Дом Курлиной. Музей модерна. ч. 3

Ольга Сергеева -Саркисова
***
Внутри ,– когда вы в дом войдёте,
двадцать две комнаты найдёте.
Все группируются вокруг,-
из комнат создавая круг.
Холл на парадном этаже ,
и мрамор лестниц в вираже,
тут кабинет, гостиная большая...
Это не дом!-  Хоромы Рая!

Вот будуар хозяйки – женский храм!
На окнах витражи растений и узоры-
и глаз не оторвать, ласкают взоры
и место небесам, и образам....
А потолок? Стоит глаза поднять...
и в сказке ты окажешься опять.
Лепнина в центре вместо потолка-
как облако иль бабочка легка:

В струящихся одеждах нежных
и словно Ангел безмятежный-
ОНА на потолке парит,
душою с вами говорит.
Вам знак даёт, в полёт зовёт,
прекрасной нимфой* образ Сандры
навеки там теперь живёт...
Всё стариною в доме дышит,
своё здесь каждый думает и слышит.
Легенда есть одна про этот дом-
шаги хозяйки часто слышат в нём
и мы сюда за этим же пойдём.

Украшен орхидеями весь особняк,
вижу повсюду их -чему и рад...
гнёзда розеток и венки на потолке,
маски мифических божеств на уголке.

На стенах маскароны в вечность смотрят
и что-то там ещё пророчат...
камин украшен маками из меди,-
как символ опьянения и грёз…
 
Ну,а порой, порой и горьких слёз,
которых здесь пролито и немало.
Хозяин дома умер рано,
в сорок четыре он ушёл:
 
душевная болезнь к нему пришла,
с собою Александра увела…
Красавице оставил всё -
недолго длился Рай её ещё.

Ворота открывай, пришла беда -
война и революции,- одна, другая,
смешалось всё в истории у нас,
картина схожая была везде такая.
Самару белочехи взяли,
а особняк тот отобрали для себя-
там штаб свой и тюрьму образовали.
Да, много здесь случилось с того дня...
Мы видим ,что ни Рай, ни Ад-
"ничто не вечно под луной"-
ведь люди верно говорят-
поверим им, само собой.
И в восемнадцатом году,
Сандра тайком  уехала в Москву.
 ***
В доме её -
Штаб контрразведки основали,-
С кем воевали? Сами и не знали...
В подвале- заключенные томились,
расстрелы, пытки проводились.
С тех самых пор хранят те стены
историю другую - про расстрелы.

Пули, застрявшие в стене, кровь, 
выбоины от расстрелов тоже
и надписи,- « ты помни обо мне»,
"Люблю тебя, ты  мне всего дороже".
Прошли года,- но и сегодня, как тогда
там страшно и слышны людей убитых голоса.
Позднее, в залах лошадей держали,
где раньше на балах у Курлиных,
дамы Самары по паркету танцевали.
 
Об этом рассказал мне полотер-
как зеркало он натирал здесь пол,
после историй разных, грязных...
работ здесь много было разных.
Когда-то в доме Курлиной
ещё он мальчиком служил
и памятью, и службой дорожил.
Как асс полы с отцом там натирал,
я вспоминаю этот чудный зал...
Тот мальчик стариком уж стал,
но дело своё чётко знал 
и счастьем весь светился!
Наверное, о прошлом вспоминал.
 ***
В дом этот чрез много лет пришёл один турист.
По Волге он на теплоходе плыл через Самару,
и покрываясь потом от волнения, 
он рассказал, что тут сидел в подвале в те времена,
чуть не погиб, случайно жив остался.
Вот камера его и вспомнил время.
- Был молод... как хотелось жить!
Так, еле сдерживая слезы, он постоял и помолчал,
взял карандаш, на стенке своей камеры писал:
«Здесь был Фрих-Хар»…*- так мы о нём узнали.
Известный скульптор, кстати, малых форм,
отец мне рассказал потом о нём. Мы этого не знали.
И еле сдерживая слезы,он постоял ещё немного,
всем поклонился,... медленно пошёл,
с собою унося воспоминания про жизнь и смерть,
и всё про этот дом. Я помню эти слезы.
Запомнила его я лоб высокий в испарине.
А эту надпись каждый бы нашёл.
«Голубь»** его на полке до сих пор сидит,
как дух святой меня он сторожит.

22.07.2013
**Фрих- Хар, скульптор самоучка,занимался скульптурой малых форм, фарфором. Принимал участие в 1 Мировой войне, в 18 году был в  Самаре, сидел в подвалах у белочехов. засл. художник РСФСР. В музее Кусково экспозиция его работ.
*  Нимфа-  (Переводится- личинка бабочки) на потолке будуара- черты Сандры Курлиной,хозяйки дома. Лепнина.
***- много лепил голубей из фарфора.один прижился на моей полке ,улетать не собирается.
продолжение следует