Попытайтесь нас просто понять...

Ионина Мария
«Попытайтесь нас просто понять…»

    Еврей, аутист, даун, гиперактивный, таджик или русский – все эти определения людей ничего для меня не значат. Просто передо мной есть ребенок, человек и моя задача ПОНЯТЬ и создать условия именно для этого таджика, еврея, китайца, аутиста или Васи…

                Ассоль Сухаревская(Израиль), участница проекта по работе с аутистами


    Есть такие категории населения, о которых обществу практически ничего неизвестно, кроме, пожалуй, самого факта их существования. В нашей стране их называют людьми с ограниченными возможностями, в Европе – людьми с повышенными потребностями.
 
    В Красноярске более 2.500 детей-инвалидов. И каждый из них – это неповторимый характер, своя история, свое лицо.  В первую очередь,  они – дети, которые нуждаются во  внимании. Им необходим  коллектив сверстников в образовательных учреждениях, дополнительные занятия в кружках, в музыкальных, художественных и спортивных школах, а главное - принимающие их люди: педагоги, воспитатели, соседи, простые прохожие на улице.

        В преддверии нового учебного года за круглым столом «Дети с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования: мифы и реальность» собрались родители  таких ребятишек, представители Главного управления образования и Главного управления социальной защиты населения, представители прессы, общественных организаций, руководители детских реабилитационных центров, библиотек.

    Речь шла о перспективе инклюзивного образования и доступности детских садов, школ, не только коррекционных, но и общеобразовательных, а также об оснащенности школ перилами и пандусами, о квалифицированных педагогических кадрах и организации досуговой деятельности,  о возможности дополнительных занятий и  информированности родителей об  образовательных услугах.

    Пожалуй, самые конструктивные идеи были выдвинуты главными участниками дискуссии -  родителями. Те идеи, которые вполне реально воплотить здесь и сейчас, потому что  дети нуждаются в образовательной помощи сегодня и не могут ждать две тысячи какого-то года, когда вступят в реальную силу все статьи Закона об образовании.

    Обсуждение началось с вопроса о доступности дошкольных учреждений.

    Многие ребятишки с повышенными потребностями изолированы от общества, и даже час пребывания в детском коллективе для них ценен. Первый опыт взаимодействия с  социумом крайне важен для развития ребенка. Мамы готовы быть рядом, то есть нагрузка на того же воспитателя или учителя минимальна, требуется лишь готовность принять, сделать шаг навстречу.
 
    «Большинство сталкивается с тем, что воспитатели работать с нашими детьми не хотят, - рассказывает Галина Юдина, мама ребенка-аутиста, - родители мечтают привести ребенка в садик на час, на два. Можно  организовать хотя бы прогулку, чтобы ребенок побыл в коллективе. Для аутистов, например, просто погулять с другими детьми – это большое достижение. Они начинают копировать детей, с которыми общаются, и это лучше всякого образовательного процесса».

    Представители Главного управления образования в ответ все  больше говорили о нехватке кадров, неприспособленности  школ и неготовности воспитателей и учителей к принятию  особых детей.
 
    «С первого сентября, согласно Закону об образовании,  все дети с ограниченными возможностями могут обучаться в общеобразовательных школах. Для них должны быть созданы индивидуальные программы. Для того чтобы это случилось, в школе должны быть кадры, готовые работать по специализированным программам. Школы, чтобы работать с такими детьми, должны получить лицензию в Службе по надзору и контролю над образованием. Чтобы получить лицензию, надо показать,  что в школе есть кадры, созданы специальные условия, есть техническое оборудование, пандусы… В Красноярске только 65-я школа может получить лицензию и 17-я, где слабослышащие дети.  Сейчас речь идет о создании в школах классов, работающих с такими детьми. Задача поставлена, будем решать.
 
    Кроме того, у нас есть формы дистанционного обучения детей. Это в 11 лицее. И есть Краевой Центр Дистанционного обучения. Это не значит, что дети только сидят у себя дома у компьютера и работают с преподавателем. В лицее № 11 построена организация мероприятий с детьми, как минимум раз в неделю, -  прокомментировала ситуацию заместитель руководителя Главного управления образования администрации города Ирина Лютикова. – Мы сейчас делаем заявку в Институт повышения квалификации кадров, чтобы педагоги могли обучаться».
 
    Без всяких заявок и совершенно бесплатно предлагала обучение для воспитателей и учителей руководитель детского оздоровительного центра «Лабиринт» Наталья Пугач, мама ребенка с диагнозом аутиз쬬¬: «Педагог моего ребенка не имеет никакого дополнительного образования, она – обычный школьный учитель, просто человеческий фактор сыграл свою роль. Если есть у педагогов, у воспитателей детских садов потребность узнать, что такое аутизм, как с ним быть, мы готовы рассказать об этом. Бесплатно и вне рамок реализации законопроектов. Для этого нужно желание. Когда я пошла по школам, предлагала провести семинар, школы мне отказали. А ведь этих детей с каждым днем становится больше и больше…»
 
        Вопрос по коррекционным школам так и остался открытым, поскольку не откликнулись приглашенные на круглый стол представители Министерства образования и науки Красноярского края. А проблем в этой сфере достаточно. Например, сыну Галины Юдиной, Данилу рекомендовано посещение коррекционного класса, но социального класса для детей его возраста в школе просто нет. Предусмотрены классы с первого по третий и с седьмого по десятый.

    Образование детей с расстройствами аутистического спектра стало отдельной подтемой на круглом столе. Из присутствовавших родителей, половина воспитывает именно такого ребенка.

    Рассказывает Анатолий Гох, папа ребенка-аутиста: В развитых странах 80 % детей-аутистов социализируются, в нашей стране социализируются только 9 %, да и те выводятся в общество за счет усилий родителей. Аутисты не страшны, они поддаются корректировке, поддаются обучению. Интеллект аутиста гораздо выше, чем о нем думают. Главное, найти общий язык с таким ребенком, причем, это легко. Отношения должны быть построены на основе эмпатии. Аутисты, как правило, успешны в какой-то одной области и очень хорошо в ней развиваются. Нужно найти эту область для каждого. Я встречался с начальником отдела специального образования и воспитания Министерства образования и науки Красноярского  края Марией Шурановой, спрашивал, чем будут стимулироваться учителя, которые примут в класс такого ребенка?  - «Ничем», - был ответ. Директора школ не заинтересованы в предоставлении таких услуг. В Красноярске НИ ОДИН директор не пошел навстречу. Согласились районные школы. А ведь родители готовы помогать, составить индивидуальную программу для каждого ребенка-аутиста. Особого образования педагога здесь не нужно. Главное, что может помочь учителю, воспитателю – это человек-сопровождение или тьютор. Тьюторами могут быть студенты. Ребенка-аутиста надо вводить в среду обычных детей. Они очень сильно подражают и будут тянуться за обычными детьми. Любой ребенок-аутист готов к инклюзии, не готова система образования к инклюзии».

    Не готово к инклюзии и общество. В одной из школ родителям приходится носить 12 – 13-летних детей на второй этаж на руках, чтобы ребенок оказался в классе. Нет пандусов и перил. Простое решение перенести классы с такими детьми на первый этаж и  облегчить жизнь мамам и детям руководству школы в головы не пришло. С ситуацией пообещали разобраться представители Главного управления образования. Они же, впрочем, записав электронные адреса родителей, обещали в тот же день  разослать список мероприятий для ребятишек по районам.
 
    На сегодня проблема образования детей с повышенными потребностями волнует в первую очередь их родителей. Силами родителей создаются центры, в которых могут заниматься такие ребятишки; силами родителей был организован этот круглый стол. Даст ли он какой-то результат? Покажет время. Хочется верить, что встречи родителей и представителей государственных структур станут регулярными, ведь чтобы быть услышанными, надо провести не один диалог.

    И еще. Чтобы там не говорили о методиках и программах, подготовке кадров и прочем, никто еще не изобрел ничего лучшего, чем простой человеческий подход, основанный на признании уникальности каждого человека. По большему счету, все мы – люди с ограниченными возможностями, все мы хотим  приятия. Помните замечательное определение из прекрасного фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают»?

    P. S. После круглого стола мы обратились к родителям с вопросом о том, какое впечатление у них осталось?

    Наталья Пугач: Впечатления от круглого стола? Несколько однобоко, потому что часть вопросов некому было задать. Надеемся, что наши конкретные предложения были услышаны и не будут забыты со временем и отложены в ящик стола. Хотелось бы проводить такие встречи регулярно, думаю, проблемы детей и родителей станут ближе для представителей государственных структур.

    Галина Юдина: Круглый стол для меня - это попытка начать диалог. А были ли мы услышаны? Не уверена. Уважение вызвали представители социальной защиты. Слышат, видят, пытаются помочь изменить ситуацию. В сфере образования все слишком сложно...

    * Аути;зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
   
    ** Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).