Скорый поезд

Нина Гаврикова
Скорый поезд

Громко стучали колёса поезда. Не совпадая с их тактом, бешено колотилось сердце Риты. Она смотрела на сына. Мать ворочалась на верхней полке. События прошлой недели вывернули наизнанку их жизнь.
Возвращение домой горькое. Перед глазами Риты медленно открылась дверь: тёмный, длинный коридор прошлого страшил. Память понесла её по извилистому тоннелю: вот она-школьница приехала на каникулы к тёте Марусе. Юная, счастливая от того, что вырвалась из душного города на бескрайний деревенский простор. Вечером с сестрёнкой впервые сбегали в местный клуб на танцы. Возвращаясь восторженные, обсуждали местных кавалеров. И вдруг на дороге, как приведение, возник ОН. Рита от неожиданности даже охнула. Он, согнувшись знаком вопроса, прямо на дороге чинил мотоцикл. Девчонки хотели обойти стороной горе-ремонтника, но юноша выпрямился:
— Соседка, а чего не познакомишь меня с сестрой?
Его бирюзовые глаза встретились с ее чёрными горошинами. Они словно в магнитное поле попали. Он протянул запачканную руку:
— Эдуард. Можно просто: Эд.
Эдуард ухаживал скромно. Казалось, что сама Любовь, захватив в свои объятия, усадила их на пушистое облако счастья.
Осенью Эдуарда призвали в армию. Угольком одиночества она царапала по бумаге, описывая щемящую тоску. Последние дни и вовсе тянулись, как долгая северная ночь. Дождалась! Эдуард возмужал! Короткий ёршик белёного льна на голове добавлял шарма. В глазах появились искорки и еле уловимые чертовщинки. Рита уступала избраннику. Она, как дюймовочка, симпатичная, невысокая и бледная — в чём только душа держалась? Но счастливая! В тёмных омутах глаз сверкали салюты радости! Казалось, что Бог и на неё обратил внимание:
— Сквозь открытое оконце в душу заглянуло солнце. Заглянуло и осталось, с милым чтоб не расставалась.
Молодые помыкавшись по разным съёмным квартирам в городе, решили жить в деревне. К тому времени ждали уже пополнение.
Лето – жаркое! Смена климата и беременность давали знать, она часто теряла сознание. Свадьбу запланировали на июль, и решили отремонтировать ветхий дом бабушки Эдуарда. Рита радовалась: дом просторный, в середине белой медведицей стояла русская печь. Перегородка отделяла кухню от комнаты. Одно огорчало: жених устроился в совхоз шофёром и постоянно пропадал на работе. На помощь приехала мама. Она быстро организовала ремонтную бригаду. Деревня для неё — дом родной: здесь родилась и выросла. Ей помогали одноклассники, родственники и даже директор совхоза предложил свою помощь. Мать съездила в город, купила продукты на свадьбу и обстановку в дом. Обмолвилась: если что пойдёт не так, то она и дочь, и мебель заберёт к себе на север. Не думали, что слова окажутся пророческими.
— Дал Бог счастья на минутку, не сумела удержать, — прошептала Рита.
В сентябре появился малыш. В роддоме ему занесли инфекцию стафилококка, пришлось ехать в областную больницу. В три недели сыну под наркозом чистили кость левой ноги. Через неделю процедуру повторили, но без наркоза. От этого душа Риты сжалась в спичечную головку. Изнывая от безысходности, твердила, что должна всё выдержать. Мама приехала в октябре и, как маятник часов, моталась между деревней и больницей: увозила грязные вещи, привозила чистые, оформляла документы. Однажды она заглянула к подруге, рассказала о беде. Та посоветовала заказать сорокоусты о здравии. Так и поступили. Чудо свершилось: ответы анализов Виталика показали, что болезнь отступила. Жизнь налаживалась.
Ком в горле перекрыл дыхание. Тяжёлые мысли грозовыми тучами нависли над головой. Судьба смеялась над ней!.. По возвращения из больницы в стене около вешалки нашла странную иголку. Захватила иглу куском газеты, бросила в печь. Присела на приступок, хотела узнать у мужа, кто приходил в гости?
Муж вернулся под утро. Увидев её, сидящую перед дверью, Эдуард остолбенел. Он не стал оправдываться, только припомнил, как мама Риты во время свадьбы нашла на столе чужой нож. Дескать всё-то вам мерещится.
Тогда тётя Маруся решилась позвонить директору совхоза, хотела попросить, чтобы Эдуарда освободили от ночных смен. Шоком для всех прозвучала новость – Эдуард ночью ни одной смены не работал.
Начались разбирательства, выяснения отношений. Пристыженный неопровержимыми фактами, Эдуард сознался – навещал «даму сердца».
Окна Ритиной тёти выходят как раз на дорогу, и чтоб она не увидела «путешественника», Эдуард, не газуя, с выключенными фарами выезжал за околицу деревни. А потом давил на газ и мчался на всей скорости в соседнюю деревню.
Рита вспомнила, что эта «дама сердца» была на их на свадьбе в качестве родственницы мужа.
— Подлый… — невольно произнесла Рита.
Мать спустилась с полки, села рядом.
— Помнишь, я отправляла записки в монастыри? Один из них находится в Муроме, там поклоняются святым Петре и Февронии? Может это они помогли разоблачить Эда?
— Не знаю. Да, это уже не важно, – тяжело вздохнула Рита. Прильнула к материнскому плечу. – Мам, ты меня не бросишь? Правда?
Мать крепко обняла дочь. Рита посмотрела на сына:
– Нам с тобой надо Виталика на ноги поставить, чего бы это ни стоило! Как хорошо, что ты у меня есть! Мам, мне почему-то кажется, что вся моя семейная жизнь как этот скорый поезд. Осветило в темноте светом мощного прожектора, а я не зажмурилась, подумала, вот она – настоящая любовь! Да видно, не на тот поезд села. С мужем я разведусь. Шлагбаумом ему на дороге становиться не буду.
Колёса мелодично стучали: «до-мой, до-мой, до-мой, до-мой».
Начиналась новая жизнь.
Сосед по купе спустился вниз. Коренастый солдатик в морской форме протянул руку:
— Давайте познакомимся! Роман.
— Мы не знакомимся в поездах, — измерив взглядом собеседника, ответила за дочь Надежда Петровна.
— Не обижайтесь, — настаивал морячок. — Я слышал, что вы за помощью обращались к Петру и Февронии.
— Вам какое дело до нас? — не унималась мать.
— Хочу рассказать, кому вы писали записки. Моя бабушка о них много рассказывала. Святой князь Пётр и святая княгиня Феврония — муромские чудотворцы. Князь Пётр вступил на престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода из деревни Ласковой. Пётр послал в ту деревню своих людей. Когда он увидел Февронию, то полюбил и дал обет жениться после исцеления. Дочь пчеловода вылечила князя и вышла за него замуж. Супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания! – моряк будто выученное наизусть стихотворение прочитал.
Спутницы внимательно слушали. Рита отмахнулась:
— Рассказали нам их житие.
— Да! Я родился восьмого июля, в день поминания святых. Часто ездил к бабушке. Перед армией там встретил свою судьбу, Алина обещала меня ждать. А сейчас ни того и с сего она условие поставила: выйдет замуж, если я подробно расскажу о святых. Бабушки нет, спросить не у кого, вот и ездил в монастырь. Теперь и я своё условие выдвину.
— Какое? — оживилась Надежда Петровна.
— Предложу ей венчаться в монастыре.
— Думаете, согласится?
— Куда денется? Мы же с ней любим друг друга.
— Лю-ю-юби-и-им, — эхом повторила Рита и отвернулась к окну.
Подошла проводница:
— Скоро ваша станция.
Рита с мамой начали складывать вещи.
— Простите! Примите эту иконочку — это подарок моей бабушки. Пусть она поможет вашему малышу, — морячок протянул сверток пожелтевшей от времени газеты.
Рита недоверчиво взглянула. Юноша развернул бумагу, где лежала старинная крошечная иконка Петра и Февронии.
— Я не могу взять, бабушка её вам подарила.
— Моя бабушка – очень добрая, сама бы попросила помочь вам. Я с чистым сердцем отдаю.
— Спасибо, но мне нечем отблагодарить.
— Не понимаю, о чём вы?
Тут вмешалась Надежда Петровна:
— Доченька, это сам Господь посылает тебе помочь, бери.

…Рита с мамой терпеливо выхаживали Виталика: массажи, физиопроцедуры, щадящая гимнастика, усиленное питание. Устали так, будто не одну пятилетку работали без выходных, но ни одна из них никогда об этом даже не обмолвилась, главное — ребёнок! Всё для него! Иконка благоверных Петра и Февронии стояла на книжной полке рядом с детской кроваткой. Рита часто смотрела на святой образ и мысленно, своими словами просила о помощи.
Через год она с сыном приехала в областную больницу на плановое обследование. Врачи развели руками:
— С таким диагнозом выживает один ребёнок из ста. Чудеса, да и только!

                1. 10. 2011 год.