Помпеи Брюллова. Русской кисти первый день

Койфман Валерий
«И стал последний день Помпеи» для русской кисти первым днем!»
К 180-летию создания шедевра Карла Брюллова

                «... Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
                Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
                Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
                Под каменным дождем бежит из града вон»
                А. С. Пушкин

О художнике Карле Брюллове и о его «Последнем дне Помпеи» знают все, поэтому 180-летие создания этого полотна, хороший повод вновь напомнить и об этой картине, и об ее создателе.

Выходец из рода потомственных художников, Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика живописи, гравёра и резчика Павла Ивановича Брюлло (Brulleau). Все его 5 сыновей (Федор, Александр, Карл, Павел и Иван) тоже стали художниками. Патриархом Брюлловых в России был прадед Карла, скульптор Георг Брюлло. Этот французский протестант, фактически бежавший из Парижа, прибывает из немецкого Люнебурга в 1773 году с двумя сыновьями в Санкт-Петербург, чтобы работать лепщиками на Невской порцелиновой мануфактуре (Императорском фарфоровом заводе).
Уже в 10 лет Карл поступает в Академию художеств, где 12 лет упорно и успешно занимается живописью, будучи учеником художника Андрея Иванова (отца Александра Иванова). К 1820 году относится первая известная работа Карла Брюллова - «Нарцисс».
В 1822 году Карл и брат Александр заслужили от Общества поощрения художников пенсионерскую поездку в Италию  на 4 года. Перед отъездом с Высочайшего повеления они изменили фамилию и стали «Брюлловы». В музеях Италии Карл изучает и копирует живопись старых мастеров. Он с энтузиазмом работает над созданием радостных, пронизанных  солнечными лучами картин жанровых сцен из итальянской жизни («Итальянское утро», «Итальянский полдень» и другие). Позднее Николай I подарил «Итальянское утро» императрице. 
Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении 4 лет работает над ее копией. Именно тогда Брюллов решил, что обязательно создаст свое монументальное произведение. Вскоре он приступает к своему легендарному полотну - «Последний день Помпеи». Финансировал эту работу Анатолий Демидов (1812-1870), известный меценат, наследник колоссальных состояний в России и в Европе, родившийся в Италии и многие годы проживавший в Европе.
В 1827 году Брюллов впервые приезжает в Помпеи. Как считают историки, в августе 79 года н. э., в результате извержения вулкана Везувий погибли сразу несколько городов: Помпеи, Геркуланум, Стабии. Полностью или частично были уничтожены и несколько других поселений, раскинувшиеся на плодородных землях вокруг вулкана. Ранее никто не подозревал о том, что Везувий может быть опасен для людей. Более полутора тысяч лет все было погребено под слоями вулканического извержения.
Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Особенно активно они велись в Помпеях, поэтому путешественники со всего мира устремились сюда, чтобы лично увидеть свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.
Зрелище археологических раскопок ошеломило и Карла Брюллова. Он долго изучал мертвые улицы и закоулки погибшего города, пробираясь среди остатков стен, шершавых от остатков лавы и пены и делая для будущей картины множество набросков пейзажа, руин, окаменелых фигур.
Художник возвращался сюда с альбомом еще не раз, и перед его мысленным взором вставали картины трагедии, прервавшей жизнь цветущего города. Он твердо решил, что, хотя бы в искусстве, жители Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов обратился к материалам археологических раскопок, а также к потрясающим письмам очевидца катастрофы, Плиния Младшего, который описал огромное облако  над кратером Везувия, пепел, град камней, и само землетрясение, приведшее к цунами, причем тряска была настолько сильной, что с домов обваливалась крыша, рушились статуи и обелиски.
Художник упорно искал наиболее выразительную композицию картины, он многократно меняет содержание сцен, жесты, движения, позы персонажей. Многие предметы, изображенные на картине, Брюллов писал с подлинных вещей, хранящихся в Музее Неаполя. Лишь в 1830 году Брюллов приступает к работе на большом холсте. Художник трудился на таком пределе духовного и физического напряжения, что иногда его фактически на руках выносили из мастерской.
Согласно академическим правилам художник построил картину, состоящую из ряда отдельных эпизодов. Брюллов разворачивает действие на одной из реально существовавших в Помпеях  улицах - Via dei Sepolcri (улице Гробниц). Для усиления драматизма композиции художник включил в нее близкие отблески от огнедышащего Везувия, который в действительности находится в стороне. Цветовая палитра картины была для того времени довольно смелой. Основная гамма построена на синем, красном и желтом цветах, усиленных белым цветом.

Зловещее кроваво-красное зарево нависло над городом, ослепительная молния прорезает тьму. На переднем плане на мостовой распростерта молодая женщина с младенцем, упавшая, вероятно, с колесницы (отломанное колесо является как бы центром круговорота изображения). Рассыпавшиеся драгоценности женщины - символ тщетности земных богатств. Слева - мать с двумя дочерьми, черты которых напоминают облик музы художника, графини Самойловой. Вот мужчина, подняв руку навстречу рушащимся небесам, готов грудью защитить своих близких. Справа - сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить его в безопасное место. Рядом – молодой человек со своей матерью. Это Плиний Младший, который в своих письмах писал: «...мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал; я ответил, что спасусь только вместе с ней...». Слева на втором плане - толпа беглецов на ступенях гробницы.
В толпе мы замечаем фигуру самого Карла Брюллова, с атрибутами художника – коробкой с красками и кистями.
Становится ясен замысел художника: противопоставить губительным силам природы духовное величие и красоту человека.
В середине 1833 года полотно было готово. Когда двери его мастерской на улице Святого Клавдия распахнулись для публики, а потом и на выставке в Милане, итальянцы пришли от картины в неописуемый восторг. Полотно выставлялось и в Риме, где получило восторженные отклики, а затем экспонировалось в Лувре. Карл Брюллов сразу стал европейской знаменитостью.
Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова в России, куда огромную картину (длина – 631, высота - 456 см) с предосторожностями привезли в июле 1834 года.
Демидов подарил картину Николаю I, который выставил ее в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев (после открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда). Картина сразу оказалась в центре общественного внимания. Ее восторженно приветствовали лучшие представители русской культуры: А. С. Пушкин переложил сюжет в стихи, Н. В. Гоголь отмечал, что все «так мощно, так смело, так гармонично, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». Историк Александр Тургенев писал, что эта «картина составила славу России и Италии», а поэт Евгений Баратынский, сочинил оду, слова из которой: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первым днем!» – стали знаменитым афоризмом.
Весной 1835 г. Брюллов еще жил в Италии, когда русское посольство в Риме известило о желании Николая I видеть его в Петербурге в должности профессора Академии художеств.
В декабре художник прибывает сначала в Москву. Уже первые впечатления от древней столицы были огромны, и он решил задержаться здесь. Большим событием в Москве была его встреча и завязавшаяся дружба с А. С. Пушкиным, который в письме жене написал о Брюллове: «Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург».
До 1849 года художник живет и работает в Петербурге. Он участвует в росписи плафонов Исаакиевского собора, работает над большой картиной «Осада Пскова». Он - модный портретист, в мастерскую которого буквально  «стояла очередь». В петербургский период было написано около 80 портретов - уникальная галерея образов русской интеллигенции.
Здоровье художника сильно пошатнулось, и он вновь покидает Россию, теперь уже навсегда.
В 1850 году Карла Брюллова встречает новая Италия, в стране царит атмосфера национального подъема, это уже Италия Джузеппе Гарибальди.
Художник знакомится с новыми людьми, пишет портреты археолога Микеланджело Ланчи, Анжело Титтони, соратника Гарибальди, и другие. Брюллов  жил в доме Титтони, где и прошли его последние дни. Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке под Римом, где лечился целебными водами.
Похоронен художник на кладбище для христиан-некатоликов, Тестаччо, одном из самых красивых римских кладбищ (рядом с сыном Гёте). По заказу брата Александра на могиле «великого Карла» воздвигли красивый памятник.
Картины мастера можэно посмотьреть на сайте  https://gallerix.ru/album/Brullov