Этимология алюминиевых огурцов В. Цоя

Вообще-то этимология – это некоторое действие в отношении истинного значение слова. Песня группы «Кино» «Алюминивые огурцы» настолько белебердична, что определение  каждого слова менее актуально, чем вся конструкция из слов песни. Ибо огурцы – это огурцы (некое живое, растение), а алюминий – это алюминий - вещество, металл. То есть объектом нашего исследования будут предложения, строки.
Текст, уверен, большинству читающих – знаком. Поэтому мы будем давать интерпретацию после одной-двух строк песни. Поехали!:

«Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!»

Это приветствие. Автор приветствует детей.

»Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да»

Автор желает, чтобы его видели и увидели. Окно – прозрачный проем типа прямоугольник между домом и улицей. Улицы бывают только там, где есть дома. Сюда годятся любые из известных вариантов поселения людей – деревни, села, города, мегаполиса. Потому что выше названные не обходятся без домов и улиц. Вопрос о кидания пальчиков на первый взгляд странен, но… Первое, что мы должны учесть – время создания, а точнее появления, песни. Второе – возраст автора. Первое – 1982 год. Второе – Виктору Цою тогда было 20 лет. Кидание пальчиков с одной стороны означает простое приветствие. То есть автор в своем восприятии желает наблюдать процесс мелькания ладоней с пальчиками молодых людей. Что может указывать о комплексе власти и почета (а кто из читающих это не мечтал бы о таком?). Потом мы вспоминаем другие времена – лихие 90-е. И «кидать пальцы», «распальцовка» и пр. – имело уже совсем другие смыслы. Более определенные и конкретно понятные.
Сделаем маленькое отступление и скажем, что Виктор Цой, как поэт (а поэт в современном мире – тот же пророк) был до глубины своей проницателен.
Мы разумеем, что смысл его песен еще долго будет прорабатываться людьми.
Открытым остается момент окна. Точнее образ окна. Автор может быть по ту и по эту сторону стены (вспоминаем pink floyd(The wall).

»Ведь я сажаю алюминиевые огурцы а-аа
На брезентовом поле»

Здесь мы видим процесс. Автор уже вне домов и стен. Он на поле, территории, где сажает «алюминиевые огурцы». Это странное словосочетание совмещает металл и растение. Алюминий и огурцы. В нашем сознании это походит на какие-то снаряды, которые нужно придать земле. Живая материя (огурцы, еда, пища) плюс алюминий (недра земли) совмещаются, соединяются в некое единое. В нем сосуществует триединство живого, неживого и небытия. Это революционно, точнее это акт постижения современного мира. И вспомним о времени – 1982 г.

Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Ранее мы обратили внимание на землю, но автор делает уточнение – брезент. Органическое вещество. То есть, видимо, автор мыслил экологически и не желал загрязнять плодородную почву. Брезент – материал для палаток, парашютов и пр. Соответственно – продукт человеческой деятельности. Типа – «Изготовил? Похорони в изготовленном!». Действительно, сложно не согласиться с тем, что утилизация опасных для жизни вещей не должна касаться жизни.

Следующий вопрос. А почему огурцы, а не помидоры или арбузы? Тут же всплывает фрейдистская психология. Фаллическая символика связанна у автора с мощным, агрессивным техническим прогрессом. Очевидно в двух строках В.Цой объясняет нежизнеспособность и ничтожность (не в смысле малого, но в смысле нарастающего НИЧТО) данного процесса. Это итог западноевропейской культурной сублимации.
Попросту – не туда пошла энергия живого. Живая энергия. Жизнь.
Далее:

»Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч,
А результат - труда.»

Теперь становятся ясными эти строки. Возникает образ чукотских мудрецов. Если честно, мы не видим его, поскольку мудрость в Чукотке ассоциируется не с мудрецами, а с шаманами. Мудрец – это что-то европейское. Тем не менее В.Цой избегнул уточнения, совместив функциональность и тех и тех в нечто единое. В сознании поэта нет разницы между шаманами, знахарями, мудрецами и т.д. Это категория людей, которая как бы отслеживают общую ситуацию вокруг. И в данном смысле Виктор Цой является этаким «шаманом». Иначе зачем было сочинять эту песню? Последующее его творчество подтверждает его кровную азиатскую связь с европейской мудростью через русское слово.

Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Злое белое колено
Пытается меня достать.

Интересный образ – белое колено. Вообще он происходит от «ты довел меня до белого каления». В детстве мы очень часто слышали это словосочетание. Оно указывает, или иллюстрирует психологическое состояние мамы, когда ей становится трудно от шалостей и непослушания. Образ еще более красочный, если представить кузню и кузнеца бьющем по железяке над углями. Сначала доведет до белого каления, потом бьет. Бьет – значит любит.

»Колом колено колют в вены
В надежде тайну разгадать – зачем…»

3К встречаем в первой строки. Колом колено колют в вены. Жертвой этого безжалостного процесса становится кровеносная система. Действительно буква «К» слышится как сухой и равнодушно-циничный приговор. Опять иллюстрируется архетип противоречия жизни и смерти, т.е. бытия и ничто.

»Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.»

Тут утверждение бытия. Надежда. Как ни коли не бей – жизнь мимо этого. По-нашему – позитивно. И слава Богу.



»Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки»
Если кто усомнился в содержании двух первых куплетов, Виктор Цой закрепляет уходя от общего и, приходя к частностям. Клепки, дырки, вилки и булки и многое прочее, мелкое, рассыпчатое и неважное тоже имеют место быть.
Далее.

«Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку,
Упадут туда,
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле».

Он, то есть Великий Поэт XX века Виктор Цой, проедется на мощном железном тракторе. Раздавит всю эту пургу и суету. Притом тракторов много. Получит деньги от Хайзеншписе за концерт, купит автомобиль, поедет на рыбалку и разобьется в автокатастрофе в Балтии в 1990г. 15 августа….


Ps Но это не конец. Он все равно будет сажать эти алюминиевые огурцы. Не в землю. На брезент. Вечно.
И слава Богу!


Рецензии
Трактовки этой песни много. Вот одна из них:

Автор приветствует не детей, а молодежь.

"Сажать алюминиевые огурцы на серебряном поле" - уколы шприца в вену на руке.

Кот Афромеева   14.10.2013 04:46     Заявить о нарушении
Дети - это молодежь.
Цой не наркоман.
короче горизонтов и пластов для интерпретаций немерено. В этом смысл творчества и со-творчества.

Павел Гуричев   14.10.2013 22:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.