Опера Марево. Критическое эссе

Галина Мажейкина
 
Энциклопедия дает  определение:  «марево» - это мираж, призрачное видение, туманная дымка, непрозрачность воздуха,  насыщенность водяными парами, мельчащей пылью, частицами гари. 
«Марево» ПровМызы - это особое  метафизическое пространство -  дремучий лес артефактов цивилизации, которое сознательно  синтезируется художниками  в некую среду,  почти сталкерскую.  Её мистика создана   утробными стонами героев и  музыкой покореженного металла,  которого много в этом пространстве катастрофы. Отрицая   классический   канон, нигилистически    отстраняясь от программной  семантики  оперного языка, убирая  стереотипы и штампы, участники проекта  создают НЕЧТО, что не подпадает (так кажется)  под определение стиля и  жанра, означенный ими как   опера! Ему  присущ  заряд  визуального метафизического разрушения, но  вместе с тем  - это пространство   созидающее Другое.  Художники  задают сами себе  вечные  вопросы о  бытии и небытии, материи и духе. Смерть – это конец или начало, возможно,  ступенька к чему -  то  Другому!? Какова интенция к Началу Сущего,  и  что ожидает нас в Конце? С чем мы приходим в мир и, что в нем остается для нас на пороге ухода? Трудные  вопросы и не менее трудные ответы!   Деструкция  оперного канона мотивирована  теорией деконструкции (Ж. Деррида), столь популярной ныне в российском актуальном искусстве. Художники Сергей Проворов и Марина Мызникова  создают новый язык, строят иные семантические знаки, символизирующие постмодернистское Другое (Ж.-Ф. Лиотар),  которое в  их понимании – есть  привнесение иного смысла в  философские понятия бытия и сознания.
 Персонажи оперы «Марево» - Отец, Мать, Сын, Дочь - дают интенцию к аллюзии на архетипы матери и отца, праотца, праматери -  (Анима, Анимус)) К.Г. Юнга. Тема  прото (начало всего от  др.греч. protos — первый) –  первичный,  будь это  цивилизация  или прототип, безусловно, возвращает нас к метафизике  Аристотеля, Платона, древним мифам и ритуалам.  Чрезвычайно модная ныне тема, удивляющая  единовременным погружением  в нее  большинства  кураторов и художников актуального искусства.     Здесь можно «услышать» контекст потерянного Рая. Задача  показать эту идею в  актуальном визуальном формате  очень непростая. Но лаборатория – поле для эксперимента, и художники справились с труднейшей дилеммой в создании синтетического пространства музыки, перформанса и вокала,  погрузившись в процесс создания contemporary opera вместе с солистами ГАБТа, художниками-сценографами, композиторами и режиссером, продемонстрировав тонкость перехода от цивилизованного бытия в прогрессе в небытие иных сфер, где то же  бытие,  но оно уже  в другом измерении, в формате не тела, а духа.
Я оставляю за кадром процесс создания оперы, и её исполнителей: композитора,  неформатных артистов, осветителей, режиссера и всех помощников, так как это лишь организм, состоящий из  слуха, зрения, обоняния, осязании -  первородных органов чувств.   В этом проекте главным стал продукт, который вышел из- под «пера» команды, работавшей  над талантливой идеей и реализовавшей оную в contemporary opera. И, наверное,  правильна позиция одного из идеологов проекта Сергея Проворова, считающего, что не нужно объяснять зрителю происходящее, пусть каждый из нас додумает всё для себя сам, испытав катарсис,  очистив  души  страданием,  испытав шок от визуальных и звуковых эффектов. Переоценка  ценностей, модная нынче «перезагрузка», но не такая, что перезагрузился и мимо прошел,  а другая, когда крик звучит еще долго внутри меня.  Страшно? Да, страшно. Депрессия? Возможно. Но молчать  уже нельзя, если мы хотим спасти  в себе то, что  заложено изначально  праотцом и праматерью. Странное пространство, странные мысли, странное иное.
«В  мареве дыма кадильного и дрожащего света паникадил сияют лица молящихся» писал А. И. Деникин в  «Очерках русской смуты», 1922 г.  Т.е. лица сияют именно в мареве дыма кадильного, с помощью которого создается мифическое сакральное  пространство духа, когда тело становится вторично.  Мы сами должны спасать свои души, свет которых мы пока способны увидеть  «в мареве».   
 
Примечание: 9 апреля 2013 года в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась церемония награждения лауреатов VIII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ. Победитель конкурса ИННОВАЦИЯ 2012 в номинации «Произведение визуального искусства» – опера «Марево» группы ПРОВМЫЗА (Галина Мызникова, Сергей Проворов) (премьера состоялась в Приволжском филиале Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород; номинирована Фондом поддержки современного искусства «Артпроект», Москва).

Галина Мажейкина
Арт-критик, культуролог,  эксперт сектора «Языки культуры»  РИК (Москва), публикации критических статей по  проблемам актуального искусства в журналах: «Знание. Понимание. Умение; «Искусствознание»; «Гипертекст», Футурум АРТ и др.  Живет в Москве.