам подал идею, теперь Крыса знала, что нужно делать.
«Ну, теперь я сыта и могу приступить к работе», - пропищала Крыса, отодвигая чашку и тарелку. Кот обрадовался: «Вот твоя мотыга, пошли».
Крыса была почти в дверях, как вдруг застонала и упала на пол. Она перевернулась и оказалась у самых ног Кота.
«Ой-ой», - простонала Крыса. – «У меня прихватило живот, ой, как больно!» «Я так и знал, что тебе будет плохо», - сказал Кот, помогая Крысе подняться. – «Бедняжка Крыса, не лежи на полу, ложись на мою кровать».
«Благодарю, Котик! Ты такой добрый. Спасибо». Кот уложил Крысу, накрыл ее одеялом и велел полежать, пока живот не пройдет.
«Как только тебе станет легче, приходи в поле помогать мне», - сказал Кот. «Конечно, приду, ой-ой-ой, когда станет легче. Мы вдвоем так хорошо работаем. Ой-ой-ой!»
Хотя Крыса стонала так жалобно, на самом деле у нее ничего не болело. Она вытянулась на кровати кота и ногой касалась барабана. Ее план сработал, и она была счастлива. Кот оставил Крысу отдыхать, а сам отправился в поле, где у них были посажены овощи.
Крыса подождала, пока Кот ушел достаточно далеко, отбросила одеяло, села на кровати и стала петь:
«Тра-та-та, тра-та-та,
Провела опять Кота.
Кашу ем, когда хочу,
Ничего я не плачу».
Крыса схватила барабанчик. «Уж лучше играть на барабане, чем барабанить мотыгой», - засмеялась Крыса. – «Теперь моя очередь поиграть на кошачьем барабане».
Но когда Кот играл, Крыса танцевала, поэтому она не знала, как правильно извлекать звуки. Она постучала по барабану – никакого мур-мур, начала бить по нему – нет мур-мур. Как она ни била, как ни ударяла, мур-мур не было слышно.
Крыса в бешенстве начала колотить барабаном по кровати, затем случайно погладила его, и, о чудо: мур-мур.
«Какой чудесный барабан! Стучишь по нему, ударяешь, бьешь, - никакого мур-мур, а погладишь нежно и, пожалуйста, - мур-мур».
Далеко в поле Кот вдруг услышал знакомый звук, его ни с чем нельзя было спутать. Это был его барабан. Кот отбросил мотыгу и побежал к дому. Крыса, увидев, что Кот бежит через поле, положила барабан возле кровати, легла, натянув одеяло до подбородка, и притворилась спящей. Кот, вбежав в комнату, начал трясти Крысу и кричать: «Кто играл на моем барабане?»
«Я спала, я ничего не слышала», - ответила Крыса, - «мой живот по-прежнему болит». «Ты хочешь сказать, что твой живот до сих пор не успокоился? Тогда лежи, но только смотри в оба, чтобы кто-нибудь не взял мой барабан», - попросил Кот. «Я сделаю все возможное, хотя я и больна», - пообещала Крыса.
Кот опять один отправился в поле, а Крыса едва могла дождаться его ухода, чтобы поиграть на барабане. Когда Кот скрылся из виду, Крыса села на кровати и запела:
Тра-та-та, тра-та-та,
Провела опять Кота.
Кашу ем, когда хочу,
Лестью лишь ему плачу.
Крыса затряслась от возбуждения, когда вновь взяла кошачий барабан. Она погладила его еще нежнее, чем раньше, и еще громче прозвучало мур-мур.
Кот пропалывал грядки с овощами, когда опять услышал звук своего барабана. Тотчас он отбросил мотыгу и побежал к дому.
Крыса снова была в постели под одеялом, когда вбежал Кот. Он начал трясти Крысу и кричать: «Кто играл на моем барабане?»
«Ты не мог бы потише? Мой живот болит еще сильнее, когда ты так трясешь меня», - ответила Крыса. – «Я ничего не слышала».
«Но, Крыса, я говорю тебе, что кто-то играет на моем барабане. Я слышу это даже в поле – мур-мур-мур. Пойдем со мной, помоги мне».
«Как я могу помочь тебе, если у меня такие сильные боли в животе?» - спросила Крыса.
«Хорошо, оставайся в постели, пока тебе не станет лучше. Только не закрывай глаза. Проследи за тем, кто играет на моем барабане и скажи мне». И кот ушел, закрыв дверь.
На этот раз Кот недалеко ушел по тропинке к полю. Он вернулся, подполз к домику, потихоньку забрался внутрь через кухонное окно и спрятался под столом.
Крыса, подумав, что Кот уже далеко, села в кровати. «Что это? Неужели живот уже прошел?» - удивился Кот. Он наблюдал за Крысой из-под стола. Увидев, что Крыса взяла барабан, он не двинулся с места. А Крыса начала петь:
Тра-та-та, тра-та-та,
Провела опять Кота.
Тра-та-та, тра-та-та,
О, святая простота!
Кашу ем, когда хочу,
Ничего я не плачу.
Тра-та-та, тра-та-та,
Я играю, красота.
Бью в кошачий барабан.
Мур-мур-мур – не бам-бам-бам.
От такой наглости шерсть у Кота встала дыбом: «Брось барабан, Крыса. Я застукал тебя, мяу!»
«Но ты еще не поймал меня», - прокричала Крыса, поспешно увернувшись от Кота. Кот загнал Крысу в угол, и она увидела его широко открытый рот и острые зубы. Отступать было некуда. Кот бросился на Крысу, но в последний момент Крыса швырнула барабан прямо Коту в пасть и скрылась.
Кот упал на кровать, сглотнул, и барабан оказался у него в животе. К своему величайшему удивлению Кот обнаружил, что проглотил вовсе не Крысу. Он погладил  живот, чтобы барабан лучше улегся там, и раздалось приглушенное мур-мур.
Крыса выскочила из домика Кота, пробежала мимо своей хижины, не останавливаясь. Она не взяла с собой ничего из вещей, она даже не оглянулась. Когда Кот выглянул из-за двери, Крыса была уже далеко.
С тех пор Кот носит барабанчик в безопасном месте – в своем животе. Он теперь всегда знает, кто играет на его барабане, потому что сам выбирает, кому позволить играть.
Если вы добры с ним, то Кот доверит вам свой барабанчик. Только помните, что нельзя стучать по нему, бить по нему, ударять сильно. Просто погладьте Кота нежно, очень нежно и прислушайтесь. Слышите - мур-мур? Это кошачий барабанчик! Мур-мур-мур.

Рисунок Галины Польняк