Часть 2. Арина Родионовна

Валентин Левцов
                «Арина Родионовна».

  На широкой школьной доске, кто – то из старшеклассников, большими прописными буквами, уже успел написать - Привет первоклашкам! А рядом Юра + Таня = Любовь  и еще ниже -  Юрка ты дурак!  Но почти  никто из находившихся в классе детей  еще не умел читать. Да, сейчас им было не до этого. Ребята знакомились, разглядывали друг – друга, показывали свои портфели деревянные пеналы и чернильницы, девочки поправляли белые банты и передники.  В общем, в классе царило шумное, праздничное настроение.  И поэтому совсем не удивительно, что почти никто из детей не заметил, как открылась дверь и в класс вошла уже не молодая женщина, одетая в строгое серое платье,  ее седая коса была туго закручена на затылке. Сразу – же заметив непорядок,  она взяла тряпку и вытерла доску, и только после этого повернувшись лицом к классу, громко поздоровалась.
 
– Здравствуйте дети! - Но в эти два, кажется, очень простых слова, женщина вложила что – то такое неуловимо новое для ребятишек, что немедленно отделило их беспечное детсадовское прошлое от настоящего. Так, что уже в следующую секунду после этого они стали настоящими    первоклассниками. И все дети очень хорошо почувствовали это.  В этот момент  наступила такая тишина, что стало слышно, как перелетая от одного к другому в большие вымытые прозрачные окна, громко, бьется большая, полевая муха.
 И, наверное, самый прозорливый и умный человек на свете в эту минуту не смог бы даже предположить, что именно это маленькое жужжащее создание природы, в тот светлый солнечный и радостный день по ошибке залетевшее в класс. Через несколько лет может сыграть очень значительную роль в будущей судьбе одного из двух маленьких друзей. И поэтому автор считает нужным рассказать об этом насекомом подробнее.
  Полевые мухи появляются в конце лета на клумбах и цветниках. Они очень похожи на пчелу, но не имеют жала и дети пользуются этим. Поймав  ее можно посадить в пустой спичечный коробок, и она будет жужжать, издавая звуки похожие на скрипичные октавы. За это дети называют их «музыкантиками». И вот поэтому-то в классе и раздался детский смех и шепот.
-  Музыкантик…музыкантик… - теперь уже все внимание было обращено на окно.
 Женщина, положив на стол классный журнал, подошла к окну и легко поймала  полевую муху. После того как музыкантик оказался между ее ладоней с согнутыми пальцами он сердито и возмущенно зажужжал. Наверное, требуя, что – бы его немедленно отпустили. Женщина приложила сжатые коробочкой ладони к уху и на ее лице появилась добрая улыбка.
 – И так, у нас в классе восемнадцать мальчиков и двадцать девочек. Музыкантика в списке нет и поэтому, его мы выпускаем на волю! - И с этими словами женщина высунула руки в приоткрытое окно и разомкнула ладони. Музыкантик с ликующим жужжанием вылетел, но, наверное, ошалев от радости почему – то развернулся и ударился в прозрачное окно, но уже с другой стороны. И это вызвало громкий дружный смех всех находящихся в классе детей. Учительница дождалась, когда смех утихнет, села за стол и открыла классный журнал. – Ну что – же дети будем знакомиться!
- Здравствуйте тетя! - вдруг неожиданно для учительницы встала с первой парты маленькая девочка, и тут – же подбежав, положила свой букет на стол.
- Здравствуйте! Здравствуйте! - тут – же, следом, раздались громкие детские голоса и все остальные, последовав примеру девочки стали подбегать и ложить свои букеты. Возле стола началась  суматоха, и кое – кто даже упал, так как  каждому ребенку хотелось положить свой букет первым. Но вскоре все цветы оказались на столе. И дети еще с  трудом, ориентируясь в большой классной комнате, наконец, расселись по своим местам.
 – Итак! Меня зовут Екатерина Алексеевна! – с улыбкой сообщила  учительница. После этих слов все дети притихли и только два неразлучных друга сидя теперь возле окна на третьей парте начали о чем-то  оживленно спорить.
- Ты скажи! - толкая в бок товарища, шептал Серега Ломов.
 – Нет, ты… - отвечая ему тем – же шипел в ответ Серега Иванов.
- Тише мальчики! Тише! – в голосе Екатерины Алексеевны появились новые строгие нотки. Но в этот момент Серега Ломов решительно встал, взяв портфель, подошел к столу и забрал свой букет. То – же самое следом проделал и Серега Иванов. После чего два друга решительно направились к выходу из класса.– Мальчики вы куда?! - очень удивилась учительница.
- Мы ошиблись… - пожал плечами Серега Иванов.
- Да мы ошиблись! -  подтвердил Серега Ломов. – Мой старший брат говорил, что мы будем учиться у самой замечательной учительницы в школе, а зовут ее Арина Родионовна! - После этих слов маленького мальчика, вдруг рассмеялась сама учительница, да так громко и задорно, что на глазах у нее выступили слезы.
–  Но ведь я и есть Арина Родионовна! - наконец с трудом сквозь смех, смогла произнести учительница.
-  Ну, разве у человека может быть два имени?! - почесав затылок, очень удивился Серега Иванов.
– Арина Родионовна была любимой няней Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. А вот почему меня иногда так зовут, я думаю, мальчики вы скоро сами узнаете. А сейчас садитесь за свою парту – В голосе учительницы снова появились твердые, требовательные нотки, что заставило двух друзей  тут – же поспешить на свои места. - И так дети, сегодня вы впервые в жизни пришли в школу как ученики… - сообщила Екатерина Алексеевна. – И это  то - самое место, откуда для всех вас начинается дорога в вашу будующюю взрослую жизнь. И от того как вы будете учиться зависит то, кем вы станете: Докторами, учеными, летчиками или даже космонавтами. Но я верю, что у каждого из вас уже есть мечта. И поэтому сейчас по списку я буду называть ваши имена и фамилии, а вы будете вставать со своего места и если желаете то можете рассказать нам всем, кем вы хотите стать, когда вырастите большими. Екатерина Алексеевна начала с первой буквы алфавита, и дети отвечали и опять садились на место.
 – Иванов Сережа - с улыбкой посмотрела на одного из друзей учительница.
-  Пожарным! – звонким голосом немедленно сообщил тот. Все это время, белобрысый Серега, изнывая от нетерпения, с трудом дожидался своей очереди. За свои прожитые семь лет мальчик видел только один пожар, когда в частном доме горел сарай с дровами. Громко завывая, примчалась большая красная машина. И бойцы пожарной охраны в брезентовых костюмах и блестящих касках, громко  матерясь, ломали топорами деревянный забор и поливали водой сарай из шланга. С тех пор красная машина занимала все воображение Сереги Иванова и даже снилась ему по ночам.
- Сережа Ломов… - перевела свой взгляд на вставшего с той – же парты ученика, Екатерина Алексеевна.
-  Твоего старшего брата зовут Коля, не так ли? А я сразу – же догадалась, увидев твой портфель. Ну а теперь скажи нам всем,  кем хочешь быть ты?
– Слесарем–инструментальщиком! – шмыгнул носом Серега Ломов.
- Кем?! Кем?! –  заметно удивилась учительница. – Слесарем-инструментальщиком?
 Среди высказанных ранее другими детьми пожеланий были ученые, моряки, путешественники и поэтому профессия слесаря выглядела, слишком прозаически и приземлено.
– Но почему? – улыбнулась Екатерина Алексеевна.
– Отец говорит: работы у слесаря-инструментальщика совсем мало - вполне по взрослому, серьезным тоном отвечал Серега Ломов. – А зарплату они получают хорошую даже больше чем в литейном цеху!
     Да…! В эту минуту учительница была очень удивлена, вполне  зрелой рассудительностью и практичностью этого еще совсем маленького мальчика.
 Хотя, если хорошо подумать, то кем еще в своей жизни мог стать Серега, если вся его семья была потомственной рабочей династией. Дед и отец работали на литейно-механическом заводе, мать в заводской столовой, старшая сестра мастером О.Т.К.  на конвейере. Старший брат, которого все пацаны в их районе звали Колька – Наган, пошел учиться на токаря и собирался после окончания П.Т.У. работать на этом – же самом заводе. И даже в Серегиной фамилии Ломов, казалось, была заложена какая–то, закономерная пролетарская определенность.
   Екатерина Алексеевна почти дочитала список до последней буквы, а в классе уже набралось несколько будущих врачей, укротителей диких животных в цирке, летчиков. Но особенно много было детей мечтающих стать космонавтами, так что их хватило – бы на отдельный космический отряд. И в этом не было ничего удивительного, ведь прошло совсем немного времени с тех пор, как полетел  в космос Гагарин.
- Якушева Лена! - наконец  назвала последнюю фамилию и имя Екатерина Алексеевна. И с первой парты встала та самая маленькая девочка, которая назвала учительницу тетенькой.
- Скажи нам, пожалуйста, Лена. А кем хочешь быть ты?
- Я очень хочу быть мамой! – после этих слов оказавшихся в тот момент, очень неожиданными в классе наступила полная тишина. А  потом раздался дружный детский смех мальчишки и девчонки показывали на Лену пальцем, повторяя:

– Мамой! Мамой! – но сидевшая на первой парте девочка повернулась лицом к остальным и обвела класс не по-детски серьезным взглядом больших, зеленых глаз.
– А разве плохо быть мамой? - спросила она, обращаясь сразу ко всем детям. И в голосе этой совсем еще маленькой девочки было такое непосредственное удивление, что смех сразу утих. Дети стали смотреть по сторонам и друг на друга, а по классу как эхо, разносимое легким утренним ветерком, стали раздаваться тихие детские голоса.
- Мамой? Разве плохо быть мамой…?
 Удивительное дело, но этот кажущийся на первый взгляд таким простым вопрос, возможно впервые в жизни заставил большинство находящихся в классе детей задуматься.  Потому, что у  каждого ребенка была мама самый дорогой и любимый человек на свете. Мамы не было только у той самой девочки, смотревшей на всех  серьезным взглядом больших, зеленых глаз, она умерла, когда Лена была еще совсем маленьким ребенком.
                … 
  С того самого первого школьного дня,  хорошо запомнившегося двум маленьким друзьям-тезкам Сереге Иванову и Сереге Ломову, незаметно пролетело три года. За это время мальчики  подросли, но так - же были неразлучны, вместе готовили уроки, шли в школу и сидели за одной партой.
 Однажды два друга посмотрели в кинотеатре фильм «Тайна трех океанов», и с тех пор Серега Иванов мечтал стать водолазом. А Серега Ломов точно знал, что после седьмого класса пойдет в П.Т.У. и станет слесарем  - инструментальщиком. И, наверное, поэтому учеба интересовала его меньше и давалась тяжелее, чем Сереге Иванову, у которого была отличная память и как говорила Екатерина Алексеевна, он мог – бы стать даже отличником. Но ведь в жизни кроме школы есть еще столько интересных вещей.  Футбол, рыбалка на ближайших озерах, катание на коньках и санках, запускание змея с Петровичем - Скороходом. Так, что иногда оба Сереги даже не успевали сделать домашнее задание, и поэтому до первого звонка бегом бежали в школу. Где готовую задачку по математике можно было быстро списать у очкарика Мишки, которого все в школе звали Пифагор за то, что тот очень любил математику и в третьем классе уже участвовал во всех школьных, математических олимпиадах. Его сосед по дому Витька Сорокин, которого в школе звали просто Сорока, клялся, что Мишка - Пифагор даже спит, подкладывая под голову вместо подушки учебник математики. Здесь, в классе, ставшем двум друзьям родным, задание по русому языку всегда охотно могла объяснить и помочь написать Лена Якушева, круглая отличница и староста класса. Та самая девочка, которая когда- то еще в первом классе на вопрос Екатерины Алексеевны о том кем – бы она хотела стать ответила - что очень хочет быть мамой.
 И вот здесь – то   впервые в нашем повествовании  мы сталкиваемся с удивительным,   непредсказуемым трудно объяснимым  и даже мистическим  свойством прозвища или клички. Потому, что с того самого первого школьного дня, все в классе, а потом и в школе стали звать ее Мама - Лена. Наверное, все - же придется признать, что такое прозвище для еще совсем маленькой девочки может показаться очень странным. Но, однако, сама Лена всегда относилась к этому с улыбкой и ей, по-видимому, это нравилось.
   Конечно – же, все ученики в классе были очень разными и по характеру и по способностям. Но у  детей  было то, что их объединяло. Все они  каждый день с нетерпением ждали, когда – же, наконец, после первого звонка откроется дверь и в класс войдет их любимая учительница, которую они ласково звали Арина Родионовна. Эта уже не молодая женщина, которая всю свою жизнь проработала учительницей начальных классов, потеряла в войну мужа, а затем от тифа двух своих детей - девочку и мальчика и, наверное, поэтому  относилась к тем маленьким школьникам, которых учила, как к своим собственным детям. Она знала не только имена и фамилии всех учеников школы с первого по десятые классы, но и дни рождения каждого из них. И часто заходя в класс она начинала урок, с того что поздравляла своего ученика с его именинами.  А в  начале каждого учебного года Екатерина Алексеевна находила время что – бы сообщить, что хочет вместе со всеми поздравить тех учеников ее класса дни рождения, которых пришлись на летние каникулы с тем, что они уже стали на целый год старше.  Никто не смог бы припомнить такого случая, что бы эта женщина забыла про кого – то из своих учеников. И каждый ребенок знал это и с нетерпением ждал своей очереди. И поэтому становиться, понятно как, повезло двум маленьким друзьям, что первые годы своей школьной жизни они учились у Екатерины Алексеевны, которую все в школе и ученики и учителя за ее доброе сердце звали Ариной Родионовной.