Личность Горбачёва и перестройка

Вадим Слуцкий
Мы верим  потому,  что  так  нам  легче  всего  выйти из  положения... А что  остается  угнетённым,  если  не  верить?  Быть  обманутыми - и  снова  верить.  И снова  быть  обманутыми - и  снова  верить.   
А.Солженицын. Архипелаг  ГУЛАГ,  Новый  мир,  № 11, 1989,  с. 117/


Личность  крупного  политического  деятеля  не  может не  вызывать  интереса.  Однако чаще всего политик интересует нас только как политик -  не как человек. Нас интересуют  его  политическая  карьера,  его  слова,  его  программа,  его  деятельность  именно как  политика.  А  вот  о  том,  что  движет  им  как  человеком,  о  его  мотивах,  о  его  скрытых  побуждениях  -  о  том,  что  он  представляет  собой  как  личность  -  мы,  как правило,  знаем мало,  чаще  всего  -  не  стремимся  знать  вообще  ничего.  Между  тем,  каждый  человек  -   прежде  всего,  человек,  а  уже  потом  политический,  общественный  деятель  и  т.п.  Человеческое,  личностное  в  нём – первично  и  определяет  всё  остальное.  Поэтому  я  думаю,  что  мы  делаем  ошибку,  когда  судим  о  человеке  только  по  его  словам,  даже  только  по поступкам,  не  зная,  чем  вызваны  эти  слова  и  поступки,  какова  их  внутренняя,  личностная причина.  Нам  следовало  бы  больше  интересоваться  каждым  человеком  именно  как человеком,  особенно  если  это  видный  политик.
М.С.Горбачев  -  очень  крупная  политическая  фигура.  Сейчас  он  является  президентом  СССР  и  ген. сек. ЦК  КПСС.  Его  влияние  огромно,  он  уже  много  сделал  и  может  еще  многое  сделать.  И  вот  я  хочу  попытаться  проанализировать  его  деятельность  именно  с  человеческой,  а  не  с  чисто  политической  точки  зрения.  Это  не  значит,  что  я  буду рассматривать  личную  жизнь  М.С.Горбачева:  материалом  для  анализа  будет  служить  то,  что  он  сказал  и  сделал,  будучи  именно  политическим  деятелем  и  находясь  при  исполнении  своих  обязанностей.  Но  сами  эти  слова  и  поступки  будут  рассматриваться  в другом  плане,  чем  это  принято  делать.  Мне  хочется   показать   Горбачёва-человека.  Меня интересует  не  столько  то,  революционер  он  или консерватор,  сколько  -  что  им  движет,  каковы   его  мотивы,  каков  он  сам.   Т.е.  это  будет  психологический  анализ  личности  М.С. Горбачёва.
*  *  *
В  личности  Горбачёва   поражает  контраст  между  тем,  что  он  говорил  и  делал  до  1985  г.  и  после.  Для  нас  Горбачёв  -  это,  прежде  всего,  зачинатель  перестройки,  пионер  обновления  советского  общества.  Однако  это  Горбачёв  «нового  времени».   Горбачёв  «старого  времени»  -  это  самый  обыкновенный  партийный  функционер.  В  период  с  1955  по  1985  гг.  М.С. Горбачёв  не  сидел  в  тюрьме,  не  помещался  в  психбольницу,  не  увольнялся  с  работы – вообще  ни  в  чём,  ни  в  слове,  ни  в  самом  ничтожном  поступке  не  проявил  своего недовольства  «застоем»,  «брежневизмом»  и  пр.   Не   выказал  никаких  революционных,  перестроечных  намерений.  Эти  три  десятилетия  он  делает  стремительную,  блестящую  карьеру  партийного  чиновника.
В  1955 г.  М. Горбачёв  окончил  МГУ,  с  этого  же  года  он  -  на  комсомольской  и  партийной  работе.  1956  -  58  гг.  -   I – й  секретарь  Ставропольского  горкома,  58  -  62  -  II  - й   и  I – й  секретарь  Ставропольского  крайкома  ВЛКСМ;  с   1966  -   I – й  секретарь  Ставропольского горкома,  с  1968  -  II – й  секретарь,  в  70 -  78  -  I – й  секретарь  Ставропольского  крайкома  КПСС,  с  1978 г.  -  секретарь  ЦК  КПСС,  с  1980  -  член  Политбюро.  М.С. Горбачёв  выступает  с  речами,  присутствует  на  различных  заседаниях,  ведёт  жизнь  типичного  советского  партийного  чиновника.
Что  говорил  в  это  время  М.С. Горбачёв?  Вот  несколько  выдержек  из  книги  «М.С. Горбачёв. Избранные  речи  и  статьи», М., 1987, т. 1.
1)  «Вчера  все  мы  с  большим  вниманием  и  интересом  выслушали  доклад  Генерального  секретаря  ЦК  КПСС,  Председателя  Президиума  Верховного  Совета  СССР,  Председателя  Конституционной  Комиссии  Л.И. Брежнева.  В  нём   с  позиций  творческого  марксизма – ленинизма  подведены  итоги  исторического  пути,  пройденного  народами  нашей  страны  под  руководством  Коммунистической  партии,  впечатляюще  и  убедительно  показаны  великие  достижения  в  созидании  нового  общественного  строя,  вызвавшие  необходимость  принятия  новой  Конституции».  (Выступление  в  Кремле  на  внеочередной  седьмой  сессии  Верховного  Совета  СССР  десятого  созыва,  6  октября,  1977 г.,  в  кн.  с. 149).
2)  «Товарищи!  Советская  конституция  1977  года  -  это  новый  этап  в  развитии  и  расширении  реальных  прав  советских  граждан  -  полновластных  хозяев  своей  страны.  Она  надёжно  гарантирует  каждому  советскому  человеку  невиданные,  не возможные  ни  в  одной  капиталистической  стране  права  и  свободы».  (там  же,  с. 150).
3)  «Горячо  одобряя  решения  сентябрьского  Пленума  ЦК  и  проект  Основных  направлений,  труженики  города  и  деревни  берут  на  себя  высокие  социалистические  обязательства  -  встретить  съезд  родной  ленинской  партии  новыми  успехами  во  всех  областях  производственной  и  общественной  жизни».  ( Курсом  интенсификации  и  эффективности,  речь  на  Всесоюзном  агрономическом  совещании  24  декабря  1980 г.,  с. 254).
4)  «Выполняя  заветы  великого  Ленина,  наша  страна  в  короткие  исторические  сроки  вышла  на  высокие  рубежи  социального  прогресса».  ( Ленинизм  -  живое  творческое  учение,  руководство  к  действию,  доклад  на  торжественном  заседании  в  г. Москве,  посвящённом  113-й  годовщине  со  дня  рождения  В.И. Ленина, 22  апреля  1983 г., с. 385 ).
5)  «Всё  большее  сближение  классов  и  социальных  групп,  интернационализация  всех  сфер  социальной  жизни,  упрочение  братской  дружбы  народов  СССР,  совершенствование  социалистической  демократии  -  яркие  грани  тех  крупных  преобразований,  которые  несёт  с  собой  современная  стадия  развитого  социализма».  ( Там  же, с. 391 – 392 ).
6)  « Стремление  к  максимальной  наживе,  к  увековечению  общества  угнетения  и  эксплуатации,  к  мировому  господству  лежат  в  основе  антинародного  курса  империализма.  Ленинские  характеристики  империализма  и  движущих  его  политикой  сил  сохраняют  всё  своё  значение».  ( Там  же,  с. 397 ).
Итак, Горбачёв  до  перестройки  -  это  типичнейший  советский  партийный  функционер. 
Но  вот  наступает  1985 г.,  Горбачёв  становится  первым  лицом  страны.  И  происходит  резкая  перемена:  теперь  перед  нами  яростный  обличитель  злоупотреблений  «застоя»,  «деформаций  социализма»,  зовущий  партию  и  народ  к  перестройке  и  обновлению.  Между  этими  двумя  лицами  Горбачёва:  доперестроечным  и  перестроечным  -  нет  никакого    перехода,  никакого  единства,  связи.  Впечатление:  это  два  совершенно  разных  человека.  Внешний  облик  М.С. Горбачёва  двоится,  и  если  мы  хотим  понять  его  как  человека,  нам  прежде  всего  нужно  объяснить  эту  двойственность.
Одно  из  двух:  либо  до  85 г.  Горбачёв  притворялся,  играл  роль,  имея  скрытую  цель  дойти  до  вершин  власти  и  осуществить  процесс  демократизации,  либо  он  тогда  был  искренен.  Первое  предположение  сразу  приходится  отбросить:  оно  уже  само  по  себе  фантастично,  -  стать  первым  лицом  государства  можно  лишь  случайно,  никто  же,  кроме  этого  первого  лица  в   СССР  не  имеет   власти  (во  всяком  случае,  так   было  до  85 г.)  -  так  что  в  высшей  степени  невероятно,  чтобы  человек  мог  потратить  всю  свою  жизнь,  не  имея  никаких  или  почти  никаких  шансов  добиться  своей  цели  и  вынужденный  десятилетиями  лгать  и  притворяться.  Психика  человека  не  может  вынести  такого  внутреннего  разлада,  такой  разорванности,  раздвоенности. 
Есть с и  другой  факт,  опровергающий  это  предположение.  Избранные  речи  и  статьи  М.С. Горбачёва,  отрывки  из  которых  я  процитировал,  изданы  уже  после  85  г. ( в  87 г.).  Если  бы  это  была  сознательная  маскировка,  притворство,  то  Горбачёв,  конечно,  запретил  бы  это  издание.  Однако  книга  вышла.
Следовательно,  можно  определённо  сказать,  что  то,  что  делал  и  говорил  М.С. Горбачёв  в  течение  30  лет  своей  жизни  -  это  были  искренние  действия  и  искренние  слова.  Он  искренне  прославлял  достижения  развитого  социализма.  Но  с  1985 г.  он  столь  же  искренне  обличает  то,  что  ещё  так  недавно  прославлял.  Как  это  возможно,  чем  это  можно  объяснить?
Кажущаяся   внешняя  непоследовательность  часто  является  признаком  очень  большой  внутренней  последовательности,  внутреннего  единства.  Поступки  и  слова,  по  видимости  резко  противоречащие  друг  другу,  могут  иметь  в  основе  один  мотив,  одно  побуждение.  Думаю,  что  это  применимо  к  М.С. Горбачёву.  В  основе  его  т.н.  непоследовательности  -  внутренняя последовательность:  одна  цель,  одно  побуждение,  которое  руководит  всеми  его  поступками,  всей  жизнью. 
Есть  люди,  которым,  в  сущности,  всё  равно,  что  говорить  или  делать  -  лишь  бы  находиться  в  центре  внимания  окружающих,  играть  интересную  роль.  Психология  называет  таких  людей  эгоцентристами.  Эго – центрист  -  это  человек,  центрированный  на  себе,  на  своём  «эго».  Главное  стремление  эгоцентриста  -  быть  уважаемым,  значительным  человеком,  быть  в  центре  внимания,  играть  как  можно  более  интересную,  заметную  роль.  Эгоцентрист  стремится  к  тому,  чтобы  внимание  окружающих  было  приковано  к  его  личности.  Это  детский  мотив,  детская  структура  личности.  Эгоцентрист  -  это  личностно,  целостно – психически  -  ребёнок;  но  физически  и  интеллектуально  -  взрослый  человек.
И вот  характерной  особенностью  эгоцентриста  как  раз  является  кажущаяся  внешняя  непоследовательность,  противоречивость  слов  и  поступков.  Непоследовательность  эта  обусловлена  внешними  обстоятельствами.  В  одном  случае,  чтобы  привлечь  к  себе  внимание,  получить  выгодную  роль,  необходимо  говорить  одно;  в  другом  -  другое.
Эгоцентризм  не  считается  психической  болезнью,  но  это  недоразвитие  психики,  психопатологическое  состояние.  И  вот  М.С. Горбачёв  -  эгоцентрист.
До  1985 г.  ему  было  выгодно  прославлять  развитой  социализм,  т.к.  это  способствовало  его  карьере.  Но  вот  он  стал  генеральным  секретарём  ЦК  КПСС.  Он  мог  бы  быть  обыкновенным  генсеком,  но  это  его  не  удовлетворяло.  Он  хочет  быть  особенным,  необыкновенным,  привлечь  к  себе  особое  внимание.  Как  это  сделать?  Стать  реформатором,  начать  перестройку. 
Быть  просто  генеральным  секретарём,  как  Брежнев  или  Черненко,  Горбачёву  было  бы  скучно,  неинтересно.  Он  хотел  иметь  более  интересную,  совершенно  особенную  роль.  И  теперь  он  столь  же  искренне  верит  в  необходимость  разоблачать  то,  что  он  вчера  утверждал.  Так  родилось  второе  лицо  Горбачёва   -    Горбачёв – реформатор.
Ничем  другим  такую  резкую  перемену  в  поведении  М.С. Горбачёва  объяснить  нельзя.  Он  не  мог  внезапно  прозреть:  вероятность  того,  что  такое  прозрение  точно  совпало  с  его  назначением  генеральным  секретарём,  ничтожно  мала.  Очевидна  связь  между  переменой  внешних   обстоятельств,  тем,  что  Горбачёв  стал  первым  лицом  страны,  и  внешней  переменой  в  нём  самом,  в  его  словах  и  поступках.  Обладая  живым,  гибким  умом,  М.С. Горбачёв  увидел  возможность  стать  выдающимся  историческим  деятелем,  не  просто  обычным  руководителем  в  ряду  других  -  и  он  не  мог  упустить  эту  возможность.  Единственный  мотив,  который  можно  усмотреть  в  поступках  Горбачёва  как  до,  так  и  после  85  г.  -  это  стремление  быть  на  виду,  играть  как  можно  более  заметную  роль,  привлекать  к  себе  как  можно  большее  внимание.
Всё  поведение  М.С. Горбачёва  характеризуется  чертами,  присущими  только  эгоцентристам,  типичным  только  для  них.  Какие  это  черты?
1. М. Горбачёв  любит  подчёркивать:  то,  что  он  делает,  -  это  «исторические  решения»,  «революционные  преобразования»  и  т.п.  Такое  детское  хвастовство  характерно  только  для  эгоцентристов.  Даже  на  заседании  Президиума  Верховного  Совета  СССР  20  июля  1988 г.,  посвящённом  трагическим  событиям  в  Нагорном  Карабахе,  Горбачёв  дважды  повторил,  что  это  заседание  является  «историческим», и  решение,  которое  оно  примет  ( очевидно,  вне  зависимости  от  того,  каким  оно  будет,  т.к.  это  сказано  в  самом  начале  заседания ),  тоже  историческое  («Правда», 20.07.1988).
2. Для  М. Горбачёва  характерна  цветистость,  фразистость  речи,  стремление  говорить  «красиво».  Вот  характерный  пример:  «Это,  товарищи,  яркий,  впечатляющий  процесс,  в  который  вовлечено  всё  честное,  передовое,  что  есть  в  нашем  народе.  Консолидируются  силы  революционного  обновления.  Люди  поверили  в  перестройку,  они  требуют  неуклонно  двигаться  вперёд,  и  только  вперёд».  ( О  ходе  реализации  решений  XYII  съезда  КПСС  и  задачах  по  углублению  перестройки, М., 1988, с.4 ).
3. Эгоцентрист  всегда  прославляет  то  дело,  которое  он  делает,  потому  что  это  ЕГО  дело.  До  1985 г.  М.С. Горбачёв  прославлял  развитой  социализм,  после  85 г.  -  перестройку.  Всё  то,  что  мешает  его  делу,  эгоцентрист  воспринимает  как  злое,  плохое.  Такие  мешающие  события,  обстоятельства  эгоцентрист  не  воспринимае т   объективно,  в  их  самостоятельном  значении,  а  только  в  их  отношении  к  его  делу,  к  его  игре.  Именно  так  воспринимает  М.С. Горбачёв  то,  что  может  воспрепятствовать  перестройке.  На  уже  упоминавшемся  заседании  Президиума  Верховного  Совета  20  июля  1988  г.  по  поводу  событий  в  Нагорном  Карабахе  он  говорит:  «Как  я  понимаю  товарищей,  всех  нас  беспокоят  не  только  полемика,  не  только  взаимные  обвинения  и  оскорбления,  хотя  это  уже  само  по  себе  в  межнациональных  отношениях   недопустимо,  отравляет  их,  мешает  рассматривать,  решать  вопросы.  Нас  всех  беспокоит  то,  что  это  наносит  огромный  ущерб  нашему  главному  делу  -  делу  перестройки,  демократизации  нашего  общества.  Вообще  мы  проходим,  прямо  скажу,  через  полосу  испытаний.  Выдержит  ли  перестройка  такую  ситуацию?»  («Правда», см.).
Как  видите,  гибель,  страдания  людей  воспринимаются  Горбачёвым  только  как  угроза  его  перестройке.  Характерно  и  это:  МЫ  проходим  через  полосу  испытаний.
4. Что  характерно  для  поведения  Горбачёва,  его  манеры  держать  себя?  Он  непрерывно  ИГРАЕТ,  как  на  сцене,  он  получает  удовольствие,  чувствуя,  что  внимание  всех  устремлено  на  него.  Он  говорит  значительно,  веско,  он  увлечён  своей  интересной  ролью.  Это также  характерно  для  эгоцентристов.
5. Ещё  один  типичный  пример  внешней  непоследовательности  в  словах,  когда  говорится  то,  что  выгодно  в  данный  момент.  В  уже  цитированном  докладе  «О  ходе  реализации  решений  XXYII  съезда  КПСС  и  задачах  по  углублению  перестройки»  на  XIX   Всесоюзной  конференции  КПСС  28  июня  1988  года  М.С. Горбачёв  сказал: «Товарищи!  Одним  из  величайших  завоеваний  социализма  стал  сложившийся  в  нашей  стране  союз  равноправных  наций  и  народностей».  ( с. 60 ).  А  меньше  чем  через  месяц,  объясняя  на  заседании  Президиума  Верховного  Совета  причины  событий  в  Нагорном  Карабахе,  он  подчеркнул,  что  они  уходят  корнями  в  прошлое,  что  в  основе  лежат  деформации  национальной  политики  при  социализме.
Итак, я вынужден  констатировать,  что  М.С. Горбачёв  -  типичный  эгоцентрист,  человек  с  задержкой  личностного  развития,  взрослый – дитя.  Наша  страна  для  него  -  интересная  игрушка,  которой  он  играет,  получая  от  этого  удовольствие.
*  *  *
Прежде  чем  продолжить,  я  хочу  предостеречь  читателя  от  одной  большой  ошибки.  Я  не  хотел  бы  быть  неправильно  понятым,  я  не  хотел  бы,  чтобы  то,  что  я  пишу  о  М.С. Горбачёве,  было  воспринято  как  разоблачение.  Я  не  разоблачаю,  а  пытаюсь  дать  объективный  психологический  портрет,  основанный  на  фактах.  Пытаюсь  помочь  понять  Горбачёва -  человека,  а  через  него  и  то,  что  происходит  в  нашей  стране,  -  помочь,  конечно,  тем,  кто  хочет,  стремится  понять.
Горбачёв  -  законный  президент,  и  тот,  кто  относится  к  нему  неуважительно,  не  уважает  свою  страну,  а,  может  быть,  и  себя.  Но  это  одна  сторона  проблемы.  Другая  сторона:  а  имеет  ли  право  такой  человек  быть  президентом?  Я  думаю,  что  занимать  такой  ответственный  пост  может  только  человек  личностно  зрелый,  взрослый,  ответственный  -  а  не  эгоцентрист,  не  взрослый – ребёнок.  Но  справедливо  то,  что  каждый  народ  имеет  такого  руководителя,  которого  заслуживает.
Я  принципиальный  противник  того,  чтобы  беды,  грехи  перестройки,  те  страдания  и  горе,  которые  она  принесла,  сваливать  на  М. Горбачёва.  Винить  нам  следует  себя.  Т.е.,  кончено,  Горбачёв  во  многом  виноват,  но  нельзя  всю  ответственность  возлагать  на  одного  человека,  какую  бы  должность  он  ни  занимал.
Почему-то  ведь  вполне  закономерно  руководителями  нашего  государства  становятся  не  вполне  адекватные  люди.  В.И. Ленин  был  фанатик  ( психопатология,  описанная  П.Б. Ганнушкиным  в  «Клинике  психопатий,  их  статике,  динамике  и  систематике» ).  И.В. Сталин  -  клинический  параноик.  Н.С. Хрущёв  -  эпилептоид.  Тут  уже  просматривается  определённая  закономерность.
Так  что  причина  неурядиц  в  нашем  государстве  -  в  нас  самих.
*   *   *
Сейчас  принято  объяснять  начало  перестройки  как  некий  объективно  назревший  результат  внутреннего  процесса  роста  недовольства  в  советском  обществе.  Это  неверное,  беспочвенное  объяснение.  Мы  так  думаем  потому,  что  нам  хочется  так  думать.  Я  не  помню  никакого  особого  недовольства  именно  в  85 г.,  большего,  чем,  скажем,  в  80 – м  или  75 – м.  Такого  недовольства,  такого  кризисного  состояния  общества  не  было.  То,  что  было  до  85 г.,  могло  продолжаться – и  мы  бы  строили  коммунизм  ещё  в  течение  многих  лет  и  десятилетий,  если  бы  не  инициатива  одного  человека  -  М.С. Горбачёва.  Перестройка  -  это  дитя  одного  человека,  дитя  Горбачёва.  Какие  мотивы  двигали  им,  об  этом  я  уже  сказал.  Но,  конечно,  Горбачёв  совершенно  не  представлял  себе,  к  чему  реально  может  привести  его  инициатива.
М.С. Горбачёв  -  продукт  определённой  системы.  Он  вырос  и  прожил  свою  жизнь  в  государстве,  главной  чертой  которого  был  утопизм,  причём  утопизм  совершенно  фантастический,  доведённый  до  абсурда.  Для  советского  партийного  чиновника  не  существовало  понятия  реальности,  объективности:  можно  было  сделать  всё,  можно  было  утверждать  всё.  Можно  было  десятилетиями  говорить,  что  у  нас  однопартийная  система,  хотя  parti -  по – латыни  «сторона»,  а  как  может  существовать  левая  сторона  там,  где  нет  правой  стороны?  Можно  было  поворачивать  реки  вспять:  можно  было  всё,  всё,  что  угодно.  М.С. Горбачёв  -  типичный  партийный  чиновник,  не  имеющий  никакого  представления  о  реальности,  потративший  30  лет  на  банкеты,  речи,  заседания  и  т.п.,  и  о  том,  что  существуют  какие-то  объективные  законы  в  обществе,  он,  конечно,  не  подозревал.  Он  не  знал  и  не  мог  знать,  что  своими  действиями  выпустил  джина  из  бутылки:  включил  механизм  действия  определённых  объективных  законов  -  и  что  под  влиянием  этих  законов  ситуация  в  стране  станет  развиваться  сама  по  себе,  вне  зависимости  от  его  воли  и  желания.  Это  не  могло  придти  ему  в  голову,  т.к.  весь  его  жизненный  опыт  говорил  ему  о  том,  что  таких  объективных  законов  нет  и  быть  не  может,  а  есть  только  воля  первого  лица,  -  эта  воля  управляет  всем,  может  сделать  всё,  что  угодно.  Так  это  и  было  в  утопическом  советском  государстве  до  85 г.,  но  Горбачёв  вызвал  к  жизни  такие  объективно  действующие  силы,  которые  отрицали  и  его  самого  как  первое  лицо  государства.  Ситуация  становится  всё  более  и  более  неподконтрольной  ни  для  него,  да  и  ни  для  кого  другого.
Что это  за  объективные  законы,  которые  вызваны  к  жизни  перестройкой:  в  чём  сущность  этого  процесса?
Это  психологические  законы, и  они  действуют  с  той  же  несомненностью,  что  и  законы  физики.
Что  представляло  собой  советское  общество  к  моменту  начала  перестройки?  Это  общество,  люди  этого  общества  довольно  чётко  делились  на  три  основных  группы.
1) Те, кто  «не  пашет,  не  сеет,  не  строит,  а  гордится  общественным  строем».   Советское  государство  принято  определять  как  командно-бюрократическую  систему.  Фактически  же  это  была  диктатура  бездарности  над  талантом,  невежества  над  знанием  и  т.п.
2) Люди,  которые  по  своему  положению  и  психологии  были  обслугой  бюрократии.
3) Оппозиция.
Оппозиция – даже кухонная – была  немногочисленна.  Подавляющее  большинство  населения  было  конформно  и  лояльно.  Можно  было  строить  развитой  социализм  ещё  лет  300.
При  этом  оппозиция  состояла  из  2-х  групп:
1) Ненавидевших  КПСС  из  зависти,  потому  что  очень  хотелось  занять  её  место,  но  возможности  не  было.  Такие  люди  не  вступали  в  открытый  конфликт  с  властью,  внешне  их  позиция  была  также  конформной.
2) Принципиальных  противников  советского  строя,  т.н.  диссидентов.  Их  всячески  травили,  преследовали,  и  число  их  было  очень  незначительно.  Также  преследовались  люди  яркие,  сильные,  одарённые,  независимые,  хотя  бы  они  и  не  были  противниками  советского  строя.  Собственно,  только  такие  имели  достаточно  сил  и  знаний,  чтобы  действительно  перестраивать  общество.
Что  представлял  собой  советский  народ,  какие  были  его  психологические  черты?
Надо  сказать,  это  понятие  -  советский  народ  -  это  совершенно  реальное  понятие:  действительно  существует  советский  народ,   имеющий  особый  менталитет,  хотя  в  него  и  входят  представители  разных  наций.  Причина  в  том,  что  все  нации  в   СССР  жили  в  одинаковых  общественных  условиях.
Каковы  основные  психологические  черты  советского  человека?
1) Массовый  советский  человек  не  умеет  ощущать  себя  целью,  а  только  средством  общественных  процессов.  В  представлении  советского  человека  общество  не  может  иметь  цель  в  самом  человеке,  в  каждом  человеке  -  его  цель  должна  быть  какой-то  отвлечённо-грандиозной,  а  люди  используются  только  как  средство  для  достижения  этой  цели.  Возможны  только  вариации  в  определении  этой  цели,  но  саму  структуру  общества,  само  отношение  общества  к  отдельному  человеку  «хомо  советикус»  не  представляет  себе  другим. 
2) Массовый  советский  человек  авторитарен,  склонен  решать  все  проблемы  с  помощью  силы,  т.к.  не  умеет  иначе.
3) Он  склонен  делить  мир  на  2  лагеря:  1)  наши   и  2)  не  наши.  Признак,  которым  определяется  принадлежность  к  этим  лагерям,  может  варьироваться,  но  само  разделение  мира  на  врагов  и  друзей  остаётся   неизменным.
4) Советский  человек  не  понимает   необходимости  доказательств,  разумных  аргументов, не  умеет  думать  самостоятельно.  В  его  представлении  правильная,  хорошая  идея  оправдывает  любые  средства.  Себя  советский  человек  воспринимает  не  как  отдельную  личность,  субъекта  общественного  процесса,  а  как  его  объект,  как  клеточку  массы.  Поэтому  он  ощущает  себя  одновременно  и  могучим,  и  ничтожным.  Для  него  характерно  «самоощущение  капли,   почувствовавшей  себя  океаном».
5) Советский  человек  нетерпим  к  критике.  С  его  точки  зрения  сильный  -  тот,  чьи  идеи  абсолютно  правильны.  Позволять  себя  критиковать,  критически  относится  к  себе  -  проявление  слабости.  Борьба  общественных  идей  в  его  представлении  -  это подавление  одних  идей  (неправильных,  ненаших)  другими  (правильными,  нашими).  Важно  быть  на  стороне  правильной  идеи,  догмы,  -  правильная  же  та,  на  чьей  стороне  сила,  сторонники  которой  способны  полностью  подавить,  вытеснить  другие  идеи  -  это  и  будет  торжество  общественной  правды  и  справедливости.  В  быту  советский  человек  может  быть  даже  гуманным.  Он  может  возмутиться,  видя,  как  бандиты  кого-то  насилуют  и  убивают  на  улице.  Но  это  несанкционированные  государством,  самодеятельные  насильственные  действия.  Точно  такие  же  действия  самого  государства  вызывают  у  советского  человека  уважение,  одобрение  и  даже  преклонение  и  любовь. Как  сказала  одна  советская  женщина, «мне  нравится  большая  мощь  нашего  государства».  Советскому  человеку,   который  сам  по  себе  -  ничто,  песчинка  -  очень  важно,  чтобы  государство  было  именно  мощным,  сильным,  потому  что  это  придаёт  устойчивость  его  внутреннему  миру.
6) Для  советского  человека  характерны  тревожность,  неуверенность  в  завтрашнем  дне,  подозрительное  отношение  к  общественным  процессам.  Ему  одинаково  присущи  как  глубочайший  общественный  пессимизм,  так  и  склонность  впадать  в  общественную  эйфорию,  унывать  и  восторгаться.  Причём,  эти  эмоциональные  состояния  могут  очень  быстро  сменять  друг  друга.  Общественная  жизнь  для  советского  человека  -  что-то  очень  связанное  с  эмоциями,  особенно  такими,  как  страх,  злоба,  ненависть,  -  но  мало  связанное  с  разумом,  с  мыслью.  Советский  человек  одинаково  склонен  по-детски  полагаться  на  своего  руководителя,  на  власть,  на  государство,  слепо  верить  им  -   и  ничему  и  никому  не  верить,  занимать  резко  негативистическую  позицию  (что  характерно  для  подростков,  обманутых  взрослыми).
7) Советский  человек  уверен, что  масса  всегда  права,  тот  же,  кто  шагает  не  в  ногу,  всегда  ошибается.
В  целом,  по  целому  ряду  признаков  психика  массового  советского  человека  характеризуется  незрелостью,  близостью  к  психике  подростка  и  даже  ребёнка.
Проблема  перестройки  -  таким  образом,  это,  прежде  всего,  проблема  взросления  человеческих  масс,  а  это  процесс  очень  постепенный,  медленный.
Как  началась  перестройка?  Трое  очень  дряхлых  руководителей  умерли  один  за  другим,  понадобился  человек  сравнительно  молодой,  энергичный  -  в  политбюро  такой  был  только  один,  М.  Горбачёв  (не  случайно  же  членов  ЦК  КПСС  называли  «геронтократами»).  Ни  один  человек  в  стране,  никто  из  ЦК  и  Политбюро  не  подозревал,  что  Горбачёв  выступит  как  реформатор,  это  явилось  для  всех  полной  неожиданностью.  Инициатива  Горбачёва  была  громом  среди  ясного  неба.
Поначалу  многие  растерялись,  но  воля  Первого  лица  в  советском  государстве  тогда  ещё  была  непререкаемым  законом,  необходимо  было  реагировать,  выполнять  указания  генсека.  Так  началась  перестройка.
Всякий  процесс  перемен  может  быть  либо  изменением  по  существу,  в  главном,  качественным  изменением,  -  либо  переменой  внешности,  видимости  при  неизменной  сути.  Для  подлинного  изменения  в  человеческом  обществе  всегда  необходимо  предварительное  накопление  духовных  сил,  творческих  сознательных  сил  человека.  Что-то  действительно  новое  всегда  создаётся  только  этими  силами.  Можно  сказать,  что  всякая  подлинная  перестройка  начинается  с  себя,  с  изменений  в  самом  себе.
Было  ли  это  в  советском  обществе?  Нет.  Никакого  накопления  сознательных,  творческих  сил,  никакого  процесса  воспитания  масс  не  было.  Советское  общество  изменило  свои  лозунги,  внешние  цели,  внешнюю  структуру,  но  не  изменило  своей  сути.  Такой  мгновенный  процесс  не  может  быть  подлинным  изменением.  Признания  своих  ошибок,  покаяния  -  не  было.  Было  откапывание  из  могил  полусгнивших  останков  прежних  руководителей  и  ожесточённое,  почти  сладострастное  пинание  ногами  этих  трупов.  Но  это  очень  характерно  для  рабов,  тут  нет  ничего  нового  в  сравнении  с  тем,  что  было  прежде.  Были  разнообразные  попытки  найти  виновного,  козла  отпущения,  кого-то,  на  кого  можно  всё  свалить.  Попытки  покаяться,  найти  именно  свою  вину  -  не  было.
Что  же  произошло,  какова  суть  советской  перестройки?  Глава  государства  -  полубожественный  азиатский  правитель  -  сказал: «Мы  должны  перестраиваться!»  Это  закон,  его  необходимо  было  выполнять.  Нужно  было  перестраиваться  и  как  можно  скорее,  чтобы  не  отстать  от  других,  не  потерять  своего  общественного  положения,  не  оказаться  аутсайдером.  Это  проявление  приспособленчества  и  холопского  рвения.
И  первыми  сориентировались  карьеристы,  которым  всё  равно,  что  делать  и  говорить,  -  они  и  стали  авангардом  перестройки.
Вот  что  пишет  о  перестройке  в  Литве  писатель  В. Петкявичюс  (Лит. Газета,  №  46,  1990): «… всё  решила  политическая  безграмотность,  а  верх  взяли  те,  кто  наглее  всех  лгал  и  больше  всех  обещал».  И  дальше:  «…  рвутся  руководить  разнообразные  хамелеоны,  которые  и  раньше  душили  всё  живое  и  которые  теперь,  с  дуновением  нового  ветра,  отнюдь  не  отказались  от  прежнего, … а  лишь  побросали  партийные  билеты…  и  стали  самыми  активными  антикоммунистами.  …  сегодня…  время  таких  людей».
Аналогичный  процесс  происходил  везде,  не  только  в  Литве.
Кажется,  что  перестройка  в   СССР  сопровождается  ростом  национальной  независимости,  самостоятельности,  -  в  действительности  же  все  везде,  во  всех  уголках  страны,  во  всех  республиках  продолжают  действовать  совершенно  единообразно,  стереотипно,  как  это  и  было  в  прежние  времена.
Советский  союз  не  исчез,  он  только  раскололся  на  множество  кусков,  как  зеркало  троллей  из  сказки  Андерсена,  но  каждый  кусок  -  это  по-прежнему  зеркало  троллей,  его  суть  не  изменилась.
В  случае  подлинных перемен  в  обществе  у  руля  власти  должны  были  встать  те  люди,  которые  действительно  могли  что-то  изменить,  которые  заслужили  доверие  своим  поведением  в  годы  «застоя».  Однако  этого  не  произошло.  Эти  люди  по-прежнему  остаются  за  бортом  массовых  общественных  процессов,  их  никто  не  слышит,  они  никому  не  нужны.  Лидеры  перестройки  -  это  представители  первых  двух  групп  советского  общества,  это  не  лучшие  силы  общества,  а  подонки  общества,  наиболее  бесчестные,  беспринципные  его  члены.  Разумеется,  они  не  могли  и  не  стремились  осуществлять  какие-то  подлинные  изменения  в  обществе:  их  цель  была  другая  -  продемонстрировать  бурную  активность,  бурные  перемены  -  но  чисто  внешние,  не  затрагивающие  сути.  Слова  «демократия»,  «обновление»  для  этих  людей  -  только  символ  их  власти,  -   так  же, как  для  прежних  руководителей  страны  слова  «Маркс»,  «коммунизм»  были  тоже  только  символами  их  власти.   Лидеры  перестройки  действуют  так,  потому  что  не  умеют  иначе  и  потому,  что  их  побуждения  -  корыстные,  ими  движет   жажда  власти  и  житейских  благ.
Такова  советская  перестройка.  Суть  этого  процесса  -  смена  внешних  форм  при  неизменной  сути.  Это  застойная  перестройка  (или  перестроечный  застой).

1991 г.