Арысь и Угам

Юрий Шпилькин
- Дедушка, расскажи сказку,- попросила внучка Радмила, - Ты же обещал.- Ну, хорошо, ответил дедушка. - В далеких горах Каратау южного Казахстана, где живут Радмилкины дедушка и бабушка, - жил седой Сусунген, так называлось древнее озеро. На высокогорных пастбищах - джайляу паслись тучные стада и его гордость табуны лошадей. Одно печалило Сусунгена не дал Кудай ему сыновей. Единственная его радость дочка Арысь, резвилась как жеребенок стригунок, взбрыкивая свои воды, не представляя, что придет время выходить замуж, но женихов по-соседству особо не было, в горах какие женихи.
Одна надежда была на далекую родственницу Сыр-Дарью. Желтая вся, спокойная летом, но каждую весну, откуда только силы брала, бурлила и наперегонки со своей сестрой Аму –Дарьей устремлялась к седому Аралу. Могучий и своенравный в молодости, в последние годы занемог древний Арал, стал помощи просить у сестер найти ему молодую жену, он был уверен, что она даст ему новые силы.

- Пока Дарья собиралась навестить старого Сусунгена, Арысь подросла, познакомилась с мальчишкой из горного аула Угамом. Каждое лето они проводили вместе, наблюдали за сурками. Сурок Мензбира вообще необычный, на человека похож. Среди местных народов - казахов, киргизов - издавна бытовало поверье, будто сурок этот - человек, за какие- то проступки проклятый аллахом и осужденный жить в норах и питаться травой. Поверье это основано, конечно, на внимательных наблюдениях пастухов и охотников за сурком. Дедушка даже привстал: «Мы и сами не раз поражались странному поведению этого зверька. Однажды у нас в садке сидел сурок, отловленный для замера. Надо было взять его, а
он кусался, никак не давался в руки. Пришлось взять палку, чтобы отвести его мордочку от рук. Зверек, увидев палку, вдруг присел «на корточки», на задние лапы, а передними закрыл голову от предполагаемого удара. Ну, совсем как человек. Больше его нет нигде. В зоопарках он не приживается, а в научных коллекциях зоомузеев - единичные экземпляры. Их осталось не более 40 тысяч зверьков».Но самым любимым их занятием, - продолжал повествование дедушка, - были скачки на лошадях, не ведая, что беда-разлука уже близко. Приезда свахи молодые не заметили. Угам рассказывал историю, которую узнал в одной из поездок в далекие горы. Там в далеких горах есть перевал Крык - кыз по пути к горной речке пробившей себе русло в отрогах Западного Тянь-Шаня. Ваше внимание обязательно привлечет причудливая группа каменных изваяний - сорок окаменевших человеческих фигур.

Легенда гласит, что было это в далекой древности, нукеры собрали из горных аулов и повезли сорок прекрасных девушек в гарем то ли китайского, то ли джунгарского богдыхана. Достигнув перевала, от горя при расставании с родиной они окаменели. Поэтому и перевал так называется Крык -кыз – Сорок девушек. Так и застыли их скорбные фигуры у самой пропасти. Гениальный скульптор Ветер, тысячи лет тому назад изваял эти скорбные фигуры и как великий мастер очень требовательно относится к своему творению, отсекая, как того советовал Микельанджело, все лишнее. Поэтому на перевале так свистит Ветер, неиствуя в муках творчества… Конечно, есть много случаев совместной гибели людей. Это и самосожжение, и отравление, или какой-то другой коллективный уход из жизни. Населявшие некогда эти края, кангюйские девушки отличались независимостью и свободолюбием. Но одновременно окаменеть?

Издавна существуют обряд ритуального самосожжения. В Индии широко распространено самосожжение женщин. После смерти мужа совершить сати, что в переводе с санскрита означает «преданная жена» - сожжение на кремационном костре мужа, считалось, чуть ли святой обязанностью.
Упоминание об этом обряде есть еще в священной книге арийских племен Ригведе. Это значит, что обычаю как минимум 3 тысячи лет. Традиция сохранилась в Индии и до наших дней. Википедия сообщает, что лишь за февраль 1986 г. в Бомбее зарегистрировано 50 случаев сати, в Мадрасе - 147, в Индоре - 144, в Хайдарабаде - 80. Когда-то сати считалось своего рода привилегией избранных.Были случаи, когда на погребальный костер покойника всходила целая толпа живых. В гигантском погребальном костре махараджи Виджаянагара одновременно нашли смерть три тысячи его жен и наложниц. Так, в 1833 г. вместе с телом раджи Идара были сожжены его семь жен, две наложницы, четыре служанки и слуга. То, что в глазах европейцев является дикостью, для многих индусов – духовное возвышение, подвиг, надежный способ искупить грехи или, по крайней мере, улучшить карму, чтобы уменьшить свои страдания в следующем воплощении. По Юнгу - это "коллективное бессознательное" - архетипы, влияющие на ментальность отдельного человека и на менталитет каждого этноса или национальности в целом.
- У могущественного Арала, рассказывала Сусунгену Дарья, - бескрайние рисовые поля и плантации хлопчатника. Безмерное количество рыбы – 71 вид, только карповых 12 видов, 3 вида окуневых,  а также сазан, лещ, вобла. Но в последние годы соли в озере все больше и больше, а рыбы все меньше и меньше.

- Когда Арысь поняла, что ее хотят отдать престарелому Аралу, - продолжал свой рассказ дедушка, - она бросилась бежать, но Сыр-Дарья подхватила ее и все-таки утащила ее к древнему Аралу, а Угам ринулся за ними, но наткнулся на непреодолимость скал. И когда он сквозь скалы пробил себе дорогу, нашел себе друга по имени Чирчик. Друзья добежали до реки похожей обликом на Дарью, бросились к нее, умоляя найти его возлюбленную Арысь и она пообещала найти. Так и текут  воды Арыси и Угама вместе,соединится им помогла Сыр-Дарья. Вот так и в жизни людей бывает,нередко помогает тот, кто мешает.