Наталья Измайлова. Волшебница арфы

Евгений Петрович Ганин
Фото Константина Мельницкого
Газета "Коммерсантъ Украины"
****************************
Музыкальный обзор
*****************
Михаил Лермонтов
«Арфа»
               
            Когда зеленый дёрн мой скроет прах,
            Когда, простясь с недолгим бытиём,
            Я буду только звук в твоих устах,
            Лишь тень в воображении твоем;
            Когда друзья младые на пирах
            Меня не станут поминать вином,
            Тогда возьми простую арфу ты,
            Она была мой друг и друг мечты.

Наталья Измайлова, настоящая волшебница арфы, Народная артистка Украины вошла основательно в список  знаменитых арфистов классического музыкального искусства современной цивилизации. Её творчество, наполненное искренностью, совершенной технической точностью игры, бережным отношением буквально к каждой ноте, нюансу, темпу, ритму  исполняемого произведения. Она с 1966 года отдаёт свою жизнь честному служению музыке в качестве первой арфы на посту концертмейстера «Первого национального симфонического оркестра Украины».
Сегодня Наталье посвящают свои произведения современные композиторы; приглашают принять участие в сольных концертах филармоний; во всевозможных выступлениях камерных ансамблей; в записях для радио, ТВ, кинофильмов. Она с успехом гастролировала во многих странах Европы, Азии и Америки. Достигла вершин исполнительского мастерства и дальше продолжает успешно подниматься ещё выше по ступеням  профессионального совершенства.
Судьба Наталью наградила счастьем родиться в семье потомственных музыкантов. Её любимая мама, арфистка Лидия Гордзевич играла в оркестре знаменитого Петербургского (Ленинградского) Мариинского театра. Дома мама была всегда, нежной, заботливой родительницей, но поступив в класс арфы  Лидии Александровны, доцента Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, студентка Наташа Измайлова, не имея родственных привилегий, в полной мере лично испытала на себе суровую требовательность любимой мамы к безупречной игре на сложном старинном музыкальном инструменте.
«Арфовые» гены Лидии Александровны естественно, успешно передались дочке, а затем плавно перешли к её сыну Андресу Измайлову, ныне уже (в четвёртом поколении!) ставшим популярным арфистом  филармонического оркестра Мравинского; успешным эстрадным концертантом, известным композитором.  Далее "арфовые гены" перепрыгнули  во внука Артёма. Юный талантливый арфист, уже ставший лауреатом многочисленных международных конкурсов и престижных премий. Второй внук Илья, пошёл по стопам своего прародителя, виолончелиста Василия Васильевича Виноградова.

  Арфа – щипковый многострунный инструмент, рождённый в третьем тысячелетии до нашей эры. На этом волшебном историческом инструменте играли музыканты народов Египта, Финикии, Палестины, Греции, Византии, Турции, Рима и во многих других станах земли. В современном мире нет страны, в которой бы не звучала педальная арфа «двойного действия», изобретенная во Франции (приблизительно) в 1810 году.
  Существует определённая трудность игры на «симфонической» арфе. Арфист играет не только руками. Арфисту приходится ещё «играть» ногами. Нажимая на ту или иную педаль, он, то повышает, то понижает тональность струны всего звукоряда. Музыка арфы звучит в тональностях семи гамм во всех октавах мажора или минора диатонического строя. Требуется очевидная виртуозность пальцев музыканта и его обуви. Наталья Васильевна Измайлова – естественная гордость оркестра, работающего под руководством Владимира Сиренко. Её  человеческая порядочность – это своеобразный «тюнер» человеческих и профессиональных отношений внутри такого сложного коллектива, как большой симфонический оркестр. Играет она чётко, с точно выверенными штрихами, азартно, темпераментно, классно, без сладких псевдоромантических слёз и всегда аккуратно, ответственно и всегда академично чисто. Работать вместе с ней и общаться с ней лично для всех коллег всегла приятно, почётно, поучительно.