Деформация отражений. Глава 4. Парадокс сознания

Евгений Трубицин
Глава 4. Парадокс сознания.

— Несмотря на то, что я много раз говорил тебе об иллюзии осознания, ты все равно этого не замечаешь. — проговорил старик голосом, в котором сквозило напускное разочарование.

Я удивился, не ведая о чем речь. Старик смотрел на меня, видимо ожидая, пойму я смысл его слов или нет.

— Ты давно уже намеренно осознаешь свое тело. С утра до вечера. Каждый день. Так или нет? — проговорил учитель с редкой для него, строгостью.

— Конечно. Я вообще не понимаю о чем вы. — сказал я, не скрывая своего замешательства.

— О том, что у тебя легко заметны признаки ложного осознания: плечи чуть приподняты, лицо застыло в гримасе невиданных усилий ума, спина немного наклонена вперед.

Обратив внимание на части тела, перечисленные учителем, я должен был признать, что он как всегда был прав. Хоть я и старался постоянно осознавать все свое тело, но наверное угодил в ловушку воображения, о которой не раз говорил мне старик.

— Мы поступим так. В течение следующей недели ты направишь свое внимание на осознание тела. Не будешь отвлекаться на что-то другое. И проверкой настоящего осознания будет для тебя расслабление тела. Если человек действительно более-менее непрерывно ощущает свое тело, то оно рано или поздно успокаивается. Особенно примечательны: плечи, спина и лицо. Эти области находятся почти в постоянном напряжении и таким образом отнимают много энергии. А она нам сейчас очень нужна. — старик слегка улыбнулся.

— То есть я должен стараться расслабить тело и лицо в процессе осознавания? — спросил я заинтересованным тоном.

— Нельзя прикладывать усилия для расслабления. Это самая большая глупость. У тебя не должно даже стоять такой цели. Твоя задача наблюдать необходимые области, так как в них человек меньше всего замечает напряжения и различные мышечные зажимы. Также обрати внимание на то, чтобы как можно чаще сохранять равновесие. Например, стоять, распределив вес равномерно на обе ноги. Считай это «правильным» осознанием тела.

Учитель привстал и вышел из-за стола. Делал он это крайне редко и я с любопытством уставился на него. Он вышел в тренировочный зал и позвал меня движением руки. Мы встали друг напротив друга. Старик принял боевую стойку, одной рукой прикрывая пах, а другой, немного вытянутой вперед — лицо и корпус. Я не осознавая этого, насторожился, тело стало жестким, готовым к действиям. Не было сказано ни слова. Мое внимание словно выкрутили на максимум. Окружающие цвета стали ярче, предметы обрели чрезвычайно четкие очертания. Мысли мгновенно испарились.

— Осознай свое тело. — бросил мне старик и принялся выполнять плавные, круговые движения руками.

Лицо его неожиданным образом изменилось. В его глазах читалась злость и будто обида на меня. Я оторопел. Я совершенно не понимал, чем вызвана его реакция. Мое тело, казалось, самопроизвольно начало двигаться в такт с учителем. Я принял такую же стойкую, отраженную зеркально.

— Осознай свое тело. — внезапно прокричал старик тоном, не допускающим возражений.

Вопреки проникающему в меня страху, я направил внимание на тело, сканируя его сверху вниз. Когда плоскость осознания дошла до кончиков пальцев, я ощутил странное состояние, словно мое тело пустое внутри. Я ощущал себя облаком, парящим в пространстве. Все это время учитель перемещался, пытаясь зайти мне за спину. Я же ему не позволял и синхронно двигался в противоположную сторону.

— А теперь можешь успокоиться. — сказал старик и его лицо приняло дружелюбный оттенок. — Но, продолжай удерживать усиленное внимание. Таким способом я сократил нам время.

Я, видя улыбающееся лицо учителя, расслабился.
—«Очередная шутка» — возникло в моем уме.
Но вспомнив о словах старика, я перенаправил внимание от только что возникшего внутреннего диалога на тело. Плечи были приподняты, также осталось незаметное ранее, напряжение в спине. А мое лицо видимо представляло собой нахмуренную гримасу. Я ничего не делал и не старался расслабиться, просто остановил несколько плоскостей внимания на напряженных участках. Лицо разгладилось первым. Появилось ощущение словно оно стекает под действием силы тяжести. Плечи опустились и руки свободно повисли вдоль тела. Спина слегка отклонилась назад и заняла строго вертикальное положение. Это действие также принесло расслабление. Я почувствовал нарастающую истому. Никогда бы не подумал, что всего лишь осознание тела может наполнить тебя таким восторгом и удовольствием.

Старик смотрел на меня и одобрительно кивал головой.

— Сейчас я намеренно создал ситуацию, которую твое тело восприняло как угрожающую. Ты так и не доверяешь мне полностью. — проговорил старик и будто бы одобрительно, улыбнулся.

— А почему вы не сказали мне об этом раньше? Я же наверное с самого начала осознавал тело не правильно. — пробурчал я, на мгновение потеряв точку внимания, отслеживающую голос.

— Я тебе уже говорил об этом раньше. На этому пути в начале нужно делать все неправильно, чтобы затем понять, что действительно является правильным.

Старик немного отошел от меня и сказал:
— Ладно, если уж мы здесь, то займемся физическими упражнениями.

Учитель до этого дня работал со мной подобным образом всего пару раз. Обычно наши занятия проходили на прогулке по улицам города или, как случалось чаще всего, в кабинете, в долгих интересных беседах.

— Конечно как и любые наши тренировки они будут не совсем физическими. Сейчас ты стоишь. Ничего особенного не происходит. Ты ощущаешь тело обычным образом.

Старик был прав, я все-таки растерял усиленное внимание и осознавал свое тело как обычно. Плечи вновь были вздернуты, а лицо застыло в выражении интереса. Я создал три плоскости внимания и расположил их на: лице, плечах и спине. Напряжения через несколько секунд рассеялись.

— Мы с тобой недавно говорили об интерпретации мира. Сейчас проделаем интересное упражнение, раскачивающее мир. Все очень просто. Нужно отчетливо почувствовать, что твоя спина спереди. Ты продолжаешь стоять, как стоишь, но четко ощущаешь что перед — это твой зад. — старик пристально смотрел на меня и улыбался.

Немного озадаченный я принялся за упражнение. В начале я попытался визуально представить, что смотрю спиной. Но после нескольких неудачных попыток отбросил это дело. Визуализация никогда не помогала, так как она  мне редко удавалась. Образы рушились, визуальные представления не складывались. Тогда я намеренно стал генерировать ощущения, будто поворачиваюсь вокруг своей оси и встаю в прямо противоположном направлении. Я не представлял, а скорее чувствовал это действие, будто вращаясь по-настоящему. Уже знакомое мне чувство парадокса пронзило сознание. В уме словно что-то сломалось. Привычные ощущения тела заменились чем-то настолько странным и немного страшным, что сердце забилось значительно быстрее. Около минуты я находился в возбужденном состоянии неопределенности. Я не мог зафиксироваться, не мог даже сказать в какую сторону по-настоящему повернут.
Спустя какое-то время ощущения сложились в новую модель. Я четко чувствовал, что моя передняя часть — это спина. Субъективные ощущения рук и ног изменились. Лицо непрерывно дрожало в противоположных мирах. Через несколько мгновений, как мне показалось, получилось зафиксировать все тело в новой интерпретации. Но лицо так и не желало приобретать стабильность и до сих пор ощущалось как два отдельных существа, смотрящих в разные стороны.
Пока я проделывал это странное упражнение, старик для меня перестал существовать. Даже больше. Весь мир словно развалился на части и никак не хотел собираться заново. Я не видел ничего перед собой, ничего не слышал. Лишь купался в удивительных и немного пугающих переживаниях.

— А сейчас сделай несколько медленных шагов вперед. — неожиданно прошептал старик.

Его голос я разобрал не сразу, а наверное только с третьей попытки. Буквы напористо не желали складываться в слова и оседали в уме непонятыми, затем тихо растворяясь.

Но после пришедшего понимания фразы старика, зрение и слух мгновенно восстановились. Все выглядело привычно, но слегка приглушенно, обесцвечено. Я попытался сделать шаг вперед, но понял, что не могу сообразить где это — вперед. Зависнув на одной ноге, я испытывал накатывающие волны парадокса. Нет более подходящего слова для описания этих ощущений. Вскоре я смог сделать первый шаг. В этот момент я был твердо убежден, что разделился надвое и пошел в разные стороны. Со второго шага ощущения разделения заметно усилились. Хотя на протяжении всего опыта зрение было весьма привычным и я наблюдал только одну сторону зала. Третий шаг обострил чувства отдельности до предела. Страх снова ворвался в меня и разогнал сердце, сбив при этом дыхание. Тело вибрировало.

— Хватит. — прокричал старик и этим буквально ошеломил меня. — Закрой глаза и покружись секунд десять на месте.

Я повиновался и после выполнения инструкций, почувствовал небольшое головокружение и тошноту. Разделенность пропала.

— Попрыгай на месте и встряхни конечности. Разомнись. Да, можешь открыть глаза. — старик перешел на привычную громкость голоса.

Прошло минут пять. Мы сидели на своих местах за внушительным столом старика из красного дерева. Я обливался потом, но в целом чувствовал себя хорошо. Учитель, сильно наклонившись, достал из нижнего ящика стола полотенце и кинул мне.

— Что это было? — наконец-то задал я вопрос, волнующий меня последние минуты.

— Ты сломал привычную интерпретацию тела. Пошатнул восприятие мира. — сказал старик таким тоном, словно говорил о повседневных делах.

— А зачем это нужно? — сразу же спросил я.

— Чтобы научиться создавать новые интерпретации, в начале нужно уметь разрушать старые. После сегодняшнего события твоя реальность станет нестабильной. Это мы сможем использовать для расширения твоего взгляда на мир. А чем шире и изменчивее твоя картина мира, тем больше ты получаешь энергии от реальности. Ведь если ты что-то не видишь, то не можешь с этим и взаимодействовать. Когда мы через некоторое время добьемся дестабилизации твоей модели реальности, ты сможешь создавать ее такой, какой захочешь.

Пока старик говорил, я вытирался полотенцем, но пот все не переставал струиться по лицу. Я плохо понял, что значит «создавать свою модель реальности» и спросил об этом.

— Каждое событие в нашей жизни не плохое и не хорошее. Но человек, описывая все в уме, ежесекундно создает определенную реальность. Если ты например день за днем смотришь телевизор. А там убийства, жестокость, конкуренция, политика и всякие глупости. То через какое-то время начинаешь считать мир чем-то жестоким и опасным. Но посмотри вокруг, все не так уж и плохо. — старик усмехнулся. — Как часто твоя жизнь оказывается в опасности? Тем не менее ты постоянно живешь в тревоге. Из-за этого тело и испытывает непрекращающиеся напряжения.

— Но это же действительно происходит. Новости же не выдумывают. — выпалил я, потеряв осознание.

— В этом все и дело, что новости и любые другие источники информации показывают только ограниченное восприятие реальности. А оно сильно искорежено и отражает лишь малую часть происходящих событий. Мир просто так не описать. Точнее сказать его вообще нельзя правильно описать — все описания будут лишь искажением мира, его значительным упрощением. Но люди пытаются верить в иллюзию, будто показывают реальность.

— Но, разве человек не должен быть в курсе событий? — продолжал настаивать я.

— А ты подумай, приносят ли тебе пользу эти знания или может наоборот?

Прокрутив в уме обычные новостные программы, я понял, что эта информация абсолютно бесполезна для меня. Даже напротив, вовлекаясь в происходящее на экране, я растрачиваю драгоценные силы. С того дня я перестал смотреть новости, а позже вообще отказался от телевидения.

В моей внутренней работе появился новый ориентир — расслабленность. Теперь я понимал, что «истинное» осознание тела сопровождается состоянием покоя и отсутствием ненужных напряжений. Раз за разом я наблюдал: вздернутые без малейшей причины, плечи; застывшее в какой-либо эмоции, лицо; перекошенную спину и неравномерность центра тяжести. Осознавая эти явления, я видимо сохранял все больше энергии, так как вскоре стал себя чувствовать намного бодрее и спокойнее.
Жизнь так и шла своим чередом, пока не случилось событие, надолго изменившее уже привычный мне путь осознания.