Мысли нараспашку - 16. Мамочка моя и Шекспир

Михаил Лезинский
            МЫСЛИ НАРАСПАШКУ - МАМОЧКА МОЯ И УИЛЬЯМ ШЕКСПИР . .

Я не называл при жизни её мамочкой – МАМОЙ и всё! А иногда - БЭЛКОЙ МОИСЕЕВНОЙ . Жили мы тогда в Карелии , в Сегеже , посёлке , где всё народонаселение было было причастно к Сегежлагу , наше семейство приехало к отцу , которого расконвоировали по случаю «грамотности» - окончил четыре класса царской школы и вывели в начальники . .

Я вот «грамотности» взял в кавычки , но Он на самом деле был ГРАМОТНЫМ . Даже песенки писал и музыку к ним и распевал их блатным и близким . Блатным , чтобы не замочили .Для близких у него был другой репертуар . Сегодня бы его назвали - БАРД .
Мой отец , который лупцевал меня ремнём , прививая любовь к чтению книг и за страсть к побегам , Лезинский Леонид Самойлович , погиб в Великую Отечественную войну в 1942 году под Смоленском в штрафном полку , - а мать моя - ВЕЧНАЯ ВДОВА! – покоится на Тират-Кармельском кладбище , - подбрюшье морского города Хайфы , так похожего на Севастополь .

Но я о том времени , когда МАТЬ была ещё жива и ждала в Сегеже своего сына из Красной Армии . Мама была красивой женщиной , но , как бы это помягче сказать , - малообразованной . И удивлялась , когда мы с сестрой Валентиной , - полуголодные! – пайку хлеба , полученную мною в ремесленном училище , продавали и на сумму от продажи , покупали книги .Некоторые раритеты я приобретал у заключённых за спичечную коробочку выпотрошенных чинариков , когда окончил ремеслуху … А , когда стал вкалывать электриком на Бумкомбинате , часть зарплаты тратил на книги . И у меня сложилась большая , - по тем временам! – домашняя библиотека .
- Неужели ты это всё читал ? – удивлялась мамочка , не прочитавшая за свою молодую жизнь ни одной литературной строчки …

Я вывел в заглавие ещё и Уильяма Шекспира , а он то тут при чём ?- скажете вы, дочитав до этого места .

При чём , да ещё как ! Когда я через три с половиною года вернулся в сегежлаговскую Сегежу , первый поклон сделал своей библиотеке и сразу узрел , - нет раритетов .
- Мам , а где ?..
Но мамочка меня перебила .
- Ни одной новой книжки я не тронула , а на кулёчки отдала соседям старенькие книжки . Они без обложек были .

Не буду описывать своё тогдашнее состояние : мамулька отдала соседкам , собиравших , морошку , чернику , голубику , бруснику и прочую ягоду и те , в шекспиро-мопассановских кулёчках продавали , вышеперечисленную ягоду .

Книжки без обложек , это первые в России переводы Уильяма Шекспира и Джорджа Ноэля Гордона Байрона , Ги де Мопассана и Мигеля де Сервантеса … Толстый том Сервантеса был раскурочен до четырёх подач .
Мамочка , прости , я кажется на тебя тогда голос повысил ?! .

Это были те книги , которые я выменял у интеллигентных зэков , - обложки они отрывали , чтобы при шмонах они занимали как можно меньше места …

А мамочка меня давно простила , любила она меня сильно-сильно и не то ещё прощала .