Будущего не обогнуть

Асна Сатанаева
Они давно жили вдвоем: он и жена. Дети выросли и свили свои гнезда. «Все решалось у нас с обоюдного согласия. – Усмехнулся. -  Но все обставлялось так, чтобы моё главенство было очевидным и последнее слово оставалось за мной. Конечно, она всегда знала, где я, но  моя дорога всегда была омыта слезами её тоски. Она ревновала, но  сердцем принимала меня такого, какой  я есть…».

 Он был благодарен ей за гордую верность. Много  бед и лишений пришлось им вместе перенести. Но нежность  между ними оставалась всегда. Так и состарились. Теперь  она  заболела. Однако, он ни на одну ночь не оставил супружеское ложе. Спит, держа её руку, чтобы  она чувствовала – он с нею.

Однажды ночью  она затеяла разговор.

- Ты когда-нибудь видел, как человек умирает?

- Откуда я мог это увидеть? – ответил немного недовольно.

- Но, помнишь, у тебя мать умирала…

- Но я не выдержал – ушел тогда. Это было выше моих сил – наблюдать за её агонией… - осторожно ответил.

 Она замолчала надолго. Он подумал, что она заснула. Но вдруг раздалось её тихое:
- Принеси  подарок, что  ты  привез из последней поездки в Москву.

Он  принес  футляр с серебряными часами.

-Почистишь мне их, чтобы блестели? – прошептала,  улыбнувшись глазами.

Он вышел и отсутствовал примерно пятнадцать минут. Потом протянул ей переливающиеся под ярким светом люстры блестящие  наручные часики. Она взяла их в руки и недолго перекатывала из ладони в ладонь.
 
- Я  их тебе дарю, потому, что дороже подарка для меня никогда не было. На сорокалетие нашей совместной жизни...Круглая дата... - Молчала  опять долго. – Что бы ни говорили родственники, когда будут  на память раздавать мою одежду и украшения, ты эти часы не отдавай, а сам носи... Не хочешь на руке  - носи в барсетке, с которой ты не расстаешься… Сделаешь это для меня?

Он, упав на колени перед  постелью,   припал к её руке  сухими губами. Видимо, она почувствовала его горячие слезы. Другой рукой стала гладить его седую вихрастую голову нежно-нежно. Потом, приподняв лицо за подбородок,  тихо произнесла:
 
- За этот год, что я слегла, ты смог многому научиться. Стираешь не хуже меня. Умеешь гладить без  складок. Готовишь так, что пальчики оближешь. – Улыбнулась, но  морщинки меж бровями проступили явственно. Опять замолчала. - Теперь ты должен научиться последнему... Принеси  вот  ту большую шкатулку, где у меня лежат  необходимые  мелочи, - указала на комод возле окна. -  Достань  марлю... Теперь помоги мне сесть.  – Он беспрекословно выполнял её  мягкие просьбы. Она старательно сложила марлю и  показывая, как он должен это делать, прошептала. - Смотри… Когда я умру... пока буду ещё теплой… подвяжешь мне подбородок. Вот так… Ты же не хочешь, чтобы я после смерти пугала людей оскалом своих зубов?

- Ну, о чем ты говоришь! – крикнул со слезами в голосе. -  Ты не умрешь!.. Я не хочу!..

- Глупыш… И я не хочу. Но это случится. - Еле уловимый вздох сорвался с её губ. – А когда меня оставит жизнь, не забудь руки крепко-крепко положить вот так… вдоль тела. -  Показала.  У неё из-под век побежали крупные слезы.  Но продолжила свои наставления. – И  последнее.  Обещай, что ты никого сюда не приведешь... Это не потому, что я хочу тебе плохого, или что я  буду ревновать. Просто ты сам не будешь тут счастлив ни с кем...  Со мной будешь любую сравнивать… - Он некоторое время потрясенно смотрел на неё. Потом молча лег рядом и нежно прижался к ней. Она удовлетворенно вздохнула.

  Держа за руку, и прислушиваясь к её дыханию, он начал  вспоминать, как познакомился с ней, как им играли свадьбу, как у них рождались и росли дети. Вдруг насторожился:показалось, что её рука чуть заметно дрогнула. Он скосил глаза и осторожно заглянул ей в лицо. Она  спокойно улыбалась.

Но он ощутил, как  вдруг мир стал пустым и гулким. И понял, что она ушла.  Машинально закрыл ей глаза.  И стал на неё неотрывно  смотреть. Казалось, его голова стала  легкой-легкой - в ней не осталось никаких мыслей. Через некоторое время беспокойно заозирался - почувствовал, что должен освободиться из оцепенения.

Выбрался из постели. Подвязал подбородок, как она учила. Связал и ноги. Уложил обе её руки, плотно прижав их к теплому еще телу...  Посидел рядом, глядя на неё. Долго. Вспомнил... Позвонил дочерям. И стал их ждать и,  в последний раз, любуясь прекрасным лицом,понял, как её сильно любит.
 
Их союз был основан на взаимной любви. Поэтому и  были  единым сросшимся  целым. но теперь ему предстояло жить без  той половины, которая давала  ему силы  выбираться из всех передряг в целости и сохранности…

Приехавшая первой старшая дочь, бросившаяся ему на шею в горьких рыданиях, произнесла:
- Твоя рубашка… Она мокрая...  Какую ты наденешь?..

 Прошел год... Прошло три года... Прошли годы.  А он  всё один. И её подарок,его подарок, отсчитывает обратное время. К ней…

Бывает родная боль, которую и временем лечить не хочется. Прошлое не вернуть.  Но и будущего не обогнуть... Однако верность покоит душу.