Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/07/17/1309
Скандал вышел грандиозный, и многие расценили его так, что Бутаков «копает» под великого князя, зная о неприязненных отношениях между племянником-царём, и дядей - генерал-адмиралом, потому и выдал переписку газетчику.
Изучив по документам весь жизненный путь адмирала, я глубоко убеждён, что Григорий Иванович был неспособен на такой поступок. Скорее всего, это сделал какой-то «доброхот» из его окружения или в министерстве.
Вскоре Попова в кораблестроительном отделении сменил вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков. Андрей Александрович Попов, незадолго до ухода с должности, излил душу Константину:
«…Бутаков и Копытов выступают против контракта на строительство «Владимира Мономаха» и двух машин с Балтийским заводом… Честный Лесовский понимал Вас и энергическим пособием Вам отстоял завод.
Думаю, что и Пещуров, так же как Лесовский, смотрит на это дело. Я должен сказать, что прежде я считал Бутакова и Копытова только ничтожными людьми, но теперь я не могу допустить, что они были так глупы, чтоб не могли понимать того, что сделали… при всём желании оправдать их поступки, я не могу отыскать в них честного побуждения».
Дружили когда-то в севастопольской юности четыре мушкетёра: Бутаков, Шестаков, Попов и Лесовский. Сначала рассорились Попов и Бутаков.
С Шестаковым Григорий Иванович вместе проводил гидрографические исследования на Чёрном море, оба тогда получили одинаковые награды. Услышав о назначении Шестакова на должность Попова, Григорий Иванович приободрился, решил, что пришёл не только старинный друг, но и единомышленник.
Поэтому он не только вёл с Шестаковым откровенные разговоры, но и передал ему всю свою переписку по Балтийскому заводу. В том числе и заготовленный рапорт на имя генерал-адмирала:
«В 1877 году мне удалось помочь отстоять от постройки броненосной «Ливадии» (или «Екатерины II»), и затем я был отстранён от должности и потерял в бюджете своём до настоящего года около 10 тысяч рублей. Не знаю, дорого ли мне обойдётся борьба с Балтийской компанией?
Сознаю слабость своих сил – я вооружён только средствами конторы над портом, которая не имеет весьма многих данных, имеющихся в канцелярии министерства, против себя же я, как нарушитель спокойного течения дел, имею целое солидарное министерство и силы Балтийского завода.
Нельзя не прибавить, что, возбуждая вопрос о высоких ценах, я был в праве ожидать сочувственной готовности вникнуть в такой важный вопрос и всевозможных облегчений по дальнейшему разъяснению его, конечно, не со стороны Балтийского завода.
Ожидал даже поощрения моему главному помощнику по кораблестроительной части, т.к. его бескорыстная деятельность в этом вопросе заслуживает только признательности начальства.
Исход дела покажет, неизвестный ли благоприятель, или тайный недруг постарался огласить в печати поднятые вопросы. Но, во всяком случае, он оказал делу медвежью услугу, обострив домашний вопрос и доставив прекрасный случай управляющему Балтийским заводом с полною свободою пускаться в печать со своими разглагольствованиями о бескорыстии завода и греховности автора статьи «Голоса».
Тогда как подобной свободы не имеют и не ищут те, кто находит цены завода непомерными. Лучшим судьёй в этом деле, конечно, не газетные статьи, а беспристрастный трибунал Адмиралтейств-Совета», - писал Григорий Иванович.
Да, только вот, напрасно Бутаков так безгранично доверял Шестакову, считая его по-прежнему своим союзником и другом
На рисунке надпись: всегда найдётся человек, который тебя предаст.
Продолжение http://www.proza.ru/2013/08/04/946