КОТ

Мауа Ро
От автора.

Это жаркое лето 2013 года напомнило мне лето начало 2000-ых, одно из событий которого наложило свой отпечаток через десяток лет.

***

То лето было очень жарким. В тени до +35 по Цельсию, про то, сколько было на солнце я даже боюсь вспоминать. Тот район, где я отдыхала сплошь состоял из степей с вкраплением островков лесопосадок. На протяжении всего пути от районного центра в хутор, где мне довелось отдыхать шесть лет в подряд, куда ни кинь взор поля. С рожью, пшеницей, горохом и другими культурами. Тут и там стояли одинокие подсолнухи, они раскачивались на сухом ветру и их желтые лучеобразные лепестки понуро свисали, мучимые недостатком влаги. Земля потрескалась и была похожа на коросту.

Вечер несомненно приносил облегчение. Когда солнце клонилось к горизонту, подсвечивая облака золотом и багрянцем, ветерок становился более прохладным. А если дул со стороны единственного на десятки километров пруда (и расположенного всего в пятистах метрах от нашего дома), то приносил и влагу. Я особенно чутко чувствовала это направление ветра и садилась на лавку у входа в дом, в тень и наслаждалась прохладой. Всегда любила рисовать карандашом и вот за очередным таким моим творческим процессом застал меня КОТ.

Надо сразу сказать, что я всегда была неравнодушна к семейству кошачьих. В детстве было пять кошек, но у вы, частые переезды не способствовали тому, чтобы они задерживались более чем года на два. Потом мы их отдавали или сердобольным соседям (мы жили в частных домах - "деревяшках" как тогда их называли), или коты часто сами меняли своих хозяев переходя от одного дома к другому, где лучше кормят). Итак я увидела кота. Щупленького, длиннолапого, с темно-серой короткой грязноватой шерсткой, тонким хлыстообразным длинным хвостом на конце с надломом. Ушки немного порваны, видимо в борьбе за территорию. Но глаза его золотистые лучились умом. Он смотрел на меня не отрываясь (коты вообще любят играть в гляделки). А я на него. Он пришел не зря. Ибо знал, что мое неравнодушие к представителям его рода заставляет класть в миску у порога что-нибудь вкусненькое. Мама была против моей "излишней жалости", потому что говорила "коты должны ловить мышей, а год урожайный, прокормятся". А мне было жаль деревенских котов. Наверно потому что я из города, а в городе домашние коты чаще всего ухоженные, откормленные и любимы, чего не сказать о здешних хуторских. Конечно, не все коты в хуторе были как тот кот. Но большинство. Что такое элитный корм из заграницы хуторские даже понятия не имеют. Но деревня деревне рознь. Но в моем случае на хуторе коты были все как на подбор - худые и изможденные. И они часто ходили к моей миске, авось я там оставлю что-нибудь после обеда или ужина. Ко мне приходили самые разные коты, кошки, всех мастей и размеров, вплоть до подростков-котят. А вот этого кота я видела впервые.
Что-то екнуло в сердце и я сказала ему:
- Привет, хочешь молока? Давай налью, а то день был жаркий.
Он посмотрел на меня, сел у двери и замер, словно окаменел.
Я вошла в дом и налила в миску молока. Мама что-то пробурчала типа "опять со своими котами возишься". Я ничего не сказала, налила полную миску и вышла на порог. Кот как сидел так и остался сидеть. Однако, я сделала шаг в его сторону, а он шарахнулся в кусты. На хуторе чаще всего коты были пугливые, оно и понятно - к ним относились часто к предмету быта, утвари, которая попутно ловит мышей, а вот чтобы приголубить...
Я поставила на порог дома миску, а сама села на лавку и решила понаблюдать за котом. Он вылез из кустов не сразу. Минут через пять. Смотря своими золотистыми глазами на меня, стал медленно подходить к миске с молоком. Подошел, потянул воздух носом.
- Да не бойся, не трону тебя, кошарик,  - сказала я, и уткнулась в лист бумаги, пытаясь что-то вывести путное там. Но что-то не выводилось. Глаза косились на кота, который нагнулся и осторожно начал лакать молоко. Я улыбнулась. Кот вскоре вылизал всю жидкость из миски, осторожно отошел от миски и убежал, задрав хвост.

В следующий раз я поджидала его с кусочком сосиски и молоком. Но он не пришел. И так три дня его не было. Я уже и подзабыла о нем от череды событий, что произошли за короткий срок. Был воскресный вечер и температура держалась где-то +25. Солнце почти село, а я сидела на лавке и смотрела на видневшееся сквозь черемуху поле, по которому ходила за водой. Подул прохладный ветерок. Я поежилась и захотела идти в дом, но увидела краем глаза метнувшуюся темную тень. Стала искать глазами -  что это могло быть? Неужели крыса? (Рядом, через дом хозяйка держала коров и коз). Заметила кошачьи глаза, следящие за мной из кустов. Золотистые. Кот! Тот самый с умным взглядом. Я снова с ним поздоровалась и предложила молока и сосиску. Кот не отказался. Уже без опаски подошел к миске и стал трескать сосиску и лакать молоко. Сыто облизнулся и сладко зевнув, подошел к лавке и сел рядом с ней. Заглянул в глаза. Они лучились какой-то добротой. Я решила дотронуться до него. Но он уловил мое движение и расценив видимо как покушение на свободу, метнулся в кусты. Я только успела сказать:
- Не бойся, солнце ясное.
Но кот был уже далеко.
Он не приходил три дня. Зато потом пришел и надолго. У нас был открыт черный вход, чтобы в доме циркулировал теплый воздух, а он притаился в самом теплом углу и стал ждать...мышей. Он выловил их в нашем доме всех. Воевал за наш дом с другими котами как за свою территорию. Видела его на крыше, чердаке, в саду. И вот снова сижу на лавке. Рядом с лавкой миска с молоком. Кот в кустах. Смотрит,  что я делаю. Наконец вышел и промяукал что-то. Хотелось бы чтобы по-кошачьи это звучало как "привет". Я улыбнулась ему в ответ и подвинула миску. Он деловито подошел, вылакал молоко и сел рядом с лавкой. Я снова решила его погладить. И он не убежал. Дал себя погладить. И даже помурчал немного, тихо, почти не слышно. Глаза прикрыл от удовольствия и стал ластиться. Я сама вся растаяла. Шерстка напоминала пух - понятно, кот питался плохо.
С тех пор у кота началась сытая жизнь. Я его подкармливала мясцом, поила водой, иногда молоком. Половичок постелила у лавки, ободрала крапивку у калитки, через которую кот приходил. А кот однажды привел подружку. Миниатюрную белую с рыжими пятнами кошечку. Мордашка смазливенькая, глазки недоверчивые, носик розовенький с черным пятнышком. Он промяукал мне что-то, глядя в глаза.
Я улыбнулась обоим и сказала "привет".
Потом налила молока и подвинула к кошечке. Та шарахнулась от меня, как сначала это сделал кот. Но тот что-то снова промяукал и подружка набравшись смелости подошла к посудине, пригнувшись к земле, и стала лакать молоко. Потом допил остатки кот. И они умчались сквозь кусты в поле (видимо там была их тропинка).
 Мне оставалось всего четыре дня до конца моих каникул. Мне так не хотелось уезжать от кота. Я привязалась к нему очень. Но знала, что забрать не могу. Кот пришел ко мне накануне моего отъезда из хутора. Пришел и я взглянула на него долгим взором. Шерстка стала лосниться, переливаться на солнышке, немного поправился - не был теперь таким щуплым как в начале, умные глаза лучились любовью. Он подошел ко мне, сел рядом и долго глядел в глаза. Комок подкатил к горлу. Я знала, что уеду и возможно больше не увижу. Жизнь у деревенских котов сложная, кто знает выживет ли он зимой, с учетом того, что его почти не кормят его настоящие хозяева. Кошки в деревне плодятся быстро, но и умирают также. Потом я узнала, что моего кота никак не звали. У него не было какого-то отличительного имени. Просто Кот.
Я смотрела на кота, а он на меня. Этот взгляд без слез не вспоминается теперь... Протянула руку, чтобы погладить, а он начал ластиться, подставляя шею, бока, голову. Мы долго сидели вместе, я на лавке, а он подле. Свернувшись калачиком он дремал, а я почесывала за ушком...Потом он ушел, оставив меня давиться слезами.
 
Я уехала. Говорят кот приходил еще неделю, но потом пропал и его долго не видели.

На следующий год я приехала на хутор и первым делом зашла к хозяйке кота, милой старушке, которой было почти 90 лет. Увидела на крыше дома кота и обрадовалась. Однако, это был совсем другой кот. Похожий, но не тот. Глаза были надменные и озлобленные. Я поспешила узнать, куда делся Кот, где он.
А мне в ответ то страшное, чего я так боялась:
- А кот-то умер. Голодная зима была для него. Холодная. Жара у нас так и не спала. Урожай на одно есть, на другое нет. А у меня курей украли, в подвал залезли...Хотели еще козу украсть...Ночью пригрозили, вякнешь мол убьем.Так и половину запасов унесли. А зима холодная была...
Мне стало жаль старушку.
И кота. В особенности. Потому что такого кота больше не будет. Я ушла, еле сдерживая рыдания.
Через пять лет я узнала, что и старушка умерла. Она лежала в больнице, а ее очередной раз обворовали. Она приехала, а дом пустой. Инфаркт. Последняя ниточка связанная с котом порвалась.

Спустя десять лет, я и муж решили завести кота. Долго искали. Много кого предлагали, но я не чувствовала к ним то, что почувствовала в том коте. И вдруг, мне присылают фото кота. Отдаленно напоминающего хуторского. Взгляд оливковых глаз таил какую-то бесконечность. Я сразу позвонила хозяйке, у которой на кота пошла аллергия. Кот оказался породистым с родословной, но с изъяном на генетическом уровне - шерсть плохо растет на спине, создавая эффект небольшой проплешины. Так как кот искусственно выведенной породы, у его представителей такое, увы, не редкость. Но мне было все равно. Мы приехали и мне показали кота. И я почувствовала - это ОН! Тот, что мне нужен. И не ошиблась в выборе. Кот оказался очень умным, чутким и умеющим любить хозяев. Это просто чудо. Кот выбрал меня в свои хозяева и слушается практически безупречно. Я не могу нарадоваться ему. При том, что я его хозяйка он любит и мужа. Ездит кот с нами в отпуск в машине. Смотря на то,как наш котяра лежит на моих коленках в едущей машине, я вспоминаю кота из хутора...Прижимаю своего питомца ближе к лицу, чтобы не было видно моих слез...

Конец.