Матёра Распутина Валентина

Александр Анайкин
Валентина Распутина не назовёшь антисоветчиком. Он и сейчас активно поддерживает Зюганова, и как был, так и остаётся коммунистом.

В профессиональном же плане, Валентин Распутин является художником слова, и не просто художником, но таким, который склонен к объективности. Именно поэтому я и решил порассуждать о его повести «Прощание с Матёрой». Дело в том, что каким бы коммунистом не являлся Валентин Григорьевич, он всё же стремится в своих произведениях к объективности. И это хорошо. Так что обратимся к его Матёре.

Но, коротко о сюжете, для тех кто ещё не читал книгу или несколько подзабыл.

Суть такова. Остров Матёра, расположенный на Ангаре, в связи со строительством гидростанции, оказывается в зоне затопления. Народ с него эвакуируют. Но, интересно, как это происходит. Действие, кстати, происходит где-то в шестидесятых годах, как говорится, в эпоху расцвета социализма в стране. Хотя какой расцвет в этой глухомани. Но, об этом чуть позже, а пока продолжим о Матёре, которую должны затопить и в связи с этим прежде ликвидировать все постройки и весь лесной массив острова. Интересно, как это происходит.

Что мне лично сразу же бросилось в глаза, при чтении повести, что просто поражает, так это та бесцеремонность, с какой власть обращается с простым народом. Никого не уведомив, никого не предупредив заранее, как будто так и положено, власти присылают на местное кладбище ликвидаторов, конечно не для того, чтобы ещё раз уничтожить мертвецов, обитателей этого тихого погоста. Нет, ликвидаторы прибыли для того, чтобы убрать с могил надробья. Другими словами, прибывшие на остров архаровцы просто выдёргивают с могильных холмиком кресты и жгут их. Давайте ещё раз вдумаемся в действия ликвидаторов. Ведь они заняты обыкновенным вандализмом. Причём власти совершенно наплевать на народ. Может кто-то захочет перенести могилы предков из зоны затопления. Но власть такие мелочи вовсе не интересуют, власть даже свой вандализм не считает преступлением. Есть приказ уничтожить кладбище, сжечь кресты, чтобы они при затоплении не всплыли. Вот они и уничтожают.

А в принципе, если уж на то пошло, что можно и ожидать от советской власти. Ведь вандализм у неё, что называется, в крови. С чего начиналась советская власть? С вандализма и начиналась. Одним из первых декретов, выпущенных советской властью, был декрет об уничтожении памятников «сатрапам царизма». Больше всего таких памятников оказалось не на площадях городов, а именно на кладбищах. Ведь всякий зажиточный человек имел великолепный памятник на своей могиле. То есть советская власть начиналась с разрушения могил, с обыкновенного вандализма. Вы сейчас нигде в нашей стране и вообще на просторах бывшего СССР не отыщете ни одной дореволюционной могилы, как будто до Октябрьской революции территория России представляла собой необжитую пустыню. А если такие могилы сейчас и имеются, то это уже реконструкция.

Сам остров Матёра, кстати, является прекрасным тому подтверждением. Дело в том, что на острове имеется разрушенная, оскверненная церковь, которую приспособили под колхозный склад. И никого это не возмущает, между прочим, хотя в каждой избе имеются иконы в красном углу.

Могила купца, который возвёл эту церковь и который был при ней же похоронен, тоже варварски порушена. А ведь в домах у крестьян, повторяю, до сих пор имеются иконы, они остаются православными. И, не смотря на это, они, вместе с тем как бы являются не только вандалами, но и, по сути дела, «Иванами, родства не помнящими».


Бесцеремонность власти, её, по сути дела, презрение к народу очень хорошо показано и на другом примере, красочно изображённым художником слова Распутиным.

Когда на острове было уже всё сожжено, люди эвакуированы, вдруг обнаруживается, что несколько стариков с малолетним ребёнком всё ещё остаются на острове. Никакой критической ситуации, в общем-то, нет, прислать катер и забрать людей не сложно. Но, дело в том, что местный чиновник посылает на Матёру катер глубокой ночью, при очень неблагоприятной погоде, ибо на реке сильный туман, очень сильный. Ведь с утра проверять места затопления должна правительственная комиссия.

Меня в этой ситуации поражает не столько безрассудство чиновника, порождённого его страхом перед вышестоящим начальством, ведь он рискует не только своей, но и чужими жизнями, сколько уверенностью этого чинуши, что никто не осмелится ослушаться власти и не откажется от ночной поездки. Так и происходит. Люди безропотно едут в темень и туман, когда на реке и на острове нет ни одного опознавательного огня. Но ведь приказывает власть.

И в связи с этим возникает в первую очередь мысль не о том, что же это за власть такая, а мысль о том, что же это за народ такой, который мы гордо величали «особой общностью советским народом». Ведь эти люди не смеют возразить, хотя здравый смысл явно говорит обратное, но говорит он не вслух, а про себя. И люди едут в темень, в туман, боясь ослушаться начальства.

А вот ещё один поразительный пример бесцеремонности власти и покорности этой «особой общности советского народа».
На месте переселения людей, в новом посёлке участковый перестрелял половину собак. Причина? Да люди держали своих псов, как и в прежних местах, не на цепи.
А давайте представим, чтобы было, если бы в каком-то городишке, например США, какой-то полицейский начал расстреливать собак. Да общественность, пресса подняли бы такой шум, что не только этого полицейского бы засудили, но и его начальство лишилось бы постов и должностей в лучшем случае. А здесь молоденький участковый стреляет собак и никакой реакции у население, как будто так и надо.

Невольно возникает вопрос: «Да, что же это мы за люди то такие»?

А ведь действительно, люди очень интересные. Например, несколько хозяев оставили на острове своих собак. Не просто бросили их на погибель, но оставили голодать. Я уж не буду вновь поминать Соединённые Штаты, где бы таких хозяев просто посадили за жестокое обращение с животными, а остановлюсь на Матёре. Не один человек не возмутился поступку своих односельчан. А ведь это каким же человеком надо быть, чтобы бросить своих домашних животных на явную погибель. То есть у людей вообще не возникло никаких тёплых чувств к животным, которые у них жили, охраняли имущество, помогали пасти стадо. Да таких людей даже сволочью назвать язык не поворачивается.

Хотя, наших колхозников, подлежащих эвакуации понять можно. В конце концов, эвакуация является не просто переездом на новое место жительство, она является, по сути своей, жизненной катастрофой. Людям, среди котрых много одиноких стариков, предстоит жить в посёлке городского типа, где у них не будет приусадебного хозяйства. Хотя, какая усадьба у советского колхозника. Но, тем не менее, это личный огородик даёт возможность прокормиться. Ведь колхозники в СССР практически не получали зарплату, они получали натурой за свои трудодни, да и пенсий до 1964 года у них не было. Да, колхоз обязан был выплачивать старикам какие-то деньги, но это формально, фактически же никаких пенсий до 1964 года, то есть до появления союзного законодательства на эту тему, нигде в колхозах крестьяне не получали. Люди жили за счёт подсобных хозяйств. Переезд в посёлок городского типа обрекал людей фактически на голодную смерть. А вот об этом честный коммунист Распутин почему-то не упоминает в своей повести. В общем, лукавит писатель Распутин, потому как люди у него как бы расстраиваются о потере родных мест. Но ведь совершенно ничего не сказано о страхе перед голодным будущим. А оно на новом месте будет именно таким. Да, сетуют крестьяне на высокие рыночные цены, на то, что даже картошку будет трудно приобретать. Но это как бы вскользь.

Хотя в повести всё же говорится о действительном положении дел в сельском хозяйстве советской деревни. Говорится о плохой работе командированных рабочих и школьников, присланных на уборку.

Я, читая повесть, даже подумал, что дореволюционные крестьяне, работая на барина два дня в неделю, а остальное на себя, были как бы более обеспечены, что ли. Колхозники же, работая на колхоз все дни в неделю и умудряясь при этом работать и на себя, находятся в более худшем положении, чем те, до революционные крестьяне.

Ну, да не буду отвлекаться на полемику. Скажу другое, когда я читал повесть Распутина о Матёре, я невольно думал о тех помещичьих усадьбах, которые жгли крестьяне в революцию. Каково-то было помещикам. А ведь эти люди тоже пеклись об урожае, об урожае, который был способен накормить всю страну. А здесь люди живут на селе, но колхоз не в состоянии их обеспечить даже минимумом провизии, каждый должен ещё и вести своё хозяйство и ни у кого не возникает даже тени мысли об абсурдности ситуации.

В общем, каким бы коммунистом не был Валентин Распутин, он создал книгу, которая заставляет призадуматься о «советском рае» и о том, нужен ли вообще такой рай людям.